kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русской литературы «Война и мир» — роман-эпопея. Изображение дворянства в романе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:  познакомить с бытом и культурными традициями русского дворянства первой половины 19 века; выявить характерные черты русского дворянина (в понимании Толстого);  способствовать развитию умения анализировать и систематизировать материалы развивать все виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо).

  1. Организационный  момент.
  2. Сообщение темы, целей.
  3. Основная часть.
  4.  Образуйте  двузначные  числа,  соединив  вопрос  с  ответом:

Вопрос

Ответ

1

Время создания и историческая основа романа.

1

Л.Н. Толстой начал публиковать роман ещё до завершения работы над ним. В 1865 - 1866 г.г. в журнале "Русский вестник" появился вариант первого тома под заглавием "1805 год". И лишь в конце 1866 года появилось заглавие "Война и мир".

2

Смысл названия  романа

2

В романе около 600 действующих лиц, среди них около 200 - реальные исторические деятели: Наполеон, Александр I, Кутузов, Багратион и др; показаны представители дворянства и народа.  Всех героев условно можно разделить на любимых ("люди мира" – любимые гером Толстого, они ищут смысл жизни, ошибаются, страдают, живут сложной внутренней жизнью) и нелюбимых ("люди войны" - ими движет чувство зависти, эгоизм, хотя многие из них не участвуют в сражениях).Нелюбимые делают карьеру, достигают определённых успехов, но не меняются внутренне.

3

Какова хронология романа

3

-  Семейно-бытовой (в центре повествования несколько поколений, несколько семей, "семейная проблематика": любовь, помолвка, свадьба, рождение и воспитание детей и т.д.);

-  Психологический (показ взросления героев, формирование личности, анализ "диалектики души" героев (психологический анализ);

-  Философский (взгляды на исторический процесс; жизнь и смерть, война и мир, мироздание и человек; концепция непротивление злу насилием);

-  Исторический (наличие реальных исторических лиц; использование исторических документов; социальные и политические конфликты эпохи).

4

Система  образов

4

В романе "Война и мир" рассказывается о борьбе России и наполеоновской Францией.

В 1-м томе описываются события 1805 г., когда Россия воевала в союзе с Австрией на её территории.

Во 2-м томе - 1806 - 1811 г.г., когда русские войска находились в Пруссии.

3-й том - 1812 г. - войска Наполеона вторглись на территорию России.

4-й том - 1812 - 1813 г.г.

3-й и 4-й тома посвящены широкому изображению Отечественной войны 1812 г., которую Россия вела на родной земле.

В эпилоге действие происходит в 1820 г. Так действие романа охватывает 15 лет. Действие происходит то в Петербурге, то в Москве, то в поместьях Лысые Горы и Отрадное. Военные события - в Австрии и в России.

5

Определите жанровые элементы в романе-эпопее "Война и мир".

 

5

Роман был написан в 60-е годы 19 века, когда  начиналась новая, пореформенная эпоха русской истории. Правительство Александра IIотменило крепостное право, но не дало крестьянам земли. Вернуло из Сибири декабристов. Государство было подорвано неудачами Крымской войны.Участник сражений в Севастополе, Толстой приезжает в Петербург. В это же время из Сибири возвращаются по амнистии декабристы со своими семьями. Именно в это время у писателя возникает мысль написать роман о декабристах, но к выполнению этого замысла он приступил лишь в 1863 г.    

15, 21,  34,  42,  53.  Подготовьте  связный  рассказ.

  1. Лексическая работа. 
    • Война (в толстовском повествовании) - не только военные столкновения враждующих армий, это вообще вражда, непонимание, эгоистический расчёт, ложь, лицемерие, низость в человеческих отношениях
    • Мир - это жизнь народа без войны, это весь народ, без различия сословий, объединённый единым чувством боли за судьбу отечества
  2. Слово учителя.

Роман "Война и мир" - одно из самых патриотических произведений в русской литературе 19 века.

От обычного романа он отличается:

  • масштабом времени и местом действия (сюжет разворачивается на протяжении 15 лет на территории России и Европы: Петербург, Москва, поместья Лысые Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино);
  • количеством действующих лиц (около 600 действующих лиц, среди них около 200 - реальные исторические деятели:Наполеон, Александр I, Кутузов, Багратион и др.);
  • представлены разные социальные слои населения России и Европы (поместное, московское, петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне)
  • большим кругом жизненных явлений (большое число сюжетных линий);
  • показом исторических событий, которые существенно влияют не только на жизнь отдельных людей, но и на жизнь целых народов и государств (правление Александра I; война Франции с Пруссией, Австрией и Россией, война 1812 г.)

XIX век… Каждый из нас хотя бы раз мечтает побывать в этом времени. Золотой век русской истории, русской культуры и русской литературы.

Балы, красавицы, лакеи, юнкера

И вальсы Шуберта, и вкус французской булки…

Русские дворяне… Как они жили, как любили? О чем думали, мечтали, к чему стремились? Обо всем этом мы и будем говорить сегодня.Мы познакомимся с бытом, традициями и культурой дворянства первой половины 19 века,

  1. Составление  кластера 

                                                                  Мир дворян

Необходимо записать в облачке героя, дать ему краткую характеристику.

  1. Делаем  выводы:

Высший  свет

  •  

– 

Роскошь, балы, преуспевают во всем, праздная  жизнь.

Несановные дворяне живут независи­мо, они ближе к народу.

Роскошь не способствует развитию ума, а привычка жить в праздности опустошает личность.

“Где вы — там  разврат и зло”.

5.  Подведение  итогов.  Заполнение  таблицы:

Причины аморальности  дворянского  общества

Что  автор  противопоставляет бездуховной  жизни  петербургских  салонов

В ком Л. Толстой видит черты русского  национального  характера

 

  1. Итог урока: 

– Каков характер толстовского историзма? Насколько Толстой исторически правдив в описании жизни дворянства?

Толстой-историк, тонкий психолог показал быт, нравы традиции русского дворянства на примере семьи Ростовых.

             -  Почему автор выделил семью Ростовых? В чем ее отличие от других дворянских семей?

Что значит быть настоящим русским дворянином (по мнению Толстого)?

В этой семье царит радушие, сердечность, чуткость, естественность, нравственная чистота. Во всех сценах Толстой подчеркивает близость поместного дворянства к народу, к природе, сохранение исконных русских традиций. Толстой решает проблему взаимопонимания между разными слоями общества. Отвечает, что “лад”, мир возможны, если будет близость с народом, русской культурой.

  1. Домашнее задание:

 Рефлексия:

“Что я вынес(ла) с урока для сердца и ума?”

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русской литературы «Война и мир» — роман-эпопея. Изображение дворянства в романе.»

Урок русской литературы

Тема: «Война и мир» — роман-эпопея. Изображение дворянства в романе.

Цели: познакомить с бытом и культурными традициями русского дворянства первой половины 19 века; выявить характерные черты русского дворянина (в понимании Толстого); способствовать развитию умения анализировать и систематизировать материалы развивать все виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо).

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы, целей.

  3. Основная часть.

  1. Образуйте двузначные числа, соединив вопрос с ответом:


Вопрос


Ответ

1

Время создания и историческая основа романа.

1

Л.Н. Толстой начал публиковать роман ещё до завершения работы над ним. В 1865 - 1866 г.г. в журнале "Русский вестник" появился вариант первого тома под заглавием "1805 год". И лишь в конце 1866 года появилось заглавие "Война и мир".

2

Смысл названия романа


2

В романе около 600 действующих лиц, среди них около 200 - реальные исторические деятели: Наполеон, Александр I, Кутузов, Багратион и др; показаны представители дворянства и народа. Всех героев условно можно разделить на любимых ("люди мира" – любимые гером Толстого, они ищут смысл жизни, ошибаются, страдают, живут сложной внутренней жизнью) и нелюбимых ("люди войны" - ими движет чувство зависти, эгоизм, хотя многие из них не участвуют в сражениях).Нелюбимые делают карьеру, достигают определённых успехов, но не меняются внутренне.

