Сформировать у учащихся представление о нововведениях Петра 1 в области культуры и быта, рассмотреть влияние их на жизнь людей в начале XVIII века.
• формировать у учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений, умения работать с историческим документом, как историческими источниками.
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Универсальные учебные действия | Результаты |
Личностные | Метапредмет-ные | Предметные |
I. Мотивация. | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. - Здравствуйте, ребята. Садитесь. Меня зовут…ПАА. Сегодня вы пришли на урок истории, и я предлагаю вам здесь и сейчас стать настоящими исследователями. Согласны? Мы все не похожи друг на друга, и на уроке мы реализуем разные задачи. Вы сидите в трех группах, для оптимальной работы необходимо определить, кто в ваших группах будет а) руководителем – он будет огранизовывать работу команды; б) докладчиком-аналитиком - он будет рассказывать главные мысли группы; в) исследователем – он будет исследовать тексты; г) реконструктором – он будет работать с иллюстрациями. Ваша задача быть внимательными, уметь быстро работать и уметь слушать других. Вы готовы начать? | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, согласуют свои поручения | Регулятивные: умение организовывать свою деятельность. | Умение договориться с ребятами для достижения общих целей | Организация учебной деятельности | |
II. Стадия вызова | Звучит аудио файл на стихи Пушкина АС, на доске слайд№1 с изображением Петра - Ребята, кому посвятил эти строки великий поэт А.С.Пушкин? - Правильно, Петру Великому и его преобразовательной деятельности. (НА СЛАЙДЕ 2 ПОЯВЛЯЕТСЯ НАДПИСЬ ПЕТР 1 – 1682-1725) - Посмотрим, что про его деяния говорили современники: (на фоне портрета надпись- слайд №3) Петровская эпоха известна как эпоха бурной реформаторской деятельности в России, которая затронула прежде всего жизнь народа, его традиции, обычаи и быт. - Итак давайте сформулируем тему нашего урока? Правильно! чем мы будем заниматься с вами на уроке? О чем будем говорить? Каковы наши цели и задачи? Какие знания и выводы мы ожидаем получить? Эпиграфом к уроку мы возьмем следующие слова : (они же на слайде№4) Не иди по течению, не иди против течения, иди поперек него, если хочешь достичь берега. (Раздумья Ванталы) -В конце урока вы скажете, как эти слова связаны с деятельностью Петра. | Ответы учеников: Петру 1
-преобразования Петра 1 в области быта Наши цели и задачи: изучить материал о реформах быта в Петровскую эпоху, оценить значение Петровских преобразований | Регулятивные умения: Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической, выдвигать версии. Коммуникативные: Планировать учебные действия с учителем. Личностные: осознание себя с судьбой страны, культурой. Познавательные: логические действия - анализ объектов с целью выделения признаков. | Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России. | Определение цели своего обучения, формулирование для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности, развитие интересов своей познавательной деятельности. | Анализ информации |
III. Актуализация опорных знаний учащихся | -Перед тем, как мы начнем изучать реформаторскую деятельность Петра 1 в сфере быта, я хотел бы узнать, что вы уже знаете об этом Великом монархе и что хотите узнать в рамках нашей тему. Перед вами табличка с темя колонками (слайд№5): знаю, хочу узнать, узнал. Последнюю мы заполним все вместе в конце урока. -Итак, запишите, что вы уже знаете о Петре Великом? У вас есть минутка. - А сейчас скажите, что бы вы хотели узнать по нашей теме? Давайте зафиксируем главные вопросы в табличку. -Пётр оказался одним из самых влиятельных правителей в истории Российского государства. Он резко отличался от предшествующих правителей, поскольку был склонен к новаторству и был уверен, что правитель не обладает высшей мудростью и должен непрерывно учиться на опыте своём и чужом - Когда, Петр пришел к власти, перед ним стояло множество задач, которые ему необходимо было решить. Они были и в политике, и экономике, и в социальной, и культурной сферах. - Давайте же с вами узнаем, какова его деятельность в сфере быта. Для того нам необходимо начать работу в группах. Задания с раздаточным материалом руководители могут взять с рабочего стола. У каждой группы есть по 7-8 минут на работу. Задание для группы №1, вы у нас теоретики: -Когда и почему Петр 1 начал реформаторскую деятельность? Задание для группы№2, вы у нас этнографы: -Изучить реформу быта среди подданных Петра Задание для группы№3, вы для нас являетесь академиками: -Каково было отношение к реформам Петра Великого? | Учащиеся записывают то, что знают. Учащиеся отвечают фронтально. Командиры – руководители забирают со специального стола свои задания в конвертах | Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. Регулятивные: Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проекте), сверять действия с целью, Оценивать степень и способы достижения цели. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации;структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Коммуникатив-ные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия. | Овладение умением вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. | Сотрудничество с соучениками, коллективная работа, основы межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. | Знание исторических фактов, работа с фактами, анализ результатов важнейших исторических событий; группировка фактов по различным признакам. |
IV. Стадия осмысления | Координирует учебную деятельность Организует самостоятельную работу уч-ся Организует выступление групп, обмен мнениями Учитель: Итак, вы становитесь настоящими исследователями – путешественниками в прошлое! Как настоящие путешественники вы должны быть очень внимательны и наблюдательны. Все свои заметки о путешествии в прошлое вы должны вносить в рабочие листы, которые есть у каждого из вас. Не забывайте главную тему: “Изменения в быте при Петре I”. | Работают в группах, обсуждают. Изучают источники, исторические документы, заполняют путевые листы | Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. Коммуникатив-ные: умение слушать и слышать, умение выражать свои мысли, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность, Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать актуальную, подтекстовую, концептуальную информацию. Регулятивные: умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу, с использование норм, саморегуляция. | Культурное многообразие мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. | Владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация и др.). | Овладение умениями изучения и систематизации информации из различных исторических и современных источников, проведения поиска необходимой информации в одном или нескольких источниках; сравнение данных разных источников, выявление их сходства и различия. |
V. Выражение решения проблемы, | Итак, группы готовы. В порядке очередности вопросов давайте решим поставленные задачи. Когда одна группа выступает, все остальные заполняют третью колонку таблицы – что я узнал (Ответы уч-ся) | Выступают Предоставляют классу информацию, самостоятельно добытую Высказывают свои предположения. Доказывают правильность своего ответа. Слушают новые сведения. Выделяют для себя главное. . | Личностные: нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, анализ, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы. Коммуникатив-ные: умение слушать и слышать, умение выражать свои мысли, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность, вести диалог | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, определение своей позиции и ответственное поведение в современном обществе. | Организация учебной деятельности; овладение умениями работы с учебной и внешкольной информацией, использования современных источников информации. | Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом. |
VI стадия закрепления | Вновь обратимся к эпиграфу (слайд№6). Как он связан с деятельностью Петра Первого? Плыл ли он по течению? Можно ли сказать, что он достиг берега? Ответ на эти вопросы – это ваша третья колонка. Давайте сравним ваши исследования с тем, что говорят про деятельность Петра историки (видео) | Заполняют до конца свою табличку Проговаривают новые знания, высказывают свои впечатления от занятия. | Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. Коммуникатив-ные: умение слушать и слышать, умение выражать свои мысли, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность, Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать актуальную, подтекстовую, концептуальную информацию. Регулятивные: умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу, с использование норм, саморегуляция. | Культурное многообразие мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность | Организация учебной деятельности; овладение умениями работы с учебной и внешкольной информацией, использования современных источников информации. | Анализ информации |
VII Рефлексия | В завершение нашего урока я хотел бы предложить вам написать «синквейн» Петр Первый. Обратите внимание на правило написание на ваших путевых листах. строчка - существительное (обычно имя) строчка – три прилагательных ( обычно характер 1го) строчка – три – четыре глагола (частые действия первого) высказывание или главная мысль темы Слово, обобщающее предыдущие строчки Например – слайд№7 Лжедмитрий 1 Молодой смелый хитрый Нарушает обманывает обещает Период смутного времени самозванец Все справились? Вы большие молодцы! Итак, урок подошел к концу. Удачи вам, ребята! | Пишут «синквейн», высказывают свои впечатления от занятия, оценивают сами свои же знания как вывод по таблице | Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения | | Соотношение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата, определение способов действий в рамках предложенных условий и требований, корректировка своих действий в соответствии с изменяющейся ситуацией;. | |