Способствовать формированию представлений о рабском труде как основе хозяйства Римского государства, рассмотрению влияния института рабства на социальную жизнь римлян; создать условия для ознакомления с гладиаторскими боями как особенностью культурной жизни римлян
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок « РАБСТВО В ДРЕВНЕМ РИМЕ»»
Урок в 5 классе «РАБСТВО В ДРЕВНЕМ РИМЕ»
Ход урока
Педагогические цели
Способствовать формированию представлений о рабском труде как основе хозяйства Римского государства, рассмотрению влияния института рабства на социальную жизнь римлян; создать условия для ознакомления с гладиаторскими боями как особенностью культурной жизни римлян
Тип и вид урока
Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок-экскурсия
Планируемые результаты (предметные)
Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности
Личностные результаты
Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде; освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека
Метапредметные результаты
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, и др.)
Учитель: вспомним карту
«Чтоб Италию на карте
Отыскать в короткий срок,
Запомни, нужно полуостров
Найти, похожий на … (сапог).
Конечно, путь туда не близкий,
На полуостров … (Апеннинский).
Там, где Тибр полноводный
Течёт в зелёные долины,
Селились в древности глубокой
Трудолюбивые … (латины).
До сей поры в музее Римском
Ей даже памятник хранится.
И как же тут не удивиться,
Что малышей спасла … (волчица).
Ромул дал названье месту.
Это потому, что им
Был основан город … (Рим).
Покажите на карте страны и государства, завоёванные Римом.
Как римляне называли захваченную страну?
Что устраивали в Риме в честь полководца, захватившего страну?
Что везли из провинций в Рим? (Рабов)
Он родился свободным
Под отеческим кровом.
Но в железные цепи
Был врагами закован.
Он теперь на чужбине,
Он теперь не свободен –
Никогда не увидит
Он отчизны просторы.
О ком идёт речь в этом отрывке? Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Источники рабства (презентация):
- война, плен Откуда брали рабов в уже изученных
- пиратство вами государствах (Греция)?
- за долги
- наследственное рабство.
Какой источник играл важнейшую роль ?
Проблемный вопрос – Почему рабство отрицательно влияло на развитие Рима?
Работа по группам:
рабы в имении (картина) + Приложение 1
рабы в богатом доме (обслуга) + Приложение 2
рабы-гладиаторы (картина) + Приложение 3
Вопросы к 1 группе:
- Было ли у рабов свободное время?
- Что должны были делать рабы в дождливую погоду?
- Что должны были делать рабы в праздники?
- Заинтересованы ли рабы в результатах своего труда? Почему нет?
Вопросы к 2 группе:
- Почему римляне говорили : «Раб должен трудиться или спать»?
- Как римляне называли рабов? (говорящее орудие)
Вопросы к 3 группе:
- Почему именно в Риме возникли гладиаторские бои?
- Какие качества воспитывали гладиаторские игры в детях, которые приходили вместе с родителями смотреть их?
Решение проблемы – Почему рабство отрицательно влияло на развитие Рима?
- рабы плохо обрабатывают землю – истощение земли – низкие урожаи
обнищание римских крестьян – недовольство крестьян;
- пасут скот плохо (калечат скот)
- ломают орудия труда (Почему владельцы имений не совершенствовали орудия труда?);
- большое скопление рабов могло привести к восстанию.
Какую характеристику мы можем дать римскому обществу на основе того, что мы сегодня о нём узнали?
Запишем в тетрадь термины:
Раб – это человек, лишённый всех прав.
Гладиаторы – рабы, сражающиеся на арене амфитеатров.
Амфитеатр – специальное сооружение для гладиаторских игр.
Закрепление: игра – то, что относится к рабству , - поднимаем руку, что к первобытному обществу – нет:
- все члены общества лично свободны
- частная собственность на людей
- наличие классов
- наличие государства
- наличие эксплуатации
- земля принадлежит всем членам общества
- земля принадлежит отдельным частным лицам
- орудия труда принадлежат всем членам общества
Рефлексия:
Кто сегодня у вас работал лучше всех?
Кого бы вы хотели похвалить?
Кому бы вы сегодня пожелали удачи на будущее?
Домашнее задание: мини-сочинение «Моё отношение к рабству»
Приложение 1
ОТРЫВОК ИЗ ДОКУМЕНТА ВИДНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ДЕЯТЕЛЯ, ОРАТОРА И ИСТОРИКА МАРКА ПОРЦИЯ КАТОНА «Земледелие»:
«Если стояла дождливая погода, то вот работы, которые можно делать и в ливень: мыть сосуды для вина и осмаливать их, прибирать усадьбу; переносить хлеб, выносить навоз наружу, устраивать навозную кучу, очищать зерно, починять верёвки, плести новые;
Рабам надлежало в это же время заняться починкой одеял и плащей.
По праздникам можно было чистить старые канавы, прокладывать общественную дорогу, вырывать колючую траву, вскапывать огород, обкашивать луга, резать веники, вырезать колючие кусты, наводить чистоту…»
Приложение 2
Римский писатель Сенека рассказывал о рабовладельце, который решил казнить раба за то, что он разбил хрустальную вазу. Другого казнили за то, что забыл в бане бельё своего господина.
Не успел господин открыть глаза, а рабыня-служанка приготовила ему сандалии и одежду. Она же помогла ему одеться. Другая рабыня принесла бритвенные принадлежности и причесала хозяина, при этом она неловко поставила зеркало, оно упало и чуть не разбилось, за что тут же была наказана. За завтраком господину прислуживали несколько рабов, а певицы и музыканты услаждали слух хозяина дома. Этим утром господин завтракал с одним из сенаторов, поэтому блюда на столе были более роскошными, чем обычно. Рабу-повару пришлось встать затемно, чтобы приготовить их и угодить хозяину. После завтрака господин вместе со своим гостем удалились в библиотеку и пригласили туда раба-секретаря для составления каких-то важных бумаг.
Приложение 3
Амфитеатр – это открытое сооружение для зрелищ. Места для зрителей располагались ярусами вокруг арены – усыпанной песком площадки. Один из наиболее грандиозных и известных амфитеатров – Колизей - вмещал 50 тысяч римских граждан. Женщины занимали верхний, деревянный ярус. Всего было 4 яруса, сохранились 3 из них. В Колизее устраивали зрелища – гладиаторские бои.
Гладиаторами становились самые сильные и ловкие рабы. Их обучали искусству владения оружием в специальных школах, а после обучения заставляли сражаться друг с другом на арене для развлечения собравшихся римлян. Первый известный поединок гладиаторов был устроен в 264 г. до н.э.
Возможно, обычай устраивать гладиаторские схватки идёт от древних этрусков. Они приносили человеческие жертвы на могилах знатных покойников. Обречённых на смерть людей заставляли брать в руки оружие и сражаться друг с другом.
Гладиаторы сражались не только друг с другом, но и с животными, например, тиграми, львами. Поединки зачастую бывали очень жестокими. Как рассказывают римские историки, арена становилась скользкой от крови, и её нужно было вновь посыпать песком, чтобы возобновить бой. Песок был коричневого цвета, чтобы кровь на нём была не так заметна. Если зрители не выдерживали запаха крови, выносили курительницы с благовониями, чтобы перебить запах крови.
Удачливый гладиатор становился любимцем публики. Ему доставались деньги и призы. В редких случаях человек, одержавший победу во многих схватках с другими гладиаторами, мог рассчитывать на особое признание римского народа. Ему вручали деревянный меч – символ почётной отставки. Отныне бывший гладиатор мог жить в Риме как простой римский гражданин.
Обычно бой шёл между двумя гладиаторами. Реже на арену выходили несколько десятков бойцов. Гладиатора, отказавшегося идти на бой, выгоняли на арену плетьми и раскалёнными наконечниками копий.