3

Какова хронология романа

3

- Семейно-бытовой (в центре повествования несколько поколений, несколько семей, "семейная проблематика": любовь, помолвка, свадьба, рождение и воспитание детей и т.д.);

- Психологический (показ взросления героев, формирование личности, анализ "диалектики души" героев (психологический анализ);

- Философский (взгляды на исторический процесс; жизнь и смерть, война и мир, мироздание и человек; концепция непротивление злу насилием);

- Исторический (наличие реальных исторических лиц; использование исторических документов; социальные и политические конфликты эпохи).


4

Система образов

4

В романе "Война и мир" рассказывается о борьбе России и наполеоновской Францией.

В 1-м томе описываются события 1805 г., когда Россия воевала в союзе с Австрией на её территории.

Во 2-м томе - 1806 - 1811 г.г., когда русские войска находились в Пруссии.

3-й том - 1812 г. - войска Наполеона вторглись на территорию России.

4-й том - 1812 - 1813 г.г.

3-й и 4-й тома посвящены широкому изображению Отечественной войны 1812 г., которую Россия вела на родной земле.

В эпилоге действие происходит в 1820 г. Так действие романа охватывает 15 лет. Действие происходит то в Петербурге, то в Москве, то в поместьях Лысые Горы и Отрадное. Военные события - в Австрии и в России.

5

Определите жанровые элементы в романе-эпопее "Война и мир".


5

Роман был написан в 60-е годы 19 века, когда начиналась новая, пореформенная эпоха русской истории. Правительство Александра IIотменило крепостное право, но не дало крестьянам земли. Вернуло из Сибири декабристов. Государство было подорвано неудачами Крымской войны.Участник сражений в Севастополе, Толстой приезжает в Петербург. В это же время из Сибири возвращаются по амнистии декабристы со своими семьями. Именно в это время у писателя возникает мысль написать роман о декабристах, но к выполнению этого замысла он приступил лишь в 1863 г.    

15, 21, 34, 42, 53. Подготовьте связный рассказ.

  1. Лексическая работа.

  • Война (в толстовском повествовании) - не только военные столкновения враждующих армий, это вообще вражда, непонимание, эгоистический расчёт, ложь, лицемерие, низость в человеческих отношениях

  • Мир - это жизнь народа без войны, это весь народ, без различия сословий, объединённый единым чувством боли за судьбу отечества

  1. Слово учителя.

Роман "Война и мир" - одно из самых патриотических произведений в русской литературе 19 века.

От обычного романа он отличается:

  • масштабом времени и местом действия (сюжет разворачивается на протяжении 15 лет на территории России и Европы: Петербург, Москва, поместья Лысые Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино);

  • количеством действующих лиц (около 600 действующих лиц, среди них около 200 - реальные исторические деятели:Наполеон, Александр I, Кутузов, Багратион и др.);

  • представлены разные социальные слои населения России и Европы (поместное, московское, петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне)

  • большим кругом жизненных явлений (большое число сюжетных линий);

  • показом исторических событий, которые существенно влияют не только на жизнь отдельных людей, но и на жизнь целых народов и государств (правление Александра I; война Франции с Пруссией, Австрией и Россией, война 1812 г.)

XIX век… Каждый из нас хотя бы раз мечтает побывать в этом времени. Золотой век русской истории, русской культуры и русской литературы.

Балы, красавицы, лакеи, юнкера

И вальсы Шуберта, и вкус французской булки…

Русские дворяне… Как они жили, как любили? О чем думали, мечтали, к чему стремились? Обо всем этом мы и будем говорить сегодня.Мы познакомимся с бытом, традициями и культурой дворянства первой половины 19 века,


  1. Составление кластера

Мир дворян





Необходимо записать в облачке героя, дать ему краткую характеристику.

  1. Делаем выводы:

Высший свет

+

Роскошь, балы, преуспевают во всем, праздная жизнь.

Несановные дворяне живут независи­мо, они ближе к народу.

Роскошь не способствует развитию ума, а привычка жить в праздности опустошает личность.

“Где вы — там разврат и зло”.


5. Подведение итогов. Заполнение таблицы:


Причины аморальности дворянского общества


Что автор противопоставляет бездуховной жизни петербургских салонов


В ком Л. Толстой видит черты русского национального характера




  1. Итог урока:

– Каков характер толстовского историзма? Насколько Толстой исторически правдив в описании жизни дворянства?

Толстой-историк, тонкий психолог показал быт, нравы традиции русского дворянства на примере семьи Ростовых.

- Почему автор выделил семью Ростовых? В чем ее отличие от других дворянских семей?

Что значит быть настоящим русским дворянином (по мнению Толстого)?

В этой семье царит радушие, сердечность, чуткость, естественность, нравственная чистота. Во всех сценах Толстой подчеркивает близость поместного дворянства к народу, к природе, сохранение исконных русских традиций. Толстой решает проблему взаимопонимания между разными слоями общества. Отвечает, что “лад”, мир возможны, если будет близость с народом, русской культурой.

  1. Домашнее задание:

Рефлексия:

“Что я вынес(ла) с урока для сердца и ума?”



















































Богата и разнообразна галерея дворянских типов в романе “Война и мир”. Высший свет выступает в романе как сила, правящая страной. Если народ живет в страданиях, то верхушка общества, несмотря на потери, вызванные войной, по-прежнему преуспевает. 
Центром, вокруг которого она группируется, является царский двор, и прежде всего император Александр. Александр, по мнению Толстого, просто марионетка. Судьбу России решают многочисленные советники, фавориты, временщики, министры, придворные. Ординарность императора заключается в том, что он не имеет своего мнения, под влиянием тех или иных лиц принимает разные решения. Александр как личность не только слабый, он лицемерный и неискренний, любит принимать фальшивые позы. Толстой считает, что роскошь не способствует развитию ума, а привычка жить в праздности опустошает личность. В войну 1812 года Россия вступает неподготовленной. На протяжении всей войны Александр не совершил ни одного разумного поступка, ограничиваясь бестолковыми приказами и эффектными позами. 
Толстой выводит на сцену придворных, министров, дипломатов, генералов, так исчерпывающе характеризует Толстой иллюзорную власть правителей страны, бездарность которых вскрыл со всей разоблачающей беспощадностью двенадцатый год. Несмотря на захват Москвы, жизнь в Петербурге идет по-старому. Все так же в салонах собирается высшая знать, все так же даются балы. Все придворные трутни на все лады трубят о патриотизме народа, но сами ведут паразитический образ жизни, заботясь только о собственном благополучии. 
Одним из представителей высшего света был князь Василий Курагин, министр. Его стремление к обогащению не знает границ. Его сын Ипполит занимает должность дипломата, но он по-русски говорит с трудом, не способен связать трех слов, шутки его всегда тупы и бессмысленны. Князь Василий ловит богатого жениха для своей дочери Элен Курагиной. В его сети по наивности и природной доброте попадает Пьер. Позднее он скажет Элен: “Где вы — там разврат и зло”. 
Анатоль Курагин, другой сын князя Василия, живет праздной жизнью. Анатоль — гвардейский офицер, не знающий, в каком полку он числится, главным смыслом своей жизни он сделал “поход к удовольствиям”. Вино и женщины, беззаботность и безразличие ко всему, кроме своих желаний, становятся основой его существования. Искушенная в любовных интригах Элен Курагина помогает брату скрывать его внутреннюю пустоту и никчемность. 
Сама Элен развратна, глупа и лжива. Но, несмотря на это, она пользуется огромным успехом в свете, ее замечает император, в доме графини постоянно крутятся поклонники.
Особого внимания заслуживает созданный Толстым образ князя Бориса Друбецкого. Этот идущий к славе и почестям молодой человек “призван” сменить старшее поколение России. Уже по первым его шагам можно понять, что Борис “пойдет далеко”. Он родовит, обладает холодным умом, свободен от совести, внешне очень привлекателен. Ярко нарисован Толстым образ авантюриста Долохова. Дуэли, попойки, “шалости” в компании “золотой молодежи”, игра своей и чужими жизнями становятся для него самоцелью. Весьма примечателен и образ московского губернатора Растопчина. “Растопчин, — пишет Толстой, — не имел ни малейшего понятия о том народе, которым он должен был управлять”. Пошлы распространяемые им листовки, вредны его приказы об организации народной защиты Москвы. Растопчин жесток и самолюбив. Причину духовной опустошенности и аморальности высшего дворянского обще­ства Толстой видит в паразитизме и праздности. Он изобрел для этой среды такое убийственное определение, как «трутневое население страны», прямо сказал, что «в мутной воде... интриг» низкие придворные «ловили рубли, кресты, чины и... следили только за направлением флюгера царской милости». Показной, бездуховной жизни петербургских салонов Толстой противопостав­ляет более простую, естественную жизнь московского поместного дворянства, в которой видны черты русской самобытности. Здесь и родной язык не изгнан из гостиных (в петербургских салонах говорят по-французски), и люди не столь над­менны, они хлебосольны, гостеприимны. Эти несановные дворяне живут независи­мо, они ближе к народу. Конечно, жизнь московских бар тоже заполнена выезда­ми, балами, обедами, картежной игрой, но писателю ближе их естественные интересы, патриархальный семейный быт. В семьях Ростовых, Болконских, в Пьере Безухове автор видит черты русского национального характера: прямоту, искренность, чувство национальной гордости, любовь к родной природе, верность русским обычаям.



































  1. Составление кластера

Мир дворян



  1. Делаем выводы:

Высший свет

+




Богата и разнообразна галерея дворянских типов в романе “Война и мир”. “Свет” и общество изображены Толстым щедрыми красками. Высший свет выступает в романе как сила, правящая страной. Если народ живет в страданиях, то верхушка общества, несмотря на потери, вызванные войной, по-прежнему преуспевает. 
Центром, вокруг которого она группируется, является царский двор, и прежде всего император Александр. Александр, по мнению Толстого, просто марионетка. Судьбу России решают многочисленные советники, фавориты, временщики, министры, придворные. Ординарность императора заключается в том, что он не имеет своего мнения, под влиянием тех или иных лиц принимает разные решения. Александр как личность не только слабый, он лицемерный и неискренний, любит принимать фальшивые позы. Толстой считает, что роскошь не способствует развитию ума, а привычка жить в праздности опустошает личность. Вокруг Александра не прекращается борьба “партий” за влияние, непрерывно плетутся интриги. В войну 1812 года Россия вступает неподготовленной. На протяжении всей войны Александр не совершил ни одного разумного поступка, ограничиваясь бестолковыми приказами и эффектными позами. 
Толстой выводит на сцену придворных, министров, дипломатов, генералов, штабных офицеров, иноземцев, подвизающихся при дворе в качестве приближенных царя. Так исчерпывающе характеризует Толстой иллюзорную власть правителей страны, бездарность которых вскрыл со всей разоблачающей беспощадностью двенадцатый год. Писатель обличает придворных и высшие круги с их казенным энтузиазмом. Эта часть высшего общества бесконечно далека от борьбы народа. Несмотря на захват Москвы, жизнь в Петербурге идет по-старому. Все так же в салонах собирается высшая знать, все так же даются балы. Все придворные трутни на все лады трубят о патриотизме народа, но сами ведут паразитический образ жизни, заботясь только о собственном благополучии. 
Одним из представителей высшего света был князь Василий Курагин, министр. Его стремление к обогащению не знает границ. Вздыхая, он говорит Шерер: “Мои дети — обуза моего существования”. Его сын Ипполит занимает должность дипломата, но он по-русски говорит с трудом, не способен связать трех слов, шутки его всегда тупы и бессмысленны. Князь Василий ловит богатого жениха для своей дочери Элен Курагиной. В его сети по наивности и природной доброте попадает Пьер. Позднее он скажет Элен: “Где вы — там разврат и зло”. 
Анатоль Курагин, другой сын князя Василия, живет праздной жизнью. Анатоль — гвардейский офицер, не знающий, в каком полку он числится, главным смыслом своей жизни он сделал “поход к удовольствиям”. Вино и женщины, беззаботность и безразличие ко всему, кроме своих желаний, становятся основой его существования. Пьер Безухов говорит о нем: “Вот истинный мудрец. Всегда доволен, весел”. Искушенная в любовных интригах Элен Курагина помогает брату скрывать его внутреннюю пустоту и никчемность. 
