2. Создание проблемной ситуации и постановка проблемы. | Определить проблему, проанализировать данные таблицы « Достижения Междуречья и Египта» Показ слайда №1 «Определяем проблему» - Работа с таблицей, - вопросы: - «Какие выводы можно сделать? Какой возникает вопрос? Сравни его с авторским» Показ слайда №2 «Определяем проблему» | – На прошлом уроке мы с вами выяснили, что Египет и Междуречье – разные цивилизации. – Давайте узнаем, что так удивило Антошку, когда ему стало известно, что Египет появился раньше Междуречья. – Какое мнение высказал Антошка по поводу возникновения и развития цивилизаций Древнего Египта и Междуречья? Фиксируем на доске: Египет появился раньше, значит, развивался быстрее, чем Междуречье. – Сравните по таблице время освоения достижений цивилизации в Междуречье и в Египте. Что заметили? – Следовательно, какая цивилизация развивалась быстрее? Фиксируем на доске: факт: Междуречье развивалось быстрее. – Сравните мнение Антошки с данными таблицы. Какое наблюдается противоречие? – Какой возникает вопрос? Фиксируем проблему урока на доске: Почему Междуречье развивалось быстрее, чем Египет? | Участие в беседе Чтение текста на стр. 80 учебника. Примерные ответы: – Антошка считает, что если Египет появился раньше, значит, развивался быстрее, чем Междуречье. Работают по таблице «Достижения жителей Междуречья и Египта» (Приложение №1) – В Египте это произошло позже, чем в Междуречье. – Междуречье. Выявляя противоречие, самостоятельно формулируют проблему урока, записывают её в тетради. | | Регулятивные Умение определять цель – проблему. Выдвигать версии. Планировать деятельность. Работать по плану. Оценивать степень и способы достижения цели Познавательные Анализировать, строить логически обоснованные рассуждения: - уметь сравнивать по таблице времени достижения в Междуречье и в Египте; - анализ данных по таблице. Коммуникативные: Организовать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Оценивать себя с позиции гражданина России. Давать оценку деятельности вавилонского царя Хаммурапи и его законам, опираясь на нравственные ценности Словесный, наглядный, аналитический способы. Обмен информацией между учителем и детьми. |
3. Целеполагание. Выдвижение версий | Выявить варианты причин быстрого развития Междуречья, мотивировать к высказыванию собственных версий Словесный, наглядный, фронтальный, дедуктивный, выдвижение предположений. Работа с картой «Древние цивилизации Азии» на стр. 79 учебника Работа с иллюстрацией на стр. 88 | Проблемные вопросы: – Рассмотрите карту на с. 79. Что изображено красными точками? – Какую особенность заметили? – Что можете сказать про Египет? – Предположите, могло ли это как-то повлиять на развитие Междуречья? – Сформулируйте кратко первую версию. Фиксируем версию на доске: 1. Пересечение торговых путей. – Рассмотрите иллюстрацию на с. 88. Этот столб, на котором были высечены законы вавилонского царя Хаммурапи, нашли археологи. Как вы думаете, что могло заставить царя принять эти законы? – Сформулируйте вторую версию! Фиксируем вторую версию на доске: 2. Активная борьба между государством и людьми в одном обществе. | Примерные ответы: – Торговые пути. – Через Междуречье проходит много торговых путей. – Через Египет проходит только один торговый путь. – Междуречье развивалось быстрее благодаря торговым путям. – Активная борьба между правителем и людьми в одном обществе. | Определять мотивы поступков людей | Познавательные Выделять главное. Находить в разных источниках достоверную информацию. Регулятивные Выдвигать версии. | |
5. Планирова-ние деятельнос-ти | Организовать план действий для проверки версий Подводящий диалог | – Вспомните легенду о Вавилонской башне. В чём смысл этой легенды? – Итак, мы с вами повторили основные понятия и исторические факты, которые необходимы для решения проблемы. – Теперь давайте подумаем, что нам надо узнать, чтобы проверить версии и ответить на главный вопрос урока. Записываем план действий на доске. Надо узнать причины быстрого развития Междуречья. | – Так люди объясняли происхождение разных народов, говоривших на разных языках. – Чтобы узнать, почему Междуречье развивалось быстрее, чем Египет, нам надо знать, что этому способствовало. | Отличительные особенности Междуречья и второе значение понятия «цивилизация» (культурная общность) | Познавательные Выделять главное. Регулятивные Планировать деятельность. Коммуникативные Умение организовать учебное сотрудничест-во с учителем и сверстниками | |
