Уроки истории в 5 классе на тему "Индийские касты" полагает учащимся сформировать первоначальные сведения об Индии, дать представление о религии древнего индийского народа, о ее особенностях. На уроке используется презентация " Касты индийского общества ", с ее помощью учителю будет проще представить наглядный материал.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Урок истории Древнего мира по теме « Индийские касты» 5 класс
Учитель истории Никиточкина
Костру Наталия Витальевна
1 категория
Уроки истории в 5 классе на тему «Индийские касты» полагает (детям) учащихся сформировать первоначальные знания об Индии , дать представления о религии (древнего индийского) народа Древней Индии, о ее особенностях . На уроке используется презентация. Касты индийского общества, с ее помощью учителю будет проще представить наглядный материал ( схемы, рисунки, терминологию, фото,особенности развития культуры, религии социальные основы общества).
Ученикам дает возможность лучше усвоить учебный материал . На уроке используется и системно- деятельностный подход в изучении новой темы. Класс делится на группы, самостоятельно получает и закрепляет новые знания по теме.
Цель урока : познакомить учащихся с понятием «каста», особенностями индийского общества, религии ; обобщить и закрепить знания учеников по теме « Древняя Индия».
Задачи:
1)Образовательное :
* Обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Древняя Индия»;
* Формировать умение пересказывать содержание текста учебника, самостоятельно строить рассказ на основе источников знаний;
* Учитель детей работать в (группе),коллективе;
* Формировать развернутый ответ на вопросы учителя.
2)Развивающие :
* Формировать потребность получать новые знания, информацию, повышать общий культурный уровень
* Способствовать развитию навыков работы с таблицей (заполнение) , обобщению и систематизации информации;
* Развивать интерес к исторической науке, коммуникативные умения и навыки , личностные качества учащихся при работе в группе одноклассников с учетом индивидуальных способностей и потребностей.
3) Здоровьесберегающие :
* Менять виды деятельности на уроке во избежание перенапряжения;
* Формировать здоровую психологическую обстановку в классном коллективе.
Вид урока: урок-практикум.
Тип урока: урок применения знаний на практике с целью их употребления и расширения.
кшатрии, вайшьи. Научатся самостоятельно работать с источником информации ; объяснять влияние религии Индии на менталитет и особенности культуры страны.
Планируемые метапредметные результаты:
* Учащихся воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи ; Толерантно относятся к другой точке зрения , используют речевые средства для решения коммуникативных задач; планируют решение учебной задачи,выстраивают алгоритм действий.
Планируемые личностные результаты учащихся выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу, проявляют интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.
Рефлексия : создание собственного текста в таблице.
Оборудование:
1. Карта « Древний Восток. Индия и Китай»
2. Учебник : История Древнего мира.
3. Карточки — задания для групп.
4. Телевизор и мультимедийная презентация.
Учебно методическая литература:
1.А.А.Вигасин, Г.И.Годер ,5 класс
История Древнего мира.
Москва:Просвещение,2014г.
Рабочая программа, История Древнего мира;
2. Рабочая программа, История Древнего мира по учебнику Вигасина , 5 класс М.Б. Новожилова , Н.Т.Пантелеева: «Учитель», 2013г.
План урока :
1) Организационный момент (1-2 мин.)
2) Актуализация знаний учащихся (7-10 мин.)
3) Постановка проблемы (1-2 мин.)
4) Изучение новой тему(15-20 мин.)
5) Практическая работа( 5 минут)
6) Закрепление и обобщение нового материала
7)Д/з (1-2 мин.)
8)Рефлексия(1-2 мин.)
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний учащихся по теме «Природа и люди Древней Индии».
3.Постановка проблемы.
Мы познакомились с природными условиями Индии, с ее географическим положением,
с занятиями ее жителей и их религиозными верованиями. По преданию ,верховный Бог жителей Индии Брахма создал касты из частей своего тела. Каждый индеец с самого рождения принадлежит к одной из четырех каст. Сегодня ребята, мы выясним что такое касты, как они называются и чем отличаются друг от друга.
4.Изучение новой темы:
1)Миф о происхождении каст.
2)Характеристика каст (работа группами).
3)Индийские цифры и шахматы (сообщения учеников).
На доске — карта, тема урока, новые слова : касты, Варны,брахман,вайшьи,кшатрии,шудры.
5.Практическая работа:
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника(прочесть спер. 98 п.)
Беседа по прочитанному материалу, на фоне 1 слайда презентации.
Учитель : что значит термин каста?
- обособленная группа людей, входившая туда по праву рождения,которая обладает
определенными правами и обязанностями.
Учитель : Какие касты существовали у древних индейцев?(Презентация)
- Брахманы,кшатрии,вайшьи,шудры.
Учитель : У какого еще народа существовала подобная легенда?
- В библии описывается создание Адама и Евы(евреи,христиане всего мифа)
- Из каких частей тела Брахмы были созданы касты?
****-брахманы из уст Бога
воины из его рук
земледельцы из его ног
слуги из пыльных стоп
Учитель : Мог ли человек перейти из одной касты в другую?
- Не мог. По легенде, человек,находящийся в одной касте никогда не мог уйти в другую .Ведь корова не может родить свинью.
В ходе выступления групп с сообщениями ученики заполняют в тетради таблицу(таблицу напечатать)
Название касты
Что имели
Чем занимались
Права
1.Жрецы(Брахманы)
2.Знатные воины(кшатрии)
3.Земледельцы
(вайшьи)
4.Слуги(шудры)
5.Неприкасаемые
Рассказ учащегося «Индийские цифры», «Шахматы».
6.Закрепление и обобщение нового материала.
(Возникновение неравенства среди индийцев было закреплено религией)
Объясните происхождение каст в Индии?
Справедливо ли такое деление людей на касты? Мог ли человек перейти из одной касты в другую?
Религия Индии закрепила социальное неравенство в обществе,Это деяние было несправедливо .Перейти из одной касты в другую было невозможно.
Учитель: а теперь,ребята,я предлагаю вам сыграть в игру «Верни буквы»
Вы увидите слова,которых не хватает букв,их нужно вписать.
1)По верованиям индийцев,Бог,создавший людей из разных частей своего тела это Б****а (Брахма).
2)Река,на берегах каждой возникли древнейшие в Индии города это — И*д(Инд).
3)Труднопроходимые леса в Индии Д*****и(Джунгли)
4)Группы людей с определенными правами и обязанностями в Древней Индии — это К***а(Каста)
7.Ваше домашнее задание читать,пересказывать параграф ,задание в контурных картах стр.
8.Рефлексия: сегодня мы узнаем о делении индийского общества на касты,касты никогда не изменялись, они были одобрены религией индийцев и существовали до конца их века.