Отечественная героико-трагическая опера « Иван Сусанин» М.И. Глинка (разработка урока по ФГОС)
Отечественная героико-трагическая опера « Иван Сусанин» М.И. Глинка (разработка урока по ФГОС)
Разработка урока по музыке 4 класс
Отечественная героико-трагическая
опера « Иван Сусанин» М.И. Глинка.
Тема - Опера композитора Михаила Ивановича Глинки «Иван Сусанин», из раздела « В музыкальном театре».
Отечественная героико-трагическая опера состоит из четырёх действий и эпилога. В ней раскрывается судьба человека – Ивана Сусанина. Гражданина, преданного своей Родине, отца, который любит семью. Либретто к опере написал барон Георгий (Егор) Федорович Розен
В системе уроков - это 10 урок. Он разработан с учетом требований ФГОС.
Значимость и актуальность этого урока заключается в том, что он, направлен на достижение личностных результатов: формирование уважения к русской культуре и к культуре польского народа; осознание национальной принадлежности; развитие чувств сопереживания чувствам других людей, эмоционально-нравственной отзывчивости и доброжелательности.
На достижение предметных результатов обучения:
знать терминологию в музыкальном искусстве: музыкальная драматургия, контраст, опера, ария, речитатив; формирование основ музыкальной культуры; осознанно и эмоционально относиться к классической музыке;
развитие интереса к музыкальной деятельности и художественного вкуса;
уметь исполнять произведения хором и воплощать музыкальные образы.
На достижение метапредметных результатов обучения:
овладеть навыками принимать, и сохранять задачи и цели учебной деятельности; приобретение навыков сотрудничества со сверстниками и учителем, излагать логично и последовательно свои мысли, проявлять желание узнавать больше; формирование навыков самооценки своих музыкально-творческих способностей; умений размышлять и отвечать на вопросы;
Технологии: ИКТ, проблемного обучения и др.
Тип урока Урок открытия новых знаний.
Цели урока Вторичное знакомство с оперой М.И. Глинки « Иван Сусанин»
Универсальные учебные действия:
Познавательные УУД: в процессе размышления, овладение навыками выразительного речевого высказывания, музыцирование и восприятие музыки; овладение логическими действиями анализа и сравнения; умение работать с разворотом учебника.
Коммуникативные УУД: не создавать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций. Овладевать навыками работы в совместной деятельности;
Регулятивные УУД: овладение навыками принимать и сохранять задачи и цели учебной деятельности, научиться осмыслять и оценивать результаты своей деятельности.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые универсальные учебные действия
1.Организационный момент.
Задачи: Организация и включение учащихся в учебную деятельность
Приветствие учащихся.
Дети: динь-дон,
динь-дон прозвенел звонок динь - дон, динь-дон начался урок.
Учитель: здравствуйте, ребята.
Дети: добрый день.
Входят в класс под музыку «Полонез» Ф. Шопена. Приветствуют учителя
( К) Решение учебных задач в процессе сотрудничества с одноклассника и с учителем.
(Л) Самоопределение
2. Актуализация знаний
Демонстрация слайдов с изображением русских полководцев: А. Суворова,
Г.Кутузова, И.Сусанина, А.Невского.
Как вы думаете, кто эти люди? Что их объединяет? Какими они обладают качествами?
Учащиеся узнают знакомые образы героев Отечества, защищающие Родину в разное историческое время.
Качества- храбрость, сила, отвага, смелость.
Объединяет – преданность и любовь к Родине и своему народу.
(К) Передача собственных впечатлений о войнах- героев, высказывание своей точки зрения.
(П) Применение полученных знаний о исторических событиях.
(Р) Умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли.
Выделите человека из этой группы, который отличается от остальных
Среди полководцев не военный человек, это крестьянин Иван Сусанин. Он совершил подвиг, защищая свой народ и Родину.
Из каких источников вы о нём узнали?
Предлагаю вам вновь посетить музыкальный театр.
На уроке музыке знакомились с оперой « Иван Сусанин» русского композитора М.И,Глинки.
(П) Умение принимать задачи и цели учебной деятельности.
Что вы хотели бы сегодня узнать об этой опере? Каково ваше предложение по теме урока?
Продолжить изучение оперы., ещё послушать музыкальные фрагменты. Тема урока – опера « Иван Сусанин»
Предлагаю совместно составить план урока.
Назовите виды деятельности.
Определяют виды деятельности: повторение пройденного материала, получение новых знаний; Слушание музыки, сопоставление размышление. Хоровое исполнение песни.
3.Введение в тему и проблемы урока.
