Технологическая карта урока-исследования
Данные об учителе: Алексеева Галина Прокопьевна, имеющаяся (соответствие занимаемой должности) и запрашиваемая (первая) категория, МБОУ Нижне-Котныревская ООШ Алнашского района Удмуртской Республики
Предмет: история Класс: 5 Учебник (УМК): Вигасин А.А. История древнего мира. 5 класс.
Тема урока: Рабство в Древнем Риме Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: тетрадь, раздаточный материал, учебник, тексты.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
Учащиеся владеют
• регулятивными УУД:
- формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов (2 уровень);
- преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместно с учителем (2 уровень);
• познавательными УУД:
- собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя (1 уровень);
У большинства учащихся не сформированы
• коммуникативные УУД:
- высказывать свою точку зрения по инициативе учителя;
• личностные УУД:
- осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижения:
Вид планируемых учебных действий
Учебные действия
Планируемый уровень достижения результатов обучения
Предметные УУД
• опознают понятия «имение», «гладиатор», «амфитеатр» адекватно используют их в собственной речи
1 уровень — понимание, адекватное употребление в речи
• называют причины рабства
2 уровень — воспроизведение
• анализируя и оценивая факты, определяют источник рабства; использование труда рабов
3 уровень — реконструкция (преобразование) информации
Регулятивные УУД
• самостоятельно преобразуют практическую задачу в познавательную, формулируют вопросы
3 уровень — самостоятельное действие учащихся на основе усвоенного алгоритма действий
• планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления
3 уровень — самостоятельное действие учащихся на основе имеющихся знаний о методах исторического исследования
Познавательные УУД
• сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников
2 уровень — совместные (групповые), выполняемые под руководством учителя действия учащихся
Коммуникатив-ные УУД
• готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции
1 уровень — высказывать свою точку зрения по инициативе учителя
Личностные УУД
• осуществляют рефлексию своего отношения к содержанию темы
2 уровень — выполнение учебного действия с использованием опорных слов
Этап урока, время этапа
Задачи этапа
Методы, приемы обучения
Формы учебного взаимо-действия
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД и предметные действия
Мотивацион-но-целевой этап
10 минут
• вызвать познавательный интерес к проблеме;
• организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели
Создание проблем-ной ситуации
Фронталь-ная
Индивиду-альная
Фронталь-ная
Индивиду-альная, фронталь-ная
1. Предлагает детям вспомнить ранее изученные сведения о Риме
2. Предлагает детям решить кроссворд и по ключевому слову угадать тему урока
3. Просит высказать предположение что такое рабство
3. По наводящим вопросам просит попробовать сформулировать тему урока и цели урока
1. Повторение –игра-разминка «Историческая цепочка», даты
2. Решают кроссворд по ключевому слову угадывают тему урока
3. Высказывают предположениячто такое рабство
4. Формулируют тему и цели урока
Познавательные УУД:
воспроизводить знания в письменной форме
Коммуникативные УУД:
участвовать в коллективном обсуждении проблемы
Личностные УУД:
проявлять интерес к новому содержанию
Регулятивные УУД:
определять цели учебной деятельности
Ориентиро-вочный этап
3 минут
• организовать самостоятельное планирование и выбор методов исследования
Беседа
Групповая, фронталь-ная
Задает вопрос о способах получения нового знания, необходимого для решения проблемы
Называют известные им методы исследования и определяют последовательность действий
Регулятивные УУД:
планировать,т.е. составлять план действий с учетом конечного результата.
Поисково-исследова-тельский этап
15 минут
• организовать поиск решения проблемы
Исследо-вание (сбор и анализ фактов, обобще-ние данных, формули-рование выводов)
Индиви-дуальная
Индивид.,, фронталь-ная
Фронталь-ная
Групповая
1. Выдает тексты для чтения, координирует действия учащихся
2. Составляет на доске схему «Кластер» источники рабства
3. Задает вопросы по кластеру
4. Предлагает выбрать руководителя группы
4. Выдает информационные карточки, предлагает работать с учебником
1. Читают текст источники рабства в древнем Риме
2.Читают текст, выделяют в нем необходимую информацию, заполняют схему в карточках сверяя со схемой на доске
3. Отвечают на вопросы учителя, делают выводы
4. Выбирают руководителя. Обсуждают коллективом и называют руководителя своей группы.
5.Каждая группа заполняет информационные карточки, работает с учебником
Познавательные УУД:
- искать и выделять необходимую
информацию;
-анализ схем;
- структурировать знания;
- строить логическую цепь рассуждений, доказывать;
- формулировать выводы
Коммуникативные УУД:
Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации:
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов
Познавательные УУД:
воспроизводить знания в письменной и устной форме;
Коммуникативные УУД: Принимают позицию.
Познавательные УУД: Строят осознанные речевые высказывания в устной и письменной форме.
Поиск и выделение необходимой информации;
- структурируют информацию
Практичес-кий этап
10 минут
• обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов, доказательства своей точки зрения
Решение творчес-кой задачи
Группо-вая
Предлагает группам представить презентации
Представляют устную презентацию по заданной теме
Познавательные УУД:
-подведения под понятия, выведение следствий
Предметные УД:
- знать источники рабства, образ жизни рабов, называть характерные черты положения рабов в Древнем Риме, объяснять значение понятий: раб, рабовладелец, гладиатор, амфитеатр.
Коммуникативные УУД:
-устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
Рефлексив-но-оценочный этап
7 минут
• осмысление процесса и результата деятельности
Беседа Создание письмен-ного текста
Фронтальная Индиви-дуальная,
1. Предлагает оценить факт достижения цели урока
-Назовите источники рабства в Древнем Риме?
-Кто такой раб?
-В чем главное отличие раба от свободного?
-Где применялся труд рабов?
2. Предлагает написать синквейн со словом «раб»
В конце урока задаются вопросы:
1. Кто больше отвечал на уроке?
2. Сколько им поставим?
3. Понравился ли ребятам урок? Предлагает проголосовать как римляне. Да – большой палец вверх, нет – большой палец вниз. Благодарю за внимание!
1. Оценивают степень достижения цели, отвечают на вопросы
2. Пишут синквейны, зачитывают их классу
Регулятивные УУД:
санкционировать факт завершения действий
Коммуникативные УУД:
адекватное отображение своих чувств, мыслей в речевом высказывании