Урок по истории Древнего мира
«Вавилонское общество в законах царя Хаммурапи»
5 класс ФГОС
Тип урока: комбинированный
Цель: совершенствование навыков смыслового чтения учащихся через законы царя Хаммурапи.
Планируемые результаты:
Предметные результаты: ученик умеет анализировать исторический источник, делает выводы, самостоятельно строит рассказ, дает устный отзыв на ответы других учащихся.
Метапредметные результаты: ученик развивает навык смыслового чтения и анализа текста, навыки выражения своего мнения через устную речь.
Личностные результаты: ученик выражает уважение к личности, правам и свободам человека, культуре разных народов.
УУД:
Познавательные: классифицирует (группирует, устанавливает иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям; устанавливает причинно-следственные связи на простом и сложном уровне.
Коммуникативные: излагает своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; формирует коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в учебно-исследовательской деятельности.
Регулятивные: определяет цели урока , проблемы в учебной деятельности
Личностные: вырабатывает собственные мировоззренческие позиции.
Оборудование:
1) учебник В.И.Уколова . История. Древний мир. 5 класс. Серия «Сферы»
2) презентация к уроку
3) задания для групп.
Технологическая карта урока
1 этап урока - организационный
Содержание - подготовка учащихся к работе на уроке
Деятельность учителя: подготовка учащихся к работе на уроке
Деятельность учеников: проверяют готовность к уроку
2 этап урока - проверка домашнего задания
Данетка по теме «Древний Шумер», рефлексия по д/з, выявление пробелов.
Слайд 1,2 презентации
Согласитесь или опровергните утверждение.
- Древний Шумер – это страна, расположенная на берегу Индийского океана.
- В Древнем Шумере протекало 2 реки: Нил и Евфрат.
- Долины рек были пригодны для земледелия, но основным занятием шумер было скотоводство.
- Управляли государством цари с помощью большого штата чиновников.
- Писали шумеры на глиняных табличках.
- Их письменность получила название иероглифической.
- В Древнем Шумере учились все дети: и девочки , и мальчики.
- Шумерские храмы получили название пирамиды.
Рефлексия:
вопросы 1,2- местоположение и природные условия Шумера
вопрос 3 – занятия жителей
вопрос 4 – управление страной
вопросы 5,6,7,8 – культура Шумера
Деятельность учеников: выполняют проверочную работу, проверяют на взаимоконтроле, отмечают, какие вопросы вызвали затруднения, что повторить дома.
3 этап урока- актуализация знаний учащихся.
Содержание: обеспечение мотивации учащихся
Деятельность учителя: актуализация опорных знаний.
Рассказ учителя о находке в Сузах французскими археологами клинописного текста законов Хаммурапии о самом Хаммурапи.
Слайды 3-5
Вопросы классу:
1.Что такое закон?
2.Приведите примеры законов РФ.
3.Какие сферы деятельности людей регулируют законы?
4.Дают ли законы представление о том, как живёт общество, как оно управляется, какие в нём проблемы?
Деятельность учащихся: отвечают на вопросы учителя
4 этап урока- постановка проблемной задачи и целей урок
Содержание: постановка проблемной задачи и целей урока
Деятельность учителя: учитель ставит проблемный вопрос:
Можно ли изучив законы Хаммурапи получить представление о том, как жили люди в Древнем Вавилоне?
Деятельность учащихся: Выдвигают гипотезы, ставят цели урока:
1) Исследуя законы царя Хаммурапи, выяснить:
• Как управлялось вавилонское общество
• На какие социальные группы делилось вавилонское общество, каковы были отношения между этими группами
• Каковы были занятия жителей Древнего Вавилона
2) Научиться работать с текстом исторического источника, извлекать из него явную и скрытую информацию.
5 этап урока - изучение нового материала
Содержание: организация деятельности, направленной на восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий
Деятельность учителя: контролирует работу групп.
Деятельность учащихся: работа в группах с историческим источником «Законы Хаммурапи» по вопросам рабочего листа, составляют устный рассказ по теме по алгоритму.
Выступление учащихся, заполнение таблицы.
6 этап урока- первичное закрепление знаний
Содержание: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала
Деятельность учителя: контролирует работу учащихся в парах.
Деятельность учащихся: проговаривают то, что записано в таблице в парах.
7 этап урока - закрепление знаний и способов действий
Содержание: организация деятельности, направленной на усвоение новых знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации.
Деятельность учителя: предлагает выполнить следующие задания:
- От имени жителя Вавилона рассказать о занятиях вавилонян.
- От имени финикийского купца рассказать о соц. Группах Древнего Вавилона и их положении в обществе.
Деятельность учащихся: заслушивают учащихся.
8 этап урока -контроль и самопроверка знаний
Содержание: организация деятельности, направленной на выявление уровня овладения знаниями и способами действий
Деятельность учителя: предлагает оценить работу учащихся на уроке.
Деятельность учащихся: оценивают свою работу на уроке, ставят отметки в тетрадь.
9 этап урока - рефлексия
Содержание: организация рефлексивной деятельности учащихся
Деятельность учителя: Вопросы классу:
Чему вы научились на уроке?
С какими трудностями столкнулись? Ит.д.
Деятельность учащихся: отвечают на вопросы учителя.
10 этап урока - домашнее задание
1)Параграф 11 прочитать всем.
2)Подготовить проекты о религии и богах Др.Вавилона, храмах Др.Вавилона
3) составить кроссворд по пар.11 из 6 слов.