kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Конспект урока истории в 5 классе по теме "Рабство в эпоху Поздней республики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Тема. Рабство в эпоху Поздней республики.
 
 Цель:  Формировать у учащихся  представление о положении рабов в эпоху Поздней республики.
 Задачи:
1.  Познакомить учащихся с положением рабов в эпоху Поздней республики.
Изучить источники рабства в Риме, положение и занятия рабов, сравнить положение рабов в Древней Греции и в Древнем Риме.
2.   Рассмотреть причины, ход восстания Спартака.
3.  Развивать умения работать с историческими источниками, текстом учебника, давать характеристику событиям и их участникам.
4.   Воспитывать внимание, сосредоточенность у учащихся.
История  (5 класс)
Учебник: История Древнего мира. В.И. Уколова.
Страницы: 261- 265
Оборудование:
мультимедийная презентация,   историческая карта, атласы по истории Древнего мира, рабочая тетрадь.

План урока.
I.Организационный момент.
II.Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Земельный закон братьев Гракхов».
III.Переход к изучению новой темы.
IV. Изучение нового учебного материала.
V. Вывод. Решение проблемы, поставленной в начале урока.
VI.  Закрепление.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории в 5 классе по теме "Рабство в эпоху Поздней республики" »

Предмет: история.

Класс: 5.

Учитель: Пластовец Татьяна Николаевна учитель истории I квалификационной категории МОБУ СОШ с. Тюрюшля МР Стерлитамакский район Республики Башкортостан.


Тема. Рабство в эпоху Поздней республики.

Цель: Формировать у учащихся представление о положении рабов в эпоху Поздней республики.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с положением рабов в эпоху Поздней республики.

Изучить источники рабства в Риме, положение и занятия рабов, сравнить положение рабов в Древней Греции и в Древнем Риме.

2. Рассмотреть причины, ход восстания Спартака.

3. Развивать умения работать с историческими источниками, текстом учебника, давать характеристику событиям и их участникам.

4. Воспитывать внимание, сосредоточенность у учащихся.

История  (5 класс)

Учебник: История Древнего мира. В.И. Уколова.

Страницы: 261- 265

Оборудование:

мультимедийная презентация, историческая карта, атласы по истории Древнего мира, рабочая тетрадь.


План урока.

I.Организационный момент.

II.Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Земельный закон братьев Гракхов».

III.Переход к изучению новой темы.

IV. Изучение нового учебного материала.

V. Вывод. Решение проблемы, поставленной в начале урока.

VI. Закрепление.




Ход урока.


I.Организационный момент. Здравствуйте, ребята. Прошу вас настроиться на хорошую плодотворную работу. Мысленно скажите себе «Сегодня на уроке я узнаю что- то новое, важное и интересное».

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Земельный закон братьев Гракхов». Сначала проверим ваши знания по теме прошлого урока «Земельный закон братьев Гракхов». Учащиеся выполняют задания по карточке (1 мин). Обменяйтесь карточками с соседом. Проверьте правильность выполнения задания с помощью ключа. (Слайд 1)

Контроль знаний по карточке.

1.Тиберий Гракх предложил принять закон о… (земельной реформе)

2.Для обороны государства необходима сильная….(армия)

3.В 1 в. До н.э. главным мерилом успеха было количество денег и…..(рабов)

4.Строй римской армии назывался…..(«черепаха»)

5. Гай Гракх провел судебную реформу в пользу…(всадников).

6. Должность Тиберия Гракха… (народный трибун).

Поставьте оценки, руководствуясь следующими критериями: ни одной ошибки- «5»; 1-2 ошибки- «4»; 3 ошибки- «3»; 4-5 ошибок- «2».


III. Переход к изучению новой темы.

1.Откройте тетради. Запишите число и тему урока «Рабство в эпоху Поздней республики». (Слайд 2).


2. Постановка цели урока. Как вы думаете, ребята, что мы должны узнать, изучая данную тему?

-Откуда брались рабы? (Источники рабства).

-Как жили рабы? (Положение рабов).

-Довольны ли были рабы своим положением? Пытались ли они улучшить свое положение?

Более того, мы усложним нашу задачу. Мы начали заполнять таблицу «Рабство в Древней Греции и в Римской республике». Сегодня на уроке продолжим ее заполнение. Сравним положение рабов в Римской республике и в Древней Греции и выясним, существовало ли различие между рабством в Древней Греции и Древнем Риме? Эта проблема и будет главной проблемой нашего урока, она поставлена у вас в учебнике перед § 54. Откройте учебник на стр. 261. Запишите эту проблему в тетрадь.

IV. Изучение нового учебного материала.

План изучения нового учебного материала.

1. Источники рабства.

2. Положение рабов.

3. Основные занятия рабов.

4. Гладиаторы.

5. Восстание Спартака

6. Вывод.

1. Источники рабства. – Рассмотрим источники рабства. (Слайд 3). В Римской республике рабовладение являлось важной составной частью хозяйства и жизни общества. Военные победы привели к невиданному распространению рабства. В Италию хлынуло огромное количество рабов, захваченных в плен на войне. На море и на суше также орудовали шайки, похищавшие людей и продававшие их в рабство. Жители римских провинций, не уплатившие налоги, также обращались в рабство. (Занесите источники рабства в таблицу). Рынки рабов существовали повсюду. (Слайд 4). Главный же из них находился в самом Риме на Бычьем форуме. Здесь чередовались дни продажи скота и рабов. На рынках продавались не только крепкие мужчины, но и старики, женщины и дети. Продавцы расхваливали свой товар, но на груди каждого продаваемого должна была висеть табличка с перечнем телесных изъянов. Цены на рабов из-за роста их количества были невысокими. Даже небогатые семьи могли купить одного-двух рабов. Десятки рабов трудились на виллах богачей и в их домах. (Слайд 4 ). Было выгодно покупать детей рабов. Почему? (Предположения учащихся). Детей можно было обучить любому ремеслу, а потом перепродать по более высокой цене. Перепродажей детей занимался Катон Старший.

2. Положение рабов. Работа с историческим документом.

Содержание рабов.

Паек рабам. Тем, кто работает в поле: зимой- по 4 модия (8,75л) пшеницы, а летом- по 4,5.

Вино рабам. По окончании сбора винограда пусть они три месяца пьют ополоски, на четвертый месяц они получают по гемине (0,274л) на день.

Приварок рабам. Заготовь впрок как можно больше палых маслин. Потом заготовь зрелых- таких, откуда можно получить совсем мало масла. Б ереги их, чтобы они тянулись как можно дольше. Когда маслины будут съедены, давай рыбный рассол и уксус. М асла давай на месяц каждому по секстарию (0,547 л), модия соли хватит каждому на год.

Одежда рабам. Туника (рубашка нательная) весом в 3,5 фунта и плащ через год. Всякий раз, когда будешь давать тунику или плащ, возьми сначала старую одежду на лоскутные одеяла. Х орошие деревянные башмаки следует давать через год…

(Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. –М., 1987. С. 194- 196)

Вопрос к документу.

- Как содержались рабы?

Вывод о положении рабов (Слайд 6).

3. Основные занятия рабов. (Слайды 7- 9 ). Рабов прежде всего использовали в сельском хозяйстве. В период Поздней республики рабы производили значительную часть продуктов, потреблявшихся в Италии. Они работали в каменоломнях и рудниках, на строительстве дорог и общественных здании. Среди рабов были хорошие ремесленники. Существовали ремесленные мастерские рабов. Рабы прислуживали господам в домах. Были рабы-повара, рабы, делавшие одежду, рабы-парикмахеры, рабы-садовники и т. д. Особо ценились ученые рабы. Среди них были философы и поэты, учителя и переписчики, врачи и ученые. Рабы не только кормили, но и развлекали своих господ. Среди рабов были искусные танцовщицы и музыканты. Поскольку профессия актера считалась недостойной свободного человека, в театральных представлениях преимущественно участвовали рабы и вольноотпущенники.

4.Гладиаторы. (Слайд 9). Особое место среди рабов занимали гладиаторы. Слово "гладиатор" происходит от латинского наименования меча "гладиус". Гладиаторами назывались бойцы, которые участвовали в сражениях-представлениях, дававшихся для зрителей. Гладиаторские бои происходили во время праздников на аренах амфитеатров (цирков) - круглых сооружений, напоминающих греческие театры, с ареной в центре. Римляне заимствовали гладиаторские бои у этрусков. Но у этрусков они сопровождали погребение, а у римлян стали развлечением, излюбленным зрелищем. Поединок продолжался до смерти или тяжелого ранения одного из противников. Гладиаторы сражались как между собой, так и с различными животными. (Слайд 11). Со временем гладиаторские бои становились все более пышными и продолжительными. На аренах цирков, случалось, проводились настоящие сражения. В них участвовали десятки гладиаторов, сражавшихся не на жизнь, а на смерть. (Слайд 12).Когда битва заканчивалась, победитель спрашивал у зрителей, что сделать с побежденным. Если они держали руку с вытянутым большим пальцем вверх – это означало сохранить жизнь побежденному, если вниз – убить его. (Слайд 13). Битвы гладиаторов в Риме проходили в большом амфитеатре, который назывался Колизей. В него вмещалось 50 000 зрителей, были сменные арены, под ними были сложные инженерные сооружения. С помощью особых механизмов поднимались декорации, люди, животные, которые находились в подземных помещениях. Название Колизей произошло от латинского слова «колоссеум» – колоссальных размеров. (Слайд 14). Под Колизеем находились помещения, в которых содержались рабы и животные, с которыми они сражались. Физминутка.

5. Сообщение учащихся по теме: «Восстание Спартака», показ по карте движение восставших (Слайды15- 19).

Восстание Спартака. Рабы неоднократно восставали против своих хозяев. Самым крупным восстанием, настоящей войной рабов против римлян было восстание Спартака. Оно началось в 74 году до н. э. с выступления гладиаторов в гладиаторской школе в городе Капуя на юге Италии. Фракиец Спартак, некогда захваченный римлянами в плен и проданный в рабство, обучал здесь гладиаторов фехтованию. Он замыслил добыть свободу для себя и своих товарищей. Во главе нескольких десятков гладиаторов Спартак совершил побег из школы и двинулся к горе Везувий. По дороге к Спартаку присоединялись рабы с соседних вилл. На Везувии восставшие разбили свой лагерь. Против них были посланы римские войска. Однако рабы перехитрили их. Через жерло бездействовавшего тогда кратера вулкана они тайком спустились с горы, обошли воинов и ударили им в тыл. Римляне были перебиты. Спартак оказался хорошим полководцем. Восставшие не раз еще наносили поражение римским войскам, распространив свое влияние на весь юг Италии. Примкнувших к нему рабов Спартак обучал военному делу, ввел в их рядах строгую дисциплину. Для борьбы с рабами сенат послал 8 легионов. Их возглавил дерзкий и решительный полководец Публий Лициний Красе. За ним шла дурная слава человека, нечестно нажившего свои богатства. Для того чтобы легионы ему беспрекословно подчинялись, Красе казнил каждого десятого солдата в одной из частей, бежавших перед повстанцами. Жестокость Красса возымела действие. Римские легионы железной поступью двинулись на противника. Спартак хотел переправиться на Сицилию, но пираты, обещавшие корабли, обманули его. Тем временем Красе перегородил носок Апеннинского полуострова валом и рвом. Восставшие оказались в ловушке. Однако Спартаку удалось забросать часть рва ветвями и землей и перейти на равнину в Южной Италии. Весной 71 года до н. э. здесь произошло решающее сражение между восставшими и римскими легионами. Перед сражением Спартак заколол своего коня и дал клятву, что будет сражаться до конца. Несмотря на мужество восставших военное счастье отвернулось от них. Красс одержал победу. Спартак погиб в бою. Около 6 тысяч соратников Спартака были взяты в плен. Их распяли вдоль Аппиевой дороги. Беспримерным мужеством, благородством и стремлением к свободе Спартак заслужил уважение даже со стороны своих врагов. И в памяти потомков он остался героем. Его имя стало символом борьбы за свободу и человеческое достоинство.

6. Обсуждение с учащимися причин поражения восстания Спартака. Почему восстание Спартака потерпело поражение?

-Войско Спартака уступало по своей организации регулярной армии римлян. -У Спартака не было четкого плана действий.

-Восставших обманули пираты.

Вопрос учащимся: -Как вы думаете, если бы не было Спартака, произошло ли бы восстание рабов в Римской республике? (Восстание все равно было бы, учитывая положение рабов в стране).

V. Вывод. Решение проблемы, поставленной в начале урока. Обращение к таблице.

Вывод. Существенных различий между рабством в Древней Греции и в Римской республике не было. Отличие состояло в том, что римские рабы использовались в качестве гладиаторов. Рабы в Римской республике подняли крупное восстание. В ходе урока заполняется вторая часть таблицы.

Рабство в Древней Греции и в Римской республике.

Линии сравнения

Древняя Греция

Римская республика

Источники рабства

Война, военные походы. Дети рабов становились рабами. Перепродажа рабов.

Военнопленные Похищение и продажа людей. Люди, не уплатившие долгов.

Положение рабов

Раб был совершенно бесправен. Он не имел ни имущества, ни семьи. В нем не видели человека, его называли говорящим орудием.

Раб- собственность владельца, «говорящее орудие. Могли выкупиться на свободу- вольноотпущенники. Разрешены семьи. Пытки. Рабская казнь- распятие на кресте.

Основные занятия рабов

Труд на полях, в мастерских, в домах граждан, на серебряных рудниках.

Домашнее хозяйство. Работы на каменоломнях, рудниках, строительство дорог. Гладиаторские бои.

Вывод

Существенных различий между рабством в Древней Греции и в Римской республике не было. Отличие состояло в том, что римские рабы использовались в качестве гладиаторов. Рабы в Римской республике подняли крупное восстание.



VI. Закрепление.

Решение задач.

  1. Сохранились сведения, что у некоторых римских богачей было в то время до 20 тыс. рабов. Так, у рабовладельцев Красса и Данетрия рабов было столько, что из них можно было набрать целое войско. Помпей в самом деле составил эскадрон из 300 своих пастухов, другой рабовладелец имел 8 тыс. р абов.

Домашнее задание:

Первого уровня:

читать § 54, подготовить рассказ о восстании Спартака. Выполнить одно из заданий: решить кроссворд или выполнить задание с помощью карты и символов.

Второго уровня:

читать § 54, подготовить рассказ о восстании Спартака. Выполнить одно из заданий: решить кроссворд или выполнить задание с помощью карты и символов.

Третьего уровня:

читать § 54, подготовить рассказ о восстании Спартака. Выполнить одно из заданий: решить кроссворд или выполнить задание с помощью карты и символов.

Литература

  1. Смирнов С.Г. Задачник по истории Древнего мира. М. Мирос « Международные отношения».

  2. Уколова В.И. История Древнего мира. Учебник для 5 класса.-М., 2012.

  3. Уколова В.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск1,2.-М., 2012

  4. Уколова В.И. Тетрадь-тренажёр. УМК "История. Древний мир. 5 класс". Москва. Издательство «Просвещение», 2010 г.

  5. Уколова В.И. Тетрадь-экзаменатор. УМК "История. Древний мир. 5 класс". Москва. Издательство «Просвещение», 2010 г.

  6. Атлас и контурные карты по истории Древнего мира. 5 класс, М., Дрофа, ДИК, 2007 г

  7. Уколова В.И. Поурочное тематическое планирование. УМК "История. Древний мир. 5 класс". Издательство «Просвещение», 2010 г.

http://www. school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.



6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока истории в 5 классе по теме "Рабство в эпоху Поздней республики"

Автор: Пластовец Татьяна Николаевна

Дата: 13.10.2014

Номер свидетельства: 118521

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства