Просмотр содержимого документа
«Урок по истории Казахстана "Борьба саков за независимость" »
Класс: 6
Тема урока: «Борьба саков за независимость»
Цель урока: продолжить формирование ЗУНов по истории племенных объединений эпохи железного века на примере сакских племен
Задачи:
Формирует представление о войнах саков с персами и греко-македонцами
Развивает речь, память, внимательность, навыки работы с картой.
Воспитывает уважение к предкам, патриотизм, а также отрицательное отношение к войнам и военным конфликтам.
Тип урока: Изучение нового материала
Наглядность:
Интерактивная доска
Карта «Казахстан в эпоху „саков“»
Изображение сакской царицы Томирис, Кира, Дария I, шлем Александра Македонского, войска саков и Александра Македонского.
Шкатулка с загадкой
Ход урока
Организационный момент – 2 мин
Введение в тему – 3 мин
— Ребята, скажите, пожалуйста, как назывались первые племенные объединения на территории Казахстана? (дети отвечают)
— А что мы уже с вами знаем о них? (ответы учащихся).
— Сегодня мы с вами вспомним все то, что уже знали и получим новую информацию о борьбе саков с персидскими и греко-македонскими захватчиками.
Объяснение новой темы – 20 мин
План:
Рассказ учителя о нападениях персидских племен на саков
Демонстрация картинок и портретов исторических деятелей (презентация)
Историческая загадка
Подвиг Ширака
Борьба с Александром Македонским
«Женщины саков во времена войн вступают в битву», — древнегреческий мыслитель Ктесий.
В 530 году на земли саков вторглись персидские войска во главе с Киром.
(Слайды №2,3). Ребята, а что вы знаете из курса истории древнего мира о персидском царе Кире?
Правила саками - царица Томирис. (Слайд №4,5).
Но персы на этом не остановились. В 519 году до н.э. войска персов возглавил Дарий 1. (Слайд 6,7)
Саки приготовили для персов сюрприз – птица, жаба, мышь и стрелы.(Историческая загадка). Как вы думаете, ребята, а что означает этот подарок?
Персы очень долго не могли разгадать смысл этого загадочного подарка, лишь старец по имени Гобры разгадал загадку.
«Если вы не улетите в небо, как птица, не уйдете под воду, как жаба, не забьетесь в нору, как мышь, то вы натолкнетесь на наши стрелы».
Так персы были вынуждены на время покинуть земли саков-тиграхауда.
Во время этой войны широко известен Подвиг Ширака. (Слайд8)
В 336 году до н.э. царем Македонии стал 20-летний Александр. В 30-е годы IV века он начал завоевательные походы. Сокрушив Персидское царство, Александр вторгся в Среднюю Азию и приблизился к Сырдарье. В Азии Алексадра называли Искандер Зулкарнай, из-за его шлема. (Слайд 9,10,11). Борьбу против греко-македонских завоевателей возглавил Спитамен. (Слайд 12). Почти 3 года он вел партизанскую войну против македонской армии. На берегу реки Сырдарья Александр построил город Александрию Эсхата (Крайнюю).
Саки осадили греческий гарнизон. Македонский послал на помощь войска. Тогда Спитамен инсценировал отступление. Когда греки кинулись вслед за «испугавшимися» кочевниками, Спитамен развернул войска и перешел в наступление.так саки уничтожили один из крупных отрядов Александра Македонского. Таким образом, жившие за Сырдарьей кочевые племена так и не были покорены завоевателями и сохранили свою независимость.
IV Самостоятельная работа
- работа с контурной картой (самостоятельно и у доски). Необходимо нанести на контурную карту места сражений и пути продвижения персов на земли саков. (Флипчарт)
- решение задач на историческое время.
1. Кир совершил поход на саков в 530 году до н.э. Через 11 лет после гибели Кира персы вновь на территорию Казахстана. «Я… отправился с войском в страну Сака; против саков, которые носят островерхие шапки…», - читаем в Бехистунской надписи персидского царя Дария I. В каком году совершил поход Дарий? (519 год до н.э.)
2. Современные ученые установили, что Кир погиб в августе 530 года до н.э. в возрасте 70 лет. Вычислите, в каком году родился Кир. (в 600 году до н.э.) (Флипчарт)
V. Закрепление – 5 мин (Флипчарт)
1.
2.
VI. Заключение – 1 мин
Военное искусство сакских кочевников, их традиции ведения боев и сражений намного превосходили военное искусство других народов. Саки совершали героические подвиги, защищая свою Родину.
VII. Оценивание – 3 мин
Если урок вам понравился, поднимите смайлик, если не понравился смайлик.
VIII. Домашнее задание – 1 мин
§ 16 стр. 75–79 прочитать, ответить на вопросы. Выполнить творческое задание: составить кроссворд по теме «Саки» на 5 слов