kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок « РАБСТВО В ДРЕВНЕМ РИМЕ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Способствовать формированию представлений о рабском труде как основе хозяйства Римского государства, рассмотрению влияния института рабства на социальную жизнь римлян; создать условия для ознакомления с гладиаторскими боями как особенностью культурной жизни римлян

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок « РАБСТВО В ДРЕВНЕМ РИМЕ»»

Урок в 5 классе «РАБСТВО В ДРЕВНЕМ РИМЕ»

Ход урока

Педагогические
цели

Способствовать формированию представлений о рабском труде как основе хозяйства Римского государства, рассмотрению влияния института рабства на социальную жизнь римлян; создать условия для ознакомления с гладиаторскими боями как особенностью культурной жизни римлян

Тип и вид урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок-экскурсия

Планируемые
результаты
(предметные)

Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности

Личностные
результаты

Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде; освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека

Метапредметные результаты

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, и др.)



  1. Учитель: вспомним карту

«Чтоб Италию на карте

Отыскать в короткий срок,

Запомни, нужно полуостров

Найти, похожий на … (сапог).

Конечно, путь туда не близкий,

На полуостров … (Апеннинский).

Там, где Тибр полноводный

Течёт в зелёные долины,

Селились в древности глубокой

Трудолюбивые … (латины).

До сей поры в музее Римском

Ей даже памятник хранится.

И как же тут не удивиться,

Что малышей спасла … (волчица).

Ромул дал названье месту.

Это потому, что им

Был основан город … (Рим).

Покажите на карте страны и государства, завоёванные Римом.

Как римляне называли захваченную страну?

Что устраивали в Риме в честь полководца, захватившего страну?

Что везли из провинций в Рим? (Рабов)

Он родился свободным

Под отеческим кровом.

Но в железные цепи

Был врагами закован.

Он теперь на чужбине,

Он теперь не свободен –

Никогда не увидит

Он отчизны просторы.


О ком идёт речь в этом отрывке? Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

  1. Источники рабства (презентация):

- война, плен Откуда брали рабов в уже изученных

- пиратство вами государствах (Греция)?

- за долги

- наследственное рабство.

Какой источник играл важнейшую роль ?


Проблемный вопрос – Почему рабство отрицательно влияло на развитие Рима?


  1. Работа по группам:

    1. рабы в имении (картина) + Приложение 1

    2. рабы в богатом доме (обслуга) + Приложение 2

    3. рабы-гладиаторы (картина) + Приложение 3


Вопросы к 1 группе:


- Было ли у рабов свободное время?

- Что должны были делать рабы в дождливую погоду?

- Что должны были делать рабы в праздники?

- Заинтересованы ли рабы в результатах своего труда? Почему нет?


Вопросы к 2 группе:


- Почему римляне говорили : «Раб должен трудиться или спать»?

- Как римляне называли рабов? (говорящее орудие)


Вопросы к 3 группе:


- Почему именно в Риме возникли гладиаторские бои?

- Какие качества воспитывали гладиаторские игры в детях, которые приходили вместе с родителями смотреть их?


  1. Решение проблемы – Почему рабство отрицательно влияло на развитие Рима?


- рабы плохо обрабатывают землю – истощение земли – низкие урожаи

обнищание римских крестьян – недовольство крестьян;

- пасут скот плохо (калечат скот)

- ломают орудия труда (Почему владельцы имений не совершенствовали орудия труда?);

- большое скопление рабов могло привести к восстанию.


Какую характеристику мы можем дать римскому обществу на основе того, что мы сегодня о нём узнали?


Запишем в тетрадь термины:


Раб – это человек, лишённый всех прав.


Гладиаторы – рабы, сражающиеся на арене амфитеатров.


Амфитеатр – специальное сооружение для гладиаторских игр.


Закрепление: игра – то, что относится к рабству , - поднимаем руку, что к первобытному обществу – нет:


- все члены общества лично свободны

- частная собственность на людей

- наличие классов

- наличие государства

- наличие эксплуатации

- земля принадлежит всем членам общества

- земля принадлежит отдельным частным лицам

- орудия труда принадлежат всем членам общества


  1. Рефлексия:


Кто сегодня у вас работал лучше всех?


Кого бы вы хотели похвалить?


Кому бы вы сегодня пожелали удачи на будущее?


Домашнее задание: мини-сочинение «Моё отношение к рабству»



































Приложение 1



ОТРЫВОК ИЗ ДОКУМЕНТА ВИДНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ДЕЯТЕЛЯ, ОРАТОРА И ИСТОРИКА МАРКА ПОРЦИЯ КАТОНА «Земледелие»:



«Если стояла дождливая погода, то вот работы, которые можно делать и в ливень: мыть сосуды для вина и осмаливать их, прибирать усадьбу; переносить хлеб, выносить навоз наружу, устраивать навозную кучу, очищать зерно, починять верёвки, плести новые;

Рабам надлежало в это же время заняться починкой одеял и плащей.

По праздникам можно было чистить старые канавы, прокладывать общественную дорогу, вырывать колючую траву, вскапывать огород, обкашивать луга, резать веники, вырезать колючие кусты, наводить чистоту…»

Приложение 2



Римский писатель Сенека рассказывал о рабовладельце, который решил казнить раба за то, что он разбил хрустальную вазу. Другого казнили за то, что забыл в бане бельё своего господина.



Не успел господин открыть глаза, а рабыня-служанка приготовила ему сандалии и одежду. Она же помогла ему одеться. Другая рабыня принесла бритвенные принадлежности и причесала хозяина, при этом она неловко поставила зеркало, оно упало и чуть не разбилось, за что тут же была наказана. За завтраком господину прислуживали несколько рабов, а певицы и музыканты услаждали слух хозяина дома. Этим утром господин завтракал с одним из сенаторов, поэтому блюда на столе были более роскошными, чем обычно. Рабу-повару пришлось встать затемно, чтобы приготовить их и угодить хозяину. После завтрака господин вместе со своим гостем удалились в библиотеку и пригласили туда раба-секретаря для составления каких-то важных бумаг.

Приложение 3



Амфитеатр – это открытое сооружение для зрелищ. Места для зрителей располагались ярусами вокруг арены – усыпанной песком площадки. Один из наиболее грандиозных и известных амфитеатров – Колизей - вмещал 50 тысяч римских граждан. Женщины занимали верхний, деревянный ярус. Всего было 4 яруса, сохранились 3 из них. В Колизее устраивали зрелища – гладиаторские бои.

Гладиаторами становились самые сильные и ловкие рабы. Их обучали искусству владения оружием в специальных школах, а после обучения заставляли сражаться друг с другом на арене для развлечения собравшихся римлян. Первый известный поединок гладиаторов был устроен в 264 г. до н.э.

Возможно, обычай устраивать гладиаторские схватки идёт от древних этрусков. Они приносили человеческие жертвы на могилах знатных покойников. Обречённых на смерть людей заставляли брать в руки оружие и сражаться друг с другом.

Гладиаторы сражались не только друг с другом, но и с животными, например, тиграми, львами. Поединки зачастую бывали очень жестокими. Как рассказывают римские историки, арена становилась скользкой от крови, и её нужно было вновь посыпать песком, чтобы возобновить бой. Песок был коричневого цвета, чтобы кровь на нём была не так заметна. Если зрители не выдерживали запаха крови, выносили курительницы с благовониями, чтобы перебить запах крови.

Удачливый гладиатор становился любимцем публики. Ему доставались деньги и призы. В редких случаях человек, одержавший победу во многих схватках с другими гладиаторами, мог рассчитывать на особое признание римского народа. Ему вручали деревянный меч – символ почётной отставки. Отныне бывший гладиатор мог жить в Риме как простой римский гражданин.

Обычно бой шёл между двумя гладиаторами. Реже на арену выходили несколько десятков бойцов. Гладиатора, отказавшегося идти на бой, выгоняли на арену плетьми и раскалёнными наконечниками копий.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок « РАБСТВО В ДРЕВНЕМ РИМЕ»

Автор: Карташова Наталья Ивановна

Дата: 01.05.2016

Номер свидетельства: 323727

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Технологическая карта урока "Рабство в Риме"
    ["seo_title"] => string(49) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-rabstvo-v-rimie"
    ["file_id"] => string(6) "262876"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449420220"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Тема урока:  «Рабство в Древнем Риме» "
    ["seo_title"] => string(37) "tiema-uroka-rabstvo-v-drievniem-rimie"
    ["file_id"] => string(6) "130318"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415881035"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Урок по истории Древнего мира на тему "Рабство в Древнем Риме"."
    ["seo_title"] => string(67) "urok-po-istorii-drievniegho-mira-na-tiemu-rabstvo-v-drievniem-rimie"
    ["file_id"] => string(6) "312916"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459416276"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока по истории "Рабство в Древнем Риме""
    ["seo_title"] => string(48) "konspekt_uroka_po_istorii_rabstvo_v_drevnem_rime"
    ["file_id"] => string(6) "479185"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1538209314"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Рабство в Древнем Риме (План-конспект урока для 5 класса). "
    ["seo_title"] => string(60) "rabstvo-v-drievniem-rimie-plan-konspiekt-uroka-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "200503"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428847807"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства