- требований федерального компонента государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" № 1089 от 05. 03. 2004 г.)
Преподавание предмета осуществляется по УМК:
- Майков А. Н. История. Введение в историю: 5 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана – Граф, 2007.
- Вигасин А. А. История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. М.: Просвещение, 2007.
Календарно-тематическое планирование
Введение (пропедевтический модуль)
1.Что изучает история? Исторические события. Историческая память. История как наука. Исторический факт.
2.Измерение времени. Ход времени и способы его измерения. Лето исчисление (счёт лет «до н.э.» и н.э.).
3.Знать своих предков. Знать историю. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия.
4.О прошлом рассказывают гербы. Знамя и флаг сопровождают историю. Из истории гимнов. Геральдика. Гербы, флаги, гимны государств.
5.Географические названия – свидетели прошлого.
6.Историческая карта. Легенда исторической карты.
7.Источники знаний о прошлом. Археология – помощница историков. Наука о народах и наука о прошлом.
8.Всеобщая история. История России – часть всеобщей истории.
9.Символика РФ. Россия - многонациональное государство.
10.Урок контроля.
Раздел 1 Жизнь первобытных людей.
11, 12.Первобытные собиратели и охотники
13, 14.Первобытные земледельцы, скотоводы
Раздел 2 Древний Восток
Тема 1 Древний Египет
15.Государство на берегах Нила.
16.Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.
17.Жизнь и служба вельмож.
18.Неограниченная власть фараонов. Завоевательные походы.
19.Религия древних египтян.
20.Искусство древних египтян.
21.Особенности древнеегипетского письма.
Тема 2 Западная Азия в древности
22.Двуречье в древности. Религиозные верования.
23.Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи.
24.Города Финикии. Морская торговля и пиратство.
25.Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Древнееврейское царство.
26.Ассирийская держава.
27.Образование Персидской державы.
Тема 3 Индия и Китай в древности
28.Местоположение и природа Древней Индии.
29.Представление о кастах. Возникновение буддизма.
30.Местоположение и природа Древнего Китая. Учение Конфуция.
31.Объединение Китая при Цинь Шихуане.
32.Урок повторения «Древний Восток»
Раздел 3Древняя Греция
Тема 1Древнейшая Греция
33.Местоположение и природные условия. Критское царство.
34.Микенское царство. Мифы о начале Троянской войны.
35.Поэмы Гомера «Илиада» «Одисея».
36.Религиозные верования греков.
Тема 2 Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием.
37.Понятие «полис». Местоположение и природные условия Аттики.
38.Борьба Демоса со знатью. Реформы Солона.
39.Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис.
40.Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.
41.Олимпийские игры – общегреческие празднества.
42.Греко-персидские войны. Победа афинян в марафонской битве.
43.Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу.
Тема 3 Возвышение Афин в V в. до н. э. и рассвет демокра¬тии.
44.Афинский морской союз. Гавани Пирея.
45.Город Афины. Быт афинян.
46.Образование афинян. Возникновение театра.
47.Афинская демократия в V веке до н.э.
Тема 4 Македонские завоевания в IV в. до н. э.
48.Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц. Возвышение Македонии.
49.Поход Александра Македонского на восток.
50.Распад державы Александра после его смерти.
51.Урок повторения «Древняя Греция»
Раздел 4 Древний Рим
Тема 1 Рим: от его возникновение до господства над Италией.
52.Местоположение и природные условия Италии. Легенда об основании Рима.
53.Возникновение республики. Установление господства Рима над Италией.
54.Устройство Римской республики.
Тема 2 Рим - сильнейшая держава Средиземноморья.
55.Карфаген – крупное государство в Западном Средиземноморье. Вторая война Рима с Карфагеном.
56.Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье.
57.Рабство в древнем Риме.
Тема 3 Граждански войны в Риме.
58.Земельный закон Тиберия Гракха.
59.Крупнейшее в древности восстание рабов.
60.Захват Цезарем власти. Диктатура Цезаря.
61.Поражение сторонников Республики. Характер власти Октавиана Августа.
Тема 4 Римская империя в первые века н.э.
62.Соседи римской империи.
63.Обожествление императоров. Нерон.
64.Возникновение христианства.
65.Расцвет Римской империи.
66.Рим – столица империи. Повседневная жизнь римлян.
Тема 5 Падение Западной Римской империи
67.Вторжение варваров. Правление Константина.
68.Разделение Римской империи на два государства. Взятие Рима готами. Итоговое повторение
69.Повторение. Особенности цивилизации Греции и Рима.
70.Итоговое повторение. Вклад народов древности в мировую культуру.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории Древнего мира »
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Бессоновская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области»
«Согласовано»
Руководитель МС
_______ ФИО
Протокол № от
« » 2013г.
«Согласовано»
Заместитель директора
школы по УВР МОУ
«Бессоновская СОШ»
ФИО
« » 2013г.
«Утверждаю»
Директор МОУ «Бессоновская СОШ»
ФИО
Приказ № от
« » 2013г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Измайлова Анатолия Саюновича
(I квалификационная категория)
по учебному предмету «История»
5 «А», «Б» классы
Базовый уровень
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Программа составлена на основе:
- требований федерального компонента государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" № 1089 от 05. 03. 2004 г.);
- авторского учебно-методического комплекта Майкова А. Н. История. Введение в историю;
- авторской программы А.А. Вигасина, Г.И Годера, И.С. Свенцицкой «История Древнего мира. 5 класс» (сборник программ для общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2007 г.)
Цели курса:
осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ;
показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
охарактеризовать становление идей и инстинктов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования);
раскрыть на конкретном примере, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества.
формировать у ученика терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.
Задачи курса:
формировать историческое мышление:
дать представление об общем и особенном при характеристике древних обществ;
чем отличается Древний мир от мира современного.
Формируемые умения:
пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, раскрыть содержание иллюстрации;
сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия;
умение спорить и отстаивать свои взгляды;
умение оперировать историческими датами;
умение читать карту;
умение анализировать исторические источники.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов из расчета 2 учебных часа в неделю.
10 часов выделено на изучение пропедевтического модуля «Что изучает история». На историю Древнего мира предполагается не менее 55 часов и 5 часов в резерве, на усмотрение учителя. Изучение модуля «Что изучает история» и истории Древнего мира в 5-х классах осуществляется последовательно.
В авторскую программу по истории Древнего мира были внесены следующие изменения, так как рабочую программу по истории Древнего мира в 5 классе были добавлены темы пропедевтического модуля «Что изучает история» (10 часов). Вначале изучается курс «История. Введение в историю» Майков А.Н., затем «История Древнего мира» Вигасин А.А.
№ п/п
Наименование раздела
Авторская программа
Рабочая программа
1
Модуль «Что изучает история»
-
10 часов
2
Жизнь первобытных людей
5 часов
4 часа
3
Древний Восток
18 часов
18 часов
4
Древняя Греция
20 часов
19 часов
5
Древний Рим
17 часов
17 часов
6
Итоговое повторение
2 часа
2 часа
В тематическом планировании выделено 5 часов на проведение повторительно-обобщающих уроков, которые способствуют формированию у учащихся целостных исторических представлений и лучшей организации познавательной деятельности школьников, позволяют осуществить контроль над знаниями, умениями и навыками учащихся в различных формах (самостоятельные работы, тестовые задания).
Преподавание предмета осуществляется по УМК:
- Майков А. Н. История. Введение в историю: 5 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана – Граф, 2007.
- Вигасин А. А. История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. М.: Просвещение, 2007.
Формы организации учебного процесса
Для организации учебной деятельности учащихся в 5-а классе используются комбинированные уроки; уроки, посвященные ознакомлению учащихся с новым материалом; уроки, служащие закреплению знаний; предназначенные для обобщения и систематизации изученного материала, и, наконец, проверки степени овладения учащимися знаниями и умениями методом выполнения устных, письменных либо практических заданий.
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная работа, групповая, фронтальная.
Основные методы работы на уроке: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Приемы учебной деятельности на уроке:
- работа с учебником, раздаточным материалом, проблемными задачами, историческими источниками, средствами массовой коммуникации (газеты, журналы, телевидение, Интернет);
- беседа, самостоятельная работа, наблюдение;
- работа с помощью схем, наглядных пособий;
- урок-игра, реферативная работа, работа с исторической картой.
Таким образом, организация учебной деятельности учащихся предполагает следующие виды работы:
- пересказ текста учебника в связной монологической форме;
- воспроизведение полученной информации;
- раскрытие содержания иллюстраций;
- сравнение исторических явлений в различных странах;
- анализ исторических источников.
Требования к уровню подготовки учащихся.
1. Модуль «Что изучает история»
В результате изучения модуля «Что изучает история» учащиеся 5-а класса должны
Знать:
место истории в системе современных знаний;
изученные виды исторических источников.
Уметь:
работать с текстом учебника: уметь ориентироваться в тексте; осуществлять выборочное чтение, делать вывод, определять главную мысль, озаглавливать текст;
составлять простой план к параграфу учебника;
составлять рассказ по опорным словам и словосочетаниям;
объяснять исторические термины и понятия;
описывать жилища, орудия труда, предметы быта, одежду людей, памятники культуры;
составлять рассказ по содержанию иллюстрации;
сравнивать (по предложенному плану) памятники культуры, предметы жизни и быта, выявляя общее и различное;
определять последовательность исторических событий (раньше, позже), соотносить год с веком;
показывать на исторической карте территорию и границы государств, крупные города, торговые пути, места сражений и др.;
выполнять задания, направленные на выявление историко-временных представлений учащихся;
решать познавательные задачи, в том числе проблемного характера.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
самостоятельно пополнять и использовать полученные знания по истории, в том числе из уроков литературы, изобразительного искусства, исторического краеведения, внеурочной информации.
выявлять личную позицию в оценке исторического персонажа, событий, процессов.
2. Учебный предмет «История Древнего мира»
В результате изучения предмета «История Древнего мира»» учащиеся 5-а класса должны
Знать:
базовые знания по истории Древнего мира;
место истории Древнего мира в общемировом историческом процессе.
Уметь:
объяснять смысл терминов «до н.э.», «н.э.».
называть имена: а) наиболее известных правителей; б) основателей мировых религий; в) представителей культуры древнего мира.
показывать на исторической карте местоположение древнейших цивилизаций и государств.
описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности.
составлять описание и объяснять назначение памятников древней культуры: архитектурных сооружений; предметов быта; произведений искусства.
называть характерные, существенные черты политического строя в государствах древности; положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); религиозных верований людей в древнем мире.
объяснять значение понятий:
республика, империя,
метрополия, колония,
рабство,
закон,
миф, религия.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
оценивать исторический вклад народов древности в мировую историю, проявлять свое отношение к культурному наследию Древнего мира.
Календарно-тематическое планирование по предмету история (5 класс)
№ п/п
Наименование раздела и тем
Часы учебного времени
Плановые сроки прохождения
Примечания
План
Факт
Введение (пропедевтический модуль)
10
Что изучает история? Исторические события. Историческая память. История как наука. Исторический факт.
1
02.09
Измерение времени. Ход времени и способы его измерения. Лето исчисление (счёт лет «до н.э.» и н.э.).
1
05.09
Знать своих предков. Знать историю. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия.
1
09.09
О прошлом рассказывают гербы. Знамя и флаг сопровождают историю. Из истории гимнов. Геральдика. Гербы, флаги, гимны государств.
1
12.09
Географические названия – свидетели прошлого.
1
16.09
Историческая карта. Легенда исторической карты.
1
19.09
Источники знаний о прошлом. Археология – помощница историков. Наука о народах и наука о прошлом.
1
23.09
Всеобщая история. История России – часть всеобщей истории.
1
26.09
Символика РФ. Россия - многонациональное государство.
1
30.09
Урок контроля.
1
03.10
Раздел 1
Жизнь первобытных людей.
4
Первобытные собиратели и охотники
2
07.10
10.10
Первобытные земледельцы, скотоводы
2
14.10
17.10
Раздел 2
Древний Восток
17
Тема 1
Древний Египет
7
Государство на берегах Нила.
1
21.10
Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.
1
24.10
Жизнь и служба вельмож.
1
04.11
Неограниченная власть фараонов. Завоевательные походы.
1
07.11
Религия древних египтян.
1
11.11
Искусство древних египтян.
1
14.11
Особенности древнеегипетского письма.
1
18.11
Тема 2
Западная Азия в древности
6
Двуречье в древности. Религиозные верования.
1
21.11
Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи.
1
25.11
Города Финикии. Морская торговля и пиратство.
1
28.11
Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Древнееврейское царство.
1
02.12
Ассирийская держава.
1
05.12
Образование Персидской державы.
1
12.12
Тема 3
Индия и Китай в древности
4+1
Местоположение и природа Древней Индии.
1
16.12
Представление о кастах. Возникновение буддизма.
1
19.12
Местоположение и природа Древнего Китая. Учение Конфуция.
1
23.12
Объединение Китая при Цинь Шихуане.
1
26.12
Урок повторения «Древний Восток»
1
13.01
Раздел 3
Древняя Греция
18
Тема 1
Древнейшая Греция
4
Местоположение и природные условия. Критское царство.
1
16.01
Микенское царство. Мифы о начале Троянской войны.
1
20.01
Поэмы Гомера «Илиада» «Одисея».
1
23.01
Религиозные верования греков.
1
27.01
Тема 2
Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием.
7
Понятие «полис». Местоположение и природные условия Аттики.
1
30.01
Борьба Демоса со знатью. Реформы Солона.
1
03.02
Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис.
1
06.02
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.
1
10.02
Олимпийские игры – общегреческие празднества.
1
13.02
Греко-персидские войны. Победа афинян в марафонской битве.
1
17.02
Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу.
1
20.02
Тема 3
Возвышение Афин в V в. до н. э. и рассвет демократии.
4
Афинский морской союз. Гавани Пирея.
1
24.02
Город Афины. Быт афинян.
1
27.02
Образование афинян. Возникновение театра.
1
03.03
Афинская демократия в V веке до н.э.
1
06.03
Тема 4
Македонские завоевания в IV в. до н. э.
3+1
Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц. Возвышение Македонии.
1
10.03
Поход Александра Македонского на восток.
1
13.03
Распад державы Александра после его смерти.
1
17.03
Урок повторения «Древняя Греция»
1
20.03
Раздел 4
Древний Рим
17
Тема 1
Рим: от его возникновение до господства над Италией.
3
Местоположение и природные условия Италии. Легенда об основании Рима.
1
31.03
Возникновение республики. Установление господства Рима над Италией.
1
03.04
Устройство Римской республики.
1
07.04
Тема 2
Рим - сильнейшая держава Средиземноморья.
3
Карфаген – крупное государство в Западном Средиземноморье. Вторая война Рима с Карфагеном.
1
10.04
Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье.
1
14.04
Рабство в древнем Риме.
1
17.04
Тема 3
Граждански войны в Риме.
4
Земельный закон Тиберия Гракха.
1
21.04
Крупнейшее в древности восстание рабов.
1
24.04
Захват Цезарем власти. Диктатура Цезаря.
1
28.04
Поражение сторонников Республики. Характер власти Октавиана Августа.
1
05.05
Тема 4
Римская империя в первые века н.э.
5
Соседи римской империи.
1
08.05
Обожествление императоров. Нерон.
1
08.05
Возникновение христианства.
1
12.05
Расцвет Римской империи.
1
12.05
Рим – столица империи. Повседневная жизнь римлян.
1
15.05
Тема 5
Падение Западной Римской империи
2
Вторжение варваров. Правление Константина.
1
19.05
Разделение Римской империи на два государства. Взятие Рима готами.
1
22.05
Итоговое повторение
2
Повторение. Особенности цивилизации Греции и Рима.
1
26.05
Итоговое повторение. Вклад народов древности в мировую культуру.
1
30.05
Содержание программы учебного предмета
5 класс (70 часов)
Введение (пропедевтический модуль). Что изучает история? Исторические события. Историческая память. История как наука. Исторический факт. Измерение времени. Ход времени и способы его измерения. Лето исчисление (счёт лет «до н.э.» и н.э.). Знать своих предков. Знать историю. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. О прошлом рассказывают гербы. Знамя и флаг сопровождают историю. Из истории гимнов. Геральдика. Гербы, флаги, гимны государств. Географические названия – свидетели прошлого. Историческая карта. Легенда исторической карты. Источники знаний о прошлом. Археология – помощница историков. Наука о народах и наука о прошлом. Всеобщая история. История России – часть всеобщей истории. Символика РФ. Россия - многонациональное государство. Урок контроля.
Раздел 1. Жизнь первобытных людей. Первобытные собиратели и охотники. Первобытные земледельцы, скотоводы
Раздел 2. Древний Восток.
Тема 1. Древний Египет. Государство на берегах Нила. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. Жизнь и служба вельмож. Искусство древних египтян. Религия древних египтян. Неограниченная власть фараонов. Завоевательные походы.
Тема 2. Западная Азия в древности. Особенности древнеегипетского письма. Двуречье в древности. Религиозные верования. Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи. Города Финикии. Морская торговля и пиратство. Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Древнееврейское царство. Ассирийская держава. Образование Персидской державы.
Тема 3. Индия и Китай в древности. Местоположение и природа Древней Индии. Представление о кастах. Возникновение буддизма. Местоположение и природа Древнего Китая. Учение Конфуция. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Урок повторения «Древний Восток»
Раздел 3. Древняя Греция.
Тема 1. Древнейшая Греция. Местоположение и природные условия. Критское царство. Микенское царство. Мифы о начале Троянской войны. Поэмы Гомера «Илиада» «Одисея». Религиозные верования греков.
Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. Понятие «полис». Местоположение и природные условия Аттики. Борьба Демоса со знатью. Реформы Солона. Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Олимпийские игры – общегреческие празднества. Греко-персидские войны. Победа афинян в марафонской битве. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу.
Тема 3. Возвышение Афин в V в. до н. э. и рассвет демократии. Афинский морской союз. Гавани Пирея. Город Афины. Быт афинян. Образование афинян. Возникновение театра. Афинская демократия в V веке до н.э.
Тема 4. Македонские завоевания в IV в. до н. э. Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц. Возвышение Македонии. Поход Александра Македонского на восток. Распад державы Александра после его смерти. Урок повторения «Древняя Греция»
Раздел 4. Древний Рим
Тема 1. Рим: от его возникновение до господства над Италией. Местоположение и природные условия Италии. Легенда об основании Рима. Возникновение республики. Установление господства Рима над Италией. Устройство Римской республики.
Тема 2. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья. Карфаген – крупное государство в Западном Средиземноморье. Вторая война Рима с Карфагеном. Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Рабство в древнем Риме.
Тема 3. Граждански войны в Риме. Земельный закон Тиберия Гракха. Крупнейшее в древности восстание рабов. Захват Цезарем власти. Диктатура Цезаря. Поражение сторонников Республики. Характер власти Октавиана Августа.
Тема 4. Римская империя в первые века н.э. Соседи римской империи. Обожествление императоров. Нерон. Возникновение христианства. Расцвет Римской империи. Рим – столица империи. Повседневная жизнь римлян.
Тема 5. Падение Западной Римской империи. Вторжение варваров. Правление Константина. Разделение Римской империи на два государства. Взятие Рима готами.
Итоговое повторение. Повторение. Особенности цивилизации Греции и Рима. Итоговое повторение. Вклад народов древности в мировую культуру.
Формы и средства контроля.
Используются следующие виды контроля: предварительный, текущий, промежуточный и итоговый.
Текущий контроль позволяет видеть процесс становления умений и навыков, заменять отдельные приемы работы, вовремя менять виды работы, их последовательность в зависимости от особенностей той или иной группы обучаемых. Промежуточный контроль проводится после цепочки занятий, посвященных какой-либо теме или блоку. Формами промежуточного контроля являются тесты и контрольные работы, тематические сообщения, соответствующие этапу обучения.
Итоговый контроль призван выявить конечный уровень обученности за весь курс, и выполняет оценочную функцию. Среди многочисленных типов заданий, которые могут быть использованы для составления тестов и контрольных работ, можно выделить следующие: на знание дат, понятий соотношение фактов и дат, знание причин и следствий, поиск информации в источнике. Применяются такие формы контроля: фронтальный опрос, взаимопроверка, тест, диктант терминов, обобщающая беседа, составление кроссвордов, устный опрос, написание сочинения-эссе, контрольная работа, викторина, подготовка сообщений.
Перечень учебно-методических средств обучения.
Учебник «История Древнего мира», для 5-го класса общеобразовательных учреждений / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2007
Атлас по истории Древнего Мира
Календарно-тематические планы.
Демонстрационные тематические таблицы.
Примерная программа основного общего образования по истории МО РФ 2010 г.
Авторская программа под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательство «Просвещение», 2007 г.
Государственный образовательный стандарт основного общего образования по истории.