6. Поиск решения проблемы (открытие нового знания) | Найти решение проблемы на основе открытия новых знаний, извлечь информацию из источника, проанализиро-вать, установить причинно – следственные связи, почему Междуречье развивалось быстрее, чем Египет «Открываем новые знания», «Перекрёсток Западной Азии». «Чтение» карты на стр. 79. Поиск ответов на вопросы: - Что жители Междуречья должны были покупать у соседей по Западной Азии? - Что жители Междуречья могли продавать соседям по Западной Азии? Смысловое чтение текста на стр. 85-87. - Где находись центры расселения семитских племён, индоевропейских племён? -Какие типы хозяйственной деятельности были освоены этими племенами? - Отметь на ленте времени даты -Подсчитай, сколько тысячелетий назад правил вавилонский царь Хаммурапи Смысловое чтение текста стр. 87-89 Смысловое чтение текста стр. 87- 89, анализ исторического источника – фрагмент из статей законов вавилонского царя -В чём ваши представления о справедливости совпадают с представлениями царя Хаммурапи, а в чём – нет? - Приведи аргументы. - Оцени справедливость этих законов с точки зрения свободных вавилонян – современников Хаммурапи | I. Перекрёсток Западной Азии – Сейчас мы поработаем с картой. – Прежде чем приступить к выполнению задания, давайте вспомним, как читать карту, извлекая нужную информацию. – По карте на с. 79 определите, по каким торговым путям в Междуречье поступали медь и олово, строительный лес, драгоценные металлы, благовония, пурпурная краска, стеклянные сосуды, вино. Записываем на доске: Торговые пути: из Малой Азии – медь; из Палестины – олово, из Финикии, Палестины- стеклянная посуда. – Теперь продолжайте самостоятельно выполнять задание, делая запись в тетради. – Проверьте себя, прочитав текст на с. 85–87. Продолжаем запись на доске: Торговые пути: из Финикии – строительный лес, пурпурная краска; из Аравии – благовония; из Египта – вино. – Предположите, как торговля с соседями по Западной Азии могла повлиять на развитие Междуречья? – Проверьте свои догадки по тексту на с. 85–87. Записывает на доске: Заимствовали: у семитских племён – новый язык; у индоевропейцев – колёсные повозки. – Чем можно объяснить быстрое развитие Междуречья и всей Западной Азии, исходя из того, что мы узнали? Выполните задание №3 «Причины быстрого развития Междуречья» ( Приложение №4) При проверке данного задания применяем алгоритм самооценки. Фиксирует на доске: Причины быстрого развития Междуречья: 1) пересечение торговых путей; 2) тесное взаимодействие с другими народами. II. Законы «сияющей справедливости» – В XVIII веке до н.э. всё Междуречье объединил в могущественное государство один из царей Вавилона – Хаммурапи. Он прославился тем, что издал законы, основываясь на которых, управлял государством. Выполните задание №5 (работа с лентой времени) – С помощью текста (с. 87–89) узнайте, зачем Хаммурапи принял эти законы. Продолжает запись на доске: Причины быстрого развития Междуречья: 3) законы Хаммурапи. – Давайте с вами ознакомимся с некоторыми правилами жизни и постараемся определить, насколько справедливы они были. – Внимательно прочитайте текст на с. 87–89, попытайтесь объяснить, в чём ваши представления, людей XXI века, о справедливости и равенстве совпадают с представлениями вавилонского царя, а в чём – нет. При проверке данного задания применяем алгоритм самооценки. | Вспоминают правила работы с картой: 1) внимательно изучить легенду карты (условные обозначения); 2) найти необходимые объекты на карте; 3) установить взаимосвязь анализируемых объектов; 4) преобразовать информацию, полученную из карты; 5) сделать вывод на основе анализа карты. Один из учеников отвечает, показывая объекты на настенной карте. Примерный ответ: – Я считаю, что медь поступала в Междуречье из Малой Азии, а олово – из Палестины, так как на карте это отмечено цепочкой из красных точек, обозначающих торговые пути, и условными знаками в виде рисунков. Коррекция догадок: – От других народов они могли перенять новые достижения, усовершенствовав их. Например, древние шумеры переняли язык семитских племён, которые переселились на эту землю и образовали там свои города-государства. У индоевропейских племён переняли и усовершенствовали колёсные повозки, сделав из них стремительные колесницы. Сами шумеры тоже могли научить переселявшиеся народы многому для них неизвестному, например, орошаемому земледелию, строительству и письменности. Предлагают варианты ответов по учебной проблеме. – Междуречье находилось на пересечении торговых путей, через которые проходило много торговых караванов разных народов. В результате шумеры активно взаимодействовали с другими племенами, перенимая и совершенствуя их достижения. Это способствовало быстрому развитию Междуречья и всей Западной Азии. Выполняют задания: -отмечают на ленте времени даты, считают, сколько тысячелетий назад правил вавилонский царь Хаммурапи. Работают с текстом и аргументированно высказывают своё мнение. | Умение работать с исторической картой. Определять даты, века, место событий. Умение сравнивать. Выделять главное. | Познавательные Анализировать, строить логически обоснованные Выделять главное. Находить в разных источниках достоверную информацию. Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуаль-ную информацию. Регулятивные Планировать деятельность. Работать по плану. Оценивать степень и способы достижения цели. Регулятивные Оценивать степень и способы достижения цели. | Оценивать себя с позиции гражданина России, Давать оценку деятельности вавилонского царя Хаммурапи и его законам. |
7. Учебные действия по реализации плана выражение решения. | Сравнить свой вывод с авторским, дать оценку степени достижения цели Репродуктивный. - При царе Хаммурапи вавилонское царство стало самой силь-ной и развитой державой Западной Азии | – Итак, мы с вами узнали, почему Междуречье быстро развивалось. – Какой вывод можно сделать по проблеме урока? - Какие версии подтвердились? | Предполагаемый вывод по проблеме: – Междуречье развивалось быстрее, чем Египет, так как оно располагалось на пересечении нескольких торговых путей, что способствовало активному взаимодействию шумеров с различными народами, тем самым обогащая опыт и достижения местных жителей. Законы Хаммурапи позволяли управлять государством и поддерживать порядок в обществе, что способствовало укреплению самой развитой державы Западной Азии – Вавилонского царства. | Выделять главное обобщать, делать выводы. Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Междуречья (орошаемое земледелие, города-государства, свободные граждане и рабы, царская власть). | Познавательные Делать выводы. Регулятивные Оценивать степень и способы достижения цели. | Давать оценку деятельности вавилонского царя Хаммурапи и его законам. |
8. Применение нового знания | Применить полученные знания при выполнении продуктивных заданий Репродуктив-ный Индивидуальная работа, работа с текстом учебника, картой - особый путь финикийцев - По каким торговым путям в Междуречье поступали медь, олово, строительный лес, драгоценные металлы, пурпурная краска, стеклянные сосуды, вино? - Что могли перевозить финикийцы по важнейшим морским торговым путям? - Какой путь нужно было проделать финикийским кораблям от г. Тира до оловянных рудников в Британии? | – Отличаются ли современные представления о справедливости законов Хаммурапи от представлений свободных вавилонян? – Одним из соседних народов, с которым древние шумеры активно торговали, были финикийцы. Используя текст и карту, определите, чем отличались финикийцы от известных вам жителей Западной Азии. – Подумайте, как они могли повлиять на развитие Междуречья. | Могут сказать, что вавилоняне воспринимали эти законы как должное, что законы Хаммурапи позволяли управлять обществом и поддерживать порядок. Это делало государство сильным и развитым. Индивидуально, самостоятельно выполняют задание, работают с картой, записывают ключевые слова в тетрадь. | Словесная оценка учителя. Корректирующая информация со стороны учителя. Самопроверка по образцу | Познавательные Анализиро-вать, строить логически обоснованные рассуждения. Выделять главное. Находить в разных источниках достоверную информацию. Определять понятия. Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию. Делать выводы. | |