kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок на тему "Рабство в Древнем Риме"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для 5 класса. Соответствует требованиям ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Рабство в Древнем Риме"»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
по теме «Рабство в Древнем Риме»

Струтинская Е.И.


МБОУ Крыжинская ООШ


Учитель истории


история


5класс


Рабство в Древнем Риме, урок № 55


Учебник « История Древнего мира 5 класс» А.А. Вигасин Г.И.Годер И.С.Свенцицкая М., «Просвещение» 2014


  1. Цель урока:

1.Формирование всестороннего представления о рабстве как социальном явлении в Древнем Риме.

2.Развитие навыков работы с текстом учебника, историческими источниками, а также работы в группе.

3.Развитие умения давать характеристику событий и их участников, оценивать историческое явление.

4.Воспитание чувства сострадания к человеку, неприятия рабства как грубейшего нарушения прав человека.

9. Задачи: 1.Получить всестороннее представление о положении рабов в Древнем Риме.

2.Выяснить источники рабства и области применения рабов. 3. Совершенствовать навыки работы с текстом учебника, историческими источниками.4.Работая в группах, учиться сотрудничеству и взаимопомощи

5. Дать анализ и определить свою позицию в отношении рабства как социального явления Древнего Рима.

10.Ожидаемые результаты:

1.Учащиеся в результате совместной с учителем работы на уроке овладеют целостным представлением о причинах и сущности рабовладения. 2.Получат дополнительный опыт сотрудничества в группе, опыт владения такими навыками, как анализ, сравнение, обобщение, объяснение. 3. Смогут представить собственные версии и личностные позиции по дискуссионным и морально-этическим вопросам в отношении рабства.

11.Тип урока: освоение нового знания.

12.Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая; работа учебником, дополнительным материалом, иллюстрациями.

13.Необходимое техническое оборудование: презентация, подборка дополнительного материала для работ в группах.

14.Структура и ход урока

1.Источники рабства.

2.Использование труда рабов в Риме.

3. Гладиаторы – рабы.

4.Отношение к рабам в обществе.

Этапы урока

Действия учителя

Мотивация

Сегодня мы с вами совершим виртуальное путешествие в Римское государство на рубеже II-I вв. до н.э.

Учитель: - Римский учёный Варрон однажды сказал: ««Теперь я буду говорить, какими орудиями труда обрабатываются поля. Эти орудия бывают трёх видов: говорящие - …, мычащие - быки, немые – повозки, лопаты, плуги».


Вопрос: - Кого он подразумевал под говорящими орудиями труда?


Постановка цели урока

О ком сегодня будет говорить на уроке?


Давайте определим цели сегодняшнего урока?


Постановка целей урока: определить особенности рабовладения в Риме, познакомиться с источниками рабства, положением римских рабов, убедимся в глубокой безнравственности данного явления и падении нравов у жителей Рима и недопустимости рабства в современном мире.



Кого называли рабами? В каком положении они находились? В каких государствах, известных вам из истории, существовал институт рабства.

Владельца раба называли –

Определите, какова зависимость раба от рабовладельца.

«Рабство – это система общественного устройства, при которой один человек, является собственностью другого”.


В Риме велась активная торговля рабами . Существовали рынки рабов, на которых работорговцы предлагали свой товар. Итак, давайте побудем на одном из них и подслушаем, о чем говорят между собой рабы на невольничьем рынке.

Определим источника рабства в Древнем Риме.

Инсценировка (две рабыни и раб)
о возникновении и источниках рабства

Давайте прислушаемся к их разговору.

Раб. Сколько еще плыть? Кто знает, что нас ждет в новой жизни?

1-ая рабыня: Ничего хорошего. Слышала я о жестокости римлян, о том, как они мучают своих рабов, избивают, морят голодом. При этом римляне говорят: “Раб - не человек” или “Раб должен работать или спать”. Рабы для них — говорящее орудие труда.

2-ая рабыня. Моя мать была рабыней и за всю свою жизнь не услышала ни одного доброго слова от господина. А по ночам она часто плакала и рассказывала мне о чудном острове в Эгейском море, где всегда светит солнце и зреет виноград, о свободе.

Раб. А я вот знаю, что такое свобода. Раньше я перевозил грузы по морю, но однажды нас настигли пираты. Они захватили судно, некоторых убили, а я попал в плен.

1-ая рабыня. На месте моего города римляне оставили лишь черное безжизненное поле с развалинами. Семнадцать дней продолжался страшный ад: рушились арки и храмы, пылали библиотеки. Всех жителей моего города римляне посадили на корабли.

- Назовите источники рабства в Риме?

Какой источник был самый главный, основной на ваш взгляд.

Какие войны были последними?

Учитель: - Какой вывод вы можете сделать о численности рабов в Риме на основе фактов? (их было огромное количество). Как вы думаете, какова было цена на них на рынке рабов? (стоили дёшево). Вспомните, сколько стоили рабы в Древней Греции? (стоили дорого). Где было более бережное отношение к рабам? В Риме или Греции? (в Греции).

Итак, подводя итог сделаем вывод об основных источниках рабства в Древнем Риме и численности рабов.

( Основным источником рабства в Древнем Риме являлись захватнические войны, а из- за их многочисленности, рабов в Риме было много)



Учитель: Труд рабов в Риме применялся в различных областях жизни римского общества: в сельском хозяйстве, в имении римских землевладельцев, на рудниках и каменоломнях, в домах богатых и знатных римлян.

Что римляне заставляли делать рабов

1 группа в имениях («Имение – земельное владение богатого человека»). Стр. 238-239



2 группа в богатых домах стр. 240

( задание № 57 в рабочей тетради письменно)

Учитель: Прежде чем начнем выполнять задание давайте уточним, что такое имение ( обратимся к словарю стр. 238 сноска ).

Проверка выполнения задания

Чтение Алексеем рассказа о жизни рабов.

Итак, как вы считаете каким рабам жилось легче. ( рабам которые трудились в доме богатого человека конечно было легче, но однако каждый раб находился на положении вещи, которую можно было продать, обменять)

В Риме выделялась еще одна группа рабов

Показ изображения гладиатора

В Древнем Риме сильных и ловких рабов помещали в особые школы, где обучали владеть оружием. Таких рабов называли гладиаторами. Они должны были сражаться друг с другом на потеху римской публике. В самом Риме и во всех римских городах, провинциях строили амфитеатры – специальные сооружения для гладиаторских боев. На аренах амфитеатров умирали тысячи рабов.

Самый большой амфитеатр был выстроен в Риме в первом веке до н.э. Он назывался Колизеем и вмещал более 50 тыс. зрителей. В дни представления амфитеатр всегда полон. В первых рядах сидят сенаторы, дамы. Верхние ряды заняты простым гражданами.

Показ изображения Колизея

Как выглядят гладиаторы?

Каким оружием они сражались?

Кого мы видим на трибунах Колизея? (там не только мужчины, но и женщины, и дети).

Как они ведут себя, нравится ли им то, что происходит на арене? Как они реагируют на гладиаторский бой? (они с интересом наблюдают за происходящим, их не пугает кровь, смерть). Тысячи рабов умирали на аренах амфитеатров.

А какими были любимые занятия древних греков? (посещение театра, Олимпийских игр)

О чём это свидетельствует? (о жестокости римского общества).


Итак, следующий вывод напрашивается об особенностью римского рабовладения было его ужасающая жестокость и безнравственность.


Однажды на заседании римского Сената один из сенаторов закончил свою речь словами: «Нет ничего совершеннее, чем наше общество. У нас нет ничего, что противоречило бы справедливости и добродетели. Что же касается рабов, то их, собственно, не следует брать в расчет». Может ли общество считать себя совершенным, имея множество рабов?

- Совместимы ли понятия «рабство» и «справедливость»?

- Какое же противоречие было заложено в основу Римского государства?

Если благодаря рабам Рим достиг своего небывалого богатства и величия, то почему их не следует брать в расчет?



Вопрос: - А как вы относитесь к рабству? Скажите, а в современном обществе существует рабство? (к сожалению, да, но оно не носит массовый характер и запрещено законом).

Как называется Основной закон нашего государства? (Конституция РФ). Учитель показывает Конституцию, говорит, когда она была принята. Давайте обратимся к тексту Конституции нашего государства. Демонстрируется презентация к уроку, и зачитываются статьи Конституции, защищающие наши права на жизнь, свободу, свободный труд и т.д.

Таким образом, в нашей стране законом защищены наши права и зарождение и распространение рабства невозможно.



Задача.



В конце урока можно задать вопрос: понравился ли ребятам урок? Предложить проголосовать как римляне. Да – большой палец вверх, нет – большой палец вниз. Тогда учитель, в целом сможет увидеть, смог ли он сохранить позитивную атмосферу урока.

Благодарю за внимание!





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок на тему "Рабство в Древнем Риме"

Автор: Струтинская Елена Ивановна

Дата: 03.12.2019

Номер свидетельства: 530030

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Тема урока:  «Рабство в Древнем Риме» "
    ["seo_title"] => string(37) "tiema-uroka-rabstvo-v-drievniem-rimie"
    ["file_id"] => string(6) "130318"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415881035"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Технологическая карта урока "Рабство в Риме"
    ["seo_title"] => string(49) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-rabstvo-v-rimie"
    ["file_id"] => string(6) "262876"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449420220"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект урока истории в 5 классе по теме "Рабство в эпоху Поздней республики" "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-istorii-v-5-klassie-po-tiemie-rabstvo-v-epokhu-pozdniei-riespubliki"
    ["file_id"] => string(6) "118521"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413178549"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Урок по истории Древнего мира на тему "Рабство в Древнем Риме"."
    ["seo_title"] => string(67) "urok-po-istorii-drievniegho-mira-na-tiemu-rabstvo-v-drievniem-rimie"
    ["file_id"] => string(6) "312916"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459416276"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока по истории "Рабство в Древнем Риме""
    ["seo_title"] => string(48) "konspekt_uroka_po_istorii_rabstvo_v_drevnem_rime"
    ["file_id"] => string(6) "479185"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1538209314"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства