kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок размышления "Начало Великой Отечественной войны"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

Формирование  у учащихся целостного представления о Великой     Отечественной войне.

Задачи урока:

Образовательная: Познакомить учащихся с трагическими событиями в начале войны. Подвести учащихся к пониманию причин поражений Красной Армии в начале Великой Отечественной войны. Познакомить с Московской битвой, обороной Ленинграда, подвигом советских солдат.

Воспитательная: Воспитание чувства патриотизма и преданности своей Родине.

Развивающая: Развитие интереса к настоящему и будущему своей страны, формирование исторической памяти. Развивать интерес к предмету. Продолжить формирование умений работать с картой, с историческими документами, анализировать их, делать выводы. Развивать умения работать с дополнительным материалом.

Тип урока: усвоение и закрепление новых знаний и умений, навыков

Методы обучения: комбинированный

Методы контроля: устный, фронтальный

Оборудование урока: мультимедийная презентация, карта «Великая Отечественная война», пакет документов, учебный материал.

 

План урока:

I.   Организационный момент.

II.  Проверка домашнего задания:

III. Первичное закрепление материала

IV. Итог урока

V. Рефлексия

VI. Домашнее задание

                                                  

Просмотр содержимого документа
«Урок размышления "Начало Великой Отечественной войны" »

Тема: Начало Великой Отечественной войны.

Цель:

Формирование у учащихся целостного представления о Великой Отечественной войне.

Задачи урока:

Образовательная: Познакомить учащихся с трагическими событиями в начале войны. Подвести учащихся к пониманию причин поражений Красной Армии в начале Великой Отечественной войны. Познакомить с Московской битвой, обороной Ленинграда, подвигом советских солдат.

Воспитательная: Воспитание чувства патриотизма и преданности своей Родине.

Развивающая: Развитие интереса к настоящему и будущему своей страны, формирование исторической памяти. Развивать интерес к предмету. Продолжить формирование умений работать с картой, с историческими документами, анализировать их, делать выводы. Развивать умения работать с дополнительным материалом.

Тип урока: усвоение и закрепление новых знаний и умений, навыков

Методы обучения: комбинированный

Методы контроля: устный, фронтальный

Оборудование урока: мультимедийная презентация, карта «Великая Отечественная война», пакет документов, учебный материал.


План урока:

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания:

III. Первичное закрепление материала

IV. Итог урока

V. Рефлексия

VI. Домашнее задание

Ход урока:

II. Проверка домашнего задания:

У вас на столах лежат тесты №1, вам дается 5 минут, чтобы ответить на них.

III. Новая тема

Опережающее задание:

Класс делится на четыре группы и получают опережающее домашнее задание.

  1. Группа « Историки»- работая с документами должны ответить на вопросы. Был ли Советский Союз готов к войне? Было ли нападение Германии внезапным?

  2. Группа «Литераторы»- обращаясь к литературе найти стихотворения о Великой Отечественной войне, Московской битве и блокаде Ленинграда.

  3. Группа «Поиск»- поработать в музее и познакомиться с биографиями ветеранов Великой Отечественной войны нашего села, и рассказать в каких, битвах они участвовали.

  4. Группа «Статисты» - узнать потери советской стороны в ходе ВОв.

1. 18 декабря 1940 года Гитлер подписал план «Барбаросса»- план

«молниеносной войны» закончить в течении 8-10 недель, до начала зимы. Такая уверенность гитлеровского командования объяснялась предшествовавшими успехами в Западной Европе. Фашистская Германия оккупировала Норвегию за 63 дня, Францию - за 44дня, Польшу- за 35 дней, Бельгию- за 19 дней, Голландию- за 5 дней. Данию - за 1 день.

У германского руководства не вызывало сомнений, что создания этого плана должно привести к полному поражению Советского Союза и созданию условий для вторжения немецких войск на Британские острова, захвата английских колоний на Ближнем и Среднем Востоке. Ещё до развязывания войны в Европе Германия обладала высокоразвитой промышленностью. А подчинив экономику захваченных стран значительно увеличила свой военно-экономический потенциал. Были накоплены большие запасы нефти, цинка, свинца. Резко увеличилось производство вооружений, боевой техники. Немецкие дивизии. полностью укомплектованные и оснащенные современным вооружением. Германский солдат был дисциплинирован, упорен в выполнении поставленных боевых задач. Немцам постоянно внушалась мысль. Что они «высшая раса», которой «сам бог повелел господствовать» над другими народами.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось.

Итак, 22 июня 1941 г. в 4.00 утра в соответствии с разработанным еще в декабре 1940 г. планом “Барбаросса”, Гитлер вероломно напал на Советский Союз. В полдень с обращением к народу выступил нарком иностранных дел Молотов. Свое обращение он закончил словами: “Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами”.

Запись голоса

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПО РАДИО ЗАМЕСТИТЕЛЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СОЮЗА ССР И НАРОДНОГО КОМИССАРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ТОВ. В. М. МОЛОТОВА 22 июня 1941 года
Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города — Житомир, Киев, Севастополь Каунас и некоторые другие…
1 куплета песни «Священная война» (Слайд 5.)

2. Началась Великая Отечественная война. Был подписан указ о мобилизации военнообязанных в армию. Поступали заявления от добровольцев. Из Казахстана ушли на фронт-1 миллион 200 тысяч человек – каждый пятый казахстанец. В войне против Советского Союза участвовали 190 дивизий, в том числе 153 немецких дивизии, что составляло 80% Вооруженных сил Германии. В этой войне на стороне Германии участвовали войска Румынии, Венгрии, Финляндии, Италии, Словакии, и Хорватии. Так немцы имели значительное превосходство в живой силе в 3,7 раза, артиллерии -2,8 раза, танках – в 1,5 раза.

И, чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины, народ вступил в смертельный бой с коварным, жестоким, беспощадным врагом. Уходили на войну наши деды и прадеды, мальчишки и девчонки, отцы и матери. Враг встретил мощное сопротивление бойцов Красной Армии и населения страны. Враг столкнулся с невиданной силой духа советских людей.

(Слайд .) 23 июня 1941 г. были созданы фронты: Северный, Северо-западный, Западный, Юго-западный, Южный. Для управления фронтами была создана Ставка Верховного главнокомандования. В неё вошли: Молотов, Буденный, Ворошилов, Жуков, Тимошенко, Шапошников. Верховным главнокомандующим с 8 августа 1941 г. был назначен

И. В.Сталин, он же возглавил и ГКО - государственный комитет обороны, созданный 30 июня. В этот же день был принят план, который предусматривал перевод всей промышленности на выпуск военной продукции. Вероломное нападение застало врасплох большинство дивизий приграничных округов. Оборонительные рубежи вблизи границ не были заняты войсками, артиллерия находилась на окружных полигонах вдали от границ , авиация не была рассредоточена по полевым аэродромам. Только пограничники были в полной боевой готовности.

(Слайд .) План “Барбаросса” предусматривал главные удары по трем направлениям: на Москву, Ленинград и Киев.

1. Север – Ленинград

2. Центр – Москва Операция Тайфун

(Операция «Тайфун»- в переводе с кит. – «большой ветер»)

3. Юг – Киев

Для осуществления наступления, соответственно на каждом направлении действовали три группы немецких войск: “Север”, “Центр” и “Юг”. 

Вопрос к «историкам»: На основании изученных документов можно ли говорить о внезапности нападения?

Пользуясь внезапностью и неготовность советских войск к отражению первого удара, немецкая авиация в первый же день войны уничтожила больше 1200 военных самолетов и захватила господство в небе. Танковые дивизии стремительно продвигались вглубь страны. (Слайд.) Итог внезапного удара был страшен: уже к 10 июля немецкие войска продвинулись на Московском направлении на 600 км, на Ленинградском - на 500 км, Киевском на 350 км. Они захватили Прибалтику Белоруссию, Молдавию, значительную часть Украины.

Вопрос к «статистам»: Какие были потери советских войск?

(Слайд)

В ходе Великой Отечественной войны наша армия провела шесть гигантских битв и около 40 крупных наступательных операций. (Слайды)

Битва под Москвой

(30.09.1941г – 20.04.1942г)

Битва за Ленинград (Санкт-Петербург)

(10.07.1941г – 27.01.1944г.)

Сталинградская битва (г. Волгоград)

( 17.07.1942 – 2.02. 1943г)

Битва за Кавказ

(25.07.1942г – 9.10.1943г)

Курская битва

( 5.07.1943 - 23.08.1943 г)

Битва за Днепр

( август – декабрь 1943)

Мы познакомимся с двумя большими битвами - Битва под Москвой, блокада Ленинграда .

3. Решающий успех в войне с Советским Союзом Гитлер связывал с захватом Москвы. Он рассчитывал это сделать уже в первые недели своего наступления. Когда же гитлеровский план потерпел крах, немецкое командование подготовило военную операцию под кодовым названием «Тайфун».

Немцы лелеяли мечту о том, что войска германского вермахта, подробно ураганному ветру страшной силы, ворвутся в Москву и сметут ее с лица земли.

Операция «Тайфун» началась 30 сентября 1941 года – это было и началом Московской оборонительной операции. Армию “Центр” возглавил генерал Гудериан в направлении Орел-Тула-Москва. Обороной Москвы командовал Г.К.Жуков

Видеоматериал о Московской битве.

Итак, значение Московской битвы поистине было огромным.

Разгром немецких войск под нашей столицей ознаменовал окончание долгого периода неуверенности и растерянности в порабощенных нацистами странах. По обе стороны Атлантического океана поняли, что битва за Москву спасла свободный мир. Народы всех континентов обрели веру в то, что есть сила, способная избавить человечество от угрозы фашизма, и осознали, что сила эта исходит от Москвы. Высокий моральный дух войск, их воля к Победе и массовый героизм были той могучей силой, которая возмещала нехватку вооружения, боеприпасов и прочего. Был развеян миф о непобедимости Германии.

203 дня длилась Московская битва. Обороной Москвы командовал Г.К.Жуков. Но именно 5 декабря – День начала контрнаступления Советских войск против самой сильной армии тех лет стал одним из дней ратной славы, в которых российские войска снискали почет и уважение современников, и благодарную память потомков.

Группа «Статист» на основании изученных документов приведут цифры потери под Москвой.

Казахстанцы показали себя отважными защитниками своей Родины. Своим мужеством и упорством они приближали День Победы.

В боях под Москвой прославилась 316-ая гвардейская дивизия под командованием генерала Панфилова. Политрук В.Г.Клочков произнес слова «Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва!»

28 панфиловцев пали смертью храбрых в неравной схватке с врагом, защищая подступы к Москве.(Слайд)

Подвиги бесстрашных сынов Казахстана на фронтах Великой Отечественной войны стали национальной гордостью казахского народа.

Навсегда останется в памяти бойцов подвиг Тулегена Тохтарова, который ворвался в штаб немецкой части и уничтожил 5 немецких офицеров. Ему посмертно звание Героя Советского Союза.

Батальоном командовал Бауржан Момыш-улы, который вел ожесточенные бои с превосходящими в 4 раза силами противника. В течение месяца, ведя беспрерывные бои на подступах к Москве, сдерживали продвижение немецкой армии.

Группа автоматчиков под командованием политрука роты Малика Габдуллина, подбив вражеские танки, вывел свои подразделения из окружения.


Группа «Литераторов» прочитает стихи о Московской битве.

Группа «Поиск» рассказывают о наших ветеранах села Петровка воевавших в битве под Москвой.

4. На Ленинградском направлении крупные танковые соединения прорвались к началу сентября к Ладожскому озеру, отрезав Ленинград с суши. Началась блокада Ленинграда, которая продолжалась 900 дней . Главнокомандующим Ленинградским фронтом был назначен Жуков, который смог не только остановить противника, но и отбросить немцев от ближайших окраин города. (Слайд)

Видеоматериал о блокаде Ленинграда.

Битва за Ленинград

Героическая оборона Ленинграда-города, который 900 дней находился в кольце вражеской блокады. Они жили под постоянными бомбежками и артобстрелами, мерзли, умирали от голода. Не было ни одной ленинградской семьи, которая не потеряла бы своих близких. Вместе с взрослыми защищали город и подростки. На защиту Ленинграда поднялись все его жители. Ленинград оказался полностью блокированным с суши. В условиях блокады самым оказалось снабжение населения и войск продовольствием и водой. Постоянно сокращались нормы выдачи продуктов. Получали рабочие в день-250 гр. хлеба, а остальные жители по 125 гр. Острый голод давал о себе знать все сильнее, умирали молодые и старые, мужчины, женщины, дети. У людей слабели руки и немело тело, оцепенение постепенно приближалось к сердцу, и наступал конец. Смерть настигала людей везде. На улице человек падал и больше не поднимался. В квартире - ложился спать и засыпал навеки. Дети ждали хлеба. А где его взять? Матери отдавали все, что могли, что имели, только бы обменять свои вещи на хлебные карточки. Родители, лишая себя куска хлеба, поддерживали слабые детские силенки. Не было топлива и электроэнергии. Ленинградцы жили в не отапливаемых комнатах с заделанными картоном окнами, потому что стекла были выбиты взрывной волной.

Группа «Статист» на основании изученных документов приведут потери в блокаде Ленинграда.

По Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя в Ленинград продукты, а из города на Большую землю вывозили детей, раненных, крайне истощенных людей. Враг надеялся, что голодающие, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и, в конце концов, сдадут его. Но фашисты просчитались. Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. (Слайд и видеоматериал)

Группа «Литераторов» Скажите, кто написал стихотворение о блокаде Ленинграда?

В тяжелые сентябрьские дни 1941 года казахский народный поэт Жамбыл Жабаев обратился к ленинградцам со стихотворением «Ленинградцы, дети мои», в которой выразил мысли, чувства и переживания всех трудящихся нашей многонациональной страны.

Назовите, 2 девушки-казашки удостоены звания Героя Советского Союза?

Учитель: Есть и войны казахстанцы которые защищали этот город.

С Ленинградом была связана жизнь Героя Советского Союза Алии Молдагуловой. Алия Молдагулова родилась в селе Талдысай Кобдинского района Актюбинской области. Когда началась, война Алие исполнилось 15 лет.Маленькая, хрупкая, казавшаяся совсем подростком, Алия окончила школу снайперов, и воевала в стрелковой дивизии на подступах к Ленинграду.

15 января 1944 года Алия Молдагулова геройски погибла в рукопашной схватке во время ожесточённого боя.

Да, героинь казахские края

Послать на подвиг в трудный час умели.

Была на фронте снайпер Алия,

Без промаха стрелявшая по цели.

Чёрный локон, ватник нараспашку

Полоса армейского ремня.

Худенькая девушка казашка

Из истории всё смотрит на меня…

Никто не сможет подытожить точно,

Как неоплатно мы тебе должны.

Спасибо Алия, спасибо дочка,

От всех от нас, живущих без войны.

Султан Баймагамбетов, который во время обороны Ленинграда закрыл грудью вражеский дзот, чтобы спасти своих товарищей.

Гитлеровцы, окружив город в кольцо, не стали тратить силы на его взятие военным путем. Немецкие специалисты по питанию во главе с профессором Цигельмайером разработали целую теорию измора ленинградцем голодом. По их предположению город вымер бы за пять месяцев, но блокада длилась 900 дней, и Ленинград выстоял. И вот уже после войны, когда Цигельмайер встретился с нашим профессором в области питания Алексеем Дмитриевичем Беззубовым, он задал ему один единственный вопрос: « Объясните, как это можно понять? Ведь феномен ленинградцев не поддается никаким теоретическим обоснованиям. Как можно было выжить в таких условиях?» На это Беззубов ответил, что фашистскими захватчиками не был учтен один важнейший фактор – великая духовность советского народа, преданность Родине и вера в победу. И на самом деле наш народ не только сражался в эти тяжелые годы, но и создавал песни, стихи, ставил театральные постановки, писал литературные произведения, которые помогали переносить все трудности и тяготы войны, выстоять и победить!

- Почему немцам не удалось захватить Ленинград? Группа «историков»?

- Какая была готовность у советского союза к Великой Отечественной войне?

Документ 10. Из приказа Ставки Верховного Главнокомандования № 270 от 16 августа 1941 г.

... Приказываю

  1. Командиров и политработников во время боя срывающих с себя знаки различия и дезертирующих в тыл или сдающихся в плен врагу, считать злостными дезертирами, семьи которых подлежат аресту как семьи нарушивших присягу и предавших свою Родину дезертиров.

  2. Обязать всех вышестоящих командиров и комиссаров расстреливать на месте подобных дезертиров из начсостава.

  3. Попавшим в окружение врага частям и подразделениям самоотверженно сражаться до последней возможности, беречь материальную часть как зеницу ока, пробиваться к своим по тылам, вражеских войск, нанося поражение фашистским собакам. Обязать каждого военнослужащего, независимо от его служебного положения, потребовать от вышестоящего начальника, если часть его находится в окружении, драться до последнее возможности, чтобы пробиться к своим, и если такой начальник или часть красноармейцев вместо организации отпора врагу предпочтут сдаться ему в плен – уничтожать их всеми средствами, как наземными, так и воздушными, а семьи сдавшихся в плен красноармейцев лишать государственного пособия и помощи…

-С какой целью был подписан этот приказ?

4.Итог военных лет.

Учитель: 27 миллионов сыновей и дочерей потеряла наша Родина в годы Великой Отечественной войны. На фронтах войны из Казахстана в общей сложности погибло 601939 человек. Каждый 8-й житель нашей страны не вернулся с войны. Вдумайтесь в эти цифры. Такой ценой завоёвано всему человечеству право на жизнь, радость и труд. И сегодня в преддверии праздника Дня Независимости нашего государства , мы должны помнить какой ценой досталась нам победа.

Поклонимся великим тем годам,

Тем славным командирам и бойцам,

И маршалам страны, и рядовым,

Поклонимся и мертвым и, живым.

Всем тем, которых забывать нельзя,

Поклонимся, поклонимся, друзья.

Всем миром, всем народом,

Всей землей

Поклонимся за тот великий бой.

(М. Львов)

Конечно, всем нам хочется жить в мире, совершенно свободном от всяких войн и всяческого насилия. Об этой благословенной мечте, общей едва ли не для всего человечества, можно много размышлять. Хочется выразить им огромные слова благодарности за это, за ту великую любовь, без которой невозможно жертвовать жизнью ради других людей, без которой невозможно быть солдатом, воином, гражданином, да и просто человеком, преданным и любящим свою Родину.

III этап: закрепление-рефлексия. В конце урока вы должны назвать причины поражения Красной Армии летом 1941года (Работая по опорным картам). Причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны: 1. 2. 3. Соотнесите события и даты. 30.06.1941г начало Великой Отечественной войны 22.06.1941г создание ГКО

10.07.41г – 27.01.1944г. битва под Москвой

30.09-20.04.1942г. блокада Ленинграда Соотнесите имена и факты С. Баймагамбетов закрыл грудью вражеский дзот В.М.Молотов выступил по радио с обращением к народу Т.Тохтаров уничтожил 5 немецких офицеров И.Панфилов. 316-ая гвардейская дивизия И. В.Сталин Государственный комитет обороны Г.К. Жуков Укрепление обороны Ленинграда Викторина

1.Кто из наших односельчан воевал, в каких крупных битвах»?

2. Какое значение имел приказ № 270 от16 августа 1941 г.?

3.Значение Московской битвы?

4. Начало Великой отечественной войны?

5. Сколько дней шла ВОВ? (1418)

6. Что завершилось раньше – ВОВ или Вторая мировая? (ВОВ)

7.Назовите песню, посвященную русской девушке. Её имя дали советские бойцы знаменитой ракетной установки. (Катюша)

8.Эта песня стала главной песней ВОВ, гимном советского народа в борьбе против фашистских захватчиков. («Священная война»)

9. Назовите начало II Мировой войны (1 сентября 1939г., нападение на

Польшу фашистской Германии).

10.В чём отличие слов “Мировая война и Отечественная война”. (В Мировой войне участвует несколько государств. В Отечественной войне– один народ защищает свою родину от врага.)

11.Это был первый советский город, который, даже окружив, не смогли захватить гитлеровские войска. Какой это город? (Ленинград).

12.Этот «большой ветер», по замыслу немецкого командования, должен был привести к захвату крупнейшего города в СССР в 1941 году. Что это за «ветер»? (Операция «Тайфун»- в переводе с китайского – «большой ветер». Битва за Москву).

13.После этой битвы был развеян миф о непобедимости германской армии. Какое это сражение? (Московская битва).

14.Они стояли на смерть на подступах к столице – наши герои земляки. Назовите их имена (Панфилов, Клочков В.Г, Талалихин, а также воины из Багаевки )

15. 27 января 1944 года была окончательно ликвидирована блокада одного из крупнейших советских городов. А сколько она длилась? (блокада Ленинграда длилась 900 дней).

16. Что завершилось раньше – ВОВ или Вторая мировая? (ВОВ)

Кому из женщин первой было присвоено звание Герой Советского Союза в годы Великой Отечественной войны?

17.Сколько человек было в экипаже машины боевой? («Три танкиста, три веселых друга…»)

18.Какой праздник «с сединою на висках»? (День Победы)

Рефлексия:

Продолжите фразу.

Мы молодое поколение…….


  1. Домашнее задание

VI. Итог урока


8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок размышления "Начало Великой Отечественной войны"

Автор: Весельская Елена Иосифовна

Дата: 09.10.2014

Номер свидетельства: 117707

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Тема урока: " Красота и правда песен о Великой Отечественной войне""
    ["seo_title"] => string(72) "tiema-uroka-krasota-i-pravda-piesien-o-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
    ["file_id"] => string(6) "294528"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455650766"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(30) "Философия войны "
    ["seo_title"] => string(16) "filosofiia-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "230745"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1442248885"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Урок знаний "На цябе, наша моладзь надзея!" "
    ["seo_title"] => string(44) "urok-znanii-na-tsiabie-nasha-moladz-nadzieia"
    ["file_id"] => string(6) "228102"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1441111727"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Отечественная героико-трагическая  опера « Иван Сусанин» М.И. Глинка (разработка урока по ФГОС)"
    ["seo_title"] => string(88) "otiechiestviennaiaghieroikotraghichieskaiaopieraivansusaninmiglinkarazrabotkaurokapofgos"
    ["file_id"] => string(6) "278339"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453055703"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Урок внеклассного чтения по произведениям забайкальского писателя Бориса Макарова "Зерна надежды" "
    ["seo_title"] => string(109) "urok-vnieklassnogho-chtieniia-po-proizviedieniiam-zabaikal-skogho-pisatielia-borisa-makarova-zierna-nadiezhdy"
    ["file_id"] => string(6) "231314"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442468681"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства