Дата : Сынып/Класс-9
П?н/Предмет-история Казахстана
Та?ырыбы/Тема: Голод 1931-1933годов, казахстанская трагедия 30-х годов X Xвека.
Типі/Тип-изучение нового материала
Ма?саты/Цель: сформировать представление о трагедии казахстанского народа в начале 30-х годов X Xвека.
Задачи урока: создать условия для формирования навыка выделения главного от косвенного материала учебника, работы в коллективе и умения вести аргументированную беседу по указанной теме.
Образовательная: создать условия для понимания изучаемого вопроса.
Воспитательная: создать условия для формирования гражданской позиции, умения работать.
Развивающая: сформировать умственные навыки и умения, развития интеллекта и творческого потенциала.
?дістері/Методы: словесный, наглядный, практический
К?рнекілігі/Оборудование: схемы- здания, учебник, презентация.
Саба?ты? барысы/Ход урока:
1.Организационный момент. Создание комфортной среды урока.Встаньте в круг. Считать не разучились. Сосчитайте до 20, там, где три- хлопок, числа, делящиеся на три –тоже хлопок, без слов.Спасибо, всем хорошей и активной работы на уроке.
2. Проверка домашней работы:по теме «Коллективизация в Казахстане».Время для повторения- 2 мин. Устный опрос.
1. Расскажите о целях коллективизации.
2.Какими принципами руководствовались при проведении коллективизации.
3.Каковы последствия перегибов.
Ответьте на вопросы теста по теме.
3.Подготовка к изучению нового материала.Насильственная коллективизаия и переход к оседлости без создания соответстующих социально- экономических условий имели для казахского народа трагические последствия, отголоски которых ощущаются и по сегодняшний день.
4.Изучение нового материала. Вот что вспоминают очевидцы событий коллективизации- прочтите письмо.1ряд- «В 1932году в район из высших инстанций поступил план по сдаче мяса. В Чубуртау(Семипалатинская область) в основном занимались коневодством. В районе сдали всех овец и коров, однако выполнить план не удавалось. Из вышестоящих органов одна за другой поступали телеграммыгрозного содержания:»Если в течение 24 часов не справитесь с планом, будете отданы под суд.»
Начальство было в панике. В сердине зимы пришла телеграмма»...можно сдавать лошадей». Количество их в то время в районе достигало 135 тысяч. Из них выбрали 75 тысяч самых упитанных и пригнали в Аягуз. Предстояло проехать 250 км, а зима суровая, выпал глубокий снег. П пути от бескормицы много скотины подохло. Когда оставшихся пригнали в Аягуз, тамошние заявили: «Мы чубартауских коней не принимаем, везите в Каркаралинск» Вернувшись назад,прихватили оставшихся 100 тыс голов и отправились в Каркалалинск. Пока доехали, по пути пало больше половины поголовья, остальных сдали государству»
2 ряд- Вот что писала группа политических ссыльных из г.Павлодарав Президиум ЦИК СССР:» «..В общих чертах, не приводя отдельныхфактов, можно сказать, что в аулах и поселках во всю ширь развернулась жуткая картина голода со всеми его ужасными спутниками. Поедаются( а местами уже съедены) собаки, кошкии всеможможная падаль. Население опухает от голода и вымирает. Смертность настолько велика, а оставшиеся вживых настолько ослабели от голода, что не в силах хоронить мертвецов: трупы остаютс неприбранными...»
Сделайте вывод, прослушав первое письмо- К чему могли привести эти мероприятия население.
И вы правы- к голоду среди населения казахов.
Работа с таблицей.
40% от голода и эпидемий
2,1млн погибли от голода
Мигрировали >1 млн казахов
4,5 млн из 40,5млн скотаосталось
Чтение текста учебника- подтвердите все эти цифры.
Работа со вторым письмом. Что вы скажете об этом- 2 ряд.
«Письмо пятерых»- группа деятелей республики лично Ф.И Голощекину.
Т. Рыскулов письмо Сталину.
Сопротивление шаруа политике сплошной коллективизации.- тескт учебника.
Ромашка с «толстыми и тонкими « вопросами.
1.Какие формы приняло сопротивление крестьян?- уход в город на стройки, откочевки в другие районы, убийство активистов колхозного движения, создание вооруженных трядов, восстания)
2.Когда происходили эти восстания?(1929- 1931г)
3. Где выступление было самым крупным?(Семипалатинский округ- охвачены6 районов)
4. Как были квалифицированы эти выступления?( бандитско- басмаческие выступления)
5.Что происходило в районе восстаний- с примерами.
6. Каков численный показатель выступлений шаруа против коллективизации?(372)
7.Каким образом власть решала эти вопросы?
5.Обобщение учениками. Работа с вопросами- стр82- 5,6
6.Ответьте на вопросы теста:»Коллективизация» Домашнее задание- §17-18, подгот к ВОУД.