Задачи: Организация коммуникатив
ных взаимодействие обучающихся.
Предлагается работа с учебником(Стр97). Прочитайте выделенные слова чёрным шрифтом.
«Контраст». «Музыкальная драматургия».
Что они означают?
Нам не знакомы эти слова, мы их ещё не изучали.
(П) Постановка проблемы и её формулировка.
(К) Умение аргументировать и высказывать своё мнение.
4 Поиск решения. Открытие новых знаний.
Повторение пройденного материала: предлагается вспомнить содержание второго действия, и какие слушали музыкальные фрагменты. Слушание музыки.
2 действие переносит нас в старинный замок польского короля. Исполнялись танцы
Полонез», «Мазурка».
(К) Умение аргументировать собственную точку зрения, принимать мнение собеседника
(П) Поиск ответов на проблемные вопросы.
Музыкальная пауза
Дыхательная гимнастика:
«Ладошки», «Насос», Дикционные упражнения.
Один ученик проводит дыхательную гимнастику. Учащиеся исполняют дикционное упражнение:
Бра-Бра-Бра, Бра-Бра-Бра, Лето- тёплая пора; бри-бри-бри, бри-бри, Никогда другим не ври. Бро-бро-бро, Бро-бро-бро, Не жалей другим добро.
(Л) Продуктивное сотрудничество, общение взаимодействие со сверстниками, реализация творческих способностей.
(К) Согласование и координация деятельности со сверстниками.
Стр.96 Учебник. «За Русь мы всей стеной стоим…» (3 действие) село Домнино. «Велик и свят наш край родной»- разучивание фрагмента из оперы.
На какие песни похож этот фрагмент?
Исполнение фрагмента из оперы. «Велик и свят наш край родной»
Напев похож на русские народные песни.
(Л) развитие эмоциональной отзывчивости, Развитие эмоционального восприятия произведений искусства. Определение основного настроения и характер
Предметные: исполнении вокально-хоровых произведений, умение воплощать музыкальные образы.
• М/П владение логическими действиями обобщения;
• сравнения; умение отвечать на вопросы,
• размышлять.
5.Первичное закрепление.
Русский писатель Н.В.Гоголь сказал: «.Слышишь, где говорит русский и где поляк: у одного дышит раздольный мотив русской песни, у дру¬гого — опрометчивый мотив польской мазурки».
1.Музыкальные фрагменты из 4 действия
2.Как вы понимаете эти слова?
3.Русская и польская музыка
4.Русский и польский народ
5.Понятие термина
« контраст»
Слушают музыкальные фрагменты и смотрят видеофрагменты.
Делают сравнительную характеристику образов польского и русского народа, русской и польской музыки.
Делают вывод «что такое контраст» (противоположность)
(П) Из музыкального произведения добывают необходимую информацию.
(К) Воспринимают информацию, понятно, точно, корректно излагают свои мысли;
(Л) эмоционально откликаются на выразительные особенности музыки, Выявляют различные по смыслу музыкальные интонации. формирование уважительного отношения к национальной принадлежности, русской культуре, и к культуре других народов;
6.Заключительный этап урока
Какое действие оперы, было самым волнительным?
Как изменились бы события, если бы Иван Сусанин вывел
врагов из леса?
Какие чувства у вас вызывает образ Ивана Сусанина?
Чем заканчивается опера?
Повторялся ли подвиг Ивана Сусанина?
Слушание Музыкальных фрагментов из 4 действия «Сцена в лесу». Речитатив и арию Ивана Сусанина
1. Просмотр Видеофрагмента
2. Проанализировать последовательность событий в опере, взаимосвязь разных героев и их взаимоотношения, связанные между собой
3.Чувства гордости, сожаления. уважения.
4 Опера заканчивается хором « Славься», ликованием народа, празднованием торжества победы над врагом.
5. Неоднократно подвиг Ивана Сусанина повторялся в годы Великой Отечественной войны
(П) понимать основные термины и понятия из области музыкального искусства,
(М/П) формировании умения осмысливать полученную информацию, размышлять, отвечая на вопросы.
(Л)Развитие чувств доброжелателности, отзывчивости. эмоционально откликаться и выражать своё отношение к образам оперы
7.Исполнительская деятельность
Предложить повторить знакомую песню и выучить новую.
Учащиеся называют песни о ВОВ и исполняют знакомые песни: « Катюша» музыка — Блантер, Матвей Исакович, слова — Михаила Исаковского.
« Три танкиста» муз братьев Покрасс на слова Бориса Ласкина
Разучивают новую песню «Прадедушка» Муз. Александра Ермолова сл. Михаила Загота
(Л) формирование осознанного и и уважительного отношения к русской культуре
(П) формирование интереса к музыкальным занятиям и, позитивного отклика на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в музыкально-творческой деятельности.
(Р) Формирование элементарного слушательского опыта, приобретение навыков
хорового пения.
8.Повторение материала изученного на урок
Что нового мы узнали на уроке?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Отечественная героико-трагическая опера « Иван Сусанин» М.И. Глинка (разработка урока по ФГОС)»
Разработка урока по музыке 4 класс
Отечественная героико-трагическая
опера « Иван Сусанин» М.И. Глинка.
Тема - Опера композитора Михаила Ивановича Глинки «Иван Сусанин», из раздела « В музыкальном театре».
Отечественная героико-трагическая опера состоит из четырёх действий и эпилога. В ней раскрывается судьба человека – Ивана Сусанина. Гражданина, преданного своей Родине, отца, который любит семью. Либретто к опере написал барон Георгий (Егор) Федорович Розен
В системе уроков - это 10 урок. Он разработан с учетом требований ФГОС.
Значимость и актуальность этого урока заключается в том, что он, направлен на достижение личностных результатов: формирование уважения к русской культуре и к культуре польского народа; осознание национальной принадлежности; развитие чувств сопереживания чувствам других людей, эмоционально-нравственной отзывчивости и доброжелательности.
На достижение предметных результатов обучения:
знать терминологию в музыкальном искусстве: музыкальная драматургия, контраст, опера, ария, речитатив; формирование основ музыкальной культуры; осознанно и эмоционально относиться к классической музыке;
развитие интереса к музыкальной деятельности и художественного вкуса;
уметь исполнять произведения хором и воплощать музыкальные образы.
На достижение метапредметных результатов обучения:
овладеть навыками принимать, и сохранять задачи и цели учебной деятельности; приобретение навыков сотрудничества со сверстниками и учителем, излагать логично и последовательно свои мысли, проявлять желание узнавать больше; формирование навыков самооценки своих музыкально-творческих способностей; умений размышлять и отвечать на вопросы;
Технологии: ИКТ , проблемного обучения и др.
Тип урока Урок открытия новых знаний.
Цели урока Вторичное знакомство с оперой М.И. Глинки « Иван Сусанин»
Универсальные учебные действия:
Познавательные УУД: в процессе размышления, овладение навыками выразительного речевого высказывания, музыцирование и восприятие музыки; овладение логическими действиями анализа и сравнения; умение работать с разворотом учебника.
Коммуникативные УУД: не создавать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций. Овладевать навыками работы в совместной деятельности;
Регулятивные УУД: овладение навыками принимать и сохранять задачи и цели учебной деятельности, научиться осмыслять и оценивать результаты своей деятельности.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые универсальные учебные действия
1.Организационный момент.
Задачи: Организация и включение учащихся в учебную деятельность
Приветствие учащихся.
Дети: динь-дон,
динь-дон прозвенел звонок динь - дон, динь-дон начался урок.
Учитель: здравствуйте, ребята.
Дети: добрый день.
Входят в класс под музыку «Полонез» Ф. Шопена. Приветствуют учителя
( К) Решение учебных задач в процессе сотрудничества с одноклассника и с учителем.
(Л) Самоопределение
2. Актуализация знаний
Демонстрация слайдов с изображением русских полководцев: А. Суворова,
Г.Кутузова, И.Сусанина, А.Невского.
Как вы думаете, кто эти люди? Что их объединяет? Какими они обладают качествами?
Учащиеся узнают знакомые образы героев Отечества, защищающие Родину в разное историческое время.
Качества- храбрость, сила, отвага, смелость.
Объединяет – преданность и любовь к Родине и своему народу.
(К) Передача собственных впечатлений о войнах- героев, высказывание своей точки зрения.
(П) Применение полученных знаний о исторических событиях.
(Р) Умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли.
Выделите человека из этой группы, который отличается от остальных
Среди полководцев не военный человек, это крестьянин Иван Сусанин. Он совершил подвиг, защищая свой народ и Родину.
Из каких источников вы о нём узнали?
Предлагаю вам вновь посетить музыкальный театр.
На уроке музыке знакомились с оперой « Иван Сусанин» русского композитора М.И,Глинки.
(П) Умение принимать задачи и цели учебной деятельности.
Что вы хотели бы сегодня узнать об этой опере? Каково ваше предложение по теме урока?
