1.Целеполагание | Ребята! Сегодня мы продолжим наше пребывание в Древней Греции. Вы видите, что урока закрыта, и я специально это сделала, так как хочу, чтобы вы сами догадались о ней. Итак, вы изучили некоторые страны древности. В каждой из них была своя система образования. Я хочу предложить вам такое задание: сейчас я зачитаю небольшие сведения о школах разных стран, а вы скажете, о школе какой страны шла речь в том или ином примере. 1. (Показываю рисунок с изображением египетской школы) 2. (Показываю рисунок с изображением бамбуковой книги) На экране изображение древнегреческой школы. Задается вопрос: О чём же пойдет речь сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока. Ребята, а что бы вы хотели увидеть в этой школе, с кем бы вы хотели познакомиться? (учащиеся сами ставят цели урока): Вопросы учащихся фиксируются на доске? (Открывается ранее закрытая тема урока. Сообщается о системе оценивания на уроке: активные участники в течение урока будут получать жетоны, на которых изображен лавровый венок – символ победы, за правильно выполненное задание на «5» жетон красного цвета, «4» - оранжевый, «3» - жёлтый. | как было организовано греческое образование. Уроки в греческой школе. - "Школу посещали мальчики, и то не все. Дети простых земледельцев и ремесленников редко становились образованными людьми. Они учи- лись у своих отцов сеять зерно, пасти скот, ткать или работать по камню. Школа готовила писцов и жрецов. Часто и сами школы находились при храмах, а учителями в них были жрецы. Сначала мальчиков учили писать на черепках битой посуды, потом им доверяли папирус. На нем писали острой тростинкой, обмакивая ее в краску". О какой школе шла речь? (О египетской) - "Ученики этой школы излагали содержание старинных книг, чтобы они приобщились к мудрости древних. Сами книги выглядели совсем не так, как наши. Писали на узеньких дощечках из расщепленного бамбука. Тонкую кисточку или палочку обмакивали в черную тушь и нано- сили иероглифы сверху вниз. Если делали ошибку, то соскабливали написанное ножом. Потом в дощечках делали отверстие и продевали бечевку. Связка бамбука и была книгой". А это какая школа? (Древнекитайская) Учащиеся называют тему урока. Учащиеся принимают участие в формулировании вопросов, самоопределяются. (познакомимся с педагогами, кто и чему учились в школе, поговорим об афинских школах и гимнасиях, о том, как тут велось обучение, какие предметы изучались, кто посещал школы, какие школьные принадлеж- ности использовались, где школьники могли продолжить образование. Пассивная.(воспринимают информацию) |
2. Актуализация знаний и подготовка к восприятию. | Диагностика, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. В начале урока проведем небольшую игру, где проверим ваши знания по истории Древней Греции. Игра будет идти в несколько туров. Нашу с вами игру, мы назовём – « Историческая разминка». -Итак, мы начинаем! Первый тур. На первый тур, вот шутка Дана одна минутка Поспеши-ка, не зевай Правильный ответ давай. (Задание требует от учеников краткого ответа) Второй тур. Всем известно и неново Карта важная основа Битвы, действия и страны Вам укажет неустанно Если есть у вас желанье Приступаем. Все вниманье. (Задания второго тура направлены на закрепление знаний исторической карты) Третий тур. Эрудиты, эрудиты! Все пути для вас открыты. Все вопросы вам легки, А если будет трудно, Пятиклассник не грусти. У своего товарища Помощь попроси! (Третий тур требует от учеников развёрнутого ответа, объяснение крылатого выражения) Четвёртый тур. Приложите все старанья Для последнего заданья. В четвёртом туре отгадать, Кому слова эти могут принадлежать? По ходу игры раздаются жетоны. | Выполнение заданий, выявление пробелов Как древние греки называли свою Родину? ( Эллада) Кто прятался на острове Крит в царском дворце. ( Минотавр) Кто