Цель урока: Дать представление о структуре индийского общества и его основных кастах.
Задачи: Образовательные.
- Совершенствования умений выявлять признаки каст.
- Совершенствование умений составлять таблицы, для получения информации.
Развивающие:
- продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе работы с текстом учебника и исторического источника, выделять в тексте главное;
- продолжить работу над развитием коммуникативных умений учащихся: слушать и слышать; владение устной и письменной речью; выступление перед классом; установление контактов с людьми с целью выполнения задания.
Воспитательная: сформировать личную оценку учащихся с позиции нравственности по отношению к кастовому делению общества в Древней Индии.
Здоровьесберегающие:
- проводить профилактику умственного перенапряжения путем смены видов деятельности;
- снимать психологическое напряжение в коллективе.
Вид урока: комбинированный.
Тип урока: урок применения знаний на практике с целью их углубления и расширения.
ЗУН: Учащиеся самостоятельно работают с дополнительными материалами, расширяя, углубляя и систематизируя свои знания по теме “Индийские касты”.
Оборудование:
- Карта “Древний Восток. Индия и Китай”
- Учебник: Вигасин А.В. : «История Древнего мира» 5 класс
- Карточки-задания для групп (Приложение 1)
- Рабочая тетрадь по истории «Древнего мира»
Учебно-методическая литература:
- А.А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая, История Древнего мира, М.: Просвещение, 2010;
- Ф. А. Михайловский, Книга по истории Древнего мира, 5 класс, М.: Русское слово, 2010 г.;
- Рабочая тетрадь по истории Древнего мира, 5 класс, Г. И. Годер, М.: Просвещение, 2010 г. стр. (70 -71)
План урока:
- Организационный момент (1–2 мин).
- Актуализация знаний учащихся по теме (7–10 мин).
- Постановка проблемы (1–2 мин).
- Изучение новой темы (15–20 мин).
- Практическая работа (5 мин).
- Закрепление и обобщение нового материала (3–5 мин).
- Домашнее задание (1–2 мин).
- Рефлексия (1–2 мин).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний учащихся по теме “Природа и люди Древней Индии”.
Пока готовятся индивидуальные задания, идет фронтальный опрос учащихся.
Работа с раздаточным заданием «Индийский миф».
После окончания работы ученика на ИД, выполненное задание проверяется учениками.
Вопросы:
1. Опишите климат п-ова Индостан.
2. Дайте объяснение понятия джунгли.
3. Какими занятиями занимались древние индийцы, исходя из природных и климатических условий?
4. Каких животных и почему почитали древние индийцы? В каких других странах поклонялись животным?
О каких природных ресурсах идет речь в загадках:
Мягкий, а не мех, белый, а не снег,
Но оденет всех.
(Хлопок)
Где вода или болото, часто там растет чего-то,
Из него на жарком юге, сахар получают люди
(Сахарный тростник)
III. Постановка проблемы.
Мы познакомились с природными условиями Индии, ее географическим положением, занятиями населения, религиозными верованиями. Представьте, что мы в Индии познакомились с семьёй земледельцев, разговорившись, поинтересовались, кем хотят стать их сыновья. На что глава семьи ответил, что они хотят стать воинами, но это невозможно, и дети вынуждены будут, как и они, работать на земле.
У вас не возникло вопроса к крестьянину. (Почему его дети не могут стать воинами?
- Так мы не из той касты, - ответил он.
Какое новое слово? Каста определение стр. 97
IV. Изучение новой темы.
Помогите мне определить тему урока: Индийские касты
Что бы вы хотели узнать? Помогите составить план урока.
- Что такое - касты?
- Возникновение каст?
- Для чего?
- Возникновение буддизма.
А) Посмотрите на рисунок в учебнике стр. 95 с Кого вы видите (Бог Брахма)
Какое отношение он имеет к кастам? Чтение учебника с. 95-96)
Теперь назовите касты и из каких частей тела бога Брахмы они произошли?
Может ли человек со временем перейти в другую касту? Нет.
V. Практическая работа.
У людей разных каст всё должно быть разное: и дом, и еда, и одежда, и права, и обязанности. А чтобы доказать это вы постарайтесь выполнить следующую работу. Работать будете в группах. У вас на парте лежат карточки с заданиями, вы их внимательно прочитайте и заполните таблицу на основе учебника стр.95 учебника и законов Ману составьте рассказ о касте.
Карточка – задание №1 Брахманы
1. Прочитайте учебник с 96 – 98
2. «Законы Ману»
- Обучение, изучение законов, жертвоприношение для себя и других, раздача и получение милостыни
- Всё, что существует в мире – это собственность брахманов, вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на всё это
- Брахман – ученый или неученый – великое божество и огонь, использованный и неиспользованный при жертвоприношении.
Карточка – задание №2 Воины
1. Прочитайте учебник с 98 – 99
2. «Законы Ману»
- Охрану подданных, раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение законов неприверженность к мирским утехам Брахма указал для воинов.
- Для воинов предписано ношение меча и стрелы, для воина рядовые…, земледельцы – торговля.
- Воин, взымающий в крайних обстоятельствах даже четвёртую часть урожая, … охраняющий подданных, освобождается от греха.
Карточка – задание №3 Земледельцы
1. Прочитайте учебник с 98 – 99
2. «Законы Ману»
- Пастьбу скота, а также раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение законов, торговлю, дачу денег в долг, земледелие для воинов и брахманов.
- Земледельцу, получившему посвящение, вступившему в брак, надо всегда быть занятым хозяйственной деятельностью и особенно разведением скота.
- Ему надо быть знатоком посева семян, хорошего и дурного качества земли, ему следует знать полностью использование мер и весов.
Карточка-задание №4 Шудры и неприкасаемые
1. Прочитайте учебник с 98 – 99
2. «Законы Ману»
- Но только одно занятие Владыка указал для шудры – служение этим кастам со смирением
- Шудра даже отпущенный хозяином не освобождается от обязанности услужения; ведь оно врождённо для него, поэтому кто может освободить его от этого?
- Шудра не должен накапливать богатства…, так как шудра, приобретая богатство, притесняет брахманов.
- Убив кошку, собаку, лягушку, крокодила, сову или ворону, надо исполнять покаяние, как за убийство шудры.
- Местожительство неприкасаемых должно быть вне селения, вещи, использованные ими, должны выбрасываться.
- Одеждами служит одеяние мёртвых, пища даётся в разбитой посуде, украшения - из железа, они должны постоянно кочевать.
- Работают они ночью, а днем по приказу царя унося трупы людей, не имеющих родственников. Таков порядок.
Касты в Индии
Что имели?
Брахманы
воины
земледельцы
слуги
неприкасаемые
Чем занимались?
Права
Справедливо ли это?
Но некоторые древнеиндийские мудрецы не придавали большого значения кастовым различиям. Это был Будда, основатель религии буддизма, который учил, что главное – личные достоинства человека, а не его происхождение.
(учитель рассказывают легенду о Будде)
Был некогда в Индии юный царевич Гаутама. Жил он в прекрасном дворце. Слуги держали над его головою белый зонт, чтобы не коснулись его лучи солнца или капли дождя.
Он думал, что повсюду жизнь так же прекрасна, и даже не предполагал, что существуют горе, боль и смерть. Но однажды он встретил дряхлого старца и понял, что старость неизбежна. Встретил больного и понял, что не вечно будет здоров. Он задумался о смерти и решил стать отшельником. Долго странствовал он, голодал и терпел лишения. И однажды, когда он сидел под огромным деревом, скрестив ноги, предаваясь глубокому размышлению, он обрел мудрость. С тех пор его стали называть Будда (Просветленный, Мудрец).
Будда говорил о том, что всякая жизнь сопровождается страданиями, но можно улучшить свою участь, если всегда говорить правду, стремиться к добру, не брать чужого и ни к кому не чувствовать злобы и зависти. Человек должен освободиться от бесконечных желаний все новых богатств и удовольствий. Тогда он не будет более вновь и вновь рождаться на этой земле. Каждый - богач и бедняк, царь и раб, брахман или слуга - может стать буддистом, то есть последователем Будды, и спастись от страданий и новых рождений.
Долгие годы Будда странствовал по Индии. У него появилось много учеников. Звали их «нищими», так как они собирали подаяние.
Когда в 3-м веке до н. э. Индия объединилась, царь Ашока заявил о своей преданности учению Будды. Он призывал не убивать живые существа, поддерживать «нищих», почитать родителей и проявлять милосердие к рабам и слугам. Позднее буддизм распространился по всему миру.
В чём актуальность проповедей Будды сегодня?
- Не делайте зла, творите добро,
- очищайте ум от дурных мыслей.
- Кто сам не делает зла, тот не подвержен злу.
- Самая великая победа – над собой.
- Гнев побеждается отсутствием гнева,
- недоброе – добрым,
- скупость - щедростью,
- ложь – правдой.
VI. Закрепление и обобщение нового материала.
Считаете ли вы справедливым разделение людей на касты? Мог ли человек перейти из одной касты в другую?
Заполните пропуски и назовите зашифрованное на доске слово.
По верованиям индийцев, бог, создавший людей из разных частей своего тела:
Б _ _ _ _а.
Один из периодов в жизни брахмана:
У _ _ _ _ е.
– Река, на берегах которой возникли древнейшие в Индии города :
И _ д.
– Труднопроходимые леса в Индии :
Д _ _ _ _ _ и
– Группы людей с определенными правами и обязанностями в Древней Индии:
К _ _ _а
Всё население Индии делилось на каст.
П_ _ _ ь
У разных каст все было разное: одежда, еда, дома, занятия. Давайте выберем цвет одежды, для представителей разных каст. Я вам предлагаю четыре цвета ткани :
- белый
- чёрный
- красный
- жёлтый
Обоснуйте своё мнение: Какой цвет предпочитала та или иная каста?
VII. Домашнее задание. Параграф 21. Творческая работа (рисунок), на основании которого можно сделать альбом об Индии.
VIII. Рефлексия.
- Что узнали на уроке
- Что поняли?
- Чему научились?
- Что изменилось во взглядах и представлениях?