Tема: Борьба саков за независимость.
 Тип: комбинированный
 Цель: обеспечить усвоение понятий о борьбе сакских племен за независимость против персидских и греко-македонских войск, мужестве саков, корректировать память, мышление, развивать коммуникативные, информационные компетентности об-ся, мышление, умение работать в группе, с документами, содействовать формированию основ научного мировоззрения, патриотизма.
  Методы: словесный, частично-поисковый, ИКТ, репрод., группового обучения, коммуникативный.
 Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, электронный учебник, флипчарт, карточки.
  
 
  Ход урока
  -  Орг. этап. 1 м. 
-  Актуализация прежних знаний. 4 м. 
 Работа с флипчартом. Периодизация.
   -  Проверка домашнего задания. 4 м.   
 1.Заполнение таблицы. Взаимопроверка.
     | Занятия саков | Кочевое скотоводство, земледелие, рыболовство, охота | 
  | Жилье | Куйме, юрта, деревянные жилища, дома | 
  | Какой скот выращивали главным образом? | Лошади, овцы | 
  | Ремесла | Ювелирное, изготовление оружия, посуды, резьба по кости | 
  | На какие части делился мир у саков? | Небесный, подземный, земной | 
  | Сакский правитель считался … | Избранником богов | 
  | Во что верили саки? | В силу огня, помощь духов предков | 
  | Красная краска (охра) - символ   | Огня и солнца | 
 
  2.Работа по карте. Показать расселение сакских племен.
  -  Подготовка к усвоению нового материала. 3 м. 
 Составив названия сакских племен и выписав лишнюю букву, вы узнаете, с кем боролись саки за независимость.
  АИД П
  АРГИППЕИ Е
  ИССЕДОНЫ Р
  МАССАГЕТЫ С
  АРИМАСПЫ Ы
  -  Усвоение нового материала. 19 м. 
1.Работа с документом в группах.
  Римский историк Помпей Трог о сражении Томирис с Киром.
  Покорив Азию и подчинив своей власти Восток, Кир пошел войной на скифов. У скифов в то время была царицей Томирис.  
  Кир, переправив войско через реку, разбил лагерь. На следующий день он притворился испуганным и покинудл лагерь, как бы обратившись в бегство. В лагере же он оставил вдоволь вина и всего, что необходимо для устройства пира.  
  Царица же Томирис послала своего сына, еще юношу, преследовать врага. Войдя в лагерь Кира, неиспытанный в военном деле юноша, забыл о врагах, позволил не привычным к вину варварам перепиться, и опьянение победило скифов раньше, чем оружие.
  Кир ночью вернулся, напал на беспомощных и перебил скифов вместе с сыном царицы.  
  Томирис не в слезах излила свое горе, а искала утешение в отмщении. Она прикинулась, будто не доверяет свои силам, и обратилась в бегство. Заманила Кира в ущелье, предварительно устроив в горах засаду; там уничтожила 200 000 персов вместе с царем. Не осталось даже вестника, который сообщил бы персам о таком страшном поражении.  
  Царица приказала бросить голову Кира в бурдюк, наполненный кровью, и такими словами осудила его жестокость: «Насыться же теперь кровью, которую ты всегда жаждал и которой никогда не мог насытиться».
 - Какие факты приведены в данном отрывке?
 - Какие выводы можно из них извлечь?
 2.Сообщение ученика «Подвиг Ширака».
 3.Работа с электронным учебником. Материал о нападении греко-македонских войск.
 4.Да-нетка. Ключ: + - + - + + -
 1)Нападение греко-македонских войск началось в 4 веке до н.э.  
 2)Происходило оно под руководством Филиппа Македонского.
 3)В Азии Александра Македонского прозвали Искандер Зулкарнай.
 4)Греко -македонские войска захватили город Сыгнак.
 5)Они уничтожали мужчин.
 6)Все народы Азии объединились для восстания.
 7)Саки не смогли остановить поход Македонского.
 5.Работа с электронным учебником. Восстание Спитамена.
 VI. Закрепление. 12 м.
 Выполнение заданий в рабочей тетради.
 1.Укажи пропущенные даты и определи последовательность событий.
 1.Укажи пропущенные даты и определи последовательность событий.
 


 Марафонская битва –
 Марафонская битва –  
  Вторжение персов во главе с Киром на земли саков -
  Провозглашение Александра царем Македонии-  
  Вторжение персов во главе с царем Дарием на территорию Казахстана –  
 Ключ: 3-1-4-2
     | Кир, Дарий | царь Македонии | 
  | Ширак | римский историк | 
  | Томирис | пастух, отдавший свою жизнь за независимость | 
  | Помпей Трог | сын сакской царицы Томирис | 
  | Спаргапис | персидский царь. | 
  | Александр Македонский | вождь саков | 
  | Полиэн, Арриан | древнегреческий историк | 
  | Спитамен | царица сакских племен | 
  | Скунха | «отец истории» | 
  | Геродот | вел борьбу против греко-македонских завоевателей | 
 
 Кир, Дарий –персидский царь.
 Томирис – царица сакских племен
 Ширак – пастух, отдавший свою жизнь за независимость
 Спаргапис – сын сакской царицы Томирис
 Александр Македонский – царь Македонии
 Помпей Трог –римский историк
 Полиэн, Арриан –древнегреческий историк
 Спитамен – вел борьбу против греко-македонских завоевателей
 Скунха – вождь саков
 Геродот – «отец истории»
 VII. Информация о домашнем задании. 1 м.
 п.16, вопросы, найти материал о Золотом человеке
 VIII. Подведение итогов. Оценки. Рефлексия. 1 м.