I. Организационный момент | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. – Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Мне очень приятно видеть вас. Давайте создадим друг другу хорошее настроение – улыбнемся. Надеюсь на очень приятную и интересную работу с вами! Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Быстрое включение в деловой ритм | |
II. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Беседа | – В результате завоевательных походов, проходивших в III-II вв. до н.э., Риму подчинилось все Средиземноморье. В город хлынули богатства из всех завоеванных стран. Одним из самых ценных и в то же время наиболее востребованных товаров стали рабы. Учитель предлагает сформулировать тему и учебную задачу урока
Записывает тему на доске урока. Совместно с учащимися составляет план урока: Источники рабства. Труд рабов. Гладиаторы. | Слушают учителя, формулируют тему и учебную задачу урока. Предполагаемые ответы учащихся: тема – «Рабство в Древнем Риме», «Жизнь рабов в Древнем Риме»; задачи –кто мог стать рабом; узнать как содержали рабов, чем они занимались, выяснить кто мог владеть рабами, каким было отношение к рабам. Записывают тему урока в тетради. Составляют план урока и записывают его в тетрадь | Регулятивные: формулируют цель и учебную задачу; планируют учебные действия | Беседа |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Завоевания – главный источник рабства | Индивиду-альная, фронтальная. Словесный, практический. Работа с текстом, беседа | – Подскажите, кто такой раб? Какие у вас возникают ассоциации или синонимы? Предлагает прочитать п. 1 § 49 и составить схему «Источники рабства в Риме» | Предполагаемые ответы: - зависимый, несвободный человек - он принадлежит хозяину - человек, не имеющий прав. Записывают определение в тетрадь. Проводят поиск необходимой ин- формации в тексте, составляют схему в тетради. Предполагаемый ответ: главный источник рабства – завоевания, покоряя страны, римские полководцы обращали в рабство – десятки тысяч военнопленных и мирных жителей; неплательщики налогов становились рабами; дети рабов | Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения (осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели) | Беседа по вопросам |
Сферы применения рабского труда | Групповая. Словесный, творческий, наглядный, проблемный. Работа с текстом, картиной, рассказ, | Учитель делит класс на три группы (например, по рядам). Задания для первой и второй группы: – Прочитайте п. 2, 3 § 49. Первая группа готовит рассказ на тему: «Рабы в имении землевладельца», вторая группа – «Рабы в богатом доме». Задание для третьей группы: – По рисункам на стр. 239 составить рассказ о труде рабов (изображены рабы в кандалах, с исполосованными спинами, в лохмотьях). По итогам выступления групп организует беседу: – Кто обрабатывал землю в странах Древнего Востока и Древней Греции? – Почему труд рабов в Риме стоил дешево? | На основе учебного текста и картины составляют рассказ, представляют «воображаемую экскурсию». Анализируют изображения на рисунках. Сравнивают рабочую силу в странах Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима | Познавательные: находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; осуществляют анализ, сравнение, устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: умеют работать в группе, контролируют деятельность партнера | Рассказ |
Римские ученые о рабах (документ) | Коллективная. Словесный, проблемный. Работа с документом, беседа | Формулирует задания для работы с документом (вопросы к § 49 «Познакомьтесь с документом»). – Докажите, что рабовладельцы Греции и Рима не признавали за рабом прав человека. –Объясните, почему рабы, согласно наблюдениям римского ученого Колумеллы, дурно пахали землю и плохо пасли скот. | Анализируют документ. Характеризуют рабство, условия и жизнь рабов | Познавательные: осуществляют анализ, приводят доказательства; строят логическую цепь рассуж-дений | Беседа по вопросам |
Гладиаторы на арене амфитеатра | Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ, работа с картиной, беседа | Рассказывает о гладиаторских боях, используя картину на стр.241 (приложение 1) | Высказывают свое отношение к гладиаторским боям. Записывают в тетради определение терминов-гладиатор, амфитеатр | Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания | Беседа |
IV. Закрепление знаний | Коллективная. Словесный, проблемный. Беседа | – Объясните смысл высказывания: «Раб должен трудиться или спать». – Римляне любили повторять: «Господин имеет над рабом право жизни и смерти». Как вы объясните смысл этого высказывания? | Анализируют высказывания. Объясняют их смысл. На основе изученного материала делают вывод, что рабство несправедливо с точки зрения современного человека. | Познавательные: строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство. Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме; слушают и понимают речь других | Беседа по вопросам |
V. Информация о домашнем задании | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Комментирует задание. По выбору подготовить презентацию о гладиаторских боях или карточки | Воспринимают задание, уточняют | Регулятивные: принимают учебную задачу | Презентация карточки |