автор поэмы « Одиссея»? ( Гомер) Кто автор поэмы «Илиада»? (Гомер) Названье поэмы « Илиада» произошло от названья города Троя. Почему? (Второе название города Троя- Илион) Главный бог в греческой мифологии? (Зевс) Назовите имя жены Зевса? (Гера) Объясните полис – это…? ( Город-государство ) Как назывался греческий военный корабль? ( Триера) Назовите высший орган власти в Афинах? (Ареопаг) Сколько длина Марафонского бега? Почему? (42 км , ровно столько, сколько от Афин до Марафона.) Объясните илоты – это…? ( Рабы в Спарте.) Как назывался боевой строй афинских воинов в Марафонской битве? ( Фаланга) Объясните демократия – это…? (Власть народа) Как называлось главная площадь Афин? ( Агора) Полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колоны? ( Портик) Назовите главный порт Афин? (Пирей) Объясните колония-это?.. (Греческое поселение) Как назывался главный храм в Афинах? (Парфенон) Объясните верфь – это…? (Место строительства кораблей) Назовите имя полководца греческих войск в Марафонской битве? ( Мильтиад) Сколько дней проходили Олимпийские игры? (5 дней) Назовите афинский район, где жили гончары? (Керамик) Назовите имя спартанского полководца в битве у Фермопил? ( Леонид) 1. Покажите на карте - Балканский полуостров. -остров Крит, Аттику, остров Саламин, город Спарту, греческие колонии, место Марафонской битвы, пролив Геллеспонт, город Трою, место проведения Олимпийских игр. 1 « Троянский конь». 2 «Нить Ариадны».3 «Ахиллесова пята». 4 «Лаконичная речь». 5 « Драконовы законы».6 « Между Сциллой и Харибдой». 7 « Яблоко раздора». 1 .« Радуйтесь, мы победили!» ( Афинский воин в 490г до. н.э. после Марафонской битвы). 2 .« Там, на дне вы найдёте достаточно и земли и воды». ( Спартанцы персидским послам перед греко - персидской войной.) 3. «Рабыня раньше, а теперь свободная». ( Солон, когда убрал долговые камни.) 4. « Да, я упал, но лишь один раз…» ( Олимпийский чемпион Милон.) 5.«О, ты, горькая морская влага. Вот тебе». ( Ксеркс, при переходе через пролив Геллеспонт.) 6. « Если ты был в Афинах и не восторгался ими, то ты осёл». ( Афиняне, о своём городе.) |
5. Моделирова-ние нового знания 6. Первичное закрепление 6. | Организация управления и диалога Учебная ситуация :сравнить роль педагога в Древней Греции и сейчас Кого сегодня называют педагогами? Кто сегодня может стать педагогом? Сравните древнегреческого и современного педагога. Назовите сходства и различия. Раб-педагог Современный педагог Сходство ? ? Различие ? ? «Чему учились взрослые афиняне в гимнасиях» Знаете, какие слухи ходили в Афинах о Перикле? Говорили, что если в кулачном бою его положить на лопатки, а потом дать ему слово, то уже через 10 минут все собравшиеся будут уверены, будто именно Перикл выиграл бой, - так убедительно он говорил. Искусству красноречия надо учиться долго и упорно. Сегодня мы попробуем сделать первое упражнение. Вызываю двух учеников к доске. Задание: Говоря одновременно в течение 1 минуты, не прерываясь, вы должны хвалить своего соперника. Побеждает тот, кто не прервется, будет более убедителен и продержится дольше по времени. Большой вклад в развитие мировой науки внесли древнегреческие ученые. Вывешиваютя на доску таблички с их именами, кратко комментируются, Пифагор – известный математик; Евклид – автор знаменитого учебника по геометрии; Геродот – “отец истории” - описал войны греков с персами; Гиппократ – знаменитый врач; Сократ – философ, будил мысли о правде, добре и зле. Учитель: - В гимнасии приходили и выступали такие учёные как Демокрит, Аристотель, Гиппократ, Геродот. Сегодня у нас с вами есть возможность послушать их. Одним из известных врачей Греции, основавшим медицинскую школу на о. Кос (показать на карте) был Гиппократ. До него считалось, что человек болеет оттого, что в его тело вселились злые духи. Стоит их выгнать, и человек здоров. Изобразите, пожалуйста, что вы сильно больны гриппом (дети изображают: чихают, кашляют). Попробуем избавиться от болезни с помощью заклинания, повторяйте за мной: Из моего тела грипп уходи! Злые духи с позором убегайте! Кашель в мое тело не возвращайся! Ну что, помогло вам заклинание избавиться от болезни? Мне – нет! Учитель: Древние греки считали, что любовь к родине – высшая доблесть гражданина. Как вы понимаете это высказывание? Подтвердите его примерами из истории. Учитель предлагает упражнения и обеспечивает ресурсом Игра. Знаете ли вы, что…. Наиболее интересные, глубокие и оригинальные ответы учащихся оцениваются ( раздаются жетоны). Приложение. Материал карточек. 1. Лучшими в Греции были школы в Афинах, они были не государственными, а частными. Обучение было платным. 2. В греческих школах учились только мальчики свободных афинских граждан, начиная с семи лет. 3. В школу мальчиков водил педагог (в переводе с греческого это слово означает «сопровождающий ребенка). Педагогом был раб, состарившийся или увечный, который был неспособен ни для какой другой работы. 4.Педагог не только водил мальчика в школу и нес его письменные принадлежности и музыкальные инструменты, но и учил хорошим манерам: ничего не брать самому за столом, не класть нога на ногу, громко не разговаривать, при появлении старших вставать и пр. 5.Непослушных и не учащих уроков учеников, ленивых неисполнительных учитель наказывал плеткой из бычьего хвоста. 6.Младшие ученики писали на деревянных дощечках, натертых воском, острым концом металлической или костяной палочки, стилем, который с обратной стороны был плоским, чтобы затирать ошибки на дощечке. Старшие ученики писали еще на дорогом материале-папирусе. 7) В школах учили читать, писать, считать, рисовать. Особую любовь прививали к литературе, стихам Гомер и других поэтов, а также к музыке. Греки считали, что без любви к музыке и умения петь нельзя стать настоящим человеком. 8. Каникулы для греческих детей были весной. Мальчики не посещали школу в дни побед при Марафоне и Саламине. Не учились и в дни праздников, посвященных греческим богам. 9. С двенадцати лет мальчики посещали еще одну школу, где занимались гимнастикой, борьбой, бегом, прыжками, метанием копья и диска. Такая школа называлась палестра ( от слова пале- борьба). 10. В Греции все свободные граждане были грамотными людьми. Работа с иллюстрациями Учащимся предлагается рассмотреть спроецированные на экран изображения на чаше и выполнить следующие задания: 1.составить расписание занятий в афинской школе; 2. определить по рисункам, кто из героев этих сценок учитель, кто педагог и кто из них ученик, чему, по вашему мнению, обучался изображенный на чаше ученик; 3. в чем отличие греческого педагога от учителя? Выполнение заданий и оценка учащихся. | Учащиеся проговаривают и защищают выполненные задания Учащиеся выполняют задание Выходят ученики, которые изображают древне - греческих учёных и представляют свои рассказы. Выступление детей. Демокрит: «Здравствуйте ребята, я Демокрит греческий учёный и философ, родился в 460 г. до. н. э. в небольшом приморском городе Абдер, который находится во Фракии. За заслуги перед своим городом получил название « Патриот». Мой девиз: « Ничто не возникает из ничего, и ничего не переходит в ничто ». Я первым высказал мысль что, материя состоит из мельчайших неделимых частиц атомов. Атомы принимают различные формы. Душа человека, состоит из круглых атомов, когда человек умирает, атомы рассеиваются. Религия, по- моему мнению, возникла из- за беспомощности людей перед грозными явлениями природы. Боги это воплощение человеческих чувств и природы, например, Зевс- это солнце, Афина – разум. У меня много математических работ, я рассчитал объём конуса и пирамиды. Мои философские и естественнонаучные воззрения оказали большое влияние на философов последующих времён». Аристотель: «Меня зовут Аристотель. Я родился в 384 г. до. н. э. Мой родной город Стагира во Фракии. К моему имени часто прибавляли прозвище Стагирит. Мой отец был придворный врач при македонском царе. С 367 г до. н.э. я ученик великого Платона. Я не был согласен с его взглядами и поэтому покинул Академию Платона, сказав фразу, которая стала крылатой. – Платон мне друг, но истина дороже. Я считал, что Земля - шар и находится она в центре мира, а Солнце и звёзды вращаются вокруг неё. Все накопленные знания, я разделил по отдельным отраслям и объединил в самостоятельные науки. Ботаника - изучает растения, физика - природу, политика – государство. Сохранилось много афоризмов, которые принадлежат мне. « Дружба – это одна душа в двух телах». « Ведите себя с друзьями так, как хотите, чтобы они вели себя с вами». Об учении. « Корни его горьки, но плоды его сладки». « Философия начинается с удивления» и многие другие». Гиппократ: « Я Гиппократ, родился на острове Кос в 460 г. до. н. э. Я врач в семнадцатом поколении. Тысячи людей я излечил и даже делал сложные хирургические операции. По - моему мнению, нужно лечить не болезнь, а человека, потому, что одно и то же заболевание у разных людей проявляется по - разному. Я определил типы темперамента человека: холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик. Выделил четыре принципа лечения больного: 1).Приносить пользу, а не вред. 2). Противоположное, лечить противоположным. 3). Помогать, а не мешать организму бороться с болезнью. 4). Щадить больного. Деятельность врача очень важна, я сравнивал её со свечой - Сгорая сам, свети другим». Геродот: «Греки называли меня « отцом истории». Мой главный труд по истории посвящён греко - персидским войнам. Я родился в 485г. до. н.э. Мой родной город Галикарнас. За участие в борьбе против тирана правителя в своём городе я был вынужден покинуть родину. Много путешествовал по странам Востока. Подробно описывал обычаи Египта, которые меня поразили. Описал и другие события из жизни стран Востока. Когда я закончил своё путешествие, никто в Греции не знал меня. Из своего путешествия я привёз с собой несколько свитков папируса. Это и была собранная мною история греко - персидских войн. В те времена важным событием древних греков были Олимпийские игры. На ряду со спортсменами в Олимпии выступали музыканты, поэты, писатели. На Олимпийских играх я прочитал несколько глав своей « Истории». Олимпийские игры закончились, слушатели разъехались, по разным городам Греции и разнесли мои рассказы. Я сразу стал знаменит». Учащиеся дают ответ. Предполагаемый ответ. Настоящий гражданин - это тот кто любит свою родину, кто готов не на словах, а на деле доказать свою любовь. Класс делится на две команды, которые получают равное количество карточек с текстом. Проанализировав просмотренный компьютерный материал и тексты в карточках, учащиеся должны определить: а) что в греческих школах и гимнасиях было, на ваш взгляд, положительным б) что было отрицательным; в) какие положения греческого образования вы взяли бы в нашу современную школу. Представители команд высказывают свою точку зрения и обосновывают ее. |
7. Самостоятель-ная работа с самопроверкой | Учитель предъявляет эталон, ресурс, осуществляет мониторинг. В Греции было несколько типов учебных заведений. А какие современные учебные заведения вы знаете? (школы, ПТУ, университет, колледж, гимназии, техникумы). Мы посетили учебные заведения Древней Греции, узнали какими они были и чему в них учили. (Учитель предлагает на доске схему, которую надо закончить) – Сегодня мы побывали в школах и гимнасиях Древней Греции. Давайте подведем итог нашему путешествию. Надеюсь, вы поняли, что, не смотря на различные способы обучения, цель образования в Древней Греции была одна – получение знаний, стремление к совершенствованию, к новым знаниям. Я глубоко верю в то, что ваши цели сегодня такие же, несмотря на многовековую разницу. Спасибо за внимание. | Учащиеся выполняют задания, осуществляют самооценку. Учащиесявыполняют её в тетрадях Рефлексия – осознание учащимися своей деятельности. |
8. Включение нового знания в систему знаний | Учитель предъявляет ресурс и осуествляет контроль и оценивание Учитель: Ребята, мы провели с вами небольшую разминку, а теперь я хочу убедиться в том, что вы хорошо усвоили материал о греческих школах и гимнасиях. С этой целью я предлагаю выполнить задание- тестирование Учащиеся получают листочки с заданиями- тестами. Проверка тестирования (учитель читает ответы). | Учащиеся получают листочки с заданиями- тестами, применяют знания в новой ситуации. 1.В 8 в. до н. э. в Греции появилась новая письменность. Чей алфавит был положен в его основу? а. вавилонский, б. египетский, в.финикийский 2.Какие учебные заведения посещали афинские мальчики? а палестру, б библиотеку Ашшурбанапала, в школы писцов. 3 Что называлось стилем в Древней Греции? а палочка для письма, б манера разговора, в манера ношения одежды. 4 Особенностью древнегреческого письма не является? а передача согласных звуков буквами, б рисунчатый облик греческих букв, в передача гласных звуков отдельными буквами. 5 Школа в Афинах для занятий гимнастикой называлась а Ликей, б Академия, в палестра. 6 Греческий ученый, прозванный «отцом истории» а Геродот, б Софокл, в Гомер. 7 На чем писали ученики афинских школ в 5 в.до н. э.? а на пергаменте, б на дощечках, натертых воском, в на бумаге. 8 Афиняне ставили своей целью воспитать из школьника а бесстрашного воина, б всесторонне развитого гражданина, в хитроумного купца. 9 Где обучались афинские девочки? а в палестрах б дома, в в гимнасиях. 10 В афинских школах обучались а сыновья афинских граждан, б все дети жителей города, в сыновья и дочери афинских граждан. Проверка тестирования (дети меняются листочками). |
7. Рефлексия | Учитель осуществляет содержательную рефлексию. Сегодня, путешествуя по Древней Греции, вы убедились, какой большой вклад внесли древние греки в развитие письменности, чему и как учили в афинских школах и гимнасиях. Пора и в обратный путь. Но что это? Мы не можем вернуться домой. Придется вспомнить, что нового мы узнали сегодня на уроке. I. Познавательное задание. Афинский стратег Перикл узнав о том, что какой-то раб сломал ногу, воскликнул: “Вот еще одним педагогом стало больше!” Что он имел в виду? Кого в Греции называли педагогами? А кого называют педагогами в наши дни? Что еще нового узнали вы сегодня на уроке? Заключительное слово Платон, древнегреческий ученый, говорил, что только благодаря образованию человек становится самым прекрасным и самым божественным из существ, невежда же самое дикое создание из всех существующих на земле. -Согласны ли вы с мнением Платона? Обоснуйте свой вывод.
Наше путешествие заканчивается, давайте с вами подсчитаем сколько вы набрали сегодня за время путешествия жетонов. Выставляются оценки. итоги Ребята! Сегодня мы с вами познакомились с системой обучения и воспитания Древней Греции. Достижения педагогической мысли Греции о всесторонне развитой личности, об умственном, физическом и моральном развитии человека остаются актуальными и сегодня. Мы с вами должны действительно стремиться к всестороннему развитию, чтобы быть сильными, активными гражданами нашего государства. Вы были любознательными путешественниками, узнали много нового и интересного. Домашнее задание: § 38. стр.173-176 прочитать составить по-гречески 3 слова, имеющих отношение к истории Древней Греции. Письменно разработать “Правила ораторского искусства”. Или составить синквейн (греческая школа, палестра, гимнасий) Спасибо за урок! | Учащиеся выполняют задание и отвечают на вопрос. Дети высказывают свою точку зрения, делают вывод. |