- продолжить формирование умения работать с историческим источниками, ресурсами интернет, выбирать главное.
Деятельность учителя | | Деятельность обучающихся |
| | |
| На экране звучит индийская музыка, видеоряд природы и людей Древней Индии. | Смотрят |
- Как вы думаете, о какой стране пойдет разговор на уроке? | | Об Индии. |
- Да, правильно. Я приглашаю вас сегодня в историческое путешествие по Древней Индии. | | |
- Прежде чем попасть в эту удивительную страну нам необходимо определиться с местностью. В этом нам может карта. | Появляется карта | |
- Где находится Индия? | Ответы на вопрос с показом на карте. | в Южной Азии |
- Какой океан омывает Индию? | Индийский океан |
- Сколько главных рек протекает по территории Индии? Назовите их. | Инд и Ганг |
- Как называются самые высокие горы в мире, расположенные в Индии? | Гималаи |
- Итак, мы определили место нашего путешествия. Наше путешествие историческое, поэтому предлагаю переместиться в Индию III тысячелетия. | | |
- Нам необходимо взять в дорогу несколько очень нужных вещей. | Открывает волшебную шкатулку | |
- Я покажу вам предметы, а вы скажите, для чего они были нужны и какую роль играли в жизни хозяев этой страны. | | |
Метелочка | | индийцы верили в переселение душ: ты причиняешь боль какому-нибудь маленькому зверьку, а в нем, возможно, живет душа твоего покойного отца. Поэтому некоторые индийцы ходили со специальной метелочкой, чтобы случайно не раздавить червяка или букашку |
фигурка коровы | | к ней относились с любовью и почтением. Она давала молочные продукты и поэтому ее называли матерью, божественной кормилицей |
фигурка слона | | священное животное, переносил тяжести и участвовал в сражениях, жители поклонялись слону |
хлопок | | белые волокна, похожие на вату. Из них пряли нити и ткали хлопковые ткани |
рис | | индийцы особенно боялись змей и старались их задобрить. Они раскладывали комочки вареного риса вокруг дома и молились |
обезьяна | | жители Индии благосклонно относились к ним, считая их священными особями |
- Теперь мы точно готовы. | | |
-Как же называют жителей Древней Индии? | На экране | Индийцы |
- Обратите внимание на экран. На нем мы видим людей одной страны. Посмотрите, какие они разные. Люди в Древней Индии делятся на касты: жрецов, знатных воинов, земледельцев, слуг и неприкасаемых. | | |
- Если бы вы жили в Древней Индии, к какой касте вы бы хотели принадлежать? | | выдвигаю свои точки зрения |
- Как вы думаете, что обозначает это слово «каста»? | | выдвигаю свои точки зрения |
- Предлагаю проверить эти предположения в энциклопедии. | один учащийся находит в энциклопедии значение слова «каста» и зачитывает всему классу | |
- Из всего выше сказанного, попробуйте сформулировать тему нашего урока | | Индийские касты |
| | |
- Что бы хотели узнать сегодня на уроке? | | Как появились касты? Можно ли было сменить касту? Каким образом попадали в ту или другую касту? Чем занималась каждая каста? |
- А где вы можете найти ответы на эти вопросы? | | в интернете, книге, телепередаче, в документах |
- Я предлагаю вам разделиться на группы по 3 человека, и каждой группе провести исследование особенностей одной из каст. Выбирайте интересующую вас касту. | Раздаю листочки с заданием | |
- Желаю удачи в поиске! Вернёмся к проблеме. Вновь задать вопрос. Кто из вас, (если бы жил в Древней Индии), хотел бы родиться заново в касте шудр? А кто в касте кшатриев? А кто-то, может быть, вообще хочет стать неприкасаемым? Спасибо группам за предоставленную информацию. Теперь предлагаю закрепить новый материал игрой «Да-нет» 1. Бог, создавший касты в Индии – это Брахма. 2. Из ступней бога вышла каста воинов. 3. Жрецы были самой высшей и главной кастой. 4. В Древней Индии разрешалось переходить из одной касты в другую. 5. Неравенство между кастами казалось индийцам естественным. 6. Неприкасаемые не имели отношения к кастовому делению общества. Домашнее задание: с. 103 прочитайте легенду о Будде и перескажите своим родным. | Каждый учащийся отвечает на вопрос. Учитель зачитывает вопросы | Ученики самостоятельно работают с выбранными ими источниками выделяя главную мысль. На работу дается 15 минут. По истечению времени заслушиваем ответы каждой группы.
Выдвигают свои точки зрения, опираясь на добытую информацию. учащиеся в тетради отвечают словами «Да» или «нет». Да Нет Да Нет Да Да Ответив на вопросы, учащиеся проводят взаимопроверку и выставляют друг другу оценки |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |