Урок истории в 5 классе по ФГОС. На уроке учитывались требования стандартов. В процессе всего урока шло формирование общих учебных знаний, навыков и способов действий, формирование метапредметных результатов - универсальных учебных действий. Кроме того, были использованы технология проблемного обучения и различные методики.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по истории на тему "Рабство в Древнем Риме"»
Тема урока: Рабство в Древнем Риме.
Технологическая карта урока
Тема урока: «Рабство в Древнем Риме»
Цель урока: способствовать формированию представлений о рабском труде как социальном явлении в Древнем Риме.
Задачи урока:
Обучающие: формирование знаний об основных источниках рабства в Римском государстве; дать представление о важнейших особенностях рабовладения в Риме; сформировать понимание значения терминов урока.
Развивающие: совершенствовать навыки работы с текстом учебника, историческим источником, дополнительной литературой; развитие у учащихся внимания и критического мышления.
Воспитательные: воспитание сочувствия, сопереживания к положению рабов в Риме, формирование неприятия рабства как грубейшего нарушения прав человека.
Введение: проведен урок-экскурсия, который позволил учащимся более подробно узнать о жизни раба в Древнем Риме. Использована технология проблемного обучения. Постановка в начале урока проблемы, изучение нового материала позволили учащимся самостоятельно прийти к ответу на проблемное задание. Использование фронтальных, групповых форм обучения.
На уроке был использован фронтальный опрос (быстро и четко позволяющий проверить знания, усвоенные учащимися), смысловое чтение учебника и дополнительного материала позволило ученикам самостоятельно найти нужную информацию и ответить на вопросы. В ходе беседы, обучающиеся смогли высказать свое мнение, оценить действия других.
Ключевые понятия урока: «раб», «имение», «амфитеатр», «гладиатор».
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
План урока:
Организационный этап – 3 мин.
Вводно-мотивационный этап – 5 мин.
Актуализация знаний – 5 мин.
Изучение нового материала – 20 мин
План изучения темы:
Источники рабства
Использование труда рабов в Риме
Рабы-гладиаторы
Отношение к рабам в обществе
Первичное закрепление – 5 мин
Выводы по уроку - 5 мин
Организация изучения домашнего задания – 2 мин
Форма организации обучения: урок-экскурсия
Основные виды деятельности учащихся: слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником, дополнительным материалом, иллюстрациями, беседа, фронтальный опрос, групповая деятельность и представление результатов.
Домашнее задание: дифференцированное задание:
Для сильных учеников – написать рассказ «Один день из жизни раба».
Для средних учеников – сделать рисунок по теме «Рабство в Древнем Риме».
Для слабых учеников – ответить на вопросы в рубрике «Проверьте себя».
Используемая литература:
Арасланова О.В., Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира: 5 класс – М.: ВАКО, 2012
Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс.- М.: Просвещение, 2015
История Древнего мира. 5 класс: технологические карты уроков по учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой / авт.-сост. Т.В. Ковригина. – Волгоград: Учитель, 2016
Сорокина Е. Н. Поурочные разработки по всеобщей истории. История Древнего мира: 5 класс. – М.: ВАКО, 2016
Материалы и оборудование: учебник «История Древнего мира. 5 класс», презентация «Рабство в Древнем Риме», подборка дополнительного материала для работы в группах.
Этапы урока:
1.3 Ход урока
Этап урока
Время
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Организационный
3 мин
Учитель приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.
Ученики приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.
Регулятивные УУД:
Быстрое включение в деловой ритм.
Вводно-мотивационный
5 мин
Римский ученый Варрон однажды сказал: «Теперь я буду говорить, какими орудиями труда обрабатываются поля. Эти орудия бывают трёх видов: говорящие - …, мычащие - быки, немые – повозки, лопаты, плуги».
Вопрос: Как вы думаете, кого он имел в виду? А чтобы вам помочь, я прочитаю стихотворение:
«Он родился свободным
Под отеческим кровом,
Но в железные цепи
Был врагами закован.
Он теперь на чужбине,
Он теперь не свободен –
Никогда не увидит
Он Отчизны просторы».
- Какие ассоциации возникают у вас при слове раб?
- Вы догадались о чем пойдет речь на уроке? Попробуйте сформулировать тему урока. На какие вопросы нам предстоит сегодня ответить?
- Правильно. Запишите тему урока «Рабство в Древнем Риме». План урока:
1. Источники рабства
2. Использование труда рабов в Риме
3. Рабы-гладиаторы
4. Отношение к рабам в обществе
Проблемный вопрос: Кто такой раб? В чем отличие раба от свободного человека? Справедливо ли рабовладение? Почему?
Ученики слушают учителя, отвечают на вопросы учителя, делают предположения.
Ответы: «людей», «рабов»
- Раб – не свободный, у него нет прав, он выполняет самую плохую работу.
- Тема «Рабство в Древнем Риме». Нам предстоит ответить на вопросы: кто такой раб, откуда брались рабы, где использовался труд раба.
Регулятивные УУД:
Ученики формулируют тему урока, учебную задачу; планируютучебные действия.
Актуализация знаний
5 мин
Прежде чем мы отправимся в путешествие по Риму и узнаем о жизни рабов, давайте вспомним, а что уже нам известно о Риме и его жителях.
Игра «Верю - не верю»
Верите ли вы, что Рим расположен на Апеннинском полуострове?
Верите ли вы, что датой основания Рима считается 765 г. до н.э.?
Верите ли вы, что потомков знатных жителей древнейшего Рима называли плебеями?
Верите ли вы, что в 509 г. до н.э. в Риме была установлена Республика?
Верите ли вы, что в Риме было запрещено долговое рабство?
Верите ли вы, что Римской республикой управляли цари?
Верите ли вы, что Риму удалось разрушить Карфаген в 140 г. до н.э.
Верите ли вы, что торжественный въезд в Рим полководца-победителя называется триумф?
Верите ли вы, что завоеванные Римом области назывались колониями?
Верите ли вы, что в результате захватнических войн Рим установил свою власть во всем Средиземноморье?
- Очень хорошо. Молодцы!
Регулятивные УУД:
Ученики слушают учителя и настраиваются на игру. Применение знаний для решения учебной задачи.
Отвечают на вопросы (фронтальный опрос).
- Верим.
- Не верим (753 г. до н.э.)
- Не верим (патрициями)
- Верим.
- Верим, в 326 г. до н.э.
- Не верим, консулы.
- Не верим, в 146 г. до н.э.
- Верим.
- Не верим, провинциями.
- Верим.
Изучение нового материала
20 мин
- Сегодня мы совершим виртуальное путешествие в Римское государство на рубеже II – I вв. до н.э. и узнаем побольше о жизни рабов в Риме.
Я предлагаю вам разделиться на 3 группы:
1 группа узнает и расскажет нам об источниках рабства (работает с текстом
учебника § 49 пункт 1 и дополнительным материалом).
группа устанавливает, где в Риме использовался труд рабов (работает с текстом учебника § 49 пункт 2-3 и дополнительным материалом).
группа характеризует положение рабов-гладиаторов (работает с текстом учебника § 49 пункт 4 и дополнительным материалом).
- Вы получили свои вопросы и задания и по истечении времени должны предоставить результаты.
Дополнительный материал - приложение № 1.
- Время выступлений 2-3 мин. Во время прослушивания работ групп, каждый из вас должен у себя в тетради заполнить схему, дать определения.
На доске – то, что должно быть у каждого в тетради:
И сточники рабства
Использование труда рабов:
- …
- …
- … и т.д.
3. Имение – это
Гладиатор – это
Амфитеатр - это
Во время выступлений групп поясняю, уточняю, комментирую, оцениваю.
Физкультминутка
- Молодцы все 3 группы. Вы очень хорошо справились с заданиями и надеюсь очень много узнали о жизни раба в Риме.
- У нас остался последний пункт плана нашего урока: а как же относились к рабам в обществе? Попробуйте ответить на этот вопрос, используя всю ту информацию, которую вы получили на уроке.
- Давайте вспомним про Древнюю Грецию. Там тоже были рабы. Где было более бережное отношение к рабам? В Риме или Греции? Попробуйте доказать.
Коммуникативные УУД:
Учащиеся работают в группах, отвечая на вопросы и выполняя задания.
Познавательные УУД:
Ученики находят ответы на вопросы в тексте; осуществляют анализ, сравнение, устанавливают причинно-следственные связи; самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД:
Ученики совершенствуют навыки работы в группах, контролируют деятельность партнеров.
Группы по очереди презентуют свои работы, и каждый ученик в классе записывает схемы и определения себе в тетрадь.
1 группа.
Отвечает про источники рабства: военнопленные, мирные жители, неплательщики налогов, дети рабов, купля-продажа рабов. Главный источник рабства - военнопленные и мирные жители покоренных Римом земель. Точное количество рабов не поддается точному подсчету (тысячи – миллионы).
2 группа.
Отвечает про использование рабов и их жизнь. Труд рабов использовался в сельском хозяйстве (пахари), на рудниках, прислуга, повар, врач, библиотекарь, управляющий, гладиатор.
За малейшую провинность рабов награждали оплеухами, пороли… запирали в глубоком подвале. Любой раб был бесправен, считался вещью, которой хозяин мог распорядиться, как пожелает. Работа на рудниках была самой тяжелой: на них не было ни клочка одежды, одни только цепи на ногах; при свете факелов, лежа на спине, им приходилось бить над собой скалу и носить на спине куски этой скалы.
3 группа.
Отвечает про рабов-гладиаторов. Гладиаторами становились самые сильные и ловкие рабы. Они сражались на специальных площадках - амфитеатрах. Считается, что обычай устраивать гладиаторские схватки идет от древних этрусков, которые заставляли брать в руки оружие и сражаться друг с другом обреченных на смерть людей. В редких случаях раб, который одержал победу во многих схватках с другими гладиаторами, мог рассчитывать на особое признание римского народа – он мог стать простым римским гражданином.
Познавательные УУД:
Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни рабов Древнего Рима. Обработка понятийного аппарата.
Регулятивные УУД:
Способность регулировать свою деятельность и деятельность группы, представлять результаты.
Отношение к рабам было очень жестокое: они всегда работали, практически без отдыха, ели простую и грубую пищу, одевались в лохмотья. За малейшую провинность их наказывали, могли держать в оковах и запирать в глубоких подвалах. Кроме этого, заболевшего раба увозили на остров, где оставляли умирать без ухода и пищи. Любимым зрелищем римлян были гладиаторские бои, которые были очень жестокие и бесчеловечные.
Отношение к рабам было более бережное в Греции, там не относились к нему так жестоко как в Риме и стоил раб очень дорого, в то время как в Риме цена на раба была небольшой. Ни иметь в римском доме ни одного раба считалось признаком крайней нищеты.
Познавательные УУД:
Отвечают на вопросы учителя, используя текст учебника и те знания, которые были получены на уроке.
Строят логическую цепь рассуждений, используя доказательства.
Первичное закрепление
5 мин
Задание № 1.
Задание № 2
Задания № 1 и № 2 в приложении №2
Познавательные УУД:
Ученики выполняют задания (фронтальный опрос).
Строят логическую цепь рассуждений, используя доказательства. Оформляют свои мысли в устной форме, слушают и понимают речь других.
Выводы по уроку
5 мин
- Послушайте отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Умирающий гладиатор».
Ликует буйный Рим… Торжественно гремит
Рукоплесканьями широкая арена: А он – пронзенный в грудь - безмолвно он лежит,
Во прахе и крови скользят его колена…
- Какие чувства вызывают у вас эти строки?
Так кто же такой раб? Чем он отличается от свободного человека? Справедливо ли рабовладение? Почему?
Личностные УУД:
Ученики анализируют отрывок, высказывают свое мнение, отношение к явлению рабства.
- Раб – не свободный, бесправный человек, вещь, говорящее орудие труда, которым хозяин может распоряжаться как пожелает.
Рабовладение, конечно не справедливо, потому что каждый человек имеет право на свободу.
Личностные УУД:
Ученики формулируют собственное мнение и позицию: сроят понятные для всех остальных высказывания.
Рефлексия
- Предлагаю закончить фразу. Вы должны по кругу высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
1) Сегодня я узнал…
2) Было интересно…
3) Я понял что…
4)Теперь я могу…
5) Я почувствовал, что…
6) Я научился…
7) У меня получилось…
8) Меня удивило…
9) Мне захотелось…
10) Сегодня на уроке самым активным был(а)…
11) Больше всех правильных ответов дал(а)…
12) Урок дал мне для жизни…
Регулятивные УУД:
Умение осознавать свои эмоции, адекватно выражать их и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей.
Организация изучения домашнего задания
2 мин
Дифференцированное домашнее задание:
1)Для ильных учеников - написать рассказ «Один день из жизни раба»
2)Для средних учеников - сделать рисунок на тему «Рабство в Древнем Риме»
3)Для слабых учеников - ответить на вопросы в рубрике «Проверьте себя»
Регулятивные УУД:
Ученики воспринимают задания, уточняют его. Домашнее задание записывают в дневники.
Приложение № 1.
Рабочий материал для первой группы.
Источники рабства
Факт 1. Покоряя ту или иную страну, римские полководцы обращали в рабство десятки тысяч военнопленных и мирных жителей. В результате завоеваний в Римском государстве появилось большое количество дешевых рабов.
Факт 2. В неурожайный год земледельцам приходилось брать в долг зерно или серебро у знатного соседа. На участке крестьянина ставили долговой камень, и бедняк лишался покоя и сна. Не отдаст в срок долг - у него отберут участок. А если несчастный снова не мог вернуть дог, то был вынужден отдавать жену, детей, а то и самого себя в рабство.
Факт 3. После взятия и разрушения Карфагена все жители города были обращены в рабов. За несколько лет до этого римский консул продал в рабство сто пятьдесят тысяч пленных. Римские историки неоднократно сообщают о продаже пленных и другими римскими полководцами. Торговля рабами ширилась и процветала. В различных частях Римского государства действовали рабские рынки, особенно славился рынок на острове Делос. Там шла крупная оптовая торговля, и бывало, что в день продавалось по десять тысяч рабов. Здесь можно было купить раба любой профессии, какой угодно национальности.
Факт 4. Во II и особенно в I в. до н. э. Рим превращается в наиболее развитое рабовладельческое государство древности. Труд рабов полностью оттеснил свободный труд, рабы стали играть роль основной производительной силы. Общее количество рабов в Древнем Риме не поддается точному подсчету. Ими становились даже дети рабов, т. е. распространилось наследственное рабство.
Вопросы:
Каковы источники рабства?
Как вы считаете, какой главный источник?
Каково общее количество рабов в Древнем Риме?
Рабочий материал для второй группы.
Использование труда рабов в Риме.
Марк Порций Катон (234-149 гг. до н. э.)- видный государственный деятель, оратор и историк в трактате « Земледелие» описал виллу, типичную для Центральной Италии.
« Если стояла дождливая погода, то вот работы, которые можно делать и в ливень: мыть долии (сосуды для вина) и осмаливать их, прибирать усадьбу, переносить хлеб, выносить навоз наружу, устраивать навозную кучу, очищать зерно, починять веревки, плести новые; рабам надлежало в это время заняться починкой своих одеял и плащей. По праздникам можно было чистить старые канавы, прокладывать общественную дорогу, вырезать колючие кусты, вскапывать огород, обкашивать луга, резать веники, вырывать колючую траву, наводить чистоту…
В имении земледельца.
В имении часть рабов занимаются работой в поле (вспашка, посев, сбор урожая), другие собирают виноград, работают на давильне, третьи - на огороде, четвертые делают масло из оливок, пятые пасут скот. Пахари подбираются очень тщательно: они должны быть самыми сильными рабами. Пахота идет на волах, а они очень дорогие животные. Много времени и сил уходит на то, чтобы выкормить и вырастить волов. Поэтому пахарь должен быть внимательным к волам, хорошо за ними ухаживать. Если рабы бьют волов, то таких пахарей наказывают розгами и сажают в тюрьму.
Хозяин считает, что только тогда раб поработал хорошо, когда к вечеру он валится от усталости и нет сил даже поесть. Поэтому рабочий день начинается с восходом солнца и заканчивается после заката. В непогоду рабы моют бочки, промасливают их. Вывозят навоз, чинят старые и изготавливают новые канаты, убирают дом хозяина. Рабы работают даже в праздники. Зимой они собираются на кухне и под присмотром хозяина готовят инвентарь к весне, плетут корзины, отесывают колья для виноградников.
Утром рабу дается кусок хлеба и головка чеснока. Его пищу составляют в основном хлеб и овощи. Реже им дают похлебку из полбы ( вид пшеницы). По очень большим праздникам они едят масло и мясо. Рабы никогда не бывают сыты. Хозяин считает, что полный желудок очень вредит работе.
Тех, кто плохо работают, бросают в эргастул- глубокий подвал с узкими окошками, вырезанными так высоко, что до них нельзя дотянуться рукой.
В богатом доме.
Не успел господин открыть глаза, а рабыня- служанка приготовила ему сандалии, тунику и тогу. Она же помогла ему одеться. Другая рабыня принесла бритвенные принадлежности и причесала хозяина, при этом она неловко поставила зеркало, оно упало и чуть не разбилось, за что тут же была наказана. За завтраком господину прислуживали несколько рабов, а певицы и музыканты услаждали слух хозяина дома. Этим утром господин завтракал с одним из сенаторов, поэтому блюда на столе были более роскошными, чем обычно. Рабу- повару пришлось встать затемно, чтобы приготовить их и угодить хозяину. После завтрака господин вместе со своим гостем удалились в библиотеку и пригласили туда раба- секретаря для составления каких-то важных бумаг. Это утро прошло более спокойно, чем это бывало обычно. Наверное, приход гостя смягчил сердце господина.
На рудниках.
При свете факелов мы видим людей, которые, лежа на спине, бьют над собой скалу и, занося молот вбок, откалывают куски горной породы. Рабы день и ночь выносят на плечах эти куски и передают друг другу. Свет видят только те, кто работает в верхних рядах. На рабах ни клочка одежды, одни только цепи на ногах. Наверху руду обрабатывают несколько рабов. Они ее дробят, выделяя богатые металлом части. Толкут их в каменных ступах и мелют в специальных мельницах, которые вращают пятеро рабов, закованные в цепи. Здесь работают те, кто совершил тяжкие преступления, кому смертная казнь была заменена на эти работы, кто убегал или поднимал восстания.
Вопросы:
Где применялся труд рабов?
Как содержались рабы?
За что наказывали рабов?
Почему работа на рудниках считалась самой тяжелой?
Рабочий материал для третьей группы.
Гладиаторы- рабы.
Амфитеатр- это открытое сооружение для зрелищ. Места для зрителей располагались ярусами вокруг арены - усыпанной песком площадки. Один из наиболее грандиозных и известных амфитеатров - Колизей- вмещал 50 тыс. римских граждан. Женщины занимали верхний, деревянный ярус. Всего было четыре яруса, сохранились три из них. В Колизее устраивали зрелища- гладиаторские бои.
Гладиаторами становились самые сильные и ловкие рабы. Их обучали искусству владения оружием в специальных школах, а после заставляли сражаться друг с другом на арене для развлечения собравшихся римлян. Первый известный поединок гладиаторов был устроен в 264 г. до н. э.
Возможно, обычай устраивать гладиаторские схватки идет от древних этрусков. Они приносили человеческие жертвы на могилах знатных покойников. Обреченных на смерть людей заставляли брать в руки оружие и сражаться друг с другом.
Гладиаторы сражались не только друг с другом, но и с животными, например со львами. Поединки зачастую бывали очень жестокими. Как рассказывают римские историки ,арена становилась скользкой от крови, и ее нужно было вновь посыпать песком, чтобы возобновить бой.
Удачливый гладиатор становился любимцем публики. Ему доставались деньги и призы. В редких случаях человек, одержавший победу во многих схватках с другими гладиаторами, мог рассчитывать на особое признание римского народа. Ему вручали деревянный меч- символ почетной отставки. Отныне бывший гладиатор мог жить в Риме как простой римский гражданин.
О предстоящих поединках гладиаторов жителей Рима оповещали за несколько дней. Устроители сообщали число пар гладиаторов и их вооружение. Сигнал к началу смертельной схватки подавался звуком трубы. Обычно бой шел между двумя гладиаторами. Реже на арену выходили несколько десятков бойцов. Гладиатора, отказавшегося идти на бой, выгоняли на арену плетьми и раскаленными наконечниками копий.
Вопросы:
Кто становился гладиатором?
Где проходили гладиаторские сражения?
Мог ли раб-гладиатор стать свободным?
Приложение № 2
Задание № 1.
Внимательно проанализируйте приведенные статистические данные и предположите, к каким последствиям могло привести стремительное возрастание числа рабов.
Во время правления римского императора Августа из 1,5 млн. человек населения только 600 тыс. были свободными, рабов же было в 1,5 раз больше – 900 тыс. Только за первую половину II в. до н.э. в Рим в результате войн, было завезено 250 тыс. рабов-пленных.
Задание № 2.
Найдите в текст ошибки и исправьте их.
Рабы в Древнем Риме были у каждого гражданина. Но содержание их обходилось очень дорого их владельцам, ведь приходилось два раза в год выдавать рабам одежду: рубаху, плащ, деревянные сандалии – и хорошо кормить. Рабов ценили, поэтому заболевших лечили. За добросовестную работу рабам платили небольшую плату. Зато за провинность их пороли и наказывали. Особо строптивых рабов отправляли работать на каменоломни. Лишь ночью рабы могли отдохнуть, выспаться на мягких постелях.