Сама Элен развратна, глупа и лжива. Но, несмотря на это, она пользуется огромным успехом в свете, ее замечает император, в доме графини постоянно крутятся поклонники.
Особого внимания заслуживает созданный Толстым образ князя Бориса Друбецкого. Этот идущий к славе и почестям молодой человек “призван” сменить старшее поколение России. Уже по первым его шагам можно понять, что Борис “пойдет далеко”. Он родовит, обладает холодным умом, свободен от совести, внешне очень привлекателен. Ярко нарисован Толстым образ авантюриста Долохова. Дуэли, попойки, “шалости” в компании “золотой молодежи”, игра своей и чужими жизнями становятся для него самоцелью. Его храбрость не имеет ничего общего с героизмом таких людей, как Денисов, Ростов, Тимохин, Болконский. Весьма примечателен и образ московского губернатора Растопчина. “Растопчин, — пишет Толстой, — не имел ни малейшего понятия о том народе, которым он должен был управлять”. Пошлы распространяемые им листовки, вредны его приказы об организации народной защиты Москвы. Растопчин жесток, самолюбив. Одним росчерком пера ссылает он невинных людей, подозреваемых в измене, казнит ни в чем неповинного юношу Верещагина, выдавая его разъяренной толпе. Ссылки и казни невинных нужны для того, чтобы отвлечь народный гнев от истинных виновников бедствий в стране.  Причину духовной опустошенности и аморальности высшего дворянского обще­ства Толстой видит в паразитизме и праздности. Он изобрел для этой среды такое убийственное определение, как «трутневое население страны», прямо сказал, что «в мутной воде... интриг» низкие придворные «ловили рубли, кресты, чины и... следили только за направлением флюгера царской милости».Показной, бездуховной жизни петербургских салонов Толстой противопостав­ляет более простую, естественную жизнь московского поместного дворянства, в которой видны черты русской самобытности. Здесь и родной язык не изгнан из гостиных (в петербургских салонах говорят по-французски), и люди не столь над­менны, они хлебосольны, гостеприимны. Эти несановные дворяне живут независи­мо, они ближе к народу. Конечно, жизнь московских бар тоже заполнена выезда­ми, балами, обедами, картежной игрой, но писателю ближе их естественные интересы, патриархальный семейный быт.В семьях Ростовых, Болконских, в Пьере Безухове автор видит черты русского национального характера: прямоту, искренность, чувство национальной гордости, любовь к родной природе, верность русским обычаям.

3. Подведение итогов. Заполнение таблицы:


Причины аморальности дворянского общества


Что автор противопоставляет бездуховной жизни петербургских салонов


В ком Л. Толстой видит черты русского национального характера





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Урок русской литературы «Война и мир» — роман-эпопея. Изображение дворянства в романе.

Автор: Смородина Галина Олеговна

Дата: 19.04.2017

Номер свидетельства: 410290


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства