kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по истории Древнего мира на тему "Рабство в Древнем Риме".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по истории Древнего мира на тему "Рабство в Древнем Риме". Технологическая карта. Урок "открытия нового знания". На уроке рассматриваются следующие вопросы: 1. Источники рабства. 2. Труд рабов. 3. Гладиаторы.  Работа в группах. Учащиеся учатся составлять схему и рассказ по картинам, Дифференцированное домашнее задание.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по истории Древнего мира на тему "Рабство в Древнем Риме".»

Рабство в Древнем Риме

Педагогические
цели

Способствовать формированию представлений о рабском труде как основе хозяйства Римского государства, рассмотрению влияния института рабства на социальную жизнь римлян; создать условия для ознакомления с гладиаторскими боями как особенностью культурной жизни римлян

Тип и вид урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Планируемые
результаты
(предметные)

Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности

Личностные
результаты

Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, уважение прав и свобод человека

Метапредметные результаты

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.)

Основное содержание темы, понятия и термины

Источники рабства. Рабы – «говорящие орудия». Сферы применения рабского труда. Гладиаторы. Имение, амфитеатр

Образовательные ресурсы

Учебник. Учебные картины: «Труд и жизнь рабов в имении», «В римском амфитеатре». Настенная карта: «Римская империя»

Организационная структура урока

Этапы урока

Формы,
методы, методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма
контроля

характеристика
основных видов
деятельности

формируемые УУД

I. Организационный момент

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

– Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

Мне очень приятно видеть вас. Давайте создадим друг другу хорошее настроение – улыбнемся. Надеюсь на очень приятную и интересную работу с вами!

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм


II. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Беседа

– В результате завоевательных походов, проходивших в III-II вв. до н.э., Риму подчинилось все Средиземноморье. В город хлынули богатства из всех завоеванных стран. Одним из самых ценных и в то же время наиболее востребованных товаров стали рабы.

 Учитель предлагает сформулировать тему и учебную задачу урока







Записывает тему на доске урока.

Совместно с учащимися составляет план урока:

  1. Источники рабства.

  2. Труд рабов.

  3. Гладиаторы.

Слушают учителя, формулируют тему и учебную задачу урока. Предполагаемые ответы учащихся: тема «Рабство в Древнем Риме», «Жизнь рабов в Древнем Риме»; задачи кто мог стать рабом; узнать как содержали рабов, чем они занимались, выяснить кто мог владеть рабами, каким было отношение к рабам.

Записывают тему урока в тетради.

Составляют план урока и записывают его в тетрадь

Регулятивные: формулируют цель и учебную задачу; планируют учебные действия

Беседа

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Завоевания –

главный источник рабства

Индивиду-альная, фронтальная.
Словесный, практический. Работа с текстом,
беседа

– Подскажите, кто такой раб? Какие у вас возникают ассоциации или синонимы?





Предлагает прочитать п. 1 § 49 и составить схему «Источники рабства в Риме»

Предполагаемые ответы:

- зависимый, несвободный человек

- он принадлежит хозяину

- человек, не имеющий прав. Записывают определение в тетрадь.

Проводят поиск необходимой ин-

формации в тексте, составляют схему в тетради. Предполагаемый ответ: главный источник рабства – завоевания,

покоряя страны, римские полководцы обращали в рабство – десятки тысяч военнопленных и мирных жителей;

неплательщики налогов становились рабами; дети рабов

Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения (осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели)

Беседа по вопросам

Сферы применения рабского
труда

Групповая. Словесный, творческий, наглядный, проблемный. Работа с текстом, картиной, рассказ,

Учитель делит класс на три группы (например, по рядам). Задания для первой и второй группы:

– Прочитайте п. 2, 3 § 49. Первая группа готовит рассказ на тему: «Рабы в имении землевладельца», вторая группа – «Рабы в богатом доме».

Задание для третьей группы:

– По рисункам на стр. 239 составить рассказ о труде рабов (изображены рабы в кандалах, с исполосованными спинами, в лохмотьях).

По итогам выступления групп организует беседу:

– Кто обрабатывал землю в странах Древнего Востока и Древней Греции?

– Почему труд рабов в Риме стоил дешево?

На основе учебного текста и картины составляют

рассказ, представляют
«воображаемую экскурсию». Анализируют изображения на рисунках. Сравнивают рабочую силу в странах Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима

Познавательные: находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; осуществляют анализ, сравнение, устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: умеют работать в группе, контролируют деятельность партнера

Рассказ


Римские ученые о рабах

(документ)

Коллективная. Словесный, проблемный. Работа с документом, беседа

Формулирует задания для работы

с документом (вопросы к § 49 «Познакомьтесь с документом»).

– Докажите, что рабовладельцы Греции и Рима не признавали за рабом прав человека.

–Объясните, почему рабы, согласно наблюдениям римского ученого Колумеллы, дурно пахали землю и плохо пасли скот.




Анализируют документ. Характеризуют рабство,
условия и жизнь рабов

Познавательные: осуществляют анализ, приводят доказательства;

строят логическую цепь рассуж-дений

Беседа по вопросам

Гладиаторы
на арене
амфитеатра

Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ,

работа с картиной, беседа

Рассказывает о гладиаторских боях, используя картину на стр.241 (приложение 1)

Высказывают свое

отношение к гладиаторским боям.

Записывают в тетради определение терминов-гладиатор, амфитеатр

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания

Беседа

IV. Закрепление знаний

Коллективная. Словесный, проблемный. Беседа

– Объясните смысл высказывания: «Раб должен трудиться или спать».

– Римляне любили повторять: «Господин имеет над рабом право жизни и смерти». Как вы объясните смысл этого высказывания?


Анализируют высказывания. Объясняют их смысл.

На основе изученного материала делают вывод, что рабство несправедливо с точки зрения современного человека.

Познавательные: строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство.

Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме; слушают и понимают речь других

Беседа по вопросам

V. Информация о домашнем задании

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя

Комментирует задание.

По выбору подготовить презентацию о гладиаторских боях или карточки

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: принимают учебную задачу

Презентация
карточки








Приложение 1

Гладиаторские бои


Гладиаторами становились чаще всего пленники, преступники, рабы, а иногда - вольнонаемные воины, сражавшиеся для развлечения зрителей. Гладиаторские бои, а также травля зверей были излюбленным зрелищем в Древнем Риме. Первоначально они, как и гонки на колесни­цах, происходили в цирках, но затем для них стали возводить каменные здания - так называемые амфитеатры. Такие бои часто устраивали знаменитые римляне в честь какого-нибудь знаменательного события, например победы в крупном сражении. Поначалу в боях участвовало небольшое число гладиаторов, но постепенно поединки становились все более пышными. Так, император Траян устроил гладиаторские бои, продолжавшиеся... 117 дней! В них приняли участие около 10 тыс. гладиаторов.

Игры начинались обычно утром. Их открывала процессия, шест­вовавшая мимо ложи императора или знатного римлянина, распоря­жавшегося боями. За гладиаторами следовали танцовщики, акробаты, жрецы и музыканты.

Затем следовала травля зверей. Некоторых животных просто по­казывали публике. Менее экзотичных животных, таких, как медведи, пантеры и быка стравливали друг с другом. На них также устраивали охоту, приглашая стрелков из лука, или, наоборот, выпускали диких зверей на беззащитных узников. В таких представлениях совершались кровавые и жестокие убийства тысяч людей и животных. После боев обычно выступали комики, мимы и шуты, устраивая потешные бои.

Гладиаторские бои начинались после полудня. Существовали че­тыре типа гладиаторов, различавшихся по вооружению и одеянию.

Чтобы сделать бои более интересными, в них выпускали друг против друга гладиаторов разных категорий; например, ретиарий мог сражать­ся с мурмиллоном. Бой обычно продолжался до смерти одного из бой­цов, но побежденный или раненый гладиатор мог попросить пощады. Руководствуясь криками зрителей, распорядитель боев особым жестом показывал, какая участь ожидает побежденного. Если большой палец поднимался вверх, бойцу сохраняли жизнь. Так принято считать, но мы не располагаем никакими сведениями, подтверждающими это.

Удачливые гладиаторы получали большие денежные призы, особые венки и всеобщее поклонение. После побед во многих боях гладиатору иногда вручали деревянный меч, что служило символом его свободы. Многие гладиаторы, получившие свободу, становились тренерами в специальных гладиаторских школах.

Маркс Э. Римляне. М., 1997

Приложение 2



      1. Сохранились сведения, что у некоторых римских богачей было в то время до 20 тыс. рабов. Так, у рабовладельцев Красса и Данетрия рабов было столько, что из них можно было набрать целое войско. Помпей в самом деле составил эскадрон из 300 своих пастухов, другой рабовладелец имел 8 тыс. рабов.

  • Какие выводы можно сделать из этих данных? (Постепенно рабов в Риме становилось больше, чем коренных жителей. Это грозило сильными социальными потрясениями.)

      1. Захваченных в плен рабов продавали потом на невольничьих рынках. Особенно прославился работорговлей остров Делос, где в течение дня продавалось несколько тысяч невольников. Цены на рабов были самые различные в зависимости от притока рабов в разное время. В период крупных завоеваний цена на рабов сильно падала.

  • Какие рабы ценились особенно дорого? (Рабы, привезенные из Греции, физически сильные рабы.)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по истории Древнего мира на тему "Рабство в Древнем Риме".

Автор: Бочковская Татьяна Анатольевна

Дата: 31.03.2016

Номер свидетельства: 312916

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Технологическая карта урока "Рабство в Риме"
    ["seo_title"] => string(49) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-rabstvo-v-rimie"
    ["file_id"] => string(6) "262876"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449420220"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Рабочая программа по истории Древнего мира "
    ["seo_title"] => string(50) "rabochaia-proghramma-po-istorii-drievniegho-mira-1"
    ["file_id"] => string(6) "153338"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420994595"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект вводного урока "Путешествие в мир Средневековья" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-vvodnogho-uroka-putieshiestviie-v-mir-sriednieviekov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "137225"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417287583"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект урока истории в 5 классе по теме "Рабство в эпоху Поздней республики" "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-istorii-v-5-klassie-po-tiemie-rabstvo-v-epokhu-pozdniei-riespubliki"
    ["file_id"] => string(6) "118521"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413178549"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Урок по истории в 6 классе на тему "ВИЗАНТИЯ""
    ["seo_title"] => string(46) "urok_po_istorii_v_6_klassie_na_tiemu_vizantiia"
    ["file_id"] => string(6) "453475"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1517249095"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства