Урок на тему «Отношения между людьми»Программа и учебник «Обществознание»7 класс, под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Урок +презентация. На уроке формируются умения определять тему и проблему урока; умения систематизировать учебный материал и излагать его в таблице. Главное, через содержание урока решаются воспитательные задачи.Цель урока:Формирование культуры межличностных отношений. Задачиурока: 1) Объяснить отличия социальных и межличностных отношений,личных и деловых отношений. 2) Подвести к пониманию из чего складываются симпатия и антипатия.
3) Продолжить формирование умений работать с текстом учебника, с иллюстрациями, дополнительным материалом. 4) Продолжить формирование умений устанавливать причинно - следственные связи между поступками и взаимоотношениями между людьми.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок "Отношения между людьми" »
Урок на тему «Отношения между людьми»
Программа и учебник «Обществознание»7 класс , под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Урок +презентация.
Цель урока: Формирование культуры межличностных отношений. Задачи урока: 1) Объяснить отличия социальных и межличