kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по истории 5 класс "В Афинских школах и гимнасиях"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока соответствует структуре ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по истории 5 класс "В Афинских школах и гимнасиях"»

Тема урока: «В афинских школах и гимнасиях» Класс: 5


СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся


Время


1

2

4

5

6

1

Вводно-мотивационный этап урока, подготовка к основному этапу урока.

Вступительное слово учителя

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алёна Валерьевна. Мне очень приятно вас сегодня здесь видеть. Сегодня на уроке мы продолжим изучение Древней Греции. Вы уже много знаете об этом государстве. Давайте проверим ваши знания. Поиграем в игру «Историческая разминка»

1.Задание требует от учеников краткого ответа.

  1. Как древние греки называли свою Родину? (Эллада)

  2. Кто автор поэмы « Одиссея»? (Гомер)

  3. Кто автор поэмы «Илиада»? (Гомер)

  4. Главный бог в греческой мифологии? (Зевс)

  5. Объясните полис – это…? (Город-государство )

  6. Назовите высший орган власти в Афинах? (Ареопаг)

  7. Колония-это?.. (Греческое поселение)

  8. Главный храм в Афинах? (Парфенон)

  9. Какие игры проводились в честь Зевса? (Олимпийские)

Демократия – это…? (Власть народа Тема урока «В афинских школах и гимнасиях».

Эпиграфом к сегодняшнему уроку являются слова выдающиеся слова древнегреческого философа Платона «Благодаря образованию человек становится самым прекрасным и божественным из существ»

В начале урока проведем небольшую игру, где проверим ваши знания по истории Древней Греции. Назовём ее «Историческая разминка».

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем

2 мин

2

Актуализация знаний по пройденному материалу.

  1. )

Формулируют ответы, делают выводы, отвечают, комментируют и дополняют ответы






3 мин




















































3











































Постановка проблемы






































Изучение нового материала, усвоение новых знаний и способов действия.




























Демократия в Греции в V-IV вв до н. э. создала условия, способствующие расцвету и развитию культуры, скульптуры, ремесла, строительству храмов, театров, появлению Олимпийских игр. Сегодня продолжаются XXII Зимние Олимпийские игры. Мы конечно же все болеем за нашу команду. А как вы думаете, где афиняне получали знания?

(Конечно, в школе)


Ребята, сегодня мы узнаем о греческой системе образования, о том, как велось обучение, какие предметы изучались, кто посещал школы, какие школьные принадлежности использовались, где школьники могли продолжить образование, проанализируем и выясним, в чём сходства и различия обучения в афинской школе и современной?

У вас на партах лежит таблица, вы по ходу урока будете ее заполнять, работая в парах, а в конце урока мы подведем итоги.


2. Древнегреческий алфавит, письменность.

Греки стали называть себя эллинами, а свою родину – Элладой. Их объединяли общий язык, обычаи, религия, единая письменность. Нам трудно представить современную жизнь без письменности.

Вспомните, кто создал первый алфавит? (Финикийцы)

В X в. до н.э. финикийцы, создали алфавит, состоявший из 22 знаков – букв. На основе этого алфавита в VIII в. до н.э. греки создали свой алфавит, в нем насчитывалось 24 буквы, и среди них и гласные и согласные.

Как вы считаете, какая система письма была более удобной и простой?

Таким образом, греческая система письма была более простой. Их алфавит лег в основу латинского алфавита и стал прототипом европейских языков. Овладеть письмом можно было за короткий срок, поэтому все свободные мужчины Греции были грамотны. А получали знания, в уровневых учебных заведениях. В Греции было три типа учебных заведений.

7-11лет 12-16лет с 16-18лет

Давайте заглянем в афинскую школу.

  1. Школа.

Дети, придя в школу, рассаживались на свои места, во главе класса стоял учитель, который держал плетку из бычьего хвоста. Дети писали на специальных дощечках, натертых воском. Буквы выдавливали острым концом металлической или костяной палочки - стилем и затирали написанное плоским концом, в случае ошибки. В школах учили читать, считать, рисовать. Прививали любовь к стихам Гомера, обучали игре на флейте и других инструментах, искусству хорового пения. Школу посещали только мальчики. А где обучались девочки?

Откройте учебник стр. 182, 5 абзац сверху.

Для девочек школ не было. Мамы обучали девочек дома. Учили их грамоте, пению, танцам, домоводству.

Обратите внимание на этот рисунок, кто здесь изображен?

Афинский стратег Перикл узнав о том, что какой-то раб сломал ногу, воскликнул: “Вот еще одним педагогом стало больше!” Что он имел в виду? Кого в Греции называли педагогами? А кого называют педагогами в наши дни?

Правильно. Это педагог. Учеников в 7 лет приводили в школу рабы – педагоги. Это слово в переводе с греч. означает «сопровождающий, ведущий ребенка». Педагогами становились рабы, уже состарившиеся или получившие увечья. Они несли школьные принадлежности и музыкальные инструменты, обучали хорошим манерам.

Представьте, что вы археологи. Прочитайте исторический документ «Жалобу раздраженной матери учителю на прогульщика сына» в учебнике на стр. 183 и ответьте на вопросы.

1.Что нового вы узнали об образовании в афинской школе? (образование было платным, непослушных детей наказывали розгами)

2. Почему гречанка во что бы то ни стало хочет дать образование сыну? (Писцы освобождены от повинности и тяжелой работы, их не били прутьями и почитали)

3.Отрицали ли родители телесные наказания своих чад?

Путешествие в школу закончилось, наш путь лежит в палестру

2 Палестра

Палестра («пале» - борьба) – с 12 лет мальчики посещали еще одну школу – школу борьбы (гимнастическую).

Перессказ страницы 182.

Почему занятие гимнастикой считалось важным делом?

Ведь гражданин должен быть и воином. Кому нужны такие воины, которые дрожат на морозе, слабеют от холода, задыхаются от пыли, слабы и неповоротливы?

В палестрах стояли статуи знаменитых атлетов - работы великих греческих мастеров Мирона, Поликлета.

Скульптор показывает, каким должен быть каждый юноша: физически сильным, прекрасным, готовым к подвигу.

Давайте, выполним несколько несложных упражнений

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть

А дальше наш путь лежит в афинский гимнасий

3.Гимнасий–учебное заведение, которое посещали взрослые афиняне, желавшие продолжить образование. Гимнасии - центры интеллектуальной жизни, где были места для отдыха, занятия спортом и библиотеки. Некоторые оставались там до глубокой старости.

В гимнасиях выступали известные ученые. Они излагали свои взгляды на строение Вселенной, обучали искусству красноречия – умению правильно и красиво говорить, выступать с речами в Народном собрании и судах.

С какой целью взрослые греки обучались умению правильно и красиво говорить, отстаивать свое мнение?

Искусство красноречия необходимо гражданину для выступления в Народном собрании.

Слушают, отвечают на вопросы










































Слушают объяснения учителя, отвечают на вопросы, заполняют таблицу.








Отвечают на вопрос.


















Работа с учебником
























Работа с учебником







Работа с иллюстрацией, беседа.












Слушают объяснение учителя







Исследовательская работа с историческим документом





Беседа








Учащиеся выполняют комплекс спортивных упражнений








Формулируют определение, работают с учебником, дополнительной литературой записывают определение в тетрадь




Беседа

Отвечают на вопросы



















14 мин

4

Закрепление материала.

Пора и в обратный путь. Нам необходимо вспомнить, что нового мы узнали сегодня на уроке.

Проверим, как вы усвоили новые понятия?

1.Соотнесите понятие и определение

Понятие

Определение

Педагог

Учебные заведения, в котором обучались взрослые афиняне

Стиль

«Сопровождающий» раб

Гимнасии

Школа борьбы

Палестра

Металлическая или костяная палочка для письма в древней Греции

Школа

Учебное заведение, где мальчики учились читать и писать.



2.Прочитайте текст и исправьте не менее 6 исторических ошибок.



Афинскую школу посещали все дети с 8 лет. Опытные педагоги проводили занятия. В обычной школе учились красноречию, музыке, поэзии. В палестрах мальчики учились читать, писать, считать, а девочки – домоводству. А в гимнасиях все занимались пением, слушали выступления известных стратегов.









Соотносят понятия и исправляют ошибки в тексте, формируют ответы, делают выводы, отвечают, комментируют и дополняют ответы


6 мин

5

Подведение итогов урока



А сейчас ребята, посмотрите в свои таблицы и ответьте на вопрос:

В чём сходства и различия обучения в афинской и современной школах?
Таблица

Вопросы для сравнения

Афинская

Современная

Различия

1.Алфавит

22 буквы

33 буквы

2.Средства для письма

Дощечки, натертые воском, стиль

Бумага, ручка

3.Состав учащихся

Только мальчики

И мальчики и девочки

4.Предметы

Счет, чтение, рисование, музыка. Большее внимание спорту

Предметов больше

5.Педагог

Раб, сопровождающий ученика в школу

Человек, ведущий учебный процесс

Сходства

1.Обучение начинается с 7 лет

2.Всестороннее развитие личности

3.Учиться можно в любом возрасте


Сегодня мы познакомились с системой обуче-ния и воспитания Древней Греции, побывали в школах, палестрах и гимнасиях Древней Греции, и, наверное, вы поняли, что, несмотря на различные способы обучения, цель была одна - получение знаний, стремление к совершенство-ванию, воспитанию всесторонне развитого человека.

Действительно, прав был древнегреческий философ Платон:

«...Только благодаря образованию человек становится самым прекрасным и самым божественным из существ...»






Анализируют, выделяют главное, сравнивают, делают выводы




















4 мин

6.

Рефлексия.



Я хочу, чтобы, уходя с урока, вы показали, с каким настроением вы покидаете класс. Около вас лежат «солнышки» и «тучки». Если вам понравился урок и у вас хорошее настроение, возьмите «солнышко», если плохое и урок не понравился, возьмите «тучку»

Анализируют деятельность на уроке

1 мин




Итого:

30 мин





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по истории 5 класс "В Афинских школах и гимнасиях"

Автор: Смирнова Алёна Валерьевна

Дата: 29.03.2019

Номер свидетельства: 505284

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "В Афинских школах и гимнасиях. "
    ["seo_title"] => string(35) "v-afinskikh-shkolakh-i-ghimnasiiakh"
    ["file_id"] => string(6) "229098"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441612976"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) ""В Афинских школах и гимнасиях". Технологическая карта урока в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(81) "v-afinskikh-shkolakh-i-ghimnasiiakh-tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "243096"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445618919"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Технологическая карта к уроку истории Древнего мира "В Афинских школах и гимнасиях""
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_k_uroku_istorii_drievniegho_mira_v_afinskikh_shkolak"
    ["file_id"] => string(6) "395773"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1488110143"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Игровые технологии на уроках истории"
    ["seo_title"] => string(42) "ighrovyie_tiekhnologhii_na_urokakh_istorii"
    ["file_id"] => string(6) "418034"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1495555770"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Школа и научные знания в Древней Греции. "
    ["seo_title"] => string(47) "shkola-i-nauchnyie-znaniia-v-drievniei-grietsii"
    ["file_id"] => string(6) "195219"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427885042"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства