Главными целями урока является не столько систематизация имеющихся знаний, сколько воспитание чувства самосознания и патриотизма, формирование мировоззренческих качеств, направленных на развитие компетенции личностного самосовершенствования: духовности, гражданственности.
Тип урока:
Урок обобщения и систематизации знаний
Используемая методическая литература:
Учебник:
Данилов А.А., Косулин Л.Г.,Брант М.Ю. - История России. XX- начало XXI века
• История памятника советскому солдату. http://kinoexpert.livejournal.com/133707.html
Используемое оборудование:
• компьютер
• мультимедиа проектор
Используемые ЦОР:
• компьютерная презентация "Философия войны"
• компьютерный ролик "Набат", созданный мной с использованием песни "Бухенвальд кий набат" в исполнении М. Магомаева.
Краткое описание:
1. Компьютерная презентация "философия войны" содержит необходимый материал (даты, карта, фотографии, схемы) для повторения и для размышления.
2. Видеоролик "Набат" составлен на основе фотографий, где изображено страшное лицо войны - Великой Отечественной, и современных войн. Фоном идет песня "Бухенвальд кий набат" в исполнении М. Магомаева.
Общая характеристика урока
Методическая разработка (с приложением в формате презентации) – «Итоговый урок по теме «Великая Отечественная война 1941-1945 годов» предназначена как для текущего контроля знаний и умений учащихся по данной теме, так и для целенаправленной подготовки к ЕГЭ по истории. Итоговый урок на тему «Великая Отечественная война 1941-1945 годов» является логическим завершением данной темы, темы №4 в курсе истории России 9-го класса. Разработка носит универсальный характер, и может быть использована в разных учебных ситуациях.
Представлены задания разного уровня:
- задания на знание дат, фактов;
- задания на поиск информации в источнике;
- задания на работу с исторической картой, схемой;
- задания на работу с иллюстративным материалом;
- задания на работу по систематизации исторической информации (множественный выбор)
- задание на установление хронологической последовательности;
- задание на составление плана.
Предлагаемые учащимся задания и их оценивание полностью соответствуют требованиям ЕГЭ по истории в 2015 году. Задания представлены из Открытого банка заданий ФИПИ.
Цели:
- повторение и закрепление учебного материала по истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов;
- развитие навыков работы с документами, схемами, иллюстративным материалом, умение оценивать, анализировать изучаемый материал, умения общаться, отстаивать собственную позицию;
- на примере событий Великой Отечественной войны показать мужество, стойкость солдат советской армии, тружеников тыла, воспитывать патриотизм, умение сопереживать, активную гражданскую позицию.
Планируемые результаты урока:
Личностные:
- уметь проявлять сознательную гражданскую позицию, чувство гордости за свой народ, победивший и выстоявший в Великой Отечественной войне;
- формировать свою позицию на основе примеров мужества и героизма советских воинов;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий Великой Отечественной войны в современной жизни;
- высказывать собственные суждения об историческом наследии Великой Отечественной войны.
Предметные:
- иметь чёткое представление о роли СССР во Второй мировой войне;
- знать начало, этапы и крупнейшие сражения Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (битва за Москву, Сталинградская, Курская битва, коренной перелом в ходе войны, изгнание захватчиков с советской земли);
- знать такие важнейшие составляющие победы, как – советский тыл в годы войны, партизанское движение, СССР в антигитлеровской коалиции;
Центр развития и поддержки системы образования Петровского муниципального района Ставропольского края
Районный конкурс профессионального мастерства
«Режиссура урока»
номинация:
«Урок – не урок»
форма представления: Группировка (сочетание с комплексами или цепочками классических уроков).
Тема урока: «Философия войны»
9 класс
участник конкурса:
Баранникова Елена Ивановна,
учитель истории и обществознания
МКОУ СОШ № 2 г. Светлограда
2015г.
Уровень образования:
основное общее образование
Целевая аудитория:
Воспитатель
Классный руководитель
Учитель (преподаватель)
Класс(ы):
9 класс
Предмет(ы):
История
Цель урока:
Главными целями урока является не столько систематизация имеющихся знаний, сколько воспитание чувства самосознания и патриотизма, формирование мировоззренческих качеств, направленных на развитие компетенции личностного самосовершенствования: духовности, гражданственности.
Тип урока:
Урок обобщения и систематизации знаний
Используемая методическая литература:
Учебник:
Данилов А.А., Косулин Л.Г. ,Брант М.Ю. - История России. XX- начало XXI века
• История памятника советскому солдату. http://kinoexpert.livejournal.com/133707.html
Используемое оборудование:
• компьютер
• мультимедиа проектор
Используемые ЦОР:
• компьютерная презентация "Философия войны"
• компьютерный ролик "Набат", созданный мной с использованием песни "Бухенвальд кий набат" в исполнении М. Магомаева.
Краткое описание:
1. Компьютерная презентация "философия войны" содержит необходимый материал (даты, карта, фотографии, схемы) для повторения и для размышления.
2. Видеоролик "Набат" составлен на основе фотографий, где изображено страшное лицо войны - Великой Отечественной, и современных войн. Фоном идет песня "Бухенвальд кий набат" в исполнении М. Магомаева.
Общая характеристика урока
Методическая разработка (с приложением в формате презентации) – «Итоговый урок по теме «Великая Отечественная война 1941-1945 годов» предназначена как для текущего контроля знаний и умений учащихся по данной теме, так и для целенаправленной подготовки к ЕГЭ по истории. Итоговый урок на тему «Великая Отечественная война 1941-1945 годов» является логическим завершением данной темы, темы №4 в курсе истории России 9-го класса. Разработка носит универсальный характер, и может быть использована в разных учебных ситуациях.
Представлены задания разного уровня:
- задания на знание дат, фактов;
- задания на поиск информации в источнике;
- задания на работу с исторической картой, схемой;
- задания на работу с иллюстративным материалом;
- задания на работу по систематизации исторической информации (множественный выбор)
- задание на установление хронологической последовательности;
- задание на составление плана.
Предлагаемые учащимся задания и их оценивание полностью соответствуют требованиям ЕГЭ по истории в 2015 году. Задания представлены из Открытого банка заданий ФИПИ.
Цели:
- повторение и закрепление учебного материала по истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов;
- развитие навыков работы с документами, схемами, иллюстративным материалом, умение оценивать, анализировать изучаемый материал, умения общаться, отстаивать собственную позицию;
- на примере событий Великой Отечественной войны показать мужество, стойкость солдат советской армии, тружеников тыла, воспитывать патриотизм, умение сопереживать, активную гражданскую позицию.
Планируемые результаты урока:
Личностные:
- уметь проявлять сознательную гражданскую позицию, чувство гордости за свой народ, победивший и выстоявший в Великой Отечественной войне;
- формировать свою позицию на основе примеров мужества и героизма советских воинов;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий Великой Отечественной войны в современной жизни;
- высказывать собственные суждения об историческом наследии Великой Отечественной войны.
Предметные:
- иметь чёткое представление о роли СССР во Второй мировой войне;
- знать начало, этапы и крупнейшие сражения Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (битва за Москву, Сталинградская, Курская битва, коренной перелом в ходе войны, изгнание захватчиков с советской земли);
- знать такие важнейшие составляющие победы, как – советский тыл в годы войны, партизанское движение, СССР в антигитлеровской коалиции;
- определять эффективные способы достижения результата;
- овладеть способностью, принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Познавательные:
- определять последовательность важнейших событий;
- использовать данные различных исторических источников (карты, иллюстрации) при ответе на вопросы, решении различных учебных задач;
- группировать исторические явления и события по заданному признаку;
- определять причины и следствия важнейших исторических событий;
- использовать приобретенные знания при составлении плана.
Коммуникативные:
– адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
- овладеть навыком смыслового чтения исторических текстов;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям эпохи Великой Отечественной войны.
Ход урока.
Предисловие
Слайд№1
- Вы никогда не задумывались, почему у человека самое длинное детство в отличие от животного мира?
Это как раз для того, чтобы передать нравственный опыт поколений, чтоб научить человека быть человеком. Человеку дана с рождения Душа. Это «священная чаша», она у родившегося младенца еще чиста и пуста. И что туда мы положим, то оттуда и возьмем… Малыш играет с кошкой, хватает ее за хвост, тянет… кошка вырывается…, кричит.. а родители смеются: какой замечательный отважный мальчик … Что сейчас было положено в душу этого начинающего только жить малыша?
Каждая мелочь значима, когда идет процесс воспитания ребенка. Ученые утверждают, что все основные жизненные принципы вкладываются в детстве до семи лет…
Значит, семья – вот что главное в воспитании человека. Быть родителем очень ответственно. Родив ребенка, мы создаем будущее .., а каким оно будет, зависит от вас
На нашем занятии, которое будет проходить в нетрадиционной форме (урок - не урок), мы выясним, действительно ли будущее зависит от каждого из нас и от того, как ребенок научится любить своих родителей, защищать их честь, заботиться о них зависит то, как он будет способен в будущем любить свою Родину.
Экспозиция урока
Слайд №2-5
Звучит сообщение Левитана о вероломном нападении Германии на СССР.
Звучит песня «Священная война».
Под песню «Священная война» учитель читает стихотворение «Ах, война, что ты подлая сделала?»
- Ах, война, что ж ты сделала, подлая: стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли, повзрослели они до поры,
На пороге едва помаячили и ушли за солдатом солдат...
До свидания, мальчики! Мальчики, постарайтесь вернуться назад.
Формулируется цель урока
Сюжет урока
Завязка
Слайд № 6
- 22 июня 1941 года, 70 лет назад, оборвалась мирная жизнь ваших прабабушек и прадедушек. Они до сих пор помнят первые дни, месяцы войны. Самой кровопролитной войной XX века была Вторая мировая война.
Ребята, что вы знаете о тех тревожных днях.
- Работа с выставочными книгами
Давайте сформулируем тему урока
Тема сегодняшнего урока – Философия войны.
Давайте подумаем, что такое ФИЛОСОФИЯ?
Философия любовь к мудрости, философствовать, размышлять, искать истину, путь к мудрости.
Слайд №7
Каждый день приносит нам новые открытия. В одной только газете говорится о мире больше, чем кто-то, живший несколько веков, назад узнавал за целую жизнь. У нас в изобилии знаний, но одного взгляда на то, сколько безумия и страдания в нашем мире, достаточно, чтобы с болезненной ясностью осознать, что нам отчаянно не хватает мудрости. Что же такое Мудрость? (Рассуждения детей резюмируется и записывается)
Слайд №8
2. Планирование урока: /выбор вопросов идет от детей./
Теперь, когда мы с вами знаем уже что такое мудрость , внимательно посмотрим еще раз на нашу тему и подумаем: о чем мы могли бы размышлять в рамках данной темы? Какие вопросы рассмотреть?
(Вопросы для плана урока выбирают сами учащиеся, учитель корректирует их и ответ оформляется в виде схемы.)
Слайд №9
Развитие действия
Итак, план исследования у нас есть, начнем следовать ему.
Слайд №10
Этап поиска истины.
А) Причины войн.
Предлагаю посмотреть следующий ряд событий. Какие мысли, выводы появляются у вас по данному поводу?
использование индуктивного метода для обобщения: работа над умением видеть целое
Полученные выводы:
· Здесь показаны военные сражения
· Каждое сражение - это эпизод отдельной войны
(наполеоновские войны, I мировая война, II мировая война)
· Человечество часто воюет.
2.Опора на чувственное восприятие
/ познание, через собственные ощущения./
Слайд №11
Война…
давайте всмотримся, вслушаемся, вчувствуемся в это слово.
Как вы думаете, если бы вы были художниками, каким цветом, какими красками нарисовали бы войну?
( красный – цвет крови, черный – цвет траура, серый - цвет пепла…)
Кажется, войну нельзя попробовать на вкус, но в народе часто говорят, что он горький. Как Вы думаете, почему? (Горечь от потерь, от поражений, от слез)
А теперь еще больше абстрагируемся и попробуем взять в ладони это понятие. Какие были бы у вас ощущения?
( колючее, холодное, неприятное, желание бросить сразу же, мокрое..)
Слайд №12
3.Метод анализа и систематизации: Умение, в общем увидеть существенное
Мы отметили, что войны для человека это страшная трагедия.
Так почему же, человек берет в руки оружие и убивает себе подобных? Почему раз за разом повторяет те же ошибки? Попробуйте, вспомнив причины изученных нами войн, найти для всех общие. Из-за чего начинаются войны?
Обобщив предположения учащихся, оформить ответ в схеме.
4. Репродуктивный этап:
а) работа с памятью.
Всегда есть люди, которые стремятся к власти и богатству. Когда эта потребность становится ведущей в их жизни, тогда и включается механизм по развязыванию войн.
Давайте подтвердим фактами, что действительно чрезмерное желание к господству и к обогащению привели ко II мировой войне. Какую информацию несет в себе этот слайд? Почему мы можем назвать этот ряд «поступью II мировой войны»?
Слайд №13
б) Пространственное ориентирование.
Работа с интерактивной картой.
Задание: показать расширение территории Германии.
(Зрительный образ этого процесса - учет особенностей учащихся визуалов)
Показываются территории, захваченные Гитлеровской Германией.
(Рейнская область, Австрия, часть Чехословакии, Польша, Дания, Нидерланды, Бельгия, Норвегия, часть Франции, Югославия, Греция, часть территории СССР)
Вывод по работе с картой:
Желание расширить свои территории странами агрессорами, привели к конфликтам, ставшими причиной глобальной войны.
Б) Последствия войны.
- Как вы думаете, ребята, простому рядовому солдату, который шел в атаку, умирал на поле сражения, оставался калекой после кровопролитного боя, нужна была эта война? а детям, старикам, которые были в тылу и работали сутками, чтоб хоть как- то помочь фронту - что им давала война?
Ответы детей с собственной аргументацией.
( вывод: обычному человеку война не нужна)
Слайд №14
Последствия войны в цифрах.
Что за цифры здесь изображены? О чем они вам говорят?
(2197 дней шла война
900 дней блокада Ленинграда
5 лет Великая Отечественная война
27000 000 советских граждан погибло
100 000 000 граждан мира погибло во второй мировой войне)
Каждая цифра из этих кровоточит, каждая из них чья-то непоправимая трагедия…
Кульминация
Зрительный образ войны. /чувственное восприятие/
Просмотр компьютерного ролика: « Берегите мир»
/ Песня М.Магомаева «Бухенвальдский набат» звучит за кадром/
Слайд №15
Метод сравнительного анализа.
Война высвечивает в человеке его человеческое составляющее, его душу или его животную природу.
Притча о двух волках.
Старый индеец, пытаясь ответить своему внуку на его вопрос - что такое Зло и Добро, решил прибегнуть к аллегории.
В каждом человеке живут два волка, один из них плохой, а другой хороший. Они постоянно между собой борются.
- Дедушка, а кто из них победит?
( здесь делается пауза, и предлагается детям самим попытаться ответить на этот вопрос)
Ответ дедушки был таков: Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Давайте, поразмышляем о чем эта притча? (о выборе человека) Каждый из нас всегда сам выбирает какого "волка кормить". Вашему вниманию сейчас мы представим две судьбы, опаленные войной.
Слайд №16
( Рассказ ученика)
В Германии в Трептов-парке стоит памятник советскому солдату. Мне хотелось бы рассказать вам историю этого памятника.
Это было 30 апреля 1945 года. Советские войска с боями продвигались к самому логовищу фашистского зверя. Путь к центру преграждал глубокий канал. Мосты и подступы к нему густо заминированы и плотно прикрыты огнем пулеметов.
До атаки оставалось минут 50. Наступила тишина, как перед бурей… тревожная и напряженная. И вдруг в этой тишине, нарушаемой только треском пожаров, послышался детский плач. Словно откуда-то из-под земли глухо и призывно звучал голос ребенка. Зона, в которой находился ребенок, была очень опасной. Но не выдержало доброе сердце советского воина и он, сержант Николай Масалов подбежал к командиру: разрешите спасти ребенка… и пополз, прижимаясь земле, прячась от огня фашистских пулеметов… а когда прятаться уже было некуда, встал во весь свой рост, могучий и высокий и перекинулся через барьер канала… и увидел девочку, сидящую рядом с мертвой мамой, которую убили сами же фашисты. Он вынес из-под огня и спас малышку.
Слова учителя: Молодой солдат со спасенной немецкой девочкой на руках и мечом, разрубающим поверженную свастику, возвышается над кронами старых деревьев на могильном холме. По свидетельству историков, 30 апреля 1945 года участник Сталинградской битвы и сражения на Курской дуге сержант Масалов во время боя в нескольких километрах от рейхстага, услышал детский крик. Двинувшись ему навстречу, солдат обнаружил в полуразрушенном здании трехлетнюю девочку и, прикрывая ее своим телом, под пулями вынес малышку в безопасное место.
Вопрос к классу: Мог ли такой человек начать войну?
Мог ли он отдавать приказы убивать людей? Какие человеческие качества сержанта Масалова не позволили бы ему это сделать?
( выводы учащихся - не мог : человечность, милосердие, готовность помочь другим, жертвенность - это основные качества этого человека )
Еще один пример жизненной позиции человека в военное время.
Слайд №17
(Рассказ ученика)
Русский дворянин, блестящий офицер и талантливый ученый, участник знаменитого Брусиловского прорыва, принявший Октябрьскую революцию и ставший советским генералом, Карбышев был ранен и попал в плен в самом начале войны. Его перевозили из одного лагеря в другой, уговаривая надеть немецкие генеральские погоны. Последним лагерем стал Маутхаузен.
Ханс Маршалек: "Я помню, их привезли этапом ближе к вечеру. Из-под Берлина, из Заксенхаузена. Примерно 2 с половиной тысячи человек. Построили на плацу. Приказали больным и старикам выйти из строя. Вышли человек 200 или 300... Остальных развели по баракам, а этих стали поливать... Мороз стоял..."
Алексей Бежевец: "Карбышев лежал на земле, а его раздели догола и поливали водой, превращали в глыбу льда. Расплывчатая глыба льда, и человеческое тело - оно подо льдом желтоватое..."
Ханс Маршалек: "К 8 утра все до единого трупы, которые оставались на плацу, унесли в крематорий и сожгли... И Карбышева. Я уже позже узнал эту фамилию. Удивительный был человек. Столько лагерей пройти и не сломаться! И отказаться от всего, что предлагали..."
Михаил Рябчинский: "Всякие люди бывают. А вот таких, как Карбышев, нету. Нету таких преданных".
Слова учителя: В плену ему обещали золотые горы, если станет сотрудничать с фашистами, но он отказался. За отказ генерала Карбышева немцы поливали ледяной водой на морозе до тех пор, пока он не умер от переохлаждения.
Вопрос к классу: Скажите, мог такой человек начать войну?
Каким вам представляется этот человек? Ответы учащихся резюмируются: Сила духа, преданность своему народу, честь и достоинство, вера в добро - вот что присуще было Карбышеву, такие люди не способны вредить другому человеку, убивать. И среди немцев тоже были люди, которые рисковали своими жизнями, но прятали у себя евреев, делились с пленными едой, помогали раненным.
Развязка
Вопросы для размышления:
1. Как вы думаете какие качества личности характерны для тех кто развязывает войны?
(Эгоизм, жестокость, властолюбие, бездуховность…)
2.Почему одни люди на войне спасают людей ценой своей жизни, а другие- устраивают концлагеря и пытки?
( все зависит от человека, от его внутреннего мира)
Вывод: Мы сами создаем свою судьбу и отвечаем за все, что с нами происходит в этой жизни. Будущее зависит от нас, от наших мыслей, поступков и речи. То, что мы совершаем сейчас, о чем думаем, о чем говорим – будет определять нашу реальность в будущем
Слайд №17
- Перед вами два волка из притчи Добро и Зло. Какого волка вы будете кормить, какой победит?
Моделирование ситуации:
(Работа в малых группах – свои предложения )
И так мы увидели причины войн, рассмотрели последствия, а теперь попытаемся написать рецепт предотвращения войны.
Анализ-презентация работы в группах.
Делю на три группы, каждая группа должна сформулировать свой рецепт предотвращения войны.
Рефлексия.
- Какую истину вы для себя сегодня открыли?
Желательно послушать каждого ребенка, если он открыт для того, чтобы вслух озвучить свои мысли.
Резюме:
· Война это детище человека
· Раз человек начинает воевать, значит и в его силах войну прекратить
· Чтобы человек умел решать свои проблемы мирными средствами, необходимо его этому учить
· Главным учителем в этом процессе остается семья.
Мы сегодня прошли часть пути к совершенному миру.
Но впереди еще очень долгий путь. Надеюсь, мы еще все встретимся, и именно на этом пути. Спасибо всем за работу.