Продолжить изучение оперы., ещё послушать музыкальные фрагменты. Тема урока – опера « Иван Сусанин»
Предлагаю совместно составить план урока.
Назовите виды деятельности.
Определяют виды деятельности: повторение пройденного материала, получение новых знаний; Слушание музыки, сопоставление размышление. Хоровое исполнение песни.
3.Введение в тему и проблемы урока.
Задачи: Организация коммуникатив
ных взаимодействие обучающихся.
Предлагается работа с учебником(Стр97). Прочитайте выделенные слова чёрным шрифтом.
«Контраст». «Музыкальная драматургия».
Что они означают?
Нам не знакомы эти слова, мы их ещё не изучали.
(П) Постановка проблемы и её формулировка.
(К) Умение аргументировать и высказывать своё мнение.
4 Поиск решения. Открытие новых знаний.
Повторение пройденного материала: предлагается вспомнить содержание второго действия, и какие слушали музыкальные фрагменты. Слушание музыки.
2 действие переносит нас в старинный замок польского короля. Исполнялись танцы
Полонез», «Мазурка».
(К) Умение аргументировать собственную точку зрения, принимать мнение собеседника
(П) Поиск ответов на проблемные вопросы.
Музыкальная пауза
Дыхательная гимнастика:
«Ладошки», «Насос», Дикционные упражнения.
Один ученик проводит дыхательную гимнастику. Учащиеся исполняют дикционное упражнение:
Бра-Бра-Бра, Бра-Бра-Бра, Лето- тёплая пора; бри-бри-бри, бри-бри, Никогда другим не ври. Бро-бро-бро, Бро-бро-бро, Не жалей другим добро.
(Л) Продуктивное сотрудничество, общение взаимодействие со сверстниками, реализация творческих способностей.
(К) Согласование и координация деятельности со сверстниками.
Стр.96 Учебник. «За Русь мы всей стеной стоим…» (3 действие) село Домнино. «Велик и свят наш край родной»- разучивание фрагмента из оперы.
На какие песни похож этот фрагмент?
Исполнение фрагмента из оперы. «Велик и свят наш край родной»
Напев похож на русские народные песни.
(Л) развитие эмоциональной отзывчивости, Развитие эмоционального восприятия произведений искусства. Определение основного настроения и характер
Предметные: исполнении вокально-хоровых произведений, умение воплощать музыкальные образы.
• М/П владение логическими действиями обобщения;
• сравнения; умение отвечать на вопросы,
• размышлять.
5.Первичное закрепление.
Русский писатель Н.В.Гоголь сказал: «...Слышишь, где говорит русский и где поляк: у одного дышит раздольный мотив русской песни, у дру¬гого — опрометчивый мотив польской мазурки».
1.Музыкальные фрагменты из 4 действия
2.Как вы понимаете эти слова?
3.Русская и польская музыка
4.Русский и польский народ
5.Понятие термина
« контраст»
Слушают музыкальные фрагменты и смотрят видеофрагменты.
Делают сравнительную характеристику образов польского и русского народа, русской и польской музыки.
Делают вывод «что такое контраст» (противоположность)
(П) Из музыкального произведения добывают необходимую информацию.
(К) Воспринимают информацию, понятно, точно, корректно излагают свои мысли;
(Л) эмоционально откликаются на выразительные особенности музыки, Выявляют различные по смыслу музыкальные интонации. формирование уважительного отношения к национальной принадлежности, русской культуре, и к культуре других народов;
6.Заключительный этап урока
Какое действие оперы, было самым волнительным?
Как изменились бы события, если бы Иван Сусанин вывел
врагов из леса?
Какие чувства у вас вызывает образ Ивана Сусанина?
Чем заканчивается опера?
Повторялся ли подвиг Ивана Сусанина?
Слушание Музыкальных фрагментов из 4 действия «Сцена в лесу». Речитатив и арию Ивана Сусанина
1. Просмотр Видеофрагмента
2. Проанализировать последовательность событий в опере, взаимосвязь разных героев и их взаимоотношения, связанные между собой
3.Чувства гордости, сожаления. уважения.
4 Опера заканчивается хором « Славься», ликованием народа, празднованием торжества победы над врагом.
5. Неоднократно подвиг Ивана Сусанина повторялся в годы Великой Отечественной войны
(П) понимать основные термины и понятия из области музыкального искусства,
(М/П) формировании умения осмысливать полученную информацию, размышлять, отвечая на вопросы.
(Л)Развитие чувств доброжелателности, отзывчивости. эмоционально откликаться и выражать своё отношение к образам оперы
7.Исполнительская деятельность
Предложить повторить знакомую песню и выучить новую.
Учащиеся называют песни о ВОВ и исполняют знакомые песни: « Катюша» музыка — Блантер, Матвей Исакович, слова — Михаила Исаковского.
« Три танкиста» муз братьев Покрасс на слова Бориса Ласкина
Разучивают новую песню «Прадедушка» Муз. Александра Ермолова сл. Михаила Загота
(Л) формирование осознанного и и уважительного отношения к русской культуре
(П) формирование интереса к музыкальным занятиям и , позитивного отклика на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в музыкально-творческой деятельности.
(Р) Формирование элементарного слушательского опыта, приобретение навыков
хорового пения.
8.Повторение материала изученного на урок
Что нового мы узнали на уроке?
Проведём игру, которая называется « Я утверждаю, что..» Я буду давать для музыки разные определения, но не все они будут верными, иногда я буду ошибаться. Ваша задача не повторять мои ошибки. Если я назову правильное определение музыки, то вы должны повторить его, не правильное - промолчать.
Учащиеся слушают музыкальные фрагменты из оперы, определяют правильные характеристики и отвечают вместе с учителем.
(П) Овладение умениями интонационно – образного анализа музыкального произведения.
(Р) Анализировать и соотносить музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии
(Л) проявлять интерес к процессу познания, желание узнать что-то новое на других уроках музыки.
9. Рефлексия
Дать оценку своей работе на уроке. Задание: раскрасить флаг в соответствии со своей оценкой деятельности на уроке.
Вы продемонстрировали свои знания полученные на уроке.
Продолжили знакомство с новыми фрагментами из оперы. Познакомились с термином « Контраст»
Красный цвет – «Узнал новое, но не все получалось»
Синий цвет – « Ни чего не понял
Зеленый цвет – «У меня все получилось»
(П) самооценка своих музыкально-творческих способностей, оценка и контроль личностной рефлексии
(Л) Продуктивное сотрудничество, общение взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач.
(К) оценивать и
осмыслять результаты своей деятельности;
- умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли;
Домашнее задание.
Учебник стр. 98-99.
Выполнить задание в «Дневнике музыкальных наблюдений».
Выполняют задание в «Дневнике музыкальных наблюдений».
(П) закрепление пройденного материала Приобретение навыков ассоциативно-образного мышления
(Л) В процессе выполнения домашнего задания проявлять умение реализовывать свой творческий потанцеал
Содержание данного урока является частью программы по « Музыке» в 4 классе. На уроке эффективно использовались образовательные технологии:
Технология развития процессов восприятия - формирование осознанного и эмоционального восприятия происходит в процессе интонационно- образного анализа произведения;
Арттерапевтическая технология- направлена на развитие дыхательного аппарата, стимулирование слухового аппарата на восприятие музыки, вокалотерапия –во время пения оздоровление голосовых связок;
Технологии развития ассоциативно-образного мышления- связанна с интеграцией музыки с другими видами искусства: изобразительным искусством, литературой, театром, кино. Интеграция даёт возможность сравнивать язык музыки с языками других видов искусства.
Информационно-коммуникационные технологии –На уроке использовались аудиозаписи, фрагменты из оперы, презентация работа учащихся с учебником.
Технология преподавания музыки по УМК – способствует глубокому усвоению материала по изучаемой теме.
Методы и формы, использованные в работе на уроке, способствуют развитию у учащихся творческой самостоятельности, логическому мышлению, развитию патриотического осознания любви к Отечеству и своему народу.
На уроке были использованы разные задания на формирование у учащихся УУД, что позволяло ученикам свободно ориентироваться в музыкальном произведении, и дало возможность подробно передавать в разных видах музыкальной деятельности, содержание музыки.
Системный подход, использованный учителем на уроке, позволяет достичь цели и задачи.
Применяемые технологии в разработанном уроке могут быть предложены коллегам для применения на уроках музыки.
Список литературы.
1.УМК «Школа России» Учебник «Музыка. 4 класс» авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Просвещение 2011 г.
2. Рабочие программы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина «Музыка» !-4 классы. Просвещение 2012г.
3.Учебник « Музыка» 4 класс ВВ Алеев, ТН Кичак.
4. Хрестоматия музыкального материала к учебнику « Музыка 4 класс
Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Просвещение 2012г.
5. Фонохрестоматия музыкального материала « Музыка 4 класс
Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Просвещение 2012г
6.Введение Федеральных государственных образовательных стандартов Основного общего и среднего общего образования. Методические рекомендации. Наро- Фоминск 2014 г.