Конспект урока по окружающему миру в 4 классе
Тема: Основной закон России.
Права человека в обществе.
Цель: довести до сознания ребенка мысли о том, что каждый человек от рождения наделен личными неотъемлемыми правами.
Задачи:
Образовательные:
-обобщить знания учеников о личных правах человека, о правах ребёнка.
Развивающие:
-совершенствовать умения учащихся работать в группах, слушать других и вести диалог с одноклассниками, правильно выражать свою мысль, доказывать свою точку зрения;
-развивать умение анализировать, выделять главное, систематизировать учебный материал, работать с текстом;
-развивать речь, внимание, мышление учащихся.
Воспитательные:
-воспитывать активную гражданскую позицию и ответственность, повышать правовую культуру;
-воспитывать нравственные качества учащихся на примере художественной литературы, жизненных ситуациях;
-корректировать нормы поведения детей в обществе.
Материалы и оборудование: Конституция РФ; раздаточный материал с заданиями, компьютерная презентация.
Форма проведения: Технология коллективного взаимообучения.
Методы:
?Словесные
?Наглядные
?Частично-поисковый
?Проблемные
?Практические
Формы организации деятельности на уроке:
?Фронтальная
?Индивидуальная
?Групповая
ХОД УРОКА
I.Организационный момент.
Ребята, у нас на уроке гости, улыбнитесь им, улыбнитесь друг другу.
На уроке постарайтесь всё понять,
Интересное узнать.
Послушайте стихотворение Н.Поляковой
(Стихотворение читает ученица по слайду 1)
Что значит: Родина моя?
Ты спросишь - я отвечу:
Сначала тропочкой земля
Бежит тебе навстречу.
Потом тебе помашет сад
Душистой веткой каждой,
Потом увидишь стройный ряд
Домов многоэтажных.
Потом пшеничные поля
От края и до края.
Всё это – Родина твоя,
Земля твоя родная.
Чем старше станешь и сильней,
Тем больше пред тобой
Она заманчивых путей
Доверчиво раскроет.
У: - Вы любите свою Родину?
-А за что вы её любите? (ответы детей)
У: - Да, мы здесь родились и выросли, говорим на родном русском языке, любуемся красотой родного края в любое время года. Совсем недавно, вышел в свет, гимн нашей республики и мне бы хотелось, чтобы вы сейчас пропели его стоя.
II. Введение в тему.
У: - Родину называют матерью, потому что она кормит нас своим хлебом, поит нас своими водами, защищает, как мать, от опасности. И народ сложил много пословиц о Родине.
Сегодня будем работать в группах. ( Собери пословицы)
-ЧЕЛОВЕК БЕЗ РОДИНЫ, ЧТО СОЛОВЕЙ БЕЗ ПЕСНИ.
-ОДНА У ЧЕЛОВЕКА МАТЬ, ОДНА У НЕГО И РОДИНА.
У:- Прочитайте пословицы, которые у вас получились.
У: - Как вы понимаете пословицы? (ответы учеников)
(Слайд 2) - В наследство от предков мы все получили прекрасную страну. Вот наша страна – Россия, одно из самых крупных государств мира. Название Россия идёт из глубины веков.
Другое название страны – РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ. Кто скажет, что означает слово ФЕДЕРАЦИЯ в переводе с латинского (союз, объединение) Столица, т.е. главный город России? ( Москва)
Как называют жителей нашей страны? (РОССИЯНЕ). Мы с вами – россияне, ГРАЖДАНЕ России.
Откройте учебники на стр.156 и найдите и прочитайте ответ на вопрос: Сколько народов живёт в России? Перечислите их. Каждый человек, живущий в каком либо государстве, является его гражданином, и государство предоставляет своему гражданину ПРАВА. Как вы понимаете это слово?
(ПРАВА-правила поведения, установленные государством.)
- Права граждан записаны в главном законе - КОНСТИТУЦИИ
- А что такое Конституция нам расскажет …
(Слайды 3,4,5,6)
Чтение учителем вводной статьи к Конституции РФ:
«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
Наша республика также имеет свой Основной закон – Конституцию РТ. И правила, которые в ней установлены, не противоречат тем, которые записаны в Конституции Российской Федерации. 6 ноября 1992 года принята Конституция Республики Татарстан. Конституция провозгласила равенство двух государственных языков: татарского и русского.
(Слайд 7) Знай много языков - прекрасно это!
Но ежели забыт язык родной,
Остался сиротой и канул в лету,
Ты сам без роду и внутри немой.
Язык отцов пускай узнают дети!
Язык Тукая, Кул Гали, Башту
Нам дорог, мы гордимся этим!
Родная речь - приятный самый звук!
III.Актуализация знаний.
Учитель предлагает учащимся обсудить притчу:
В один холодный зимний день стадо дикобразов легло тесной кучей, чтобы, согреваясь взаимной теплотою, не замёрзнуть. Однако вскоре они почувствовали уколы от игл друг друга. Затем, когда потребность согреться вновь заставила их придвинуться, они опять попали в прежнее неприятное положение, так что они метались из одной печальной крайности в другую, пока не легли на умеренном расстоянии друг от друга, при котором они с наибольшим удобством могли переносить холод.
Вопросы. В чём смысл притчи? Чему она учит? Какими должны быть взаимоотношения между людьми?
- На прошлых уроках мы говорили о том, как жить в мире людей. Скажите, пожалуйста, откуда человек узнает, что хорошо, а что плохо? (Существуют правила поведения людей в обществе. Эти правила называются моралью).
- О чем говорится в правилах морали? (Нельзя лгать, грубить, завидовать, надо уважать других людей, помогать слабым)
- Да, таких правил много, но самое главное: Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе. (Это золотое правило нравственности). На слайде открывается правило.
- О каждом поступке можно сказать: хороший он или плохой. Что нам может подсказать в этом случае? (Совесть).
IV. Постановка проблемы: Какие права есть у каждого человека?
- А сейчас я предлагаю послушать диалог Ильи и его мамы.
Илья (возмущенно): Мама, я имею право на личную жизнь или нет? Почему Аня требует, чтобы я говорил, кто мне звонит, куда я иду и с кем?
Мама: Конечно, ты имеешь право на личную жизнь. Из уважения к нам ты можешь нас предупредить, где ты находишься и с кем, чтобы мы не волновались, но ты не обязан обо всем докладывать Ане.
Илья: Тогда скажи об этом Ане, а то она уже мои телефонные разговоры подслушивает.
Мама: А вот это уже совсем плохо. Аня, ты не только нарушаешь правило морали чужие разговоры слушать нехорошо, как и читать чужие письма. Но, подслушивая, ты совершаешь настоящее преступление нарушаешь право человека на свободу и личную неприкосновенность. Тебе понятно слово неприкосновенность?
Аня: Да, это значит, что нельзя трогать чужое. Меня теперь что, в тюрьму посадят?
Мама: Нет, конечно. Но в следующий раз ты должна хорошо подумать, прежде чем нарушать чужие права. Ведь ты же не хочешь, чтобы нарушались твои права?
- Скажите, ребята, Аня нарушила правило морали или совершила более серьезный проступок? (Аня нарушила право человека на свободу).
-Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
Сформулируйте тему урока.
На доске открывается тема Права человека в обществе. (Слайд)
-Чтобы стать полноправным членом общества, нужно знать свои права.
-Сформулируйте цель урока.
(- Сегодня нам предстоит выяснить, какие права имеет человек в современном обществе). Проблема: Какие права есть у каждого человека?
V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
Работа в группах сменного состава
-Сейчас вам предстоит: 1) самостоятельно изучить материал по данным вопросам: прочитать информацию на стр.157-158 в учебнике), понять, составить вопросы по содержанию и приготовиться рассказать этот материал другим; 2)произвести взаимообмен знаниями, проверить уровень усвоения знаний; 3) выбрать выступающего от группы, который сможет достойно ответить на следующие задания.
(Слайд) 1. Что такое Декларация прав человека.1 гр.
2.Какие права имеет каждый человек.2 гр.
Ответы детей.
- Какое из этих прав самое главное и почему? (Право на жизнь, так как дороже жизни ничего нет.)
-Главное право каждого человека право на жизнь, и маленький человек ребенок тоже имеет право жить.
Но так думали не всегда. Было в древности такое государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. И в этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый пусть живет. А если родился слабым, больным сбросить его со скалы! А ведь слабенький ребенок, если будет тренироваться, может вырасти очень сильным, он может стать большим ученым или талантливым художником. Просто больных надо лечить, слабым помогать. Каждая страна должна заботиться о новорожденных, помогать их мамам, строить больницы и поликлиники, где добрые врачи спасут, вылечат маленького, если он заболел.
V. Выражение решения проблемы.
Применение нового знания.
1)Работа в группах
1.Права человека.
-Внимательно прочитайте задание, обсудите, какое право человека нарушается в данном эпизоде. Обоснуйте ответ.
Задание 1(гр.№1): Каждая война это страшное зло, потому что на войне гибнут люди. Никто не может отнять у человека жизнь. Даже попытка убить другого человека карается законом. Какое право человека нарушается? (Право на жизнь)
Задание 2(гр.№3): Никто не может схватить другого человека и держать его взаперти. Никто не имеет права читать чужие письма, подслушивать телефонные разговоры. Человек имеет право смотреть, читать и слушать то, что ему нравится, если это не мешает окружающим. О каком праве человека говорится? (Право на свободу и личную неприкосновенность)
VI.Физкультминутка.
Под песню «Эй, лежебоки!»
- Я не буду нарушать ваше право на отдых, так как разумный отдых способствует сохранению здоровья.
VII. Закрепление изученного.
Следующее задание.
Отгадайте кроссворд. (Слайд)
1.Столица нашей республики.
2.Правило обязательное для всех жителей страны.
3.Как называют жителя нашей страны.
4.Одно из названий России.
5.Название нашей республики.
6. Глава государства.
7. Одно из названий России.
8. Татарстан-это…
9. Главный город страны.
10.Название нашей страны.
11.Куда вписаны права человека в Декларации.
VIII. Итог урока.
- Какие права имеет человек в современном обществе?
- Как называется документ, где записаны права человека?
-Какое же основное право есть у каждого человека, у каждого ребенка?
(Каждый ребенок имеет право на счастливую жизнь!)
-А сейчас я предлагаю вам прочитать стих-е о ваших правах.(Слайд)
Мы на свет родились, чтобы радостно жить,
Чтобы вместе играть, чтобы крепко дружить,
Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы,
Чтоб исполнились в жизни все наши мечты.
9. Домашнее задание: Тестовая работа КИМ, с.156-159 пересказ.
Приложение.
ЧЕЛОВЕК БЕЗ РОДИНЫ, ЧТО СОЛОВЕЙ БЕЗ ПЕСНИ.
ОДНА У ЧЕЛОВЕКА МАТЬ, ОДНА У НЕГО И РОДИНА.
Задание 1(гр.№1): Каждая война это страшное зло, потому что на войне гибнут люди. Никто не может отнять у человека жизнь. Даже попытка убить другого человека карается законом. Какое право человека нарушается?
Задание 2(гр.№3): Никто не может схватить другого человека и держать его взаперти. Никто не имеет права читать чужие письма, подслушивать телефонные разговоры. Человек имеет право смотреть, читать и слушать то, что ему нравится, если это не мешает окружающим. О каком праве человека говорится?