kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урок истории 5 класс "Законы Вавилонского царства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме «Законы Вавилонского царства»

Цель урока: создать условия для формирования представлений обучающихся об организации общества и хозяйства Междуречья периода правления царя Хаммурапи через изучение его законов, первых законов в истории Древнего мира, и подведение к пониманию значения этих законов.

Задачи урока: 1)предметные: а) овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; б) способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого. 2) метапредметные результаты: развивать умения работы с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы и т.д.); б) использовать разные источники информации (карта, исторические источники, электронные  носители). 3)личностные: а) осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; б) выявление способности к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; в) определение ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию.

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Формируемые универсальные учебные действия:

1)Личностные УУД: ориентировать обучающихся на умение организовать свою деятельность на уроке, на понимание причин успеха в учебе, самоопределение, смыслообразование.

2)Познавательные УУД: через самостоятельную исследовательскую работу со статьями закона путем анализа и логических выводов ответить на вопросы и решить проблему «справедливости» законов царя Хаммурапи; поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, рефлексия способов и условий действия, анализ объектов и синтез.

3)Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль, вносить коррективы в действия обучающихся (при работе с лентой времени, на этапе первичного закрепления, рефлексии и т.д.), планирование своей деятельности, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка качества и уровня усвоения, результатов и саморегуляция.

4)Коммуникативные УУД: уметь работать в группе, сотрудничать, договариваться, контролировать свои действия и учиться анализировать деятельность в группе, сотрудничество  с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение полно и точно выражать свои мысли,  владение монологической и диалогической формами речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«технологическая карта урок истории 5 класс "Законы Вавилонского царства" »

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме «Законы Вавилонского царства»

Цель урока: создать условия для формирования представлений обучающихся об организации общества и хозяйства Междуречья периода правления царя Хаммурапи через изучение его законов, первых законов в истории Древнего мира, и подведение к пониманию значения этих законов.

Задачи урока: 1)предметные: а) овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; б) способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого. 2) метапредметные результаты: развивать умения работы с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы и т.д.); б) использовать разные источники информации (карта, исторические источники, электронные  носители). 3)личностные: а) осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; б) выявление способности к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; в) определение ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию.

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Формируемые универсальные учебные действия:

1)Личностные УУД: ориентировать обучающихся на умение организовать свою деятельность на уроке, на понимание причин успеха в учебе, самоопределение, смыслообразование.

2)Познавательные УУД: через самостоятельную исследовательскую работу со статьями закона путем анализа и логических выводов ответить на вопросы и решить проблему «справедливости» законов царя Хаммурапи; поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, рефлексия способов и условий действия, анализ объектов и синтез.

3)Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль, вносить коррективы в действия обучающихся (при работе с лентой времени, на этапе первичного закрепления, рефлексии и т.д.), планирование своей деятельности, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка качества и уровня усвоения, результатов и саморегуляция.

4)Коммуникативные УУД: уметь работать в группе, сотрудничать, договариваться, контролировать свои действия и учиться анализировать деятельность в группе, сотрудничество  с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение полно и точно выражать свои мысли,  владение монологической и диалогической формами речи.


Дидактическая структура урока (этапы урока)

Задания для учащихся выполнение которых приводит к достижению планируемых результатов (методы, приемы, средства)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Личностные

1.Организационный

Мотивировать учащихся к результативной учебной деятельности

Фронтальный

Приветствует учащихся, просит их проверить готов­ность к уроку.

Осуществляют само­проверку готовности к уроку.

Позитивный настрой учащихся к уроку


Регулятивные

- Самоконтроль учебной деятельности

Познавательные

Целеполагание.

Самоопределение


2. Создание проблемной ситуации и постановка проблемы.

Определить проблему, проанализировать данные таблицы

« Достижения Междуречья и Египта»


Показ слайда №1 «Определяем проблему»

- Работа с таблицей, - вопросы:

- «Какие выводы можно сделать? Какой возникает вопрос? Сравни его с авторским»


Показ слайда №2 «Определяем проблему»

– На прошлом уроке мы с вами выяснили, что Египет и Междуречье – разные цивилизации. – Давайте узнаем, что так удивило Антошку, когда ему стало известно, что Египет появился раньше Междуречья.

– Какое мнение высказал Антошка

по поводу возникновения и развития цивилизаций Древнего Египта и Междуречья?

Фиксируем на доске:

Египет появился раньше, значит, развивался быстрее, чем Междуречье.

– Сравните по таблице время освоения достижений цивилизации в Междуречье и в Египте. Что заметили? – Следовательно, какая цивилизация развивалась быстрее?

Фиксируем на доске:

факт: Междуречье развивалось быстрее.

– Сравните мнение Антошки с данными таблицы. Какое наблюдается противоречие? – Какой возникает вопрос?

Фиксируем проблему урока на доске:

Почему Междуречье развивалось быстрее, чем Египет?

Участие в беседе


Чтение текста на стр. 80 учебника.

Примерные ответы:

– Антошка считает, что если Египет появился раньше, значит, развивался быстрее, чем Междуречье.


Работают по таблице «Достижения жителей Междуречья и Египта»

(Приложение №1)

– В Египте это произошло позже,

чем в Междуречье.

– Междуречье.

Выявляя противоречие, самостоятельно формулируют проблему урока, записывают её в тетради.


Регулятивные

Умение определять цель – проблему.

Выдвигать версии.

Планировать деятельность.

Работать по плану.

Оценивать степень и способы достижения цели

Познавательные

Анализировать, строить логически обоснованные рассуждения:

- уметь сравнивать по таблице времени достижения в Междуречье и в Египте;

- анализ данных по таблице.

Коммуникативные:

Организовать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Оценивать себя с позиции гражданина России.

Давать оценку деятельности вавилонского царя Хаммурапи и его законам, опираясь на нравственные ценности

Словесный, наглядный, аналитический способы.

Обмен информацией между учителем и детьми.

3. Целеполагание. Выдвижение версий

Выявить варианты причин быстрого развития Междуречья, мотивировать к высказыванию собственных версий

Словесный, наглядный, фронтальный,

дедуктивный, выдвижение предположений.

Работа с картой «Древние цивилизации Азии» на стр. 79 учебника

Работа с иллюстрацией на стр. 88

Проблемные вопросы:

– Рассмотрите карту на с. 79.

Что изображено красными точками?

– Какую особенность заметили?

– Что можете сказать про Египет?

– Предположите, могло ли это как-то повлиять на развитие Междуречья?

– Сформулируйте кратко первую

версию.

Фиксируем версию на доске:

1. Пересечение торговых путей.

– Рассмотрите иллюстрацию на с. 88. Этот столб, на котором были высечены законы вавилонского царя Хаммурапи, нашли археологи. Как вы думаете, что могло заставить царя принять эти законы?

– Сформулируйте вторую версию!

Фиксируем вторую версию на доске:

2. Активная борьба между государством и людьми в одном обществе.

Примерные ответы:

– Торговые пути.

– Через Междуречье проходит много торговых путей.

– Через Египет проходит только один торговый путь.

– Междуречье развивалось быстрее

благодаря торговым путям.

– Активная борьба между правителем и людьми в одном обществе.

Определять мотивы поступков людей

Познавательные

Выделять главное.

Находить в разных источниках достоверную информацию.

Регулятивные

Выдвигать версии.



4. Актуализа-ция знаний

Актуализировать ранее изученный материал: вспомнить определения, достижения жителей Древнего Междуречья

Опора на задания в тексте учебника стр. 85

«Объясни значения слов, назови достижения ».

«Распредели признаки по группам:

1. Цивилизация как ступень развития;

2. Цивилизация как общность людей»

Учитель просит выполнить задания из раздела «Вспоминаем то, что знаем» на с. 85.

Во фронтальном диалоге вспоминают изученный материал, который пригодится для решения проблемного вопроса

Ученики работают при помощи словаря на стр.283


Определять понятия: цивилизация, государство, народ, закон, соседская община, граждане


Познавательные

Выделять главное.

Умение группировать общие признаки по группам


5. Планирова-ние деятельнос-ти

Организовать план действий для проверки версий

Подводящий диалог


– Вспомните легенду о Вавилонской башне. В чём смысл этой легенды?

– Итак, мы с вами повторили основные понятия и исторические факты, которые необходимы для решения проблемы.

– Теперь давайте подумаем,

что нам надо узнать, чтобы проверить версии и ответить на главный вопрос урока.

Записываем план

действий на доске.

Надо узнать причины быстрого развития Междуречья.

– Так люди объясняли происхождение разных народов, говоривших на разных языках.

– Чтобы узнать, почему Междуречье развивалось быстрее, чем Египет, нам надо знать, что этому способствовало.


Отличительные особенности Междуречья и второе значение понятия «цивилизация» (культурная общность)

Познавательные Выделять главное.

Регулятивные Планировать деятельность.

Коммуникативные

Умение организовать учебное сотрудничест-во с учителем и сверстниками


6. Поиск решения проблемы (открытие нового знания)

Найти решение проблемы на основе открытия новых знаний,

извлечь информацию из источника, проанализиро-вать, установить причинно – следственные связи, почему Междуречье развивалось быстрее, чем Египет

«Открываем новые знания»,

«Перекрёсток Западной Азии».


«Чтение» карты на стр. 79.

Поиск ответов на вопросы:

- Что жители Междуречья должны были покупать у соседей по Западной Азии?

- Что жители Междуречья могли продавать соседям по Западной Азии?

Смысловое чтение текста на стр. 85-87.


- Где находись центры расселения семитских племён, индоевропейских племён?

-Какие типы хозяйственной деятельности были освоены этими племенами?

- Отметь на ленте времени даты

-Подсчитай, сколько тысячелетий назад правил вавилонский царь Хаммурапи

Смысловое чтение текста стр. 87-89


Смысловое чтение текста стр. 87- 89, анализ исторического источника – фрагмент из статей законов вавилонского царя


-В чём ваши представления о справедливости совпадают с представлениями царя Хаммурапи, а в чём – нет?

- Приведи аргументы.

- Оцени справедливость этих законов с точки зрения свободных вавилонян – современников Хаммурапи

I. Перекрёсток Западной Азии

– Сейчас мы поработаем с картой.

– Прежде чем приступить к выполнению задания, давайте вспомним,

как читать карту, извлекая нужную

информацию.


– По карте на с. 79 определите, по каким торговым путям в Междуречье поступали медь и олово, строительный лес, драгоценные металлы, благовония, пурпурная краска, стеклянные сосуды, вино.


Записываем на доске:

Торговые пути:

из Малой Азии – медь;

из Палестины – олово,

из Финикии, Палестины- стеклянная посуда.

– Теперь продолжайте самостоятельно выполнять задание, делая запись в тетради.

– Проверьте себя, прочитав текст на

с. 85–87.


Продолжаем запись на доске:

Торговые пути:

из Финикии – строительный лес,

пурпурная краска;

из Аравии – благовония;

из Египта – вино.


– Предположите, как торговля с соседями по Западной Азии могла повлиять на развитие Междуречья?

– Проверьте свои догадки по тексту

на с. 85–87.


Записывает на доске:

Заимствовали:

у семитских племён – новый язык;

у индоевропейцев – колёсные повозки.


– Чем можно объяснить быстрое развитие Междуречья и всей Западной Азии, исходя из того, что мы узнали?

Выполните задание №3 «Причины быстрого развития Междуречья»

( Приложение №4)

При проверке данного задания применяем алгоритм самооценки.


Фиксирует на доске:

Причины быстрого развития Междуречья:

1) пересечение торговых путей;

2) тесное взаимодействие с другими народами.


II. Законы «сияющей справедливости»

– В XVIII веке до н.э. всё Междуречье объединил в могущественное

государство один из царей Вавилона –

Хаммурапи. Он прославился тем, что издал законы, основываясь на которых, управлял государством.

Выполните задание №5 (работа с лентой времени)


– С помощью текста (с. 87–89) узнайте, зачем Хаммурапи принял эти законы.

Продолжает запись на доске:

Причины быстрого развития Междуречья:

3) законы Хаммурапи.


– Давайте с вами ознакомимся с некоторыми правилами жизни и постараемся определить, насколько справедливы они были.

– Внимательно прочитайте текст на с. 87–89, попытайтесь объяснить, в чём ваши представления, людей XXI века, о справедливости и равенстве совпадают с представлениями вавилонского

царя, а в чём – нет.

При проверке данного задания применяем алгоритм самооценки.





Вспоминают правила работы с картой:

1) внимательно изучить легенду карты (условные обозначения);

2) найти необходимые объекты на карте;

3) установить взаимосвязь анализируемых объектов;

4) преобразовать информацию, полученную из карты;

5) сделать вывод на основе анализа

карты.

Один из учеников отвечает, показывая объекты на настенной карте.

Примерный ответ:

– Я считаю, что медь поступала в Междуречье из Малой Азии, а олово – из Палестины, так как на карте это отмечено цепочкой из красных точек, обозначающих торговые пути, и

условными знаками в виде рисунков.


Коррекция догадок:

– От других народов они могли перенять новые достижения, усовершенствовав их. Например, древние шумеры переняли язык семитских племён,

которые переселились на эту землю и

образовали там свои города-государства. У индоевропейских племён переняли и усовершенствовали колёсные повозки, сделав из них стремительные

колесницы. Сами шумеры тоже могли научить переселявшиеся народы многому для них неизвестному, например,

орошаемому земледелию, строительству и письменности.

Предлагают варианты ответов по учебной проблеме.

– Междуречье находилось на пересечении торговых путей, через которые проходило много торговых караванов разных народов. В результате

шумеры активно взаимодействовали

с другими племенами, перенимая и

совершенствуя их достижения. Это

способствовало быстрому развитию

Междуречья и всей Западной Азии.

Выполняют задания:

-отмечают на ленте времени даты, считают, сколько тысячелетий назад правил вавилонский царь Хаммурапи.

Работают с текстом и аргументированно высказывают своё мнение.

Умение работать с исторической картой. Определять даты, века, место событий.

Умение сравнивать.

Выделять главное.
























































































Познавательные

Анализировать, строить логически обоснованные Выделять главное. Находить в разных источниках достоверную информацию.

Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуаль-ную информацию.

Регулятивные

Планировать деятельность.

Работать по плану.

Оценивать степень и способы достижения цели.





























































Регулятивные

Оценивать степень и способы достижения цели.

Оценивать себя с позиции гражданина России,

Давать оценку деятельности вавилонского царя Хаммурапи и его законам.


7. Учебные действия по реализации плана выражение решения.

Сравнить свой вывод с авторским,

дать оценку степени достижения цели

Репродуктивный.

- При царе Хаммурапи вавилонское царство стало самой силь-ной и развитой державой Западной Азии

– Итак, мы с вами узнали, почему

Междуречье быстро развивалось.

– Какой вывод можно сделать по проблеме урока?

- Какие версии подтвердились?

Предполагаемый вывод по проблеме:

– Междуречье развивалось быстрее, чем Египет, так как оно располагалось на пересечении нескольких

торговых путей, что способствовало

активному взаимодействию шумеров с различными народами, тем самым обогащая опыт и достижения местных жителей. Законы Хаммурапи позволяли управлять государством и поддерживать порядок в обществе, что способствовало укреплению самой развитой державы Западной Азии – Вавилонского царства.

Выделять главное обобщать, делать выводы. Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Междуречья (орошаемое земледелие, города-государства, свободные граждане и рабы, царская власть).


Познавательные

Делать выводы.


Регулятивные

Оценивать степень и способы достижения цели.



Давать оценку деятельности вавилонского царя Хаммурапи и его законам.


8. Применение нового знания

Применить полученные знания при выполнении продуктивных заданий

Репродуктив-ный

Индивидуальная работа, работа с текстом учебника, картой

- особый путь финикийцев

- По каким торговым путям в Междуречье поступали медь, олово, строительный лес, драгоценные металлы, пурпурная краска, стеклянные сосуды, вино?

- Что могли перевозить финикийцы по важнейшим морским торговым путям?

- Какой путь нужно было проделать финикийским кораблям от г. Тира до оловянных рудников в Британии?

– Отличаются ли современные представления о справедливости законов Хаммурапи от представлений свободных вавилонян?


– Одним из соседних народов, с которым древние шумеры активно торговали, были финикийцы. Используя

текст и карту, определите, чем отличались финикийцы от известных вам

жителей Западной Азии.


– Подумайте,

как они могли повлиять на развитие

Междуречья.




Могут сказать, что вавилоняне воспринимали эти законы как должное,

что законы Хаммурапи позволяли управлять обществом и поддерживать порядок. Это делало государство

сильным и развитым.


Индивидуально, самостоятельно

выполняют задание, работают с картой, записывают ключевые слова в тетрадь.










Словесная оценка учителя.

Корректирующая информация со стороны учителя.

Самопроверка по образцу



Познавательные Анализиро-вать, строить логически обоснованные рассуждения.

Выделять главное.

Находить в разных источниках достоверную информацию.

Определять понятия.

Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию. Делать выводы.



9. Подведение итогов. Рефлексия

Подвести итоги, сделать выводы


– Как вы думаете, почему параграф

называется «Законы Вавилонского

царства»?

– Это было самое развитое государство Западной Азии.



Познавательные

Делать выводы.

Регулятивные

Оценивать степень и способы достижения цели.

Умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях

10. Домашнее задание

Объяснить домашнее задание

Словесный

– Прочитайте название следующего

параграфа. Как вы думаете, почему

Ассирию называли «железным»

царством?

– Прочитайте дома § 14 и проверьте

свои предположения. Чтобы лучше

усвоить и понять тему, которую мы будем изучать на следующем уроке, приготовьте ответы на вопросы из раздела «Вспоминаем то, что знаем».

Записывают домашнее задание






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
технологическая карта урок истории 5 класс "Законы Вавилонского царства"

Автор: Калаева Ирина Геннадьевна

Дата: 17.08.2015

Номер свидетельства: 225688

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Технологическая карта урока "Древний Вавилон" история 5 класс"
    ["seo_title"] => string(67) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-drievnii-vavilon-istoriia-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "252071"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447330372"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Конспект урока истории в 5 классе по теме: "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_istorii_v_5_klassie_po_tiemie_vavilonskii_tsar_khammurapi_i_iegh"
    ["file_id"] => string(6) "451011"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1516340391"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства