kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Население Африки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

7 класс                               Урок №22

Тема. Население Африки

Цель: формировать первичные знания об этническом составе и   демографических проблемах                            населения Африки; совершенствовать практические навыки   работы с  тематическими картами                 атласа; способствовать развитию  логического мышления учащихся.                                            

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: учебники, атласы, опорные схемы, критерии

           оценивания, костюмы народностей Африки.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация опорных знаний

Учитель. На предыдущем уроке вы изучили стихийные явления и Национальные парки Африки, проверим насколько хорошо вы усвоили пройденный материал. Если вы согласны с моим утверждением – пишите «верю» и если нет – «не верю».

Игра «Верю – не верю»

  1. Верите ли вы, что большая часть Африки находится в неблагоприятных для жизни и хозяйственной деятельности людей природных условиях?
  2. Верите ли вы, что в саваннах,  наводнение- одно из наибольших стихийных бедствий?
  3. Верите ли вы, что муха Цеце, является переносчиком «речной слепоты»?
  4. Верите ли вы, что «Сафари» - это охота в Африке?
  5. Верите ли вы, что голубая антилопа – самое распространенное животное Африки?
  6. Верите ли вы, что на территории Южной и Восточной Африки отсутствуют заповедники и национальные парки?

На обратной стороне доски написаны правильные ответы. Обратите внимание на критерии оценивания урока: взаимопроверка работ «верю – не верю»-  максимальное количество баллов - 3 (по 0,5 за каждый правильный ответ),при работе с блок-схемой – 1 балл, комментируя иллюстративный материал учебника, учащиеся получают – 2 балла, работа с атласом – 1 балл, участвуя в игре, есть возможность заработать по 2 балла, при использовании дополнительного материала, добавляется – 1 балл, за активность на уроке – 1 балл.  В течение урока у учащихся будет возможность заработать дополнительные баллы и получить высокую оценку.

  1. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Рассказ учителя

   Человек – неотъемлемая часть природы, пользуясь ее дарами, природными богатствами для удовлетворения собственных потребностей, он вносит изменения в окружающую среду. Зная особенности роста, размещения населения и его деятельность, можно спрогнозировать возможные изменения в природе материков. Вы изучили особенности природы Африки, следующий этап – население, политическая карта и государства материка.

             IY.      Изучение нового материала

Рассказ учителя

1. История заселения материка

   Африка – родина человечества. Каменным орудиям труда, найденным на территории материка археологами более 2,5 млн лет.

Основными занятиями жителей Африки издавна были охота и собирательство. С Y тысячелетия на материк пришли семиты – творцы культуры Древнего Египта, принесшие с собой бронзовые орудия труда, зерновые культуры. В YII в  - переселение арабов-мусульман вносит свои изменения в культуре, обычаях, архитектуре. В период колонизации материка, на его территорию переселилось большое количество европейцев: французов, англичан, португальцев и мн.др..

2. Расы и народы. Коренное население Африки.

   Таким образом на материке сформировались народы трех основных рас (работа со схемой)

          (на схеме к доске  прикреплены, вырезанные из бумаги макеты с надписями названий народностей Африки).

Работа с учебником

   В учебнике на странице 98 (фотография 98, 99, 100) мы видим представителей  населения Африки. Назовите основные отличая представителей материка. На фото 98  пигмеи – самые маленькие люди планеты, максимальная высота которых едва достигает 150см. обитают в зоне влажных экваториальных лесов. Массаи, проживающие в зоне саванн и редколесий, относятся к одним из самых высоких народностей мира. Средний рост массаев 180-200см.. А о бушменах на фото 100, можно сказать «самые быстрые люди планеты». Эта народность проживает в районах пустынь Африки. Каждый народ имеет характерные отличительные признаки: цвет кожи, разрез глаз, рост и многое другое с чем нам предстоит познакомиться сегодня на уроке.

Работа по шаблону (блок-схема)

         Зарисуйте шаблон Африки. Размещение народностей Африканского континента можно сопоставить с размещением природных зон материка (на шаблоне Африки зарисовать границы и подписать названия природных зон). Благодаря близости расположения Евразии, северную часть Африки заселяют преимущественно представители южной ветви европеоидной расы: арабы и берберы, для них характерны темный цвет кожи, темные волосы и глаза, узкий нос и овальное лицо (по ходу своего рассказа учитель переносит макеты с названиями народностей на шаблон, зарисованный на доске, благодаря работе с учебником, учащиеся могут дополнять рассказ учителя и работать по шаблону в тетради). В зоне саванн и редколесий северной части материка проживают преимущественно массаи, тутси, в долине реки Нил – нилоты, они все относятся к самым высокорослым жителям Африки. Проживание в зоне саванн этих народностей, способствует развитию скотоводства. Центральные районы занимают народы банту, а в экваториальных лесах небольшими группами проживают самые низкорослые люди планеты – пигмеи. Малый рост этих жителей позволяет им с легкостью заниматься охотой и собирательством. Восточное побережье материка занимают суахили. Все эти народности относятся к представителям негроидной расы. А вот уже жители эфиопского нагорья – эфиопы, обитатели юго-западных пустынь и полупустынь – бушмены и готтентоты, а так же коренное население Мадагаскара – малагасийцы, относятся к представителям монголоидной расы. Их потомки поселились на материке из районов южной Азии, в результате смешения азиатских народов с африканскими.  Пришлое население европейского происхождения составляет незначительную часть населения материка. Всего в Африке проживает несколько тысяч народов. Их традиции, обычаи, образ жизни своеобразны и интересны. Продолжая работать с шаблоном отметим распространение основных религий и языков общения народов Африки. Арабы и берберы (северная часть материка) – отдают предпочтение арабскому языку, в центральной Африке преобладает общение на языках банту и суахили, а вот в южной части основное развитие получил язык африкаанс – результат слияния местных наречий с нидерландским языком.

Работа с атласом Работая с атласом (стр18) «религии мира», учащиеся определяют преобладание религий на территории материка. Результаты заносят на шаблон: в северной части континента – ислам, в центральной части – ислам, христианство и местные верования, в южной части – христианство (католики и протестанты), индуизм и местные верования.

Работая с атласом ( стр 16) «размещение населения», учащиеся делают вывод, что население Африки проживает на территории континента не равномерно. Максимальное количество африканцев проживает в долине реки Нил- средняя плотность населения составляет 1000 чел/км². Минимальное в районе пустынь и полупустынь, а так же зоне влажных экваториальных лесов , где средняя плотность населения составляет 1 чел/км². Средняя плотность размещения на материке – 20 чел/км² (все данные заносятся на шаблон Африки в тетради).

 А что же такое «население»?

Работа со словарем  Население  – совокупность людей, живущих на Земле в целом или в пределах какой-либо ее части.

3. Демографические проблемы Африки. Рассказ учителя, работа по шаблону

На сегодняшний день количество населения Африки составляет более 870 млн человек. Большая часть жителей материка ( более 70%) проживает в сельской местности, занимаясь ведением сельского хозяйства. Одной из самых важных демографических проблем материка является естественный прирост.

 Работа со словарем: Естественный прирост - разница между рождаемостью и смертностью (на 1000 человек)

    количество родившихся/ количество умерших= естественный прирост

Рассказ учителя  Начиная с XYI века и до середины ХХ численность населения Африки значительно сократилась. Из уроков истории вспомните причины, обусловившие сокращение населения:

-торговля рабами;

- истребление коренных жителей;

- принудительный труд;

- голод;

- антисанитария

- естественный  прирост населения «отрицательный»

   С середины ХХ века постепенно увеличивается естественный прирост населения благодаря следующим факторам:

- принимаются меры по предотвращению эпидемий;

- используются навыки санитарии, гигиены, медицинская помощь

- преобладают традиции (многодетные семьи, ранние браки)

Естественный прирост населения Африки на данном этапе составляет 3% в год, это относительно высокий мировой показатель.

    Но несмотря на это средняя продолжительность жизни местного населения не превышает 40 лет.

                   IY.    Закрепление изученного материала

Игра на развитие логического мышления «Виртуальное путешествие»

(объясняя условия игры, учитель помогает учащимся одеть символические костюмы представителей Африки) 

Работа в группах

Задания для учащихся 

  1. определите представители каких народностей находятся перед вами, место их проживания, характер хозяйственной деятельности.

( Самый маленький ученик класса в набедренной повязке, в парике и с корзиной в руках – пигмей, проживает в зоне влажных экваториальных лесов, занимается охотой и собирательством. Самый высокий учащийся класса, обмотанный красной тканью с длинной палкой в руках – массай, проживает в зоне саванн и редколесий, занимается выпасом скота. Учащийся в чалме – араб, проживает в северных районах Африки, мусульманин.)

Y. Подведение итогов. Выставление оценок.

YI. Домашнее задание § 21 стр 98 – 99

Мини –сочинение « Мой друг – африканец»

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

№ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТи                                                          БАЛЛ

1.ИГРА  «ВЕРЮ – НЕ  ВЕРЮ»                                                         3

2.РАБОТА ПО БЛОКУ – СХЕМЕ                                                        1

3.МЕТОДИЧЕСКИЕ СРАВНЕНИЯ( РАБОТА С УЧЕБНИКОМ)             2

4.РАБОТА  С  АТЛАСОМ                                                                   1

5.ДИДАКТИЧЕСКАЯ   ИГРА   2

6.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА                  2

7.АКТИВНОСТЬ НА УРОКЕ                                                                1

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по теме "Население Африки" »

7-й класс Урок №22


Тема. Население Африки

Цель: формировать первичные знания об этническом составе и

демографических проблемах населения Африки;

совершенствовать практические навыки работы с

тематическими картами атласа; способствовать развитию

логического мышления учащихся.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: учебники, атласы, опорные схемы, критерии

оценивания, костюмы народностей Африки.

Ход урока

    1. Организационный момент

    2. Актуализация опорных знаний

Учитель. На предыдущем уроке вы изучили стихийные явления и Национальные парки Африки, проверим насколько хорошо вы усвоили пройденный материал. Если вы согласны с моим утверждением – пишите «верю» и если нет – «не верю».

Игра «Верю – не верю»

  1. Верите ли вы, что большая часть Африки находится в неблагоприятных для жизни и хозяйственной деятельности людей природных условиях?

  2. Верите ли вы, что в саваннах, наводнение- одно из наибольших стихийных бедствий?

  3. Верите ли вы, что муха Цеце, является переносчиком «речной слепоты»?

  4. Верите ли вы, что «Сафари» - это охота в Африке?

  5. Верите ли вы, что голубая антилопа – самое распространенное животное Африки?

  6. Верите ли вы, что на территории Южной и Восточной Африки отсутствуют заповедники и национальные парки?

На обратной стороне доски написаны правильные ответы. Обратите внимание на критерии оценивания урока: взаимопроверка работ «верю – не верю»- максимальное количество баллов - 3 (по 0,5 за каждый правильный ответ),при работе с блок-схемой – 1 балл, комментируя иллюстративный материал учебника, учащиеся получают – 2 балла, работа с атласом – 1 балл, участвуя в игре, есть возможность заработать по 2 балла, при использовании дополнительного материала, добавляется – 1 балл, за активность на уроке – 1 балл. В течение урока у учащихся будет возможность заработать дополнительные баллы и получить высокую оценку.


    1. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Рассказ учителя

Человек – неотъемлемая часть природы, пользуясь ее дарами, природными богатствами для удовлетворения собственных потребностей, он вносит изменения в окружающую среду. Зная особенности роста, размещения населения и его деятельность, можно спрогнозировать возможные изменения в природе материков. Вы изучили особенности природы Африки, следующий этап – население, политическая карта и государства материка.


IY. Изучение нового материала

Рассказ учителя

1. История заселения материка

Африка – родина человечества. Каменным орудиям труда, найденным на территории материка археологами более 2,5 млн лет.

Основными занятиями жителей Африки издавна были охота и собирательство. С Y тысячелетия на материк пришли семиты – творцы культуры Древнего Египта, принесшие с собой бронзовые орудия труда, зерновые культуры. В YII в - переселение арабов-мусульман вносит свои изменения в культуре, обычаях, архитектуре. В период колонизации материка, на его территорию переселилось большое количество европейцев: французов, англичан, португальцев и мн.др..

2. Расы и народы. Коренное население Африки.

Таким образом на материке сформировались народы трех основных рас (работа со схемой)

(на схеме к доске прикреплены, вырезанные из бумаги макеты с надписями названий народностей Африки).


Работа с учебником

В учебнике на странице 98 (фотография 98, 99, 100) мы видим представителей населения Африки. Назовите основные отличая представителей материка. На фото 98 пигмеи – самые маленькие люди планеты, максимальная высота которых едва достигает 150см. обитают в зоне влажных экваториальных лесов. Массаи, проживающие в зоне саванн и редколесий, относятся к одним из самых высоких народностей мира. Средний рост массаев 180-200см.. А о бушменах на фото 100, можно сказать «самые быстрые люди планеты». Эта народность проживает в районах пустынь Африки. Каждый народ имеет характерные отличительные признаки: цвет кожи, разрез глаз, рост и многое другое с чем нам предстоит познакомиться сегодня на уроке.

Работа по шаблону (блок-схема)

Зарисуйте шаблон Африки. Размещение народностей Африканского континента можно сопоставить с размещением природных зон материка (на шаблоне Африки зарисовать границы и подписать названия природных зон). Благодаря близости расположения Евразии, северную часть Африки заселяют преимущественно представители южной ветви европеоидной расы: арабы и берберы, для них характерны темный цвет кожи, темные волосы и глаза, узкий нос и овальное лицо (по ходу своего рассказа учитель переносит макеты с названиями народностей на шаблон, зарисованный на доске, благодаря работе с учебником, учащиеся могут дополнять рассказ учителя и работать по шаблону в тетради). В зоне саванн и редколесий северной части материка проживают преимущественно массаи, тутси, в долине реки Нил – нилоты, они все относятся к самым высокорослым жителям Африки. Проживание в зоне саванн этих народностей, способствует развитию скотоводства. Центральные районы занимают народы банту, а в экваториальных лесах небольшими группами проживают самые низкорослые люди планеты – пигмеи. Малый рост этих жителей позволяет им с легкостью заниматься охотой и собирательством. Восточное побережье материка занимают суахили. Все эти народности относятся к представителям негроидной расы. А вот уже жители эфиопского нагорья – эфиопы, обитатели юго-западных пустынь и полупустынь – бушмены и готтентоты, а так же коренное население Мадагаскара – малагасийцы, относятся к представителям монголоидной расы. Их потомки поселились на материке из районов южной Азии, в результате смешения азиатских народов с африканскими.

Пришлое население европейского происхождения составляет незначительную часть населения материка. Всего в Африке проживает несколько тысяч народов. Их традиции, обычаи, образ жизни своеобразны и интересны. Продолжая работать с шаблоном отметим распространение основных религий и языков общения народов Африки. Арабы и берберы (северная часть материка) – отдают предпочтение арабскому языку, в центральной Африке преобладает общение на языках банту и суахили, а вот в южной части основное развитие получил язык африкаанс – результат слияния местных наречий с нидерландским языком.


Работа с атласом

Работая с атласом (стр18) «религии мира», учащиеся определяют преобладание религий на территории материка. Результаты заносят на шаблон: в северной части континента – ислам, в центральной части – ислам, христианство и местные верования, в южной части – христианство (католики и протестанты), индуизм и местные верования.

Работая с атласом ( стр 16) «размещение населения», учащиеся делают вывод, что население Африки проживает на территории континента не равномерно. Максимальное количество африканцев проживает в долине реки Нил- средняя плотность населения составляет 1000 чел/км². Минимальное в районе пустынь и полупустынь, а так же зоне влажных экваториальных лесов , где средняя плотность населения составляет 1 чел/км². Средняя плотность размещения на материке – 20 чел/км² (все данные заносятся на шаблон Африки в тетради).

А что же такое «население»?

Работа со словарем

Население (населення – укр.)совокупность людей, живущих на Земле в целом или в пределах какой-либо ее части.


3. Демографические проблемы Африки.

Рассказ учителя, работа по шаблону

На сегодняшний день количество населения Африки составляет более 870 млн человек. Большая часть жителей материка ( более 70%) проживает в сельской местности, занимаясь ведением сельского хозяйства.

Одной из самых важных демографических проблем материка является естественный прирост.

Работа со словарем:

Естественный прирост (природний приріст – укр)- разница между рождаемостью и смертностью (на 1000 человек)

_ количество родившихся

количество умерших

естественный прирост

Рассказ учителя

Начиная с XYI века и до середины ХХ численность населения Африки значительно сократилась. Из уроков истории вспомните причины, обусловившие сокращение населения:

-торговля рабами;

- истребление коренных жителей;

- принудительный труд;

- голод;

- антисанитария

- естественный прирост населения «отрицательный»

С середины ХХ века постепенно увеличивается естественный прирост населения благодаря следующим факторам:

- принимаются меры по предотвращению эпидемий;

- используются навыки санитарии, гигиены, медицинская помощь

- преобладают традиции (многодетные семьи, ранние браки)

Естественный прирост населения Африки на данном этапе составляет 3% в год, это относительно высокий мировой показатель.

Но несмотря на это средняя продолжительность жизни местного населения не превышает 40 лет.


IY. Закрепление изученного материала

Игра на развитие логического мышления «Виртуальное путешествие»

(объясняя условия игры, учитель помогает учащимся одеть символические костюмы представителей Африки)

Работа в группах

Задания для учащихся

    1. определите представители каких народностей находятся перед вами, место их проживания, характер хозяйственной деятельности.

( Самый маленький ученик класса в набедренной повязке, в парике и с корзиной в руках – пигмей, проживает в зоне влажных экваториальных лесов, занимается охотой и собирательством. Самый высокий учащийся класса, обмотанный красной тканью с длинной палкой в руках – массай, проживает в зоне саванн и редколесий, занимается выпасом скота. Учащийся в чалме – араб, проживает в северных районах Африки, мусульманин.)

Y. Подведение итогов. Выставление оценок.


YI. Домашнее задание § 21 стр 98 – 99

Мини –сочинение « Мой друг – африканец»


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ


ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

БАЛЛ

1.

ИГРА «ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ»

3

2.

РАБОТА ПО БЛОКУ – СХЕМЕ

1

3.

МЕТОДИЧЕСКИЕ СРАВНЕНИЯ( РАБОТА С УЧЕБНИКОМ)

2

4.

РАБОТА С АТЛАСОМ

1

5.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

2

6.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

МАТЕРИАЛА


2

7.

АКТИВНОСТЬ НА УРОКЕ

1



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
конспект урока по теме "Население Африки"

Автор: Волык Наталья Анатольевна

Дата: 26.12.2014

Номер свидетельства: 148026

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Конспект урока географии "Население Африки" "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-nasielieniie-afriki"
    ["file_id"] => string(6) "140259"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417908551"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока по географии 7 класс на тему "Население Африки" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-po-ghieoghrafii-7-klass-na-tiemu-nasielieniie-afriki"
    ["file_id"] => string(6) "141859"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418200709"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока по географии в 7 классе "Население Африки""
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt_uroka_po_ghieoghrafii_v_7_klassie_nasielieniie_afriki"
    ["file_id"] => string(6) "407012"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1491420137"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "План конспект урока География населения и хозяйство Африки"
    ["seo_title"] => string(62) "plan_konspekt_uroka_geografiia_naseleniia_i_khoziaistvo_afriki"
    ["file_id"] => string(6) "504551"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1553505881"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока Я и Украина по теме Население Украины "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-ia-i-ukraina-po-tiemie-nasielieniie-ukrainy"
    ["file_id"] => string(6) "135111"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416852256"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства