|   I. Организационный момент   |    Фронтальная. Словесный. Слово учителя   |    Приветствует учащихся.  – Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.  Мне очень приятно видеть вас. Давайте создадим друг другу хорошее настроение – улыбнемся. Надеюсь на очень приятную и интересную работу с вами!  Проверяет готовность к уроку   |    Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место   |    Быстрое включение в деловой ритм   |         |  
  |   II. Постановка учебной задачи   |    Фронтальная. Словесный. Беседа   |    – В результате завоевательных походов, проходивших в III-II вв. до н.э., Риму подчинилось все Средиземноморье. В город хлынули богатства из всех завоеванных стран. Одним из самых ценных и в то же время наиболее востребованных товаров стали рабы.   Учитель предлагает сформулировать тему и учебную задачу урока  
     
     
     Записывает тему на доске урока.  Совместно с учащимися составляет план урока:   Источники рабства.  Труд рабов.  Гладиаторы.     |    Слушают учителя, формулируют тему и учебную задачу урока. Предполагаемые ответы учащихся: тема – «Рабство в Древнем Риме», «Жизнь рабов в Древнем Риме»; задачи –кто мог стать рабом; узнать как содержали рабов, чем они занимались, выяснить кто мог владеть рабами, каким было отношение к рабам.  Записывают тему урока в тетради.  Составляют план урока и записывают его в тетрадь   |    Регулятивные: формулируют цель и учебную задачу; планируют учебные действия   |    Беседа   |  
  |   III. Усвоение новых знаний и способов действий.  Завоевания –  главный источник рабства   |    Индивиду-альная, фронтальная.  Словесный, практический. Работа с текстом, беседа   |    – Подскажите, кто такой раб? Какие у вас возникают ассоциации или синонимы?                  Предлагает прочитать п. 1 § 49 и составить схему «Источники рабства в Риме»   |     Предполагаемые ответы:   - зависимый, несвободный человек   - он принадлежит хозяину   - человек, не имеющий прав. Записывают определение в тетрадь.  Проводят поиск необходимой ин-  формации в тексте, составляют схему в тетради. Предполагаемый ответ: главный источник рабства – завоевания,  покоряя страны, римские полководцы обращали в рабство – десятки тысяч военнопленных и мирных жителей;  неплательщики налогов становились рабами; дети рабов   |    Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения (осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели)   |    Беседа по вопросам   |  
  |   Сферы применения рабского труда   |    Групповая. Словесный, творческий, наглядный, проблемный. Работа с текстом, картиной, рассказ,     |    Учитель делит класс на три группы (например, по рядам). Задания для первой и второй группы:  – Прочитайте п. 2, 3 § 49. Первая группа готовит рассказ на тему: «Рабы в имении землевладельца», вторая группа – «Рабы в богатом доме».  Задание для третьей группы:    – По рисункам на стр. 239 составить рассказ о труде рабов (изображены рабы в кандалах, с исполосованными спинами, в лохмотьях).   По итогам выступления групп организует беседу:  – Кто обрабатывал землю в странах Древнего Востока и Древней Греции?    – Почему труд рабов в Риме стоил дешево?     |    На основе учебного текста и картины составляют  рассказ, представляют «воображаемую экскурсию». Анализируют изображения на рисунках. Сравнивают рабочую силу в странах Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима   |    Познавательные: находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; осуществляют анализ, сравнение, устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера.  Коммуникативные: умеют работать в группе, контролируют деятельность партнера   |    Рассказ       |  
  |   Римские ученые о рабах    (документ)   |    Коллективная. Словесный, проблемный. Работа с документом, беседа   |    Формулирует задания для работы    с документом (вопросы к § 49 «Познакомьтесь с документом»).  – Докажите, что рабовладельцы Греции и Рима не признавали за рабом прав человека.   –Объясните, почему рабы, согласно наблюдениям римского ученого Колумеллы, дурно пахали землю и плохо пасли скот.               |    Анализируют документ. Характеризуют рабство, условия и жизнь рабов   |    Познавательные: осуществляют анализ, приводят доказательства;  строят логическую цепь рассуж-дений   |    Беседа по вопросам   |  
  |   Гладиаторы  на арене  амфитеатра   |    Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ,  работа с картиной, беседа   |    Рассказывает о гладиаторских боях, используя картину на стр.241 (приложение 1)   |    Высказывают свое  отношение к гладиаторским боям.  Записывают в тетради определение терминов-гладиатор, амфитеатр   |    Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания   |    Беседа   |  
  |   IV. Закрепление знаний   |    Коллективная. Словесный, проблемный. Беседа   |    – Объясните смысл высказывания: «Раб должен трудиться или спать».  – Римляне любили повторять: «Господин имеет над рабом право жизни и смерти». Как вы объясните смысл этого высказывания?       |    Анализируют высказывания. Объясняют их смысл.  На основе изученного материала делают вывод, что рабство несправедливо с точки зрения современного человека.   |    Познавательные: строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство.  Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме; слушают и понимают речь других   |    Беседа по вопросам   |  
  |   V. Информация о домашнем задании   |    Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя   |    Комментирует задание.  По выбору подготовить презентацию о гладиаторских боях или карточки     |    Воспринимают задание, уточняют   |    Регулятивные: принимают учебную задачу   |    Презентация карточки   |