Tема: Борьба саков за независимость.
Тип: комбинированный
Цель: обеспечить усвоение понятий о борьбе сакских племен за независимость против персидских и греко-македонских войск, мужестве саков, корректировать память, мышление, развивать коммуникативные, информационные компетентности об-ся, мышление, умение работать в группе, с документами, содействовать формированию основ научного мировоззрения, патриотизма.
Методы: словесный, частично-поисковый, ИКТ, репрод., группового обучения, коммуникативный.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, электронный учебник, флипчарт, карточки.
Ход урока
Орг. этап. 1 м.
Актуализация прежних знаний. 4 м.
Работа с флипчартом. Периодизация.
Проверка домашнего задания. 4 м.
1.Заполнение таблицы. Взаимопроверка.
Занятия саков | Кочевое скотоводство, земледелие, рыболовство, охота |
Жилье | Куйме, юрта, деревянные жилища, дома |
Какой скот выращивали главным образом? | Лошади, овцы |
Ремесла | Ювелирное, изготовление оружия, посуды, резьба по кости |
На какие части делился мир у саков? | Небесный, подземный, земной |
Сакский правитель считался … | Избранником богов |
Во что верили саки? | В силу огня, помощь духов предков |
Красная краска (охра) - символ | Огня и солнца |
2.Работа по карте. Показать расселение сакских племен.
Подготовка к усвоению нового материала. 3 м.
Составив названия сакских племен и выписав лишнюю букву, вы узнаете, с кем боролись саки за независимость.
АИД П
АРГИППЕИ Е
ИССЕДОНЫ Р
МАССАГЕТЫ С
АРИМАСПЫ Ы
Усвоение нового материала. 19 м.
1.Работа с документом в группах.
Римский историк Помпей Трог о сражении Томирис с Киром.
Покорив Азию и подчинив своей власти Восток, Кир пошел войной на скифов. У скифов в то время была царицей Томирис.
Кир, переправив войско через реку, разбил лагерь. На следующий день он притворился испуганным и покинудл лагерь, как бы обратившись в бегство. В лагере же он оставил вдоволь вина и всего, что необходимо для устройства пира.
Царица же Томирис послала своего сына, еще юношу, преследовать врага. Войдя в лагерь Кира, неиспытанный в военном деле юноша, забыл о врагах, позволил не привычным к вину варварам перепиться, и опьянение победило скифов раньше, чем оружие.
Кир ночью вернулся, напал на беспомощных и перебил скифов вместе с сыном царицы.
Томирис не в слезах излила свое горе, а искала утешение в отмщении. Она прикинулась, будто не доверяет свои силам, и обратилась в бегство. Заманила Кира в ущелье, предварительно устроив в горах засаду; там уничтожила 200 000 персов вместе с царем. Не осталось даже вестника, который сообщил бы персам о таком страшном поражении.
Царица приказала бросить голову Кира в бурдюк, наполненный кровью, и такими словами осудила его жестокость: «Насыться же теперь кровью, которую ты всегда жаждал и которой никогда не мог насытиться».
- Какие факты приведены в данном отрывке?
- Какие выводы можно из них извлечь?
2.Сообщение ученика «Подвиг Ширака».
3.Работа с электронным учебником. Материал о нападении греко-македонских войск.
4.Да-нетка. Ключ: + - + - + + -
1)Нападение греко-македонских войск началось в 4 веке до н.э.
2)Происходило оно под руководством Филиппа Македонского.
3)В Азии Александра Македонского прозвали Искандер Зулкарнай.
4)Греко -македонские войска захватили город Сыгнак.
5)Они уничтожали мужчин.
6)Все народы Азии объединились для восстания.
7)Саки не смогли остановить поход Македонского.
5.Работа с электронным учебником. Восстание Спитамена.
VI. Закрепление. 12 м.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
1.Укажи пропущенные даты и определи последовательность событий.
1.Укажи пропущенные даты и определи последовательность событий.
Марафонская битва –
Вторжение персов во главе с Киром на земли саков -
Провозглашение Александра царем Македонии-
Вторжение персов во главе с царем Дарием на территорию Казахстана –
Ключ: 3-1-4-2
Кир, Дарий | царь Македонии |
Ширак | римский историк |
Томирис | пастух, отдавший свою жизнь за независимость |
Помпей Трог | сын сакской царицы Томирис |
Спаргапис | персидский царь. |
Александр Македонский | вождь саков |
Полиэн, Арриан | древнегреческий историк |
Спитамен | царица сакских племен |
Скунха | «отец истории» |
Геродот | вел борьбу против греко-македонских завоевателей |
Кир, Дарий –персидский царь.
Томирис – царица сакских племен
Ширак – пастух, отдавший свою жизнь за независимость
Спаргапис – сын сакской царицы Томирис
Александр Македонский – царь Македонии
Помпей Трог –римский историк
Полиэн, Арриан –древнегреческий историк
Спитамен – вел борьбу против греко-македонских завоевателей
Скунха – вождь саков
Геродот – «отец истории»
VII. Информация о домашнем задании. 1 м.
п.16, вопросы, найти материал о Золотом человеке
VIII. Подведение итогов. Оценки. Рефлексия. 1 м.