Технологическая карта (конспект урока) по истории истории в 8 классе "СТРОИТЕЛЬСТВО НОВОЙ ЕВРОПЫ"
Технологическая карта (конспект урока) по истории истории в 8 классе "СТРОИТЕЛЬСТВО НОВОЙ ЕВРОПЫ"
Консульство и образование наполеоновской империи
1. От Франции революционной к Франции буржуазной. 2. Внутренняя политика консульства: «успокоение, порядок, законность». 3. «Революционер на троне». 4. Завоевательные войны консульства и империи. 5. Наполеон-законодатель. Возможная личностно значимая проблема: не существует однозначной оценки исторической личности. Чем активнее действует политик, тем больше оценок получает его деятельность, так как затрагивает широкий круг интересов разных слоев общества.Учащиеся узнают о причинах эволюции Франции от республики к империи; определяют режим Наполеона как авторитарный; уясняют причины завоевательных войн консульства и империи; понимают значение Французского гражданского кодекса для развития индустриального общества в Европе
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта (конспект урока) по истории истории в 8 классе "СТРОИТЕЛЬСТВО НОВОЙ ЕВРОПЫ" »
СТРОИТЕЛЬСТВО НОВОЙ ЕВРОПЫ
УРОК 6. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема
Консульство и образование наполеоновской империи 1. От Франции революционной к Франции буржуазной. 2. Внутренняя политика консульства: «успокоение, порядок, законность». 3. «Революционер на троне». 4. Завоевательные войны консульства и империи. 5. Наполеон-законодатель. Возможная личностно значимая проблема: не существует однозначной оценки исторической личности. Чем активнее действует политик, тем больше оценок получает его деятельность, так как затрагивает широкий круг интересов разных слоев общества
Планируемые результаты изучения материала
Учащиеся узнают о причинах эволюции Франции от республики к империи; определяют режим Наполеона как авторитарный; уясняют причины завоевательных войн консульства и империи; понимают значение Французского гражданского кодекса для развития индустриального общества в Европе
Методы обучения и формы организации учебной деятельности
Проблемный или частично поисковый метод. Познавательные задания: 1. Великий немецкий поэт и мыслитель Гете писал о Наполеоне: «Божественное озарение всегда связано с молодостью и энергией. И Наполеон был одним из самых энергичных людей, когда-либо живших на земле». Подумайте, в чем увидел Гете это «божественное озарение». 2. Будучи Первым консулом, Наполеон говорил: «Я бываю то лисой, то львом. Весь секрет управления заключается в том, чтобы знать, когда следует быть тем или другим». Проанализируйте деятельность Наполеона и подтвердите фактами его слова. 3. Лозунг французской революции «Свобода, равенство, братство!» был заменен при Бонапарте лозунгом «Свобода, равенство, собственность!». В чем, по-вашему, смысл этого изменения? Форма урока: комбинированный урок. Приемы деятельности учителя: эвристическая беседа (характер власти Наполеона, цели его внутренней политики), сюжетный повествовательный рассказ с элементами драматизации (внутренняя политика в период консульства и империи, завоевательные войны консульства и империи), образное повествование (создание Французского гражданского кодекса), руководство учебной деятельностью учащихся, организация дискуссии при обсуждении учебных заданий
Развитие умений учащихся
Учатся извлекать нужную информацию для решения познавательных задач дискуссионного типа (самостоятельное решение на основе нескольких точек зрения); подготавливают сообщения и выступают публично; ведут дискуссию; развивают критическое мышление; высказывают оценочные суждения и свое личностное отношение к изучаемому
Основные понятия и термины
Плебисцит, амнистия, авторитарный режим, франк, рекрутский набор
Источники информации: школьные и внешкольные
Учебник, § 5. Рабочая тетрадь. Карты: «Французская революция конца XVIII в.», «Европа в годы завоевательных войн Наполеона». Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: Е.В.Тарле. Наполеон; Стендаль. Жизнь Наполеона; Л.Н.Толстой. Война и мир (главы о Наполеоне); А.Дюма. Наполеон; Д.С.Мережковский. Наполеон-человек. Репродукции многочисленных картин, посвященных Наполеону Бонапарту
Комментарии к технологической карте
1.Ответ учащихся на вопросы рубрики: «Вспомните из ранее изученного», после чего учитель знакомит восьмиклассников с планом урока и познавательными заданиями, которые им следует выполнить.
Учитель говорит: «С того вечера 19 брюмера 1799 г. в Сен-Клу, когда был разогнан Совет пятисот, генерал Бонапарт на 15 лет превратился в неограниченного повелителя французов. Тот факт, что первые 5 лет своего правления он называл себя первым консулом, а последние 10 — императором и что вначале Франция называлась республикой, а затем империей, ничего не меняло в природе его власти. Наполеон Бонапарт установил жесткий авторитарный режим, власть его была огромна. Посмотрим, что была направлена его власть. Что сделал Наполеон Бонапарт для Франции и каждого француза в отдельности? Что он сделал для Европы?».
Школьники знают из курса Новой истории 7 класса о событиях 18 брюмера 1799 г. Учитель может напомнить, что хотя к осени 1799 г. Директории удалось устранить опасность вторжения войск Второй монархической коалиции на территорию Франции и восстановить монархию Бурбонов, но этим опасность реставрации Бурбонов была не уничтожена, а всего лишь отсрочена. Поэтому можно считать, что важнейшей задачей режима Наполеона являлась необходимость устранения этой опасности.
Можно объяснить, почему установление авторитарного режима не встретило сопротивления. Народ Франции устал от казнокрадства, предательства, коррупции, процветавших в годы Директории. Французская армия потерпела ряд поражений. Энтузиазм французов иссяк.
В это время Бонапарту только что исполнилось 30 лет. По его собственным словам, он «вдел ногу в стремя». 30-летний генерал становится во главе государства. Началась организация новой власти. Старых профессиональных политиков первый консул считал болтунами, чье время прошло. Якобинцев он ненавидел и боялся, термидорианских казнокрадов презирал. Консульство Бонапарта — это прежде всего период реформ, цель которых заключалась в укреплении страны и достижении гражданского мира.
Учебник позволяет создать представление о внутренней политике в период консульства. Для более полного представления о Бонапарте можно рассказать о его неусыпной деятельности на посту руководителя государства. Где бы ни находился первый консул — у себя в кабинете или в походной палатке, он делал назначения почти на все должности; читал почти все министерские бумаги, многое перечеркивал и писал заново; прочитывал все иностранные депеши, оставляя на полях свои пометки; набрасывал ответы и инструкции дипломатам. Его секретари падали с ног от усталости.
Говоря о мерах по укреплению экономического положения страны, учитель может указать, что экономику Франции приходилось создавать почти заново. Директория привела страну к банкротству, ее руководители не составляли бюджет, не считали деньги, делали огромные займы. На 18 брюмера 1799 г. в казне оказалось всего 150 000 франков. Чтобы исправить положение, Бонапарт создал систему контроля над министерством финансов, но лучшим контролером стал он сам, упорно защищая казенные деньги от лишних трат. Каждую неделю он лично просматривал расходы министров.
Одновременно консул завершил финансовые реформы, начатые еще Директорией. 13 февраля 1800 г. был учрежден Французский банк с капиталом в 30 млн франков в акциях по 1000 франков. Его основателями были крупные парижские банкиры. Наполеон лично подписался на 30 акций. Французский банк являлся частным предприятием, но был тесно связан с государственным казначейством. Этот банк давал кредиты государству под залог доходов от сбора налогов. В обращении опять появились бумажные деньги, но они были обеспечены реальными ценностями и поэтому не были подвержены инфляции. Для чеканки монет использовалось серебро, но разрешалось чеканить и золотой франк (на основе соотношения 1:15,5 между золотом и серебром). В 1801 г. промышленники при поддержке Бонапарта основали Общество поощрения национальной промышленности, а в 1801 г. в Париже открылась промышленная выставка, на которую прислали свои станки и изделия более 150 заводов.
Консульство пыталось регламентировать торговлю и промышленное производство. Этим целям служили основанные в 1802 г. Торговые палаты, а в 1803 г. Палаты для мануфактур, фабрик, искусств и ремесел.
Регламентировало консульство и отношения между предпринимателями и рабочими. Закон от 12 апреля 1803 г. подтвердил запрещение коалиций и стачек рабочих. Регулировать споры между хозяевами и рабочими могли только полицейские власти. Для рабочих ввели рабочие книжки, куда записывались все сведения о наймах и увольнениях. Если у рабочего такой книжки не было, то он считался бродягой.
Освещая отношение Наполеона к религии, следует отметить его религиозную терпимость. В стране были разрешены и действовали все конфессии: католицизм, протестантизм, православие, иудаизм, мусульманство.
Наполеон уделял большое внимание организации народного образования. Но единственной темой, которая должна была развивать творческий потенциал учащихся, были победы императора. Сотни тысяч учеников повторяли перед учителем: «Мы обязаны императору любовью, повиновением, верностью, военной службой, податями... во имя империи». Он любил повторять, что людям надо «внушить веру в красоту, в превосходство установленного порядка», и эти задачи должна была выполнить школа. Утверждались пособия и отрывки из произведений для заучивания, списки книг для приобретения их библиотеками. Наполеон упрекал учителей в недостаточной заботе об укреплении дисциплины. Он недвусмысленно указывал, что школа должна прививать послушание, преданность императору и готовность предоставить свою судьбу и жизнь в его распоряжение.
Е. В. Тарле в книге «Наполеон» пишет: «Вскоре после конкордата (уже при империи) католическое духовенство ввело во всех школах Франции обязательный катехизис, в котором текстуально говорилось и велено было заучивать наизусть, что: 1) «Бог... сделал императора Наполеона орудием своей власти и образом своим на земле» и 2) «кто противится императору Наполеону, тот противится порядку, установленному самим Господом, и достоин вечного осуждения, а душа противящегося достойна вечной гибели и ада».
По указу императора основывались высшие специальные школы, преимущественно для подготовки техников, инженеров, нотариусов, судебных и административных чиновников и т. д. Дисциплина в учебных заведениях была почти военная. Офицерский состав подготавливался в специальных лицеях. После окончания такого лицея можно было поступить в специальные высшие военные школы. Наполеон любил говорить о том, что он покровительствует наукам, и осыпал милостями математиков, химиков, физиков, астрономов. Но от науки он требовал реальных результатов, считая, что она должна способствовать «славе империи».
В то же время Наполеон стремился искоренить само воспоминание о революции. Писать о ней считалось якобинством, это было запрещено, о ее деятелях не разрешалось упоминать. Авторитарный режим, создаваемый первым консулом, оказался несовместимым со свободой печати, которая и прежде подвергалась ограничениям. Наполеон говорил, что «для управления печатью нужны хлыст и шпоры». Вскоре после того, как он стал консулом, указом от 17 января 1800 г. из 73 газет, издававшихся в Париже, были запрещены 60, а остальные предупреждены, что они будут закрыты, если станут печатать статьи, «противные должному уважению к общественному согласию, к суверенитету народа, к славе армии». Критика режима стала невозможна. Газеты могли только прославлять первого консула. В конце 1800 г. в Париже выходило всего 9 газет. Официальным правительственным органом стала «Монитер», в которой анонимно сотрудничал сам Бонапарт. Газеты выпускались маленького формата (англичане называли их «носовыми платками») и не вызывали интереса у французов. Наполеон запретил ввозить в страну газеты из-за границы, если в них упоминалось слово «революция».
Так был создан режим личной власти. Все решал Наполеон Бонапарт, сначала первый консул, а затем император. Ему принадлежат слова: «Об общественных делах, являющихся моими собственными... в политической, социальной и моральной области, об истории... никто не будет думать, кроме меня, в будущем... все будут думать, как я». Императору нужны были исполнители, а не критики. Все должны не обсуждать законы, а выполнять их. На службу империи был поставлен мощный пропагандистский аппарат.
Говоря о войнах консульства и империи, следует указать, что европейские государи сколачивали все новые и новые коалиции, ставящие своей целью вернуть Францию к границам 1792 г. и восстановить в ней монархию Бурбонов. Наполеон «унаследовал» войны, которые вела Франция. Поэтому войны, которые ему пришлось вести,— это не выражение его личных амбиций и претензий на мировое господство, а защита наследия французской революции.
Далее необходимо разъяснить учащимся, какую огромную роль в истории наполеоновской империи сыграла континентальная блокада, ставшая «стержнем всей экономической, а потому и политической борьбы в течение всей императорской эпопеи» (Е. В. Тарле). Англия являлась непримиримым врагом революционной Франции, принудить ее к миру можно было не столько военными средствами, сколько экономическими. Запрет на торговлю с Англией впервые был введен в 1796 г. Указ же Наполеона о континентальной блокаде должен был не только изгнать английские товары из Франции, но и вообще задушить английскую экономику, лишив ее европейских рынков. Для достижения результата Наполеону надо было добиться, чтобы к континентальной блокаде примкнули все европейские государства, иначе план был обречен на поражение. Этим и объясняется в первую очередь содержание подписанных в Тильзите документов.
При рассмотрении вопроса о Тильзитском мире можно использовать извлечение из монографии Е. В. Тарле «Наполеон», показывающее отношение современников, в том числе и части русского общества, к Наполеону I.
25 июня 1807 г. во втором часу дня состоялась первая встреча обоих императоров. Чтобы Александру не пришлось ехать на французский завоеванный берег Немана, а Наполеону — на русский, на самой середине реки был утвержден плот с двумя великолепными павильонами. На французском берегу была выстроена вся наполеоновская гвардия, на русском — небольшая свита Александра... Прославившийся впоследствии русский партизан Денис Давыдов был очевидцем этого исторического события, и его показания вводят нас во все переживания свидетелей тильзитской встречи...
Дело шло о свидании с величайшим полководцем, политиком, законодателем, администратором и завоевателем, поразившим... войска всей Европы и уже два раза нашу армию и ныне стоявшим на рубеже России. Дело шло о свидании с человеком, обладавшим даром неограниченно господствовать над всеми, с коими он имел дело, и замечательным по своей чудесной проницательности...
...Мы прибежали на берег и увидели Наполеона, скачущего во всю прыть между двумя рядами своей старой гвардии. Гул восторженных приветствий и восклицаний гремел вокруг него и оглушал нас, стоявших на противном берегу; конвой и свита его состояли по крайней мере из четырехсот всадников... В эту минуту огромность зрелища восторжествовала над всеми чувствами... Все глаза обратились и устремились на противоположный берег реки, к барке, несущей этого чудесного человека, этого невиданного и неслыханного полководца со времен Александра Великого (Македонского) и Юлия Цезаря, коих он так много превосходит разнообразием дарований и славою покорения народов просвещенных и образованных...
Лодки отчалили от берегов, и на середине реки император и царь одновременно вошли в шатер мира. Стрелявшие еще 10 дней назад друг в друга гвардейцы кричат: «Ура!» Вчерашние враги обнялись...
В Тильзите Наполеон потребовал от России лишь одного: чтобы она закрыла для Англии свои порты, т. е. присоединилась к континентальной блокаде. Этот договор был подписан. Участие в континентальной блокаде было навязано и Пруссии.
Внешне встреча императоров в Тильзите проходила дружески. Вот как об этом рассказывал Наполеон: «В продолжение тех двух недель, что мы провели в Тильзите, мы едва ли не каждый день обедали вместе... В девять часов император в штатском платье приходил ко мне пить чай. Мы не расставались до двух-трех часов утра, беседуя о самых различных предметах, обычно мы рассуждали о политике и философии». А что он думал об Александре I на самом деле?
«Царь — человек любезный и приятный, он — романтический герой»,— говорит об Александре Наполеон. И далее: «Царь весьма привлекательная личность, как бы созданная для того, чтобы очаровывать всякого, кто захочет. Был бы я склонен поддаваться внешнему впечатлению, я бы полюбил его всей душой». А далее отметил изменчивость натуры русского царя.
Договор был подписан, но, уезжая из Тильзита, Александр I знал, что выполнить его он не сможет. Наполеон не учел, что тесные связи между странами европейского континента и Англией складывались веками и были нужны всем. Особенно страдали от континентальной блокады Россия и Пруссия, сбывавшие в Англию зерно, лес, холст и т. п. Англия вела контрабандную торговлю со странами континента, и пресечь эту торговлю Наполеон не смог. Нуждалась в английских товарах и Франция.
Сюжет «Война ножей» может быть прочитан самостоятельно дома.
Рассматривая вопрос о создании Французского гражданского кодекса, необходимо обратиться к документу. Учащимся можно предложить ответить на вопрос: почему Гражданский кодекс Наполеона получил распространение в XIX в. во всех развитых европейских странах?
При обсуждении этого вопроса следует подчеркнуть, что первая статья Кодекса Наполеона утверждала равенство всех перед законом, а вторая отменяла крепостничество. Кодекс провозглашал неприкосновенность собственности, и поэтому он живет по сей день не только во Франции, но и в других странах. Кодекс уничтожал «все путы, мешавшие свободному развитию» (Е. В. Тарле).
В конце урока учащиеся предлагают свои варианты решения познавательных заданий, обсуждают возможную личностно значимую проблему, отвечают на вопросы из методического аппарата учебника.