kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок истории: "Наполеоновская Франция и Европа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок истории в 8 классе. 

Тема: «Наполеоновская Франция и Европа»

Цели урока: 1.Рассматреть наполеоновские войны как бедствия для народов Европы и одновременно как катализатор, ускоривший пробуждение национального самосознания.

2. Рассмотреть причины краха наполеоновской империи.

3. Продолжить развивать навыки учащихся работать с картой, источниками, выделять главное.

Основные понятия: континентальная блокада.

Тип урока: комбинированный.

   Оборудование урока:  Учебник «Всеобщая история  история нового времени 1800- 1900» 8 класс  Ревякин А.В. Карта «Наполеоновские войны 1799 – 1815гг.».

План:

1. Цели Наполеоновских войн.

2. Военные действия с европейскими государствами.

3. Великая империя. Реформы по «французскому образцу».

4. Гибель империи. Значение Наполеоновских войн.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок истории: "Наполеоновская Франция и Европа"»

2 урок 8 класс Ревякин

Тема: «Наполеоновская Франция и Европа»

Цели урока: 1.Рассматреть наполеоновские войны как бедствия для народов Европы и одновременно как катализатор, ускоривший пробуждение национального самосознания.

2. Рассмотреть причины краха наполеоновской империи.

3. Продолжить развивать навыки учащихся работать с картой, источниками, выделять главное.

Основные понятия: континентальная блокада.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование урока: Учебник «Всеобщая история история нового времени 1800- 1900» 8 класс Ревякин А.В. Карта «Наполеоновские войны 1799 – 1815гг.».

Ход урока

1. Организационный момент.

2.Проверка выполнения домашнего задания.

Фронтальная беседа по вопросам § 1.

3) Введение новых знаний.

План:

1. Цели Наполеоновских войн.

2. Военные действия с европейскими государствами.

3. Великая империя. Реформы по «французскому образцу».

4. Гибель империи. Значение Наполеоновских войн.

1. Вскоре после начала Французской революции стране пришлось вести военные действия против соседей, которые были недовольны свержением монархии и попытками Франции захватить их территории. К лету 1793 г. Франция оказалась в кольце фронтов. Именно в военных действиях республики впервые прославился Наполеон Бонапарт, осуществив ряд успешных операций, в том числе и знаменитый Итальянский поход 1796—1797 гг.

Беседа с учащимися.

1. Каковы были цели Франции в войнах 1792—1799 гг.?

2. Справедливый ли характер носили военные действия Франции против европейских государств? Обоснуйте свое мнение.

3. Каковы были итоги военных действий Франции к 1799 г.? Добилась ли она своих целей?

4. К началу 1800-х гг. Бонапарт победил всех врагов Франции и подписал с ними мирные договоры. Но войны не прекратились. Предположите, какие цели теперь стояли перед Наполеоном.

5. Можно ли назвать войны после 1800 г. справедливыми для Франции? Обоснуйте свое мнение. Дайте им другое название.

Соотнесите цели и характер войн. Полученные результаты оформите в виде таблицы.

Характер войн, которые вела сначала революционная, а затем наполеоновская Франция против других государств, легко прослеживается по отношению народов Европы к французским завоевателям. На первом этапе этих войн широкие слои населения государств, подвергшихся вторжениям французских войск, смотрели на них как на освободителей. Эту репутацию подтверждали реформы, направленные на упразднение сословных привилегий, сеньориального строя, абсолютизма и др., которые французы осуществляли на оккупированных территориях. Например, в Италии широкая общественность, простые люди встречали армию Наполеона Бонапарта в 1796 г. с распростертыми объятиями.

«Вообразите себе целый народ, обезумевший от восторга», — писал об этих событиях Стендаль в романе «Пармская обитель», в молодости служивший в наполеоновской армии. Уже в 1806 г. в Италии началось вооруженное восстание против оккупантов. Правда, оно ограничивалось

преимущественно Калабрией и приняло форму налетов вооруженных групп, возглавляемых прославившимся в ту пору и слывшим неуловимым Фра-Дьяболо. Власти не могли справиться с «разбойниками», которые пользовались поддержкой местного населения. Но и в Северной, и в Южной Италии люди, недавно радовавшиеся приходу французов, все больше смотрели на них не как на освободителей, а как на завоевателей, грабящих их родину.

Видный отечественный историк А. З. Манфред, автор биографии Наполеона Бонапарта, писал: «...Что заставляло крестьян выступать против французов, сражаться с завоевателями? Это было нечто не поддающееся измерению ни в цифрах, ни в счете денег, ни в количестве батальонов. То было пробуждающееся национальное чувство. И оно

становилось силой, с которой, хотел того Наполеон или нет, нельзя было не считаться». Это пробуждающееся чувство национального достоинства давало о себе знать повсеместно в странах Европы, оказавшихся под пятой французских завоевателей. В Германии оно приняло своеобразную

форму интереса людей к далекому прошлому их родины. Поэтов и писателей заинтересовали народные сказки и предания. В скором времени из этого интереса родилось мощное художественное течение, получившее название «романтизм».

Сам Наполеон долгое время не придавал большого значения спонтанным формам сопротивления населения оккупированных стран. Народных мстителей-партизан он называл «чернью», «скопищем разбойников», «бандами». Наполеон был уверен, что они разбегутся и спрячутся по щелям при первых же залпах французских пушек. Поворотным моментом стала катастрофа в испанском городе Байлене. Известие о ней застало Наполеона в городе Бордо на юго-западе Франции. После торжественной церемонии в префектуре он удалился в свои покои, чтобы ознакомиться с почтой, которую каждый день привозили ему курьеры. Вдруг из-за закрытых дверей раздался грохот падающих предметов, звон разбитой посуды и гневные выкрики императора. Бросившиеся к нему офицеры и придворные увидели такую картину: Наполеон, бросив на пол и разбив вдребезги фарфоровый графин, в бешенстве шагал по залитому водой ковру, ломая все, что попадалось под руку. Так он отреагировал на сообщение о капитуляции 23 июля 1808 г. французской дивизии в Байлене. Командующий армией Пьер Дюпон де Летан был одним из лучших боевых генералов. Тем не менее он попал в окружение и, далеко, по мнению Наполеона, не исчерпав всех средств продолжения борьбы, сдался отрядам повстанцев. В плену у испанцев оказалось около восемнадцати тысяч французов. Только генералы и старшие офицеры получили право вернуться домой. Большинство солдат погибло в плену.

Поражение при Байлене произвело и на испанцев, и на все народы Европы огромное морально-психологическое воздействие. «Байленская катастрофа была не только позором империи, — подчеркивал А. З. Манфред, — Байлен доказал, что наполеоновская армия перестала быть непобедимой». После этого всю Испанию охватило пламя народной войны против захватчиков. Через две недели после капитуляции Дюпона вспыхнуло восстание в Португалии, 6 августа в этой стране высадились британские войска под командованием Артура Уэлсли, будущего герцога Веллингтона. Французская армия под командованием Жюно не смогла оказать им сопротивление и 30 августа капитулировала в Синтре. То, что французские войска дважды за короткое время бесславно уступили победу своим противникам, повсеместно в Европе было воспринято как первый признак упадка «великой империи» Наполеона.

2. Вопрос о военных действиях и их результатах изучается с опорой на карту учебника «Наполеоновские войны 1799—1815 гг.». Называются основные вехи военных действий, показываются на карте присоединенные к Франции или подконтрольные ей территории. На карте в учебнике они выделены соответственно фиолетовым и розовым цветом. Таким образом, хорошо видно, что большая часть Европы находилась фактически под властью Наполеона.

Практическая работа с текстом учебника (пункты «Вершина могущества» и «Великая империя и „семейная система“ Наполеона») и картой на

с. 22—23 учебника.

1. Составьте хронологическую таблицу присоединения к Франции новых территорий. Определите по карте их месторасположение.

2. Какие европейские страны не попали под власть Наполеона? Определите почему.

3. Дайте определение термину «континентальная блокада». Определите, какие способы ее осуществления предусматривались. Была ли она полной и эффективной?

4. Какова суть «семейной системы» Наполеона? Для чего она создавалась? Как вы думаете, была ли она эффективной?

3.

1. Вспомните содержание нового законодательства, созданного при Наполеоне. Какое значение оно имело для Франции?

2. Рассмотрите карту «Кодекс Наполеона в Европе» и назовите страны, в которых он применялся. Какое значение для этих стран имели реформы, проводимые Наполеоном?

3. Прочитайте в учебнике документ «Из конституции Испании

1812 г.» и ответьте на поставленные к вопросы. Какие идеи Французской революции и наполеоновского времени отразились в нем?

4. Рассматривается поход Наполеона в Россию и гибель его империи. Кратко характеризуется поход в Россию. Наглядно показать одну из основных причин гибели империи можно при помощи схемы «Консульство Наполеона», предложенной на предыдущем уроке. В ней одной из основ Французской республики является армия. Ликвидация этой основы выявляет неустойчивость всей системы, которая и рухнула под ударами войск союзников в 1814 г.

Затем делаем выводы о значении наполеоновских войн и о влиянии событий во Франции на жизнь Европы.

Общие требования: возвратить законным государям земли на левом берегу Рейна и в Северной Италии; отменить действие Кодекса Наполеона на захваченных и присоединенных территориях (Кодекс разрушал феодальные порядки, поэтому значительная часть населения не препятствовала Наполеону и даже содействовала успеху в его войнах). Вся монархическая Европа была возмущена расстрелом члена бывшей французской королевской семьи герцога Энгиенского. Все страны не устраивало стремление Наполеона к мировому господству.

Испания была союзницей Франции, но после того как Наполеон обманным путем лишил власти законного короля Карла IV и посадил на испанский трон своего брата Жозефа Бонапарта, началось восстание, которое приобрело форму народной (партизанской) войны.

Великобритания. Война с Францией легла тяжелым бременем на население (вводились дополнительные налоги). В 1802 г. Англия заключила мир с Францией, по которому возвращала Франции, Испании и Голландии захваченные у них колониальные владения. Английские войска вышли из Египта. Но в 1803 г. война возобновилась, так как Наполеон покушался на о. Мальту — оплот Англии в Средиземном море. С 1806 г. Наполеон ввел континентальную блокаду, на которую Англия ответила морской контрабандой.

Россия была недовольна континентальной блокадой Англии, так как нарушались тесные торговые связи.

Пруссия и другие германские княжества. Наполеоновские войны оказали огромное влияние на судьбы немецкого народа. В Германии была установлена гегемония Наполеона, а значительная ее часть оказалась под французским господством. В 1803 г. начался процесс ликвидации мелких княжеств и владений, земли которых были присоединены к более крупным государствам. Был создан Рейнский

союз, его протектором стал Наполеон. Союз к 1812 г. охватил все немецкие государства, за исключением Австрии и Пруссии. В Рейнском союзе были проведены многие антифеодальные преобразования, в частности отменена крепостная зависимость крестьянства, в некоторых землях вводился Гражданский кодекс. В 1806 г. созданию Рейнского

союза пыталась воспрепятствовать Пруссия, но вступление ее в войну закончилось тем, что Наполеон захватил Берлин и оккупировал всю страну. Только благодаря вмешательству Александра I Наполеон по Тильзитскому миру 1807 г. согласился на ее сохранение. Пруссия потеряла земли западнее Эльбы, польские земли, должна была заплатить большую контрибуцию и примкнуть к континентальной блокаде. В 1812 г. некоторые немецкие государства, в том числе Пруссия, были вынуждены стать союзниками Французской империи в войне против России.

Австрия. Войны, которые вели Габсбурги против Франции, заканчивались, как правило, поражениями. В 1805 г. Наполеон захватил Вену, а в 1806 г. под нажимом Наполеона Габсбурги вынуждены были навсегда расстаться с титулом императоров Священной Римской империи германской нации. Монархия стала называться Австрийской

империей. В 1809 г. французы в очередной раз разгромили австрийцев. После этого министром иностранных дел стал Клеменс Меттерних. В 1812 г. некоторые немецкие государства, в том числе Австрия, были вынуждены стать союзниками Французской империи в войне против

России.

Великое герцогство Варшавское. Ввело Кодекс Наполеона, который разрушал феодальные порядки, в частности упразднял феодальную зависимость крестьян, но сохранял повинности и сословные привилегии дворянства.

Франция. Непрерывные войны истощили страну; зрело недовольство стремлением Наполеона завоевать весь мир.

Таким образом, формулируются европейские международные противоречия в начале XIX в.

4) Закрепления материала.

Вопросы и задания.

1) Проанализируйте внутреннее и внешнее положение импе­рии Наполеона I.

2) Укажите причины вступления Наполеона I в войну против России.

3) В 1796-1797 гг. армия Наполеона совершила поход в Италию. Чем отличался этот поход от войн, которые вела револю­ционная Франция? В чем сходство итальянского похода с этими войнами?

4) О каких личных качествах Наполеона Бонапарта свиде­тельствуют следующие его высказывания:

- «Для того, чтобы управлять миром, нет иных секретов, кроме того, чтобы быть сильным; сила не знает ни ошибок, ни ил­люзий».

- «Добивайтесь успеха; я сужу о людях только по результа­там их действий».

- «И внутри страны, и вне ее я царствую лишь благодаря внушаемому всем страху».

- «Когда настанет час опасности, меня все покинут».

- «Есть два рычага, которыми можно двигать людей, - страх и личный интерес».

5) Подведение итогов урока.

6). Выставление оценок за урок.

7) Домашнее задание:

Для всех учащихся:

прочитать § 2, ответить на вопросы и за­дания

Учебно-исследовательский уровень:

  1. Используя дополнительный материал, напишите биографические справки на исторических деятелей, чьи портреты помещены в данном параграфе.

Творческое задание:

  1. Оцените военные успехи Наполеона с точки зрения сегодняшнего жителя Франции и России.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок истории: "Наполеоновская Франция и Европа"

Автор: Позняк Болеслава Николаевна

Дата: 13.12.2015

Номер свидетельства: 265590

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока на тему "Консульство и образование наполеоновской империи""
    ["seo_title"] => string(70) "konspekt_uroka_na_temu_konsulstvo_i_obrazovanie_napoleonovskoi_imperii"
    ["file_id"] => string(6) "518205"
    ["category_seo"] => string(21) "vseobshchaya-istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1566546740"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Урок русской литературы «Война и мир» — роман-эпопея. Изображение дворянства в романе."
    ["seo_title"] => string(80) "urok_russkoi_litieratury_voina_i_mir_roman_epopieia_izobrazhieniie_dvorianstva_v"
    ["file_id"] => string(6) "410290"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1492596192"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока на тему:"Отечественная война 1812 года" "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-na-tiemu-otiechiestviennaia-voina-1812-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "239296"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444753198"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Германия в 19 веке. Конспект урока. "
    ["seo_title"] => string(38) "giermaniia-v-19-viekie-konspiekt-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "165164"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422780827"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Технологическая карта (конспект урока) по истории истории в 8 классе "СТРОИТЕЛЬСТВО НОВОЙ ЕВРОПЫ" "
    ["seo_title"] => string(103) "tiekhnologhichieskaia-karta-konspiekt-uroka-po-istorii-istorii-v-8-klassie-stroitiel-stvo-novoi-ievropy"
    ["file_id"] => string(6) "107445"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403257059"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства