kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока: Реформы Петра I

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок на тему: "Реформы Петра I".  В разработке подробно описан план проведения урока, сроки. Этот урок позволит учащимся узнать много нового и повторить о реформах Петра.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока: Реформы Петра I»

Цели урока:

-разъяснить учащимся, что реформы Петра I привели к укреплению царской власти;

- способствовали оформлению абсолютизма и оказали огромное влияние на все стороны российской жизни;

-раскрыть прогрессивный характер петровских преобразований.

Задачи урока:

- формировать у учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений;

- расширить представления о роли и значении личности в истории.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование урока: компьютер, интерактивная доска, проектор, презентации, бумажные корабли (заранее подготовленные), карта.



















Ход урока.

  1. Организационный момент: приветствие, перекличка. (1 мин).

Слова учителя: сегодня у нас урок изучения нового материала по теме «Реформы Петра I». Наша с вами задача, выяснить в каких областях были проведены реформы, к чему они привели, на какие стороны жизни они оказали влияние. Давайте мы с вами мысленно перенесемся в XIX век.

  1. Актуализация знаний. (5 мин.)

Прежде чем поговорить о реформах Петра I, повторим пройденный материал.

Фронтальный опрос:

- Как историки называют первую половину XVIII века?

- В чем была цель поездки «Великого посольства»?

- Первые меры Петра I направленные на перемены России?

3. Первичное усвоение новых знаний. (25 мин.)

Слова учителя. Сильная, противоречивая личность Петра Великого и его деятельность всегда привлекала внимание и серьезных историков, и публицистов, и обывателей. Грандиозные преобразования, охватившие все сферы человеческой жизни, проводились Петром в течении всего периода правления. Одни реформы проводились не сразу, а годами, другие - урывками, в перерывах между военными действиями. (Слайд 1).

Реформы проводились:

- экономические;

- реформы государственного управления;

- военные;

- церковные;

- изменения в быту. (Слайд 2).

Основа основ жизни всякого государства -труд народа, развитие промышленности и сельского хозяйства, торговли и транспорта. Петр это понимая, немало усилий тратил для организации строительства мануфактур и торговых судов, дорог и каналов, мобилизовывал большие массы людей, крестьян и горожан, на различные работы, а дворян и купцов поощрял и понуждал служить в армии и на флоте, в учреждениях и конторах, в лавках и на ярмарках. Потребности государства в сырье для российской промышленности привели к широкому распространению таких культур, как лен и конопля. В 1715 году вышел указ поощряющий выращивание льна, конопли, табака, тутовых деревьев для шелкопряда. Мелкие крестьянские и ремесленные хозяйства переориентировались на мануфактуры. Было основано около 200 мануфактур. Российская промышленность ограждалась от конкуренции со стороны западноевропейской, за счет введения высоких таможенных пошлин. Появлялись мануфактуры во многих отраслях- суконный, пороховой, стекольный, полотняной, парусинный, бумагоделательный и многие другие. В результате за короткий срок была создана мощная промышленность ни в чем не зависящая от импорта. (Слайды 3,4,5,6,7,8).

Петр подверг коренной перестройке все здание государственного управления, администрации. В 1711 году вместо Боярской думы был учрежден Сенат. Также в 1711 году были введены должности фискалов в центре и на местах. Они осуществляли контроль за деятельностью всей админ6истрации, выявляли факты несоблюдения, нарушения указов, взяточничества, доносили о них Сенату и царю. С 1715 года за Сенатом тоже, был установлен контроль, его осуществлял сенатский генерал-ревизор, потом сенатский обер - секретарь, с 1722 г.- генерал-прокурор и обер- прокурор, его помощник. В 1717-1721 гг. была проведена реформа исполнительных органов управления, вместо нескольких десятков старых приказов появились 13 коллегий со строгим разделением функций. В 1720 году опубликовали Генеральный регламент коллегий. Согласна регламенту коллегия состояла из президента, 4-5 советников, 4 ассеров. К коллегиям примыкало несколько учреждений- Синод и Главный магистрат. По реформе 1708-1710 гг. Петр разделил страну на восемь губерний: Московскую, Ингерманландскую, Киевскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую, Архангелогородскую и Сибирскую, потом к ним добавили Воронежскую. В 1719 г. число губерний увеличилось до 11. Страну разделили на 50 мелких территориальных единиц-провинций. Провинции делились на дискриты. (Слайд 9).

Военные реформы занимают особое место среди Петровских преобразований. В 1690 году создаются «потешные полки»- Семеновский и Преображенский. Петр ввел новый принцип комплектования армии- рекрутские наборы. Рекрутские наборы распространялись на население, платившее подати и несшее государственные повинности. В 1699 году был произведен первый рекрутский набор, с 1705 г. узаконены указом и стали ежегодными. С 20 дворов брали одного человека, холостого в возрасте от 15 до 20 лет. В 1716 году был принят Воинский устав, а в 1720 году Морской устав. (Слайды 10,11).

Указом Петра от 1722 года был учрежден «Табель о рангах» - Закон о порядке государственной службы в Российской империи (чины по старшинству и последовательность чинопроизводства). Чины подразделялись на три типа: военные, статские (гражданские), придворные и делились на четырнадцать классов. (Слайд 12).

Важную роль в реформаторской деятельности Петра играла и церковная реформа. В 1721 году Феофан Прокопович составил новый Духовный регламент по которому, образовался новый орган «Святейший правительственный Синод». Теперь вся церковная власть была сосредоточена в руках государства. В результате реформы церковь потеряла свою власть и превратилась в часть государственного аппарата. (Слайд 13).

Значительные изменения были и в быту:

-царь повелел всем подданным брить бороды;

- запретил носить длинные платья;

-введены светские развлечения;

- приглашал иностранных специалистов;

-было введено новое летоисчисление;

- начало года перенесено с 1 сентября на 1 января;

- был введен новый простой гражданский шрифт. (Слайды 14, 15, 16, 17, 18, 19).

  1. Первичная проверка понимания: (10 мин.)

- Давайте представим человека, который уехал из России в начале царствования Петра и вернулся в завершающий период его правления. Какие перемены в стране ему показались бы значительными?

О чем, мы с вами не поговорили? Что еще начал делать Петр I?

(Предполагаемые ответы учащихся: кораблестроение). Правильно, Петр начал масштабное кораблестроение. 20 января 1705 года издал указ согласно, которому «на торговых всяких судах» должны поднимать бело-сине-красный флаг.

Разминка. Учащиеся делятся на группы, раздаются корабли (бумажные, заранее подготовленные). К каждой группе дается задание придумать название корабля и флаг корабля. Также разъяснить почему именно это название и флаг.

  1. Закрепление изученного материала. (3 мин.) На интерактивной доске высвечивается задание, после чего учащиеся, должны правильно определить к какой группе реформ относятся указы Петра I.

-создание регулярной армии;

- денежная реформа;

- рекрутские наборы в армию;

- создание мануфактур;

- создание Сената;

- создание коллегий. (Слайд 20).

5. Домашнее задание. (1 мин.)

Выучить § 43, найти в литературе и выписать в тетрадь высказывания о Петре I и его реформах. Учащиеся делятся на группы, к каждой группе дается по одной области реформ. (Слайд 21).

























Приложение 1

(Слайд 1).



(Слайд 2).





Приложение 2

(Слайд 3).



(Слайд 4).



Приложение 3

(Слайд 5).



(Слайд 6).





Приложение 4

(Слайд 7).

(Слайд 8).







Приложение 5

(Слайд 9).



(Слайд 10).





Приложение 6

(Слайд 11).



(Слайд 12).





Приложение 7

(Слайд 13).



(Слайд 14).





Приложение 8

(Слайд 15).



(Слайд 16).





Приложение 9

(Слайд 17).



(Слайд 18).





Приложение 10

(Слайд 19).

(Слайд 20).







Приложение 11

(Слайд 21).



7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока: Реформы Петра I

Автор: Сонгурбекова Улганбеги Арсланалиевна

Дата: 22.04.2016

Номер свидетельства: 321593

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Разработка урока по истории "Реформы Петра I""
    ["seo_title"] => string(43) "razrabotka_uroka_po_istorii_reformy_petra_i"
    ["file_id"] => string(6) "525809"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1572971375"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Реформы Петра Великого "
    ["seo_title"] => string(26) "rieformy-pietra-vielikogho"
    ["file_id"] => string(6) "201242"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429012484"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Конспект урока на тему: "Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований" "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-na-tiemu-prichiny-osobiennosti-posliedstviia-i-tsiena-pietrovskikh-prieobrazovanii"
    ["file_id"] => string(6) "131380"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416145475"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Презентация к уроку: "Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований" "
    ["seo_title"] => string(97) "priezientatsiia-k-uroku-prichiny-osobiennosti-posliedstviia-i-tsiena-pietrovskikh-prieobrazovanii"
    ["file_id"] => string(6) "131427"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416151392"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Урок истории в 8 классе "Петровские реформы" "
    ["seo_title"] => string(46) "urok-istorii-v-8-klassie-pietrovskiie-rieformy"
    ["file_id"] => string(6) "163021"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422437843"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства