kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока: «Рабство в Древнем Риме»

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~
Тема урока: «Древний Рим»
Название урока: «Рабство в Древнем Риме»
Цель урока: познакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме
Задачи урока:
- формирование представления о важнейших особенностях рабовладения в Риме;
- формирование навыка анализа информации, представленной в историческом источнике;
- формирование культуры межличностного общения, речевой компетенции учащихся;
- воспитание чувства эмпатии по отношению к угнетенным, чувства неприятия и протеста к подавлению одних людей другими.

Ход урока
I. Организационный момент
II. Переход к изучению новой темы.
Рим стал могущественной державой, им покорены много стран. И в какой бы уголок мы не заглянули, везде нам встретятся множество рабов. Итак, тема нашего урока «Рабство в Древнем Риме». Подумайте и скажите, какова цель урока.
Мы с вами должны познакомиться с жизнью рабов в Древнем Риме.  Выяснить, где применялся труд рабов в Древнем Риме?
III. Изучение новой темы
На рубеже 2 – 1 веков до н.э. рабы создавали богатство римского общества. Кто же такие рабы?
Раб – это человек, лишенный всех прав и являющийся собственностью владельца.
Рабовладелец – собственник, хозяин рабов.
- Подумайте, какими были источники рабства в Древнем мире?
- Какой источник играл важнейшую роль?
- С помощью иллюстраций на слайде постарайтесь определить источник рабства в Древнем Риме.
Составление схемы на доске, запись ее в тетради.
Источники рабства в Древнем Риме

войны (пленники)         наследственное рабство
                     пиратство                        долги
 Труд рабов применялся в различных областях жизни римского общества. Сейчас я предлагаю вам познакомиться с тем, как использовался труд рабов в сельском хозяйстве. Ребята, возьмите напечатанный текст исторического документа. Внимательно прочитайте его. Ответьте на вопросы к тексту. Найдите ответ в самом документе. Можно работать с карандашом. Времени на работу дается 5 минут. Если возникнут вопросы, то поднимите руку.
Если стояла дождливая погода, то вот работы, которые можно делать и в ливень: мыть долии (сосуды для вина) и осмаливать их, прибирать усадь¬бу, переносить хлеб, выносить навоз наружу, устраивать навозную кучу, очищать зерно, починять веревки, плести новые; рабам надлежало в это же время заняться починкой своих одеял и плащей. По праздникам можно было чистить старые канавы, прокладывать общественную дорогу, выре¬зать колючие кусты, вскапывать огород, обкашивать луга, резать веники, вырывать колючую траву, наводить чистоту...
Паек рабам. Тем, кто работает в поле: зимой — по 4 модия (8,75 л) пше¬ницы, в летом — по 4,5.
Вино рабам. По окончании сбора винограда пусть они три месяца пьют ополоски, на четвертый месяц они получают по гемине (0,274 л) на день.
Приварок рабам. Заготовь впрок как можно больше палых маслин. По¬том заготовь зрелых — таких, откуда можно получить совсем мало масла. Береги их, чтобы они тянулись как можно дольше. Когда маслины будут : съедены, давай рыбный рассол и уксус. Масла давай на месяц каждому по секстарию (0,547 л), модия соли хватит каждому на год.
Одежда рабам. Туника (рубашка нательная) весом в 3,5 фунта и плащ через год. Всякий раз, когда будешь давать тунику или плащ, возьми сна¬чала старую одежду на лоскутные одеяла. Хорошие деревянные башмаки следует давать через год...
1. Где применялся труд рабов? (докажите свое мнение строчками из документа)
2. Как содержались рабы? (докажите свою мысль строчками из документа)
А сейчас вы познакомитесь с тем, как жилось рабам в богатом доме. Для этого вам нужно открыть учебники на стр.227 и прочитать п.3 § 49 «Рабы в богатом доме», рассмотреть иллюстрации к § 49.
1. Где еще применялся труд рабов?
2. Чем жизнь «домашних» рабов отличалась от жизни других рабов? Что общего?
Составление схемы, запись в тетради
Использование труда рабов


сельское хозяйство     каменоломни, строительство   обслуга        гладиаторские бои
В Древнем Риме сильных и ловких рабов помещали в особые школы, где обучали владеть оружием. Таких рабов называли гладиаторами. Они должны были сражаться друг с другом на потеху римской публике. В самом Риме и во всех римских городах, провинциях строили амфитеатры – специальные сооружения для гладиаторских боев. На аренах амфитеатров умирали тысячи рабов.
Самый большой амфитеатр был выстроен в Риме в первом веке до н.э.. Он назывался Колизеем и вмещал более 50 тыс. зрителей. В дни представления амфитеатр всегда полон. В первых рядах сидят сенаторы, дамы.  Верхние ряды заняты простым гражданами.
Сейчас я предлагаю Вам просмотреть отрывок из фильма «Колизей. Арена смерти», в котором  вы увидите как готовили гладиаторов, чем заканчивались поединки между ними на аренах амфитеатров.
Во время просмотра вам нужно найти ответы на вопросы:
 - Как выглядят гладиаторы?
 - Каким оружием они сражались?
 - Какова была реакция публики?
Беседа после просмотра видеоролика:
- Итак, скажите, пожалуйста, каково ваше впечатление от увиденного?
- Как выглядели гладиаторы?
- Какое оружие было у гладиаторов?
Гладиаторы сражались парами или же целыми отрядами. Самым захватывающим поединком для римлян был поединок между «рыбаком» и «рыбкой» Рыбак сражается полуголым, без шлема и щита. Гладиатор, называемый «рыбой», имеет панцирь и шлем, в руках у него щит и острый меч. Во время боя «рыбак» стремится набросить сеть на «рыбу» и пронзить его трезубцем. Но если гладиатор «рыба» сумеет разрезать мечом сеть, «рыбак» окажется совершенно беззащитным (рис учебника).
Таким образом, мы можем говорить о том, что гладиаторы вынуждены были сражаться друг с другом на потеху римской публике, сами того не желая.
IV. Закрепление
1. Решение задачи:
Захваченных в плен рабов продавали потом на невольничьих рынках. Особенно прославился работорговлей остров Делос, где в течение дня продавалось несколько тысяч невольников. Цены на рабов были самые различные в зависимости от притока рабов в разное время. В период крупных завоеваний цена на рабов сильно падала.
- Какие рабы ценились особенно дорого?
V. Подведение итогов урока.
Итак,  ни в одной стране древнего мира не было такого огромного числа рабов, как в Риме.  Рабовладение в Риме имело свои особенности. Первая особенность – это широкое применение труда рабов во всех сферах жизни общества, вторая – связана с незаинтересованностью рабов в труде и их дешевизной. Принудительный труд подрывал хозяйство Рима и представлял угрозу для самого государства, об этом речь впереди.
- В каких отраслях хозяйства рабский труд был наиболее распространен?
- Прав ли был сенатор, говоря о римском обществе, как о самом справедливом и совершенном, в котором рабов не следует брать в расчет?
- Какую оценку вы бы поставили себе?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Рабство в Древнем Риме» »


Тема урока: «Древний Рим»

Название урока: «Рабство в Древнем Риме»

Цель урока: познакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме

Задачи урока:

- формирование представления о важнейших особенностях рабовладения в Риме;

- формирование навыка анализа информации, представленной в историческом источнике;

- формирование культуры межличностного общения, речевой компетенции учащихся;

- воспитание чувства эмпатии по отношению к угнетенным, чувства неприятия и протеста к подавлению одних людей другими.


Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Переход к изучению новой темы.

Рим стал могущественной державой, им покорены много стран. И в какой бы уголок мы не заглянули, везде нам встретятся множество рабов. Итак, тема нашего урока «Рабство в Древнем Риме». Подумайте и скажите, какова цель урока.

Мы с вами должны познакомиться с жизнью рабов в Древнем Риме. Выяснить, где применялся труд рабов в Древнем Риме?

  1. Изучение новой темы

На рубеже 2 – 1 веков до н.э. рабы создавали богатство римского общества. Кто же такие рабы?

Раб – это человек, лишенный всех прав и являющийся собственностью владельца.

Рабовладелец – собственник, хозяин рабов.

- Подумайте, какими были источники рабства в Древнем мире?

- Какой источник играл важнейшую роль?

- С помощью иллюстраций на слайде постарайтесь определить источник рабства в Древнем Риме.

Составление схемы на доске, запись ее в тетради.

Источники рабства в Древнем Риме


войны (пленники) наследственное рабство

пиратство долги

Труд рабов применялся в различных областях жизни римского общества. Сейчас я предлагаю вам познакомиться с тем, как использовался труд рабов в сельском хозяйстве. Ребята, возьмите напечатанный текст исторического документа. Внимательно прочитайте его. Ответьте на вопросы к тексту. Найдите ответ в самом документе. Можно работать с карандашом. Времени на работу дается 5 минут. Если возникнут вопросы, то поднимите руку.

Если стояла дождливая погода, то вот работы, которые можно делать и в ливень: мыть долии (сосуды для вина) и осмаливать их, прибирать усадь­бу, переносить хлеб, выносить навоз наружу, устраивать навозную кучу, очищать зерно, починять веревки, плести новые; рабам надлежало в это же время заняться починкой своих одеял и плащей. По праздникам можно было чистить старые канавы, прокладывать общественную дорогу, выре­зать колючие кусты, вскапывать огород, обкашивать луга, резать веники, вырывать колючую траву, наводить чистоту...

Паек рабам. Тем, кто работает в поле: зимой — по 4 модия (8,75 л) пше­ницы, в летом — по 4,5.

Вино рабам. По окончании сбора винограда пусть они три месяца пьют ополоски, на четвертый месяц они получают по гемине (0,274 л) на день.

Приварок рабам. Заготовь впрок как можно больше палых маслин. По­том заготовь зрелых — таких, откуда можно получить совсем мало масла. Береги их, чтобы они тянулись как можно дольше. Когда маслины будут : съедены, давай рыбный рассол и уксус. Масла давай на месяц каждому по секстарию (0,547 л), модия соли хватит каждому на год.

Одежда рабам. Туника (рубашка нательная) весом в 3,5 фунта и плащ через год. Всякий раз, когда будешь давать тунику или плащ, возьми сна­чала старую одежду на лоскутные одеяла. Хорошие деревянные башмаки следует давать через год...

  1. Где применялся труд рабов? (докажите свое мнение строчками из документа)

  2. Как содержались рабы? (докажите свою мысль строчками из документа)

А сейчас вы познакомитесь с тем, как жилось рабам в богатом доме. Для этого вам нужно открыть учебники на стр.227 и прочитать п.3 § 49 «Рабы в богатом доме», рассмотреть иллюстрации к § 49.

  1. Где еще применялся труд рабов?

  2. Чем жизнь «домашних» рабов отличалась от жизни других рабов? Что общего?

Составление схемы, запись в тетради

Использование труда рабов



сельское хозяйство каменоломни, строительство обслуга гладиаторские бои

В Древнем Риме сильных и ловких рабов помещали в особые школы, где обучали владеть оружием. Таких рабов называли гладиаторами. Они должны были сражаться друг с другом на потеху римской публике. В самом Риме и во всех римских городах, провинциях строили амфитеатры – специальные сооружения для гладиаторских боев. На аренах амфитеатров умирали тысячи рабов.

Самый большой амфитеатр был выстроен в Риме в первом веке до н.э.. Он назывался Колизеем и вмещал более 50 тыс. зрителей. В дни представления амфитеатр всегда полон. В первых рядах сидят сенаторы, дамы. Верхние ряды заняты простым гражданами.

Сейчас я предлагаю Вам просмотреть отрывок из фильма «Колизей. Арена смерти», в котором вы увидите как готовили гладиаторов, чем заканчивались поединки между ними на аренах амфитеатров.

Во время просмотра вам нужно найти ответы на вопросы:

- Как выглядят гладиаторы?

- Каким оружием они сражались?

- Какова была реакция публики?

Беседа после просмотра видеоролика:

- Итак, скажите, пожалуйста, каково ваше впечатление от увиденного?

- Как выглядели гладиаторы?

- Какое оружие было у гладиаторов?

Гладиаторы сражались парами или же целыми отрядами. Самым захватывающим поединком для римлян был поединок между «рыбаком» и «рыбкой» Рыбак сражается полуголым, без шлема и щита. Гладиатор, называемый «рыбой», имеет панцирь и шлем, в руках у него щит и острый меч. Во время боя «рыбак» стремится набросить сеть на «рыбу» и пронзить его трезубцем. Но если гладиатор «рыба» сумеет разрезать мечом сеть, «рыбак» окажется совершенно беззащитным (рис учебника).

Таким образом, мы можем говорить о том, что гладиаторы вынуждены были сражаться друг с другом на потеху римской публике, сами того не желая.

  1. Закрепление

  1. Решение задачи:

Захваченных в плен рабов продавали потом на невольничьих рынках. Особенно прославился работорговлей остров Делос, где в течение дня продавалось несколько тысяч невольников. Цены на рабов были самые различные в зависимости от притока рабов в разное время. В период крупных завоеваний цена на рабов сильно падала.

- Какие рабы ценились особенно дорого?

  1. Подведение итогов урока.

Итак, ни в одной стране древнего мира не было такого огромного числа рабов, как в Риме. Рабовладение в Риме имело свои особенности. Первая особенность – это широкое применение труда рабов во всех сферах жизни общества, вторая – связана с незаинтересованностью рабов в труде и их дешевизной. Принудительный труд подрывал хозяйство Рима и представлял угрозу для самого государства, об этом речь впереди.

- В каких отраслях хозяйства рабский труд был наиболее распространен?

- Прав ли был сенатор, говоря о римском обществе, как о самом справедливом и совершенном, в котором рабов не следует брать в расчет?

- Какую оценку вы бы поставили себе?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема урока: «Рабство в Древнем Риме»

Автор: Кизюрина Татьяна Викторовна

Дата: 13.11.2014

Номер свидетельства: 130318

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Технологическая карта урока "Рабство в Риме"
    ["seo_title"] => string(49) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-rabstvo-v-rimie"
    ["file_id"] => string(6) "262876"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449420220"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Урок по истории Древнего мира на тему "Рабство в Древнем Риме"."
    ["seo_title"] => string(67) "urok-po-istorii-drievniegho-mira-na-tiemu-rabstvo-v-drievniem-rimie"
    ["file_id"] => string(6) "312916"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459416276"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока по истории "Рабство в Древнем Риме""
    ["seo_title"] => string(48) "konspekt_uroka_po_istorii_rabstvo_v_drevnem_rime"
    ["file_id"] => string(6) "479185"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1538209314"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Конспект урока :Рабство в Древнем Риме "
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-rabstvo-v-drievniem-rimie"
    ["file_id"] => string(6) "221518"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435346231"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Урок по теме: "Рабство в Древнем Риме""
    ["seo_title"] => string(40) "urok_po_tiemie_rabstvo_v_drievniem_rimie"
    ["file_id"] => string(6) "373823"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482828680"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства