КОНСПЕКТ УРОКА БИОЛОГИИ, ПРОВЕДЁННОГО В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ЛИШАЙНИКИ»
Цели и задачи урока:
- Познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов, их роли в природе и жизни человекаВыяснить значение лишайников в природе и жизни человека;
- Вырабатывать навыки самостоятельной работы, расширять кругозор;
- Развивать познавательный интерес к предмет;
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: Мультимедийный проектор, презентация «Лишайники», учебники, тетради, письменные принадлежности.
ХОД УРОКА:
- Организационный момент. Приветствие, настрой учащихся на учебный процесс, определение отсутствующих на уроке.
- Проверка домашнего задания: общая характеристика водорослей по плану:
- Среда обитания
- Строение
- Виды. Представители.
- Питание.
- Размножение.
- Значение.
- Новая тема: Догадайтесь о каких организмах пойдёт речь. Они были известны ещё в III в. До н.э. Они являются пионерами, т.к. первыми поселяются на голых камнях. На обледеневших северных скалах, песках обожжённой солнцем Сахары, в безжизненной Антарктиде. Но ни в жаре, ни в холоде они не могут жить без чистого воздуха. Растут они очень медленно. За своеобразный внешний вид их назвали «хаос ом природы», «убогой нищетой растительности» Презентация ( показ изображений лишайника.)
Определение темы урока, запись темы в тетради.
- Самостоятельная работа учащихся с материалом учебника. П.13, стр.62
Задание: Прочитать текст параграфа и по плану составить самостоятельно конспект с записью его в тетрадь.
Слайд с планом 1. Формы лишайников: 1.
2.
3.
2. Строение.
3. Питание: -роль грибов:
- роль водорослей
4. Размножение.
5. Значение.
5. Проверка самостоятельной работы по презентации с корректировкой и закреплением материала.
6. Работа в группах. Учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе выдаётся лист с заданием. Какая группа правильно и быстро ответит на все вопросы задания.
Задания: 1. Лишайники –это высшие или низшие растения? Докажите.
2. Почему лишайник является примером симбиоза?
3. Лишайники часто встречаются на деревьях. Как вы думаете, лишайники – это паразиты?
4. Во влажном состоянии ягель («олений мох») мягкий и упругий. Однако, после высыхания он твердеет и становится хрупким. Легко крошится. Имеет ли это какое-нибудь значение?
5. почему лишайники называют «пионерами» растительного мира?
7. Закрепление полученных знаний по тесту. Учащимся выдаются листочки на которых они ставят «+» если согласны с высказыванием или «-»- если не согласны.
1.Лишайники относятся к высшим растениям.
2. тело лишайника называется слоевище.
3. Тело лишайника состоит из гриба и бактерий.
4. Размножаются лишайники вегетативно, отламавшимися кусочками тела.
5. формы лишайника: накипные, кустистые, листоватые.
6. В лишайнике грибница предохраняет водоросль от избыточного освещения и высушивания, доставляет
7.Чем сильнее загрязнён воздух,тем меньше встречается в нём лишайнеков.
8.Лишайники паразитируют на стволах деревьев.
9.Лишайники – медленнорастущие организмы.
Сбор ответов, проверка, оценивание работы учащихся на уроке. Неактивные учащиеся опрашиваются на следующем уроке по домашнему заданию и получают оценки.
Задание на дом. §13 характеристика лишайников ,найдите места произрастания лишайников на нашей территории.
Интересные сведения.
1.Чем больше индустриализован город ,чем сильнее загрязнён его воздух, тем меньше встречается в нём лишайников. Тем меньшую площадь покрывают они на стволах деревьев и других субстратах и тем ниже их жизнеспособность.
2.При повышении степени загрязнённости воздуха первыми исчезают кустистые лишайники ,за ними – листоватые и последними – накипные.
3.С давних времён исландский мох (лишайник рода Цетрариа ) служит в голодные годы дополнительным продуктом питания. Особенно широко его употребляли в пищу двести лет назад в Исландии - отсюда и название.
4.Существует легенда о том, как в бесплодной пустыне люди, истощенные голодом и трудным переходом , встретили на земле массу мелких сухих крупинок , похожих на манную крупу. Насытившись этими крупинками ,люди обрели силы ,позволившие им закончить трудный путь.
Предполагают ,что крупинки ,о которых рассказано в легенде, - это съедобный лишайник , серые комочки которого ветер перекатывает по пустыням Африки, передней и Средней Азии. Отсюда пошло выражение «манна небесная».