kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабство в Древнем Риме (План-конспект урока для 5 класса).

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном конспекте автор пытается, используя собственные наработки и опыт коллег освятить перед учащимися одну из самых грандиозных проблем в истории Древнего Рима - рабство. Думается что конспкт урока является достаточно традиционным. Первоначально планируется освятить причины возникновения рабства, затем рассказать о том что рабы делились на обычных и домашних и. наконец, посвятить часть урока рассказу о том кто такие гладиаторы. В заключении планируется сделать вывод о положении рабов в древнеримском обществе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабство в Древнем Риме (План-конспект урока для 5 класса). »

Рабство в Древнем Риме

План-конспект урока по истории Древнего мира.

5 класс


Автор-составитель

Учитель истории и обществознания

МАОУ СОШ №4 г.Калининграда

Сапунов Андрей Вячеславович


Цель урока: сформировать у учащихся 5-ых классов представление о положении рабов в Древнем Риме.


Задачи урока:

1. Образовательная: сформировать у учащихся представление о важнейших особенностях рабовладения в Риме, познакомить с источниками рабства, раскрыть картину тяжелейшего положения римских рабов и показать всю глубину безнравственности рабства;

2. Развивающая: развивать аналитические умения учащихся, навыки самостоятельной работы с учебником и умения предъявлять результаты учебной деятельности.

3. Воспитательная: осуществлять нравственное и духовное воспитание учащихся, формировать у них чувства сострадания к человеку, лишённого собственного достоинства и стойкое неприятия рабства, как грубого нарушения прав человека.


Оборудование урока:

  1. Учебник по истории Древнего мира А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свениицкая (Любое издание не раньше 2007 года).

  2. Рабочие тетради по истории Древнего мира.

  3. Тетради учащихся.

  4. раздаточный материал.

  5. Карта по истории Древнего Рима.


Организационный план время:

1. Организационный момент: подготовка учащихся к уроку - 5 мин

2. Проверка домашнего задания - 10 мин

3. Изучение нового материала - 15 мин

4. Закрепление нового материала - 5 мин

5. Задание на дом - 5 мин


Тип урока – комбинированный.




Проверка домашнего задания:

1. Вспомните, о чем шла речь на прошлом уроке?

2. Используя карту, расскажите об римских завоеваниях.

3. Каковы результаты завоевательных походов Рима?

4. Как поступали римляне с завоеванными землями, царями, народами?

5. Опишите по рисунку триумф римского императора.


Переход к изучению новой темы.

- Сегодня мы продолжаем говорить о Древнем Риме. Эпиграфом к нашему уроку могут служить слова римского ученого Варрона. Однажды он сказал: ««Теперь я буду говорить, какими орудиями труда обрабатываются поля. Эти орудия бывают трёх видов: говорящие - …, мычащие - быки, немые – повозки, лопаты, плуги»» Как вы думаете, что это за говорящие орудия? Это – рабы, именно о рабстве и пойдет речь на нашем уроке.

- Записываем в тетради тему урока «Рабство в Древнем Риме»

Постановка цели.

- Определить особенности рабовладения в Риме, познакомиться с источниками рабства, жесточайшем положением римских рабов, убедиться в глубокой безнравственности данного явления и падении нравов у жителей Древнего Рима.

Изучение нового материала

1.Источники рабства.

2.Труд рабов в сельском хозяйстве. Труд рабов в богатом доме.

3.Гладиаторы на арене амфитеатра.


На рубеже II-I веков до н.э. рабы создали богатство римского общества. Кто же такие рабы?

Раб – это человек лишенный всех прав и являющийся полной собственностью владельца.

Рабовладелец – собственник, хозяин рабов.

Фронтальная беседа:

1) Кто такие рабы? (раб – не свободный, бесправный человек, который наряду с орудиями производства являлся собственностью своего хозяина-рабовладельца – запись в тетрадь)


2) Какие источники рабства вы знаете? Записи в тетрадь

Источники рабства в Древнем Риме:

дети рабов и рабынь тоже становились рабами

пленники

свободных людей за долги продавали в рабство и они становились рабами.



Работа по группам

Задание - прочитать соответствующие каждой группе пункты в учебнике и ответить на следующие вопросы:

1. Где в Риме применялся труд рабов?

2. Чем занимались рабы, какую работу выполняли?

3. Каким было отношение к рабам?


1гр. Рабы в имении землевладельца.

Примерный ответ: Богатые римляне владели несколькими огромными имениями. Рабы выращивали оливки и виноград. Работами руководил раб-управляющий, он следил за тем, чтобы рабы трудились от зари до зари круглый год. Принудить рабов к тяжелому труду можно было лишь с помощью наказаний.

За малейшую провинность надсмотрщики применяли телесные наказания - рабов били и пороли. Наиболее непокорных отправляли на особо тяжелые работы.

2гр. Рабы в богатом доме.

Примерный ответ: Отсутствие рабов было признаком нищеты.

Рабы широко использовались в домах римлян.

Они убирались в доме, готовили пищу, ухаживали за хозяином и т.д.

Среди рабов было много образованных людей - учителей, врачей, художников, библиотекарей.

Домашним рабам жилось легче, чем рабам в имениях. Однако любой раб был бесправен, считался вещью, которой хозяин мог распорядиться, как пожелает.


3. Гладиаторы на арене амфитеатра.

В Древнем Риме сильных и ловких рабов помещали в особые школы, где обучали владеть оружием. Таких рабов называли гладиаторами. Они должны были сражаться друг с другом на потеху римской публике. В самом Риме и во всех римских городах, провинциях строили амфитеатры –специальные сооружения для гладиаторских боев. На аренах амфитеатров умирали тысячи рабов.

Самый большой амфитеатр был выстроен в Риме в первом веке до н.э.. Он назывался Колизеем и вмещал более 50 тыс. зрителей. В дни представления амфитеатр всегда полон. В первых рядах сидят сенаторы, дамы. Верхние ряды заняты простыми гражданами.

Гладиаторы сражались парами или же целыми отрядами. Один из них называется «рыбак», у него прочная сеть и острый трезубец. Рыбак сражается полуголым, без шлема и щита. Гладиатор, называемый «рыбой», имеет панцирь и шлем, в руках у него щит и острый меч. Во время боя «рыбак» стремится набросить сеть на «рыбу» и пронзить его трезубцем. Но если гладиатор «рыба» сумеет разрезать мечом сеть, «рыбак» окажется совершенно беззащитным (рис учебника).

За поединком «рыбака» и «рыбы» с замиранием сердца следят тысячи римлян, как решается судьба поверженного, но еще живого гладиатора: зрители опустили большой палец правой руки вниз и тем самым приговорили его к смерти. Если публика считает, что раненый храбро сражался, она разрешит сохранить ему жизнь. Гладиатора лечили, а затем вновь заставляли сражаться на арене.

Вывод: Таким образом, мы можем говорить о том, что гладиаторы вынуждены были сражаться друг с другом на потеху римской публике, сами того не желая.

Закрепление изученного материала.

Итак, ни в одной стране древнего мира не было такого огромного числа рабов, как в Риме. Первая особенность была результатом победоносных войн Рима, вторая – связана с незаинтересованностью рабов в труде и их дешевизной. Принудительный труд подрывал хозяйство Рима и представлял угрозу для самого государства, об этом речь впереди.

Организация домашнего задания.

§ 49 прочитать, составить рассказ «Один день из жизни раба».


Вывод: рабам жилось очень тяжело, в имениях у них было очень много работы, хотя в домах богатых людей рабам жилось легче, но тем не менее самое тяжелое положение в Древнем Риме было у рабов.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Рабство в Древнем Риме (План-конспект урока для 5 класса).

Автор: Сапунов Андрей Вячеславович

Дата: 12.04.2015

Номер свидетельства: 200503


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства