Урок на тему: "Реформы Петра I". В разработке подробно описан план проведения урока, сроки. Этот урок позволит учащимся узнать много нового и повторить о реформах Петра.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Слова учителя: сегодня у нас урок изучения нового материала по теме «Реформы Петра I». Наша с вами задача, выяснить в каких областях были проведены реформы, к чему они привели, на какие стороны жизни они оказали влияние. Давайте мы с вами мысленно перенесемся в XIX век.
Актуализация знаний. (5 мин.)
Прежде чем поговорить о реформах Петра I, повторим пройденный материал.
Фронтальный опрос:
- Как историки называют первую половину XVIII века?
- В чем была цель поездки «Великого посольства»?
- Первые меры Петра I направленные на перемены России?
3. Первичное усвоение новых знаний. (25 мин.)
Слова учителя. Сильная, противоречивая личность Петра Великого и его деятельность всегда привлекала внимание и серьезных историков, и публицистов, и обывателей. Грандиозные преобразования, охватившие все сферы человеческой жизни, проводились Петром в течении всего периода правления. Одни реформы проводились не сразу, а годами, другие - урывками, в перерывах между военными действиями. (Слайд 1).
Реформы проводились:
- экономические;
- реформы государственного управления;
- военные;
- церковные;
- изменения в быту. (Слайд 2).
Основа основ жизни всякого государства -труд народа, развитие промышленности и сельского хозяйства, торговли и транспорта. Петр это понимая, немало усилий тратил для организации строительства мануфактур и торговых судов, дорог и каналов, мобилизовывал большие массы людей, крестьян и горожан, на различные работы, а дворян и купцов поощрял и понуждал служить в армии и на флоте, в учреждениях и конторах, в лавках и на ярмарках. Потребности государства в сырье для российской промышленности привели к широкому распространению таких культур, как лен и конопля. В 1715 году вышел указ поощряющий выращивание льна, конопли, табака, тутовых деревьев для шелкопряда. Мелкие крестьянские и ремесленные хозяйства переориентировались на мануфактуры. Было основано около 200 мануфактур. Российская промышленность ограждалась от конкуренции со стороны западноевропейской, за счет введения высоких таможенных пошлин. Появлялись мануфактуры во многих отраслях- суконный, пороховой, стекольный, полотняной, парусинный, бумагоделательный и многие другие. В результате за короткий срок была создана мощная промышленность ни в чем не зависящая от импорта. (Слайды 3,4,5,6,7,8).
Петр подверг коренной перестройке все здание государственного управления, администрации. В 1711 году вместо Боярской думы был учрежден Сенат. Также в 1711 году были введены должности фискалов в центре и на местах. Они осуществляли контроль за деятельностью всей админ6истрации, выявляли факты несоблюдения, нарушения указов, взяточничества, доносили о них Сенату и царю. С 1715 года за Сенатом тоже, был установлен контроль, его осуществлял сенатский генерал-ревизор, потом сенатский обер - секретарь, с 1722 г.- генерал-прокурор и обер- прокурор, его помощник. В 1717-1721 гг. была проведена реформа исполнительных органов управления, вместо нескольких десятков старых приказов появились 13 коллегий со строгим разделением функций. В 1720 году опубликовали Генеральный регламент коллегий. Согласна регламенту коллегия состояла из президента, 4-5 советников, 4 ассеров. К коллегиям примыкало несколько учреждений- Синод и Главный магистрат. По реформе 1708-1710 гг. Петр разделил страну на восемь губерний: Московскую, Ингерманландскую, Киевскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую, Архангелогородскую и Сибирскую, потом к ним добавили Воронежскую. В 1719 г. число губерний увеличилось до 11. Страну разделили на 50 мелких территориальных единиц-провинций. Провинции делились на дискриты. (Слайд 9).
Военные реформы занимают особое место среди Петровских преобразований. В 1690 году создаются «потешные полки»- Семеновский и Преображенский. Петр ввел новый принцип комплектования армии- рекрутские наборы. Рекрутские наборы распространялись на население, платившее подати и несшее государственные повинности. В 1699 году был произведен первый рекрутский набор, с 1705 г. узаконены указом и стали ежегодными. С 20 дворов брали одного человека, холостого в возрасте от 15 до 20 лет. В 1716 году был принят Воинский устав, а в 1720 году Морской устав. (Слайды 10,11).
Указом Петра от 1722 года был учрежден «Табель о рангах» - Закон о порядке государственной службы в Российской империи (чины по старшинству и последовательность чинопроизводства). Чины подразделялись на три типа: военные, статские (гражданские), придворные и делились на четырнадцать классов. (Слайд 12).
Важную роль в реформаторской деятельности Петра играла и церковная реформа. В 1721 году Феофан Прокопович составил новый Духовный регламент по которому, образовался новый орган «Святейший правительственный Синод». Теперь вся церковная власть была сосредоточена в руках государства. В результате реформы церковь потеряла свою власть и превратилась в часть государственного аппарата. (Слайд 13).
Значительные изменения были и в быту:
-царь повелел всем подданным брить бороды;
- запретил носить длинные платья;
-введены светские развлечения;
- приглашал иностранных специалистов;
-было введено новое летоисчисление;
- начало года перенесено с 1 сентября на 1 января;
- был введен новый простой гражданский шрифт. (Слайды 14, 15, 16, 17, 18, 19).
Первичная проверка понимания: (10 мин.)
- Давайте представим человека, который уехал из России в начале царствования Петра и вернулся в завершающий период его правления. Какие перемены в стране ему показались бы значительными?
О чем, мы с вами не поговорили? Что еще начал делать Петр I?
(Предполагаемые ответы учащихся: кораблестроение). Правильно, Петр начал масштабное кораблестроение. 20 января 1705 года издал указ согласно, которому «на торговых всяких судах» должны поднимать бело-сине-красный флаг.
Разминка. Учащиеся делятся на группы, раздаются корабли (бумажные, заранее подготовленные). К каждой группе дается задание придумать название корабля и флаг корабля. Также разъяснить почему именно это название и флаг.
Закрепление изученного материала. (3 мин.) На интерактивной доске высвечивается задание, после чего учащиеся, должны правильно определить к какой группе реформ относятся указы Петра I.
-создание регулярной армии;
- денежная реформа;
- рекрутские наборы в армию;
- создание мануфактур;
- создание Сената;
- создание коллегий. (Слайд 20).
5. Домашнее задание. (1 мин.)
Выучить § 43, найти в литературе и выписать в тетрадь высказывания о Петре I и его реформах. Учащиеся делятся на группы, к каждой группе дается по одной области реформ. (Слайд 21).