Тема урока: "Реформы Петр I". Образовательная цель урока - определить историческое значение проведенных реформ Петром I. Воспитательные цель: воспитать патриотизм у учащися, воспитать интерес к предмету. Развивающая цель: развивать умения работать с историческими источниками и документами, анализировать, сравнивать и выделять особенности и сопоставлять, умение работать в группах, в парах и индивидуально. Расширять кругозор учащихся, развивать учебные, универсальные действия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Реформы Петра I" »
Тема: «Реформы Петра I.»
Цель: Определить историческое значение проведенных Петром реформ.
Задачи:
-Изучить основные положения реформ
-Определить причины их появления
-Продолжить формирование аналитического мышления на основе анализа источника.
Ход урока:
I.Организационный момент
II. Проверка домашнего задания.
1)На доске указаны основные даты Северной войны, необходимо к каждой из них указать событие.(1 или 2 человека выполняют задние у доски, в ходе одновременного опроса учащихся фронтально)
1703 г. (Основание крепости Санкт- Петербург)
1702 г. (штурм крепости Орешек (Нотебург)
1720 г. (битва у острова Гренгам)
1709 г. (битва под Полтавой)
1714 г. (морское сражение у мыса Гангут)
1721 г. (Заключение Ништадтского мирного договора)
1711 г. (Прутский поход)
1700 г. (битва под Нарвой)
2) Фронтальный опрос:
1. Какие направления внешней политики Петра I Вы можете назвать? (Западное и Южное (Азовское))
2. По каким причинам, именно эти направления стали ключевыми, какие цели ставил себе Пётр? (Западное – получение опыта иностранных держав, связанных с развитием государства и проведением дальнейших реформ, поиск союзников для войны со Швецией, получение выхода к Балтийскому морю ; Южное – выход к морю, расширение сферы влияния.)
3.Расскажите о причинах Северной войны. (1.Прекратить влияние Швеции в районе Балтики, в том числе и на принадлежавших влиянию России территориях Финского залива 2. Получить выход к морю для создания флота на этих территориях и усиления международного авторитета России)
4. Каковы итоги Ништадтского мирного договора (1.Россия возвращала Швеции Финляндию (кроме Выборга) 2.Россия получала балтийское побережье от Выборга до Риги с огромными территориями Лифляндии, Эстляндии и Ингерманландии)
III. Обобщение и актуализация знаний.
Итак, мы с Вами на предыдущих уроках говорили о личности Петра Алексеевича и о его деятельности в сфере международных отношений, которая, безусловно, позволила поднять престиж государства среди других стран. Эти события и на сегодняшний день вдохновляют наших соотечественников ценить те достижения и стремиться сохранить этот результат.
Сегодня нам предстоит ознакомиться с политикой внутри государства, рассмотрев основные направления реформ, их содержание и итоги, обратившись к источникам.
IV. Изучение нового материала.
Рассмотрим схему основных реформ внутригосударственного устройства.
В ходе урока, изучая тему, учащиеся заполняют таблицу.
Название реформы
Изменения
Дата
Реформа государственного управления
1.Смена статуса главы государства (присвоение титула «император»)
2.Упразднение ряда гос. органов, либо их замена на иные. (Боярская дума, Земский собор, приказы)
3.Создание Сената, Коллегий.
1699-1720
Областная реформа
1.Раздел страны на 8 губерний
2.Введение должности губернатора
3.Создние 50 провинций во главе с воеводами.
4.Создание Малороссийской коллегии, для контроля, за деятельностью гетмана Украины.
1708,1719
Реформа городского управления
1.Передача посадского населения из ведения воевод, выборным бурмистрам
2.Создание Главного магистрата за контролем над деятельностью бурмистров.
3.Деление населения на низших и высших
1720
Реформа несения государственной службы
1.Получения чина вне зависимости от происхождения
2.Появление наследственного и ненаследственного дворянства.
1722
Реформа порядка наследования дворянского имущества
1.Запрет на продажу поместья
2.Наследование 1 потомком недвижимого имущества
1714
Церковная реформа
1.Упразднение патриаршества
2.Создание Синода
1721
Вывод:
1.Все реформы были взаимосвязаны между собой
2.Реформы способствовали укреплению личной самодержавной власти
Итак, первой реформой, о которой мы с Вами поговорим, была реформа центрального управления. Он заключалась в упразднении ряда существующих органов власти, либо их замене.
Рассмотрим таблицу:
Гос. аппарат в XVII в.
Гос. аппарат в XVIII в. (1-я четверть)
Царь
Император (1725)
Боярская Дума
Сенат (1711)
Земский собор
Губернаторы (1708)
Приказы
Коллегии (1718-1720)
Воеводы
Воеводы
Патриархия
Синод
Какие должности не были отменены и почему? (должность воевод, т.к. ведение войны приоритетный способ ведения внешней политики)
В чём по-Вашему, заключались причины таких изменений в системе управления (В стремлении укрепить абсолютизм власти императора).
Рассказ учителя о содержании областной реформы в рамках учебника.
Для чего нужна была областная реформа, делившая страну на губернии? (для усиления местного аппарата власти и повышения его авторитета и роли в деле управления)
Укажите, опираясь на текст параграфа основные функции губернаторов. (стр.117)
Рассмотрим особенности городской реформы:
-Деление населения на «низших и высших»
-Изъятие посадского населения из ведения воевод
-создание Главного магистрата в 1720 г. Для управления выборными бурмистрами, управлявшими посадским населениям.
Важнейшим шагом в деятельности Петра Алексеевича стало реформирование порядка получения должностей и званий. В чём же оно заключалось? Ответ на этот вопрос мы можем найти в документе изданном правителем, который этот новый порядок регулировал. Обратимся к его отрывкам: (Отрывок из документа «Табель о рангах»)
***
Ко учрежденной вышеобъявленной табели рангов прилагаются 62
сии пункты, каким образом со оными рангами каждому поступать
надлежит.
1. Принцы, которые от нашей крови произходят, и те, которые
c нашими принцеccами сочетанны: имеют при всяких случаях
председательство и ранг над всеми князьями и высокими служители
Российского государства.
2. Морские же с сухопутными в команде определяются
следующим образом: кто с кем одного ранга, хотя и старее в чину,
на море командовать морскому над сухопутным, а на земли
сухопутному над морским.
3. Кто выше своего ранга будет себе почести требовать, или
сам место возмет выше данного ему ранга, тому за каждой случай
платить штрафу 2 месяца жалованья. А ежели кто без жалованья
служит, то платить ему такой штраф, как жалованья тех чинов,
которые с ним равного рангу, и действително жалованье получают.
Из штрафных денег имеет объявитель того третьюю долю получать, а
досталныя имеют в гошпиталь употреблены быть. Но сие осмотрение
каждого рангу не в таких оказиях требуется, когда некоторые яко
добрыя друзья и соседи съедутся, или в публичных асамблеях, но
токмо в церквах при службе божией, при дворовых церемониях, яко
при аудиенции послов, торжественных столах, в чиновных съездах,
при браках, при крещениях, и сим подобных публичных торжествах и
погребениях. Равной же штраф и тому следует, кто кому ниже
своего рангу место уступит, чего надлежит фискалом прилежно
смотреть, дабы тем охоту подать к службе, и оным честь, а не
нахалом и тунеядцом получать. Вышеписанной штраф как мужескому,
так и женскому полу необходимо за преступления надлежит.
4. Под равным штрафом, не имеет никто рангу себе требовать,
пока он на свой чин надлежащаго патента показать не имеет.
5. Такожде не имеет никто ранг взять по характеру, которой
он в чужих службах получил, пока мы ему онаго характера не
подтвердили, которое подтверждение мы каждому по состоянию его
заслуг охотно жаловать будем.
6. Без патента апшит никому не дает ранга, разве оной апшит
за нашею рукою дан будет.
7. Все замужные жены поступают в рангах, по чинам мужей их.
И когда они тому противно поступят, то имеют они штраф заплатить
такой же, как бы должен платить муж ее был за свое преступление.
8. Сыновьям российскаго государства князей, графов, баронов,
хотя мы позволяем для знатной их породы или их отцов знатных
чинов в публичной асамблеи, где двор находится, свободной доступ
пред другими нижняго чину, и охотно желаем видеть, чтоб они от
других во всяких случаях по достоинству отличались; однако ж мы
для того никому какова рангу не позволяем, пока они нам и
отечеству никаких услуг не покажут, и за оныя характера не
получат.
На экран вывести таблицу с указанием классов и должностей службы.
Вопросы к тексту:
1.Как можно было получить новый чин? (пункт 8, благодаря заслугам)
2.Какое наказание следовало за присвоение или требование неположенного чина? (пункт 2, штраф размером 2 жалования)
3.Как подтверждалось право на определённую должность? (патент)
4.Сколько классов должностей существовало? (таблица, 14)
5.Как Вы считаете, какое значение имел новый порядок получения должностей? (Позволял проявить себя действительно талантливым военным или политикам вне зависимости от своего происхождения)
Помимо наведения порядка при получении статуса на гражданской и военной службе, Пётр Алексеевич считал важным сохранить о разорения дворянские поместья, в связи с этим он издал закон «О единонаследии».
Обратимся к отрывку данного документа в учебнике на стр.121.
Вопросы:
1.Какой запрет получили дворяне ( на продажу поместья, либо его части)
2.Какой порядок наследования определялся Петром? (движимое имущество можно делить между всеми сыновьями, недвижимость наследовал только 1 потомок)
Не менее важным шагом стало решение вопроса и значительном снижении роли церкви. Это проявилось в запрете на избрание нового патриарха в 1700 г., а затем и окончательном упразднении этой должности.
Все церковные вопросы решал новый орган власти – святейший Синод, под руководством обер-прокурора.
Как Вы считаете, все ли были сторонниками преобразований правителя?
Одним из противников стал его собственный сын – Алексей. В поисках поддержки он даже бежал в Австрию, но был возвращён домой, где предстал перед судом, за заговор против императора. По предъявленным обвинениям царевич был казнён, а Пётр I. Изменил порядок наследования, разрешив правителям наследника назначать по своему усмотрению.
V. Закрепление изученного материала.
-Какие реформы внутреннего устройства страны Вы можете назвать?
-Какую главную цель этих изменений Вы можете назвать?
-Была ли она достигнута?
-Как изменилось положение простого населения (городского/ нёсшего гос. службу)
-Как изменился порядок наследования имущества дворян?
-Как изменился порядок наследования гос.власти?
VI. Домашнее задание
Параграф 15, читать. Знать основные реформы, их содержание и даты проведения.