Учащийся докладывает, учитель отмечает отсутствующих в журнале; раздать к/р и контурные карты спросить 1-2 человек 1-2 человека 1-2 человека 8 человек выполняют письменно учитель записывает на доске дату и тему урока «Рабство в Древнем Риме», учащийся записывает в тетради на доске учитель прикрепляет самолет и рисует маршрут путешествия. По ходу экскурсии заполнить схему «источники рабства» Рынок рабов плен пиратство дети рабов использовать рисунок «Рынок рабов в Риме». учащиеся отвечают, что оно было отменено в 326 г.до н.э. учащиеся отвечают задача- выяснить, где применялся рабский труд, и заполнить схему «применение рабов в Риме» 1)с/х 2)гладиаторские бои 3)рудники (строительство) 4)ремесленные мастерские 5)прислуга В качестве управляющего можно пригласить другого учителя или эту роль дать учащимся. Используется учебная картина «В имении римского землевладельца». Используется рисунок «Рудники» Использовать учебную картину «На улице в Помпеях» Учащиеся высказывают свое мнение Использовать учебную картину. Какие качества воспитывали гладиаторские игры в детях, которые приходили вместе с родственниками на зрелище? – учащиеся должны будут ответить. Учащиеся отвечают и вместе с учителем записывают схему. | I Организационный момент. Здравствуйте ребята! Садитесь! Скажите, кто сегодня отсутствует? Я проверила ваши контурные карты и письменную работу на листочках и выставила оценки. (можно озвучить оценки вслух). II Проверка домашнего задания. На прошлом уроке мы изучили с вами тему «Установление господства Рима во всем Средиземноморье». Я задавала вам §48, задание в тетради. 1)Назовите и покажите на карте, какие государства стремился и смог захватить Рим в Восточном Средиземноморье. Что означает римское правило «Разделяй и властвуй!» 2)Рассказать, как происходил триумф в Риме после завоеваний.(Что это такое? Кто участвовал? и т.д.) (для ответа можно использовать учебную картину «Триумф в Риме») 3)Почему римляне решили разрушить Карфаген? +работа с карточками (тесты). III Домашнее задание Запишите, пожалуйста, в дневники задание на дом: прочитать §49, ответить на вопросы после параграфа, посмотреть записи в тетради, прочитать §50 (по нему на следующий урок будет игра). IV Сообщение нового материала. Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие, совершить экскурсию в Римское государство II-I вв. до н.э.. Цель нашего путешествия ознакомиться с римскими рабами, их жизнью, трудом и бытом. Почему именно с рабами, можете вы спрашивать? Это были люди, которые создали богатство Рима, все, чем гордилось римское общество. И вы сами убедитесь в том, что куда бы мы не заглянули, в какой бы уголок Римского государства, везде нам встретятся фигуры работающих рабов. Ну, что? Готовы? Тогда в путь! Полетим мы с вами на специальном самолете, который отнесет нас на много веков назад в Римское государство. Наш маршрут состоять из 6 остановок. И первая остановка «Рынок рабов» Мы очутились с вами в огромной толпе. Кого здесь только нет: торговцы рабами, покупатели: богатые, среднего достатка, множество рабов. Их количество было так велико, что яблоку негде было упасть. Рабы стояли на вращающихся помостах, некоторые на высоких камнях, их хорошо видно издалека. Давайте подойдем поближе. На груди каждого невольника висит табличка с указанием национальности, профессии, возраста, физических или иных способностей. Цена на рабов различна. Одни стоят дорого (имели профессию, образцовые, обученные и обладающие физической силой), другие – дешево (не имели профессию). Наше внимание привлекла большая группа рабов. На их головах надеты лавровые венки. Это пленники из Македонии, которые учили в триумфе. Есть среди рабов и купцы, захваченные морскими пиратами. Вот раб – грек, его покупает уже богатый римлянин в качестве учителя для своего сына. Как вы думаете, почему среди рабов не видно рабов-должников? Итак, мы смотрели с вами 1-й объект экскурсии. Можете ли теперь назвать главные источники рабства? Какой был основным? 2 остановка: Далее наш путь лежит в имение римского землевладельца. У подножия холмов, дающих защиту от зноя и ветров, стоит очень красивая усадьба. К нам подошел человек, которые представился управляющим, и мы решили побеседовать с ним. У: - кто явился хозяином этого имения и где его можно найти? Раб: - У: - Что включает в себя ваше имение? Раб: - У: - Сколько рабочей силы требуется для обработки такой большой территории? Раб: - У: - Что делают рабы зимой, когда нет полевых работ? Раб: - У: - Что делает тот немощной старик? Раб: - У: - Почему некоторые рабы закованы в цепи? Раб: - У: - В чем ваши обязанности? Раб: - У: - Чем кормят рабов? Раб: - У: - Спасибо большое. Не будем больше отвлекать вас от работы. Остановка 3. «Рудники». Ребята, нам с большим трудом разрешили осмотреть рудники. Давайте спустимся вниз и посмотрим, как там трудятся рабы. Нас встретил управляющий, который указал на отверстия в скалах. Это были входы в рудничные галереи. Мы вошли в 1 из них. Здесь надсмотрщик с палкой в руках погонял копошащиеся в темноте фигуры. При свете факелов мы увидели людей, которые откалывали куски горной породы. Рабы день и ночь выносили на плечах эти куски и передавали друг другу. На рабах, видим, ни клочка одежды, а на ногах – цепи. Наверху руду обрабатывали несколько рабов: дробили, толкли в каменных ступах, мололи в специальных мельницах, которые вращали 5 рабов, закованных в цепи. Здесь трудились преступники, беглецы и устроившие восстания. Остановка 4: «Дом богатого римлянина». Давайте войдем внутрь. Дом оказался богато украшен. Раб – привратник проводил нас осмотреть и комнату, помещение, где жили сами рабы. Это была длинная низкая комната с облезлыми стенами и деревянными нарами, покрытыми соломой. В этом помещении был тяжелый воздух, а рассчитано оно на 50 рабов. Одни были образцовые, имевшие профессию, обслуживают самого хозяина дома, его жену и детей. Такие рабы находятся в гораздо лучшем положении, чем все остальные рабы, имеют даже свободное время. Например, библиотекарь. Он грамотен, занимается перепиской книг, их содержанием, занимается с сыном хозяина. Он грек. Другая часть рабов без профессии занимаются уборкой помещения и сада. Последним управляет раб – садовник. Тяжела работа и на кухне. Остановка 5: «Ремесленная мастерская». А теперь, я думаю, отправимся в ремесленную мастерскую. Выйдя из дома богатого римлянина, мы оказались шумной римской улице. Лавки были открыты, и о наличии товара можно было узнать по рисункам на дверях и косяках домов. Мы остановились около вывески, на которой был изображен мул с мельницей. В лавке мы увидели мальчика, который выкладывал на прилавок пирожные и крендели. Другой человек следил за его работой. Он оказался хозяин. В прошлом он тоже был рабом, но был отпущен хозяином за усердие, но с условием, что тот откроет пекарню и будет отдавать проценты с дохода. Нас пропустили и в саму пекарню. Сразу обдало нестерпимым жаром. В комнате стоял туман от мучной пыли. Ручные мельницы, приводимые в движение ослы и 4 раба. Люди сыпали зерно в воронки, гоняли ослов, выбирали муку, месили тесто, подносили пекарям готовые булочки. Мучная пыль разъедала глаза. Рабы трудились здесь даже ночью: хлеб был нужен круглые сутки. Как вы думаете, ребята, почему раба в пекарню считается тяжким наказанием? Остановка 6: «Колизей». Итак, полакомившись свежими булочками, мы отправляемся на заключительный этап нашей экскурсии – в Колизей. Это величественное здание, амфитеатр – открытое сооружение для зрелищ. Места для зрителей. постепенно возвышаясь, располагались вокруг арены, усыпанной песком площадки. Колизей вмещал в себя 50 тыс. римских граждан. Женщины занимали верхний деревянный ярус. Всего было 4 яруса, сегодня сохранилось 3 из них. Излюбленным зрелищем были здесь гладиаторские бои. Гладиаторами становились чаще всего пленники, преступники, рабы, а иногда – вольнонаемные воины, сражавшиеся для развлечения зрителей. Гладиаторские бои устраивали часто богатые, знаменитые римляне в честь какого-нибудь знаменитого события (например, победы в крупном сражении). В гладиаторских боях могли участвовать до 10 тысяч человек. Игры начинались обычно утром, где участвовали: гладиаторы, танцовщицы, акробаты, жрецы и музыканты. Затем следовала травля зверей. Сами гладиаторские бои начинались после полудня. Бой обычно продолжался до смерти одного из бойцов, но он попросил пощады. Если зрители поднимают палец вверх, то бойцу сохраняли жизнь. Если вниз – убивали. Итак, на этот раз поверженным противникам зрители не сохранили жизнь. V Закрепление нового материала. Итак, скажите, ребята, где же применялся труд рабов? Таким образом, раб был бесправен, считается вещью, которую хозяин мог продать, распоряжаться. Раб представлял собой дешевую рабочую силу, «говорящее орудие». Рефлексия. сегодня я узнал… было интересно… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … мне захотелось… |