Просмотр содержимого документа
«Урок - Реформы Петра I»
Педагогический дебют 2015
Чечуков Андрей Владимирович
Проект урока на тему «Реформы Петра I»
Здравствуйте ребята, меня зовут Чечуков Андрей Владимирович и сегодня я буду вести урок истории в вашем классе.
Гуляя сегодня по школе я нашел одну интересную записку, которая должна была быть отправлена вам. Посмотрите, на ней даже написан в качестве получателя ваш класс. Интересно что там. Хотите ее прочитать? Ну хорошо, тогда слушайте:
«Здравия доброго отроки прилежные. Ведомо мне, что науку премудрую изучаете вы, про страны далеки, про правителей разных, про дела славные народа нашего российского. И вот вам наставление мое, как превого императора земли русской на труды ваши праведные. Трудитесь посильно и науку ту на зубок знайте и особливо меня не забывайте, да дела славные государственные, что мною проведены были. Не то рука моя тверда, а нрав суров. Ну а ежели знания те крепко в уме своем запомните, то одарю вас от щедрот своих императорских.»
Интересно, кто же мог написать нам такое письмо? Есть у кого-нибудь версии? (Петр 1, т.к. он первый император России) А что же это за дела такие про которые Петр говорил? (его реформы) Правильно ребята, поэтому после таких слов нам ничего не остается как последовать совету нашего императора. И какой же будет наша тема? Давайте так и запишем «Реформы Петра 1».
И прежде чем мы начнем с вами урок у меня для вас есть одно задание. В моих руках есть 2 листочка, на которых написаны мысли 2 великих людей: 1 – это наш знаменитый историк Василий Татищев, а 2 – так же наш российский историк Михаил Щербатов. Давайте посмотрим что они пишут.
«Петр – великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации» В. Татищев.
«Петр – разрушитель русских национальных устоев, а его реформы были «блестящей ошибкой» М. Щербатов.
Что мы можем сказать прочитав эти две фразы? (Реформы Петра 1 носили неоднозначный характер). А сами вы хотите разобраться с этим? Поэтому как вы думаете на какой вопрос в конце урока мы должны будем ответить? (Во благо или во вред пошли стране реформы Петра 1?)
Все вы уже сталкивались с личностью Петра на своих прошлых уроках и знаете, что в основе всех его реформ лежала одна цель – сделать Россию европейской державой. Давайте же посмотрим как он это сделал. (Видео с реформами в области моды и летоисчисления) Что мы можем сказать о увиденном, нужны ли были нашей стране эти изменения? (Да, ведь Европа должна была увидеть в России страну со схожим поведением и внешним видом )
Да вы совершенно правы, за свое правление наш государь провел множество реформ.Все вы занете что у нашего государя была одна страсть. Он очень любил корабли и морские походы. Я думаю Петр 1 не обидется если сегодня мы изобразим нашу страну в виде корабля, который отправляется в далекое плавание. Посмотрите на доску.
Но для того чтобы отправиться в плавание любому кораблю нужна команда. Давайте поробуем ее сегодня набрать. Для этого давайте разделимся на 3 группы и вспомним какие важные должности есть на корабле.
Логические части: любому кораблю нужен навигатор и капитан, которые будут управлять им и вести его через все преграды к заветному берегу. А кто в нашем государстве может быть капитаном и навигатором? (Император и государственные органы власти)
Логическая часть: кроме управляющих, на корабле должна быть команда из канониров и боцмана, которые будут защищать корабль от врагов. Кому мы в нашем государстве доверим эту работу? (армия)
Логическая часть: так же немаловажным на судне является квартермейстер – человек отвечающий за учет имущества и распределяющий его. А кто может занять это место? (экономика)
Каждая из этих должностей на корабле нужна и в этих направлениях Петр и предприял реформы. Давайте посмотрим на наших «Навигаторов». При царе Алексее Михайловиче система органов государственной власти выглядела следующим образом (на экране слайд со схемами). А помните ли вы какой она стала при Петре 1? Для этого нам поможет текст. Давайте прочитаем его и постараемся вместе заолнить схему.
Текст: (работа в парах)
При Петре 1 Боярская дума была заменена в 1711 году Правительствующим сенатом, ставшего высшим правительственным учреждением. Он обладал не только законодательными, но и распорядительными и судебными функциями. В состав Сената царь назначил 9 человек - сенаторов, включая бывших членов Боярской думы. Над деятельностью Сената также был установлен контроль: в 1722 году был назначен генерал-прокурор.
Реформа 1718—1720 годов упразднила громоздкие и неповоротливые приказы и ввела коллегии. Первоначально их было 11. Коллегия иностранных дел ведала внешней политикой, Воинская — сухопутной армией, Мануфактур-коллегия — мануфактурной промышленностью. В отличие от приказов решения здесь принимались коллективно.
При Петре I завершился процесс превращения церкви в одно из важнейших государственных учреждений, полностью подчиненных высшей светской власти. После смерти в 1700 году патриарха Адриана Петр I запретил проводить новые выборы патриарха, сославшись на начавшуюся Северную войну.После окончания Северной войны Петр I вовсе упразднил патриаршество. Управление церковными делами было передано в Святейший Правительствующий синод. В состав этой коллегии вошли представители высшего духовенства. Действия Синода от имени высшей светской власти контролировал обер-прокурор — гражданский чиновник, назначаемый царем.
Император
Патриарх
Царь
Боярская Дума
приказы
Большая
Ближняя
К какому выводу мы можем прийти изучив этот текст? (система органов государственной власти сталаболее эффективной)
Теперь давайте перейдем к следующей должности «Канониры». У меня подготовлен для вас текст с реформами Петра в области армии, но я не совсем уверен, правильная ли там информация. Помогите мне исправить ошибки в тексте.
Текст
После реформы армия стала регулярной, служба в ней длилась 5 лет (была практически пожизненной). Вместо стрелецкого войска Петр ввел полки «нового строя» где у каждый солдат мог выбрать какое оружие использовать (была единая одежда, оружие). Армия формировалась из добровольцев (на основе рекрутской повинности). К 1708 году вместо 40 тысяч солдат армия России составляла 113 тысяч хорошо вооруженных воинов.
Военная экономика была доверена Никите Демидову. В Поволжье (на Урале) начинают строяися первые в стране крупные металлургические заводы. Они производили железо, чугун, пушки, лафеты, ядра для нужд армии.
Для обучения солдатов (офицеров) были созданы математическая, военно-морская, артиллерийская, инженерная школы. В 1700 году (1716 году) царь Петр принял «Устав воинский», обобщивший 15-летний опыт военных действий. Это был первый в русской армии единый свод военных наставлений.
Хорошо справились с заданием ребята! И к какому выводу мы можем прийти относительно армии? (при Петре 1 наша армия стала более подготовленной и сильной)
Ну и последняя должность «Квартермейстр» - наша экономика. Что же тут произошло интересного. При петре в нашей стране появилось много иностранных слов, которые относятся к финансам и деньга. Давайте попробуем ихз правильно написать и объяснить:
М (А, О) Н (О, У) ФАКТУРА – небольшие заводы
М (И, Е) РК (А, О) НТ (И, Е) ЛИЗМ – идея, что для процветания страны надо продавать больше чем покупать
В(О, А)ЛЮТА – денежная единица страны
ПРОТЕКЦИ(А, О)НИЗМ - политика по защите отечественных товаров путем повышения таможенных пошлин
А как вы думаете вэконеомике нашей стране произошли важные изменения? Стала ди она более сильной и стабильной? (да, в стране появились новые производства, происходит рост внутренней торговли)
Молодцы ребята, хорошо поработали. А теперь чтобы немного размяться давайте проведем небольшую физминутку, чтобы показать Петру что мы не молько умные, но еще и сильные.
Вот мы еще и узнали о морской зарядке, а теперь давайте вернемся к нашему вопросу, который мы поставили в начале урока:
Во благо или во вред пошли стране реформы Петра 1?
Как мы можем ответить на этот вопрос теперь? (ответы учеников)
«+»
- Создание регулярной армии и флота
- Создание отечественной промышленности
- Политика меркантилизма
- Выход к Балтийскому морю, строительство каналов
Ну и под конец нашего урока я хотел бы предложить вам саостоятельно оценить свою работу на уроке. Давайте поднимим вверх столько пальцев на какую оценку вы сегодня наработали! Вашим домашним заданием на следующий урок будет
Посмотреть фильм о Петре 1 «сериал Романовы 3 серия» и написать небольшое эссе на тему «Мое отношение к Петру I и его преобразованиям»
В качестве рефлексии на доске будут висеть изображение корабля и суши, а на партах у детей будут лежать фигурки моряков. Кому понравился урок тот прикрепляет моряка в корабля, а кому нет – оставляет их на суше.
«Здравия доброго отроки прилежные. Ведомо мне, что науку премудрую изучаете вы, про страны далеки, про правителей разных, про дела славные народа нашего российского. И вот вам наставление мое, как превого императора земли русской на труды ваши праведные. Трудитесь посильно и науку ту на зубок знайте и особливо меня не забывайте, да дела славные государственные, что мною проведены были. Не то рука моя тверда, а нрав суров. Ну а ежели знания те крепко в уме своем запомните, то одарю вас от щедрот своих императорских.»