Урок истории с применением ИКТ в 5 классе на тему: «Индийские касты».
Цель урока:
1.Организовать работу учащихся по изучению и первичному закреплению понятий: брахманизм, касты, буддизм.
2.Познакомить учащихся с культурой Древней Индии.
3.Продолжить работу по развитию общеучебных умений: анализировать, выделять главное, систематизировать, обобщать, сравнивать, конкретизировать.
Дидактический тип урока: изучение нового материала.
Оборудование:
Компьютерная презентация;
Презентация для интерактивной доски
карточки с заданиями;
карта «Древняя Индия»
Классная доска, мел.
Используемые технологии:
индивидуальная,
исследовательская,
критического мышления.
Методы обучения:
словесный метод (беседа, объяснение);
наглядный (компьютер);
практический метод (изучение материала исторического источника).
Ход урока:
Организационный момент. Здравствуйте, ребята!
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Все на месте? Все готовы?
Тогда шагаем к знаниям новым!
Проверка домашнего задания
Звучит музыка и учитель читает стихотворение
Между морем Аравийским
И заливом тем Бенгальским
Омывается Индийским
Тихим, теплым океаном.
С севера его границей
Горы служат Гималаи
Две реки текут широких
Инд и Ганг их называют.
Мы куда переместились,
Где теперь мы очутились?
Что за люди здесь живут?
И танцуют и поют.
-Ребята! Что это за страна? (Индия)
- Верно. Именно Индию мы с вами начали изучать и сегодня на уроке мы продолжим разговор об этой удивительной стране. Но вначале, давайте вспомним, что нам уже известно.
Некоторым ребятам я предлагаю выбрать карточку с заданиями, на ту оценку, которую вы сами себе поставили на прошлом уроке. Для работы вам 5 минут и потом сдаете карточки моим помощникам
Не забывайте, что за работу на уроке мы с вами зарабатываем слоников и в конце подведем итог и оценим сами себя.
А мы с вами работаем вместе и давайте вспомним, где расположена Индия. Для этого на контурной карте расставляет названия (интерактивная доска)
Расскажите о природных особенностях этой страны.
(полуостров, моря, горы, жаркий климат, дожди, реки, джунгли)
Что такое джунгли? И как жители Индии к ним относились? (это – густые, труднопроходимые леса. Они давали человеку фрукты, которыми можно было питаться(бананы, манго, кокосы) но пугали человека ядовитыми насекомыми, змеями, хищниками)
Посмотрите внимательно на изображение джунглей и скажите, что напутал художник. Давайте это выделим. (схема с ошибками на интерактивной доске )
Давайте вспомним, какие основные занятия были у жителей Индии? (земледелие, скотоводство, ремесло)
Прочитайте внимательно текст на интерактивной доске и найдите ошибки (две тысячи, просо, кукуруза, овец, корова)
Как и в других странах в Индии большую роль играла религия. Чем верования индийцев отличались от верований людей в других государствах? (вера в переселение душ в другие существа.Кем станет человек после смерти, зависит от его поведения)
А чем религиозные взгляды разных народов были похожи ? (много богов, боги создали людей, жизнь после смерти) ЯЗЫЧЕСТВО.
Изучение нового материала
В Индии, как и в других странах богов было много И именно от богов зависело, положение человека в обществе.
Сегодня на уроке, мы с вами узнаем, на какие группы делилось индийское общество и какой бог, по мнению индийцев отвечал за это деление.
Тема нашего урока: Индийские касты.Запишите тему в тетрадь.
Все ли слова вам понятны?
Новое слово касты и оно у нас будет не одно. На доске написаны слова, с которыми нам предстоит сегодня познакомиться. Не забывайте их выделять во время урока. (КАСТЫ, БРАХМАНЫ, КШАТРИИ, ВАЙШЬЮ, ШУДРЫ, БУДДИЗМ)
ПРОБЛЕМА: Почему в Индии неравенство между людьми считалось естественным и вечным?
ГОТОВЫ? Тогда начнем.
Мы с вами знаем, что в Индии люди поклонялись разным богам, но одним из самых почитаемых считался бог Брахма. Давайте познакомимся, что это был за бог. (сообщение ребенка)
Бог Брахма
Брахма, в индуистской мифологии творец и правитель мира, отец богов и людей; Согласно одному из мифов, Брахма создал из своего тела богиню Сатарупу. Она была так прекрасна, что он не мог оторвать от нее глаз. Когда Сатарупа отходила в сторону, избегая его взгляда, у него появлялась новая голова, повернутая в ее сторону. Наконец Брахма убедил красавицу стать его супругой. Они провели в уединенном месте сто священных лет, по окончании которых родился Maнy, первый человек.
Другой миф повествует, как сначала вселенная была погружена во тьму. Блуждавшее в космическом океане семя породило золотое яйцо: "В этом яйце Брахма провел год, затем силой мысли разделил яйцо пополам". Из одной половины он создал небо, божественную сферу, из другой — землю, материальную сферу, а между ними поместил воздушное пространство; далее создал — воду, огонь, землю, воздух, а затем создал богов, звезды, время, горы, равнины, моря, реки.
Описывается, что цвет кожи Брахмы красноватый и одет он в красные одежды. Брахма имеет четыре головы, четыре лика и четыре руки, которые олицетворяют четыре стороны света: восток, юг, запад и север. Именно бог Брахма из своих частей тела и создал людей.
Чем необычен бог Брахма? (много лиц, рук, голов)
Бог Брахма по легенде создал людей из частей своего тела:
из уст - жрецы-брахманы, которые знают как произносить молитвы
Из рук - воины (кшатрии) , которые умеют сражаться.
Из бедер – большинство людей (вайшью), которые должны работать
Из ступней – слуги (шудры), которые должны служить другим людям
Каждая группа имела свои права и выполняла свои обязанности и даже имела определенный цвет в одежде.
Эти группы в Индии назывались КАСТАМИ - группа людей, обладающая определенными правами и обязанностями (записываем в тетрадь)
Права и обязанности каждой касты были четко определены. Давайте мы с ними познакомимся. Для этого послушаем, что нам расскажут представители этих каст и заполним табличку, которая есть у вас на столах.
Название касты | Цвет касты | Основные занятия |
| | |
| | |
| | |
| | |
Подготовленные ребята рассказывают о каждой касте, а все самостоятельно заполняют таблицу.
Давайте проверим, что у вас получилось.
Название касты | Цвет касты | Основные занятия |
Брахманы | белый | Жертвоприношения, чтение заклинаний, учили учеников |
Воины (кшатрии) | красный | Участие в битвах, охота, состязание в стрельбе из лука |
Земледельцы (вайшью) | желтый | Возделывали поля, .работали в мастерских, торговали |
Слуги (шудры) | черный | Служат представителям высших каст |
Ребята, мы назвали сейчас не все категории жителей Индии. Была еще одна категория и называлась она «неприкасаемые».
Прочитайте пункт 5 на стр. 104 и скажите, кого называли неприкасаемыми и почему их так называли?
В какую касту входили неприкасаемые?
ФИЗМИНУТКА
А сейчас я предлагаю немножко отдохнуть и встретить гостью из далекой Индии. (Под музыку исполняется индийский танец)
Я к вам в гости прибыла
И подарки привезла.
То, чем Индия богата,
То, чем славилась она. (4 мешочка с рисом, чаем, перцем, сахаром)
Давайте скажем спасибо нашей гостье, проводим ее а сами продолжим работу.
Скажите, может ли человек, принадлежащий к одной касте, со временем перейти в другу? Почему? (Нет. Предание гласило, что человек от рождения принадлежит к определенной касте и перейти в другую не может)
Была ли такая кастовая система справедливой? (нет)
Тогда почему даже неприкасаемые не возмущались своему положению?
( в Индии все без исключения верили в то, что в следующей жизни возможно перевоплощение в более высшую касту.)
Кастовая система Древней Индии была несправедливой. Люди низших каст страдали от произвола брахманов и воинов. Но религия с верой в переселение душ позволяла надеяться, что если человек исполняет волю богов и живет по правилам своей касты, в следующей жизни он может занять более высокое положение в обществе.
Но некоторые древние мудрецы не придавали большого значения кастовым различиям. Одним из таких мудрецов был Будда, основатель новой религии- буддизм, которая в последствии сала одной их мировых религий.
Кто же такой Будда и чему он учил людей мы узнаем, прослушав сообщение. (Сообщение)
Скажите, в чем отличие в учении Будды от учения индийских брахманов?
Подведение итогов урока
Молодцы, ребята! Вот и подошел к концу наш с вами урок. Пора подводить итоги.
Давайте проговорим слова, с которыми мы познакомились на нашем уроке.
А теперь скажите, пожалуйста, почему в Индии неравенство между людьми долгое время считалось естественным и вечным? ПРОБЛЕМА
Домашнее задание: прочитать параграф 21 и написать маленькое сочинение «Если бы я жил в Индии, то входил бы в касту …»
Рефлексия
Всем спасибо за урок, давайте подведем итог, по количеству заработанных слоников и оценим себя: 1слоник – «3»
2 слоника – «4»
3 слоника – «5»
А сейчас возьмите по одному слонику и напишите на обратной стороне одно прилагательное, которое охарактеризует наш с вами урок и прицепите этих слоников на нашу доску.
История как книга дальних странствий
Читай ее, не пропускай страницы!
Идут века, стирая государства,
Цивилизаций древних лики и границы...
Пусть древность грузом благородным ляжет
Там, где хранятся книжные ряды.
Нам древняя история подскажет,
Как уважать историю родной страны!
Приложение 1 (карточки по проверке домашнего задания)
На «3»
Дайте ответы на вопросы:
Где расположена Индия?
Какие реки протекают по территории Индии?
Где берут начало эти реки?
Что такое джунгли?
Какое животное считается священным в Индии?
На «4»
Вставьте в текст пропущенные слова
В Индии был ________ климат и много влаги. Большая часть полуострова была покрыта густыми ____ . Главным занятием жителей было ______ . В Индии, в заболоченных местах выращивали ______, а на полях сеяли ______ и _________ . Главным помощником у людей был _______ . Но наибольшее уважение в Индии оказывали _______, считая ее священным животным. Индийцы верили, что человек после смерти может родиться животным, а животное – человеком. Кем станет человек после смерти, зависит от его _______.
На «5»
Сравните Индию и Египет.
Элементы для сравнения | Индия | Египет |
Место расположения | | |
Реки | | |
Климат | | |
Природа | | |
Основное занятие | | |
Достижения культуры | | |
Вывод: что общего, а чем отличаются эти государства ________________________________________
Приложение 2
Мы высшая каста, которая произошла из уст бога Брахмы, самой “чистой” части его тела. Поэтому, нам приписывается белый цвет – цвет чистоты. Мы всегда говорим от имени богов. Только мы – брахманы знаем, как воспеваются молитвы, что хотят боги и как совершать таинственные обряды (например, возлагать корону на голову правителя). За это нас щедро вознаграждают дарами. Убийство брахмана считается большим грехом, чем убийство любого другого человека. В одном древнем тексте нас – брахманов называют “тот, кого нельзя убить”.Но наша жизнь не так легка, как кажется: мы долго учимся: еще мальчиками нас отдают в дом учителя, где мы проводим жизнь в труде и заучиваем законы. В 16 лет, родители преподносили учителю в дар корову, а мне подыскивали невесту. Начинался второй этап жизни- когда мы сами молимся, приносим жертвы и обучаем учеников. . Когда у нас появлялись внуки, мы становимся отшельниками . Строим в лесу шалаш, спим на голой земле и питаемся лесными плодами. Это для того, что бы после таких мучений при новом рождении остаться брахманам или даже поселиться жить на небесах с богами.
Велико уважение к брахманам, но военная сила находилась в наших руках у тех, кто входил в касту знатных воинов. Из нашей касты, кшатриев, выходили цари, военачальники, воины, сражавшиеся на колесницах, слонах в конном стою. Нам достается большая часть военной добычи. Мы, знатные войны произошли из могучих рук Брахмы и потому умеем сражаться. Наш цвет – красный – цвет огня, войны, решительности и энергии. В мирное время мы отдыхаем: празднуем во дворцах, охотимся или состязаемся в стрельбе из лука.
Мы, самая многочисленная каста – вайшью. Среди нас есть земледельцы, ремесленники, торговцы. Согласно мифу мы были созданы из бедер Брахмы. Наш цвет – цвет земли, желтый. Мы трудимся с утра и до вечера. Кто-то обрабатывает землю, выращивает скот, работает в мастерских и торгует. Самое тяжелое для нас - уплата налогов в государственную казну. Но среди нас много состоятельных людей, которые многого добились сами.
А я принадлежу к четвертой касте шудр, то есть слуг, Создал нас Брахма из запыленных ступней ног. Мы должны служить своему хозяину, питаться остатками с его стола, носить его изношенную одежду и пользоваться его старой утварью. Нам запрещается участвовать в жертвоприношениях богам, слушать чтение священных книг. У нас очень мало прав: брахман убивший слугу, несет такое же наказание, как после убийства собаки или кошки.. А узнать нас легко – наш цвет – черный.