kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок истории на тему: «Индийские касты».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан с ичпользованием информационно-коммуникационных технологий. Используется работа в группах и парах. Есть приложение для интерактивной доски.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок с применением ИКТ на тему Индийские касты»

Урок истории с применением ИКТ в 5 классе на тему: «Индийские касты».


Цель урока:

1.Организовать работу учащихся по изучению и первичному закреплению понятий: брахманизм, касты, буддизм.

2.Познакомить учащихся с культурой  Древней Индии.

3.Продолжить работу по развитию общеучебных умений: анализировать, выделять главное, систематизировать, обобщать, сравнивать, конкретизировать. 

Дидактический тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:

Компьютерная презентация;

Презентация для интерактивной доски

карточки с заданиями;

карта «Древняя Индия»

Классная доска, мел.

Используемые технологии:

  • информационная,

  • индивидуальная,

  • исследовательская,

  • критического мышления.

Методы обучения:

  • словесный метод (беседа, объяснение);

  • наглядный (компьютер);

  • практический метод (изучение материала исторического источника).

Ход урока:

  1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята!

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Все на месте? Все готовы?

Тогда шагаем к знаниям новым!


  1. Проверка домашнего задания

Звучит музыка и учитель читает стихотворение

Между морем Аравийским

И заливом тем Бенгальским

Омывается Индийским

Тихим, теплым океаном.

С севера его границей

Горы служат Гималаи

Две реки текут широких

Инд и Ганг их называют.

Мы куда переместились,

Где теперь мы очутились?

Что за люди здесь живут?

И танцуют и поют.


-Ребята! Что это за страна? (Индия)

- Верно. Именно Индию мы с вами начали изучать и сегодня на уроке мы продолжим разговор об этой удивительной стране. Но вначале, давайте вспомним, что нам уже известно.

Некоторым ребятам я предлагаю выбрать карточку с заданиями, на ту оценку, которую вы сами себе поставили на прошлом уроке. Для работы вам 5 минут и потом сдаете карточки моим помощникам

Не забывайте, что за работу на уроке мы с вами зарабатываем слоников и в конце подведем итог и оценим сами себя.

А мы с вами работаем вместе и давайте вспомним, где расположена Индия. Для этого на контурной карте расставляет названия (интерактивная доска)


Расскажите о природных особенностях этой страны.

(полуостров, моря, горы, жаркий климат, дожди, реки, джунгли)


Что такое джунгли? И как жители Индии к ним относились? (это – густые, труднопроходимые леса. Они давали человеку фрукты, которыми можно было питаться(бананы, манго, кокосы) но пугали человека ядовитыми насекомыми, змеями, хищниками)


Посмотрите внимательно на изображение джунглей и скажите, что напутал художник. Давайте это выделим. (схема с ошибками на интерактивной доске )


Давайте вспомним, какие основные занятия были у жителей Индии? (земледелие, скотоводство, ремесло)

Прочитайте внимательно текст на интерактивной доске и найдите ошибки (две тысячи, просо, кукуруза, овец, корова)


Как и в других странах в Индии большую роль играла религия. Чем верования индийцев отличались от верований людей в других государствах? (вера в переселение душ в другие существа.Кем станет человек после смерти, зависит от его поведения)


А чем религиозные взгляды разных народов были похожи ? (много богов, боги создали людей, жизнь после смерти) ЯЗЫЧЕСТВО.


  1. Изучение нового материала

В Индии, как и в других странах богов было много И именно от богов зависело, положение человека в обществе.

Сегодня на уроке, мы с вами узнаем, на какие группы делилось индийское общество и какой бог, по мнению индийцев отвечал за это деление.


Тема нашего урока: Индийские касты.Запишите тему в тетрадь.

Все ли слова вам понятны?

Новое слово касты и оно у нас будет не одно. На доске написаны слова, с которыми нам предстоит сегодня познакомиться. Не забывайте их выделять во время урока. (КАСТЫ, БРАХМАНЫ, КШАТРИИ, ВАЙШЬЮ, ШУДРЫ, БУДДИЗМ)


ПРОБЛЕМА: Почему в Индии неравенство между людьми считалось естественным и вечным?


ГОТОВЫ? Тогда начнем.

Мы с вами знаем, что в Индии люди поклонялись разным богам, но одним из самых почитаемых считался бог Брахма. Давайте познакомимся, что это был за бог. (сообщение ребенка)

Бог Брахма

Брахма, в индуистской мифологии творец и правитель мира, отец богов и людей; Согласно одному из мифов, Брахма создал из своего тела богиню Сатарупу. Она была так прекрасна, что он не мог оторвать от нее глаз. Когда Сатарупа отходила в сторону, избегая его взгляда, у него появлялась новая голова, повернутая в ее сторону. Наконец Брахма убедил красавицу стать его супругой. Они провели в уединенном месте сто священных лет, по окончании которых родился Maнy, первый человек.

Другой миф повествует, как сначала вселенная была погружена во тьму. Блуждавшее в космическом океане семя породило золотое яйцо: "В этом яйце Брахма провел год, затем силой мысли разделил яйцо пополам". Из одной половины он создал небо, божественную сферу, из другой — землю, материальную сферу, а между ними поместил воздушное пространство; далее создал — воду, огонь, землю, воздух, а затем создал богов, звезды, время, горы, равнины, моря, реки.

Описывается, что цвет кожи Брахмы красноватый и одет он в красные одежды. Брахма имеет четыре головы, четыре лика и четыре руки, которые олицетворяют четыре стороны света: восток, юг, запад и север. Именно бог Брахма из своих частей тела и создал людей.


Чем необычен бог Брахма? (много лиц, рук, голов)


Бог Брахма по легенде создал людей из частей своего тела:
из уст - жрецы-брахманы, которые знают как произносить молитвы

Из рук - воины (кшатрии) , которые умеют сражаться.

Из бедер – большинство людей (вайшью), которые должны работать

Из ступней – слуги (шудры), которые должны служить другим людям


Каждая группа имела свои права и выполняла свои обязанности и даже имела определенный цвет в одежде.

Эти группы в Индии назывались КАСТАМИ - группа людей, обладающая определенными правами и обязанностями (записываем в тетрадь)


Права и обязанности каждой касты были четко определены. Давайте мы с ними познакомимся. Для этого послушаем, что нам расскажут представители этих каст и заполним табличку, которая есть у вас на столах.

Название касты

Цвет касты

Основные занятия













Подготовленные ребята рассказывают о каждой касте, а все самостоятельно заполняют таблицу.


Давайте проверим, что у вас получилось.

Название касты

Цвет касты

Основные занятия

Брахманы

белый

Жертвоприношения, чтение заклинаний, учили учеников

Воины (кшатрии)

красный

Участие в битвах, охота, состязание в стрельбе из лука

Земледельцы (вайшью)

желтый

Возделывали поля, .работали в мастерских, торговали

Слуги (шудры)

черный

Служат представителям высших каст


Ребята, мы назвали сейчас не все категории жителей Индии. Была еще одна категория и называлась она «неприкасаемые».

Прочитайте пункт 5 на стр. 104 и скажите, кого называли неприкасаемыми и почему их так называли?

В какую касту входили неприкасаемые?


ФИЗМИНУТКА

А сейчас я предлагаю немножко отдохнуть и встретить гостью из далекой Индии. (Под музыку исполняется индийский танец)


Я к вам в гости прибыла

И подарки привезла.

То, чем Индия богата,

То, чем славилась она. (4 мешочка с рисом, чаем, перцем, сахаром)


Давайте скажем спасибо нашей гостье, проводим ее а сами продолжим работу.

Скажите, может ли человек, принадлежащий к одной касте, со временем перейти в другу? Почему? (Нет. Предание гласило, что человек от рождения принадлежит к определенной касте и перейти в другую не может)


Была ли такая кастовая система справедливой? (нет)

Тогда почему даже неприкасаемые не возмущались своему положению?

( в Индии все без исключения верили в то, что в следующей жизни возможно перевоплощение в более высшую касту.)

Кастовая система Древней Индии была несправедливой. Люди низших каст страдали от произвола брахманов и воинов. Но религия с верой в переселение душ позволяла надеяться, что если человек исполняет волю богов и живет по правилам своей касты, в следующей жизни он может занять более высокое положение в обществе.

Но некоторые древние мудрецы не придавали большого значения кастовым различиям. Одним из таких мудрецов был Будда, основатель новой религии- буддизм, которая в последствии сала одной их мировых религий.

Кто же такой Будда и чему он учил людей мы узнаем, прослушав сообщение. (Сообщение)

Скажите, в чем отличие в учении Будды от учения индийских брахманов?

  1. Подведение итогов урока

Молодцы, ребята! Вот и подошел к концу наш с вами урок. Пора подводить итоги.

Давайте проговорим слова, с которыми мы познакомились на нашем уроке.

А теперь скажите, пожалуйста, почему в Индии неравенство между людьми долгое время считалось естественным и вечным? ПРОБЛЕМА



Домашнее задание: прочитать параграф 21 и написать маленькое сочинение «Если бы я жил в Индии, то входил бы в касту …»

  1. Рефлексия

Всем спасибо за урок, давайте подведем итог, по количеству заработанных слоников и оценим себя: 1слоник – «3»

2 слоника – «4»

3 слоника – «5»

А сейчас возьмите по одному слонику и напишите на обратной стороне одно прилагательное, которое охарактеризует наш с вами урок и прицепите этих слоников на нашу доску.


История как книга дальних странствий
Читай ее, не пропускай страницы!
Идут века, стирая государства,
Цивилизаций древних лики и границы...
Пусть древность грузом благородным ляжет
Там, где хранятся книжные ряды.
Нам древняя история подскажет,
Как уважать историю родной страны!











Приложение 1 (карточки по проверке домашнего задания)

На «3»

Дайте ответы на вопросы:

    1. Где расположена Индия?

    2. Какие реки протекают по территории Индии?

    3. Где берут начало эти реки?

    4. Что такое джунгли?

    5. Какое животное считается священным в Индии?

На «4»

Вставьте в текст пропущенные слова

В Индии был ________ климат и много влаги. Большая часть полуострова была покрыта густыми ____ . Главным занятием жителей было ______ . В Индии, в заболоченных местах выращивали ______, а на полях сеяли ______ и _________ . Главным помощником у людей был _______ . Но наибольшее уважение в Индии оказывали _______, считая ее священным животным. Индийцы верили, что человек после смерти может родиться животным, а животное – человеком. Кем станет человек после смерти, зависит от его _______.

На «5»

Сравните Индию и Египет.

Элементы для сравнения

Индия

Египет

Место расположения



Реки



Климат



Природа



Основное занятие



Достижения культуры



Вывод: что общего, а чем отличаются эти государства ________________________________________






























Приложение 2

Мы высшая каста, которая произошла из уст бога Брахмы, самой “чистой” части его тела. Поэтому, нам приписывается белый цвет – цвет чистоты. Мы всегда говорим от имени богов. Только мы – брахманы знаем, как воспеваются молитвы, что хотят боги и как совершать таинственные обряды (например, возлагать корону на голову правителя). За это нас щедро вознаграждают дарами. Убийство брахмана считается большим грехом, чем убийство любого другого человека. В одном древнем тексте нас – брахманов называют “тот, кого нельзя убить”.Но наша жизнь не так легка, как кажется: мы долго учимся: еще мальчиками нас отдают в дом учителя, где мы проводим жизнь в труде и заучиваем законы. В 16 лет, родители преподносили учителю в дар корову, а мне подыскивали невесту. Начинался второй этап жизни- когда мы сами молимся, приносим жертвы и обучаем учеников. . Когда у нас появлялись внуки, мы становимся отшельниками . Строим в лесу шалаш, спим на голой земле и питаемся лесными плодами. Это для того, что бы после таких мучений при новом рождении остаться брахманам или даже поселиться жить на небесах с богами.

Велико уважение к брахманам, но военная сила находилась в наших руках у тех, кто входил в касту знатных воинов. Из нашей касты, кшатриев, выходили цари, военачальники, воины, сражавшиеся на колесницах, слонах в конном стою. Нам достается большая часть военной добычи. Мы, знатные войны произошли из могучих рук Брахмы и потому умеем сражаться. Наш цвет – красный – цвет огня, войны, решительности и энергии. В мирное время мы отдыхаем: празднуем во дворцах, охотимся или состязаемся в стрельбе из лука.

Мы, самая многочисленная каста – вайшью. Среди нас есть земледельцы, ремесленники, торговцы. Согласно мифу мы были созданы из бедер Брахмы. Наш цвет – цвет земли, желтый. Мы трудимся с утра и до вечера. Кто-то обрабатывает землю, выращивает скот, работает в мастерских и торгует. Самое тяжелое для нас - уплата налогов в государственную казну. Но среди нас много состоятельных людей, которые многого добились сами.



А я принадлежу к четвертой касте шудр, то есть слуг, Создал нас Брахма из запыленных ступней ног. Мы должны служить своему хозяину, питаться остатками с его стола, носить его изношенную одежду и пользоваться его старой утварью. Нам запрещается участвовать в жертвоприношениях богам, слушать чтение священных книг. У нас очень мало прав: брахман убивший слугу, несет такое же наказание, как после убийства собаки или кошки.. А узнать нас легко – наш цвет – черный.



















Просмотр содержимого презентации
«урок индийские касты»

Индийские касты Почему в Индии неравенство между людьми считалось естественным и вечным?

Индийские касты

Почему в Индии неравенство между людьми считалось естественным и вечным?

                                                                                                                          Бог Брахма

                                                                                                                         

Бог Брахма

брахманы кшатрии вайшью шудры

брахманы

кшатрии

вайшью

шудры

                                                                                                                          Каста - группа людей, обладающая определенными правами и обязанностями Название касты Цвет касты Основные занятия

                                                                                                                         

Каста - группа людей, обладающая определенными правами и обязанностями

Название касты

Цвет касты

Основные занятия

                                                                                                                          брахманы

                                                                                                                         

брахманы

                                                                                                                          кшатрии

                                                                                                                         

кшатрии

                                                                                                                         вайшью

                                                                                                                        

вайшью

                                                                                                                         шудры

                                                                                                                        

шудры

Касты древней Индии                                                                                                                            Название касты Брахманы Цвет касты Воины (кшатрии) белый Основные занятия Жертвоприношения, чтение заклинаний, учили учеников красный Земледельцы (вайшью) Участие в битвах, охота, состязание в стрельбе из лука желтый Слуги (шудры) Возделывали поля, .работали в мастерских, торговали черный Служат представителям высших каст

Касты древней Индии

                                                                                                                         

Название касты

Брахманы

Цвет касты

Воины (кшатрии)

белый

Основные занятия

Жертвоприношения, чтение заклинаний, учили учеников

красный

Земледельцы (вайшью)

Участие в битвах, охота, состязание в стрельбе из лука

желтый

Слуги (шудры)

Возделывали поля, .работали в мастерских, торговали

черный

Служат представителям высших каст

                                                                                                                          Неприкасаемые

                                                                                                                         

Неприкасаемые

                                                                                                                         

                                                                                                                         

Касты древней Индии                                                                                                                            Название касты Брахманы Цвет касты Воины (кшатрии) белый Основные занятия Жертвоприношения, чтение заклинаний, учили учеников красный Земледельцы (вайшью) Участие в битвах, охота, состязание в стрельбе из лука желтый Слуги (шудры) Возделывали поля, .работали в мастерских, торговали черный Служат представителям высших каст

Касты древней Индии

                                                                                                                         

Название касты

Брахманы

Цвет касты

Воины (кшатрии)

белый

Основные занятия

Жертвоприношения, чтение заклинаний, учили учеников

красный

Земледельцы (вайшью)

Участие в битвах, охота, состязание в стрельбе из лука

желтый

Слуги (шудры)

Возделывали поля, .работали в мастерских, торговали

черный

Служат представителям высших каст

Основатель религии Будда - принц Гаутама, жил в VI в. до н.э. Покинул дом и семью, чтобы постичь суть жизни и найти путь к преодолению человеческих страданий. Создал свое учение Будда

Основатель религии

Будда - принц Гаутама,

жил в VI в. до н.э.

Покинул дом и семью, чтобы постичь

суть жизни и найти путь к преодолению

человеческих страданий.

Создал свое учение

Будда

                                                                                                                          Легенда о Будде

                                                                                                                         

Легенда о Будде

                                                                                                                         

                                                                                                                         

                                                                                                                          отшельник

                                                                                                                         

отшельник

                                                                                                                          Будда – Просветленный, мудрец

                                                                                                                         

Будда – Просветленный, мудрец

ИЗРЕЧЕНИЯ БУДДЫ  Не делайте зла, творите добро, очищайте ум от дурных мыслей.  Кто сам не делает зла, тот не подвержен злу  Самая великая победа – над собой  Гнев побеждается отсутствием гнева , недоброе – добрым, скупость - щедростью, ложь – правдой Будда

ИЗРЕЧЕНИЯ БУДДЫ

Не делайте зла, творите добро, очищайте ум от дурных мыслей.

Кто сам не делает зла, тот не подвержен злу

Самая великая победа – над собой

Гнев побеждается отсутствием гнева , недоброе – добрым, скупость - щедростью, ложь – правдой

Будда

                                                                                                                          Почему в Индии неравенство между людьми долгое время считалось естественным и вечным?

                                                                                                                         

Почему в Индии неравенство между людьми долгое время считалось естественным и вечным?

                                                                                                                          Словарик кшатрии брахман касты шудры буддизм вайшью отшельник

                                                                                                                         

Словарик

кшатрии

брахман

касты

шудры

буддизм

вайшью

отшельник

                                                                                                                          Итог урока: На уроке я узнал… Мне запомнилось… У меня получилось… Мне стало интересно… У меня получилось… Мне хотелось бы… У меня вызвало затруднение… У меня не получилось…

                                                                                                                         

Итог урока:

На уроке я узнал…

Мне запомнилось…

У меня получилось…

Мне стало интересно…

У меня получилось…

Мне хотелось бы…

У меня вызвало затруднение…

У меня не получилось…

                                                                                                                          Домашнее задание: Прочитать параграф 21 и написать сочинение «Если бы я жил в Индии, то входил бы в касту …»

                                                                                                                         

Домашнее задание:

Прочитать параграф 21 и написать сочинение «Если бы я жил в Индии, то входил бы в касту …»

                                                                                                                          История как книга дальних странствий Читай ее, не пропускай страницы! Идут века, стирая государства, Цивилизаций древних лики и границы… Пусть древность грузом благодарным ляжет Там, где хранятся книжные ряды. Нам древняя история подскажет, Как уважать историю родной страны!

                                                                                                                         

История как книга дальних странствий

Читай ее, не пропускай страницы!

Идут века, стирая государства,

Цивилизаций древних лики и границы…

Пусть древность грузом благодарным ляжет

Там, где хранятся книжные ряды.

Нам древняя история подскажет,

Как уважать историю родной страны!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок истории на тему: «Индийские касты».

Автор: Мордвинова Ирина Александровна

Дата: 10.12.2017

Номер свидетельства: 443305

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Конспект урока истории "Индийские касты""
    ["seo_title"] => string(36) "konspiekturokaistoriiindiiskiiekasty"
    ["file_id"] => string(6) "280546"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453388648"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(30) "Индийские касты "
    ["seo_title"] => string(16) "indiiskiie-kasty"
    ["file_id"] => string(6) "151511"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420717337"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "конспект урока   "Индийские касты""
    ["seo_title"] => string(34) "konspiekt-uroka-indiiskiie-kasty-1"
    ["file_id"] => string(6) "304223"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457687376"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Разработка урока по истории Древнего мира на тему "Индийские касты""
    ["seo_title"] => string(70) "razrabotka_uroka_po_istorii_drievniegho_mira_na_tiemu_indiiskiie_kasty"
    ["file_id"] => string(6) "442722"
    ["category_seo"] => string(19) "vsemirnaya-istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1512615525"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "конспект урока на тему "Древний Индостан" "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-na-tiemu-drievnii-indostan"
    ["file_id"] => string(6) "144818"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418802680"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства