Урок с применением элементов технологии коллективного взаимообучения
Данная методика имеет следующие достоинства: воспитание ответственности каждого за свое обучение; развитие предметной коммуникативности; самостоятельное постижение новой информации, затем в группе; развитие умений в выделении главного, обобщении материала. Воспитывается уважение к собеседнику, умение внимательно слушать и слышать друг друга. Предлагаю разработку урока с применением метода Жигсо при изучении темы: «Древнекаменный век»
Тема: Древнекаменный век
Цель: дать представление о ранней стадии первобытной эпохи на территории Казахстана.
Задачи:
Определить хронологические рамки каменного века, периодизацию эпохи палеолит;
Изучить особенности эпохи раннего, среднего, позднего палеолита.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Дидактический материалы: схема каменного века, иллюстрации, картины, рабочие листы с таблицей.
Планируемые результаты урока
Знать:
Знать периодизацию эпохи палеолит: раннего, эпохи мустье и позднего палеолита;
Знать особенности каждого периода: какие изменения происходили в жизни человека.
Понимать:
Понимать и объяснять основные понятия темы: родовая община, вожди,бифас, ретушь, материнский род,
Понимать, что резкое похолодание привело к тому, что люди научились строить жилища, добывать огонь, шить одежду и т.д.
Уметь:
Находить, сравнивать, анализировать информацию.
Ход урока:
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный момент
А) Эмоциональный настрой
Б) Объединение по группам.
«Собери пазлы».
Приветствие
Проверяет готовность к уроку
- Для установления благоприятной атмосферы начнем с того, что выскажем друг другу пожелания на день. Они должны быть краткими, желательно в одно слово. Адресовать пожелания друг другу мы будем по часовой стрелке начнем с меня.
- Расскажите, что вы чувствовали, когда высказывали пожелание.
- Какие состояния появлялись у вас, когда к вам обращались с пожеланиями на день?
-Какие трудности возникли у вас во время выполнения задания?
Складывает фрагменты картин: «Чоппер» «Рубило», «Скребло». (Приложение 1)
Для того чтобы образовать группы, каждому из вас необходимо подойти ко мне и взять фрагмент картинки, а после найти оставшиеся части картинки. В результате сложить части и получится целое.
Эта работа оценивается по двум критериям:
1 - быстрота объединения в группу и
2 - вежливость и такт при объединении.
Сколько рисунков у вас образовалось?
А это, значит, образовались три группы.
По часовой стрелке говорят пожелания друг другу.
Три рисунка
Определение темы урока
- Как вы думаете, что изображено на картине?
Что вам известно о данной картине?
К какому периоду относятся эти орудия труда?
Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня?
Объявление темы урока: «Древнекаменный век на территории Казахстана»
Каменные орудия труда
Известно, что первые орудия, которые применяли наши предки.
К каменному веку.
О каменном веке
Постановка целей и задач урока
При помощи схемы раскрывает периодизацию каменного века.
-Как мы видим, эпоха палеолит охватывает продолжительный период. Сегодня нам предстоит познакомиться с самым древним периодом в жизни человека – периода палеолита. Узнать, какие у древних людей были орудия труда,Узнать, какой была природа в тот период, познакомиться с достижениями людей в разных периодах
Изучение новой темы:
Метод Жигсо
Выступление спикеров групп
Для того, чтобы получить такую разнообразную информацию, мы разделились на группы.
Шаг 1: Упорядочение сотруднических групп и распределение материала
Внутри каждой сотруднической группы, членам групп распределен материал для изучения и показа друг другу:
- первому члену группы изучить орудия труда раннего, среднего и позднего палеолита;
- второму члену группы изучить природу, какие изменения произошли
- третьему члену группы изучить достижения людей данного периода
- четвертому члену группы изучить стоянки найденные на территории Казахстана
Шаг 2: Обучение в экспертных группах и подготовка презентации
Экспертные группы сформированы парами учеников с определенным материалом (ученик в сотруднической группы А, которому определили изучить орудия труда, встретится с учеником из сотруднической группы В, у которого тоже данное задание).
Шаг 3: Возврат в сотрудническую группу для преподавания и проверок
Внутри каждой группы каждый индивидуально изучает свое задание.
Эксперты читают и изучают свой материал вместе, планируют эффективные пути преподавания своего материала и планируют методы проверок степени понимания членов группы. (Приложение 2)
Ученики возвращаются в свои сотруднические группы. Члены сотруднических групп знакомят со своим материалом друг друга. Задача команды довести до каждого члена группы презентуемый материал.
Продолжают оценивать друг друга (Приложение 3)
Шаг 4: Индивидуальная и групповая ответственность
Определяют спикера группы, который демонстрирует изученный материал
Подведение итога
Итак, мы прослушали работу каждой группы, нам необходимо написать выводы по проделанной работе и оформить в виде таблицы.
Учащиеся заполняют таблицу.
(Приложение 4)
Рефлексия
-Что нового Вы сегодня узнали на уроке?
- С какими трудностями Вы столкнулись при выполнении задания?
-Что бы Вы хотели узнать еще о данном периоде.
Домашнее задание
Пересказ параграфа и ответить на вопросы;
Подготовить дополнительные сведения о стоянках Арыстанды, Бориказган.
На контурную карту нанести стоянки палеолита.
Приложение 1
Фрагменты картин
Приложение 2
Маршрутный лист
Ф.И. наблюдателя:_______________
- Работа в экспертной группе
№
Ф.И. учащегося-рассказчика
Чтение карточки с текстом
+/-
Составление своей опоры
1
2
3
4
Приложение 3
Маршрутный лист
Ф.И. наблюдателя:_______________
2.Работа в сотруднической группе
№
Ф.И. учащегося-рассказчика
Оценка рассказа
(2-5)
1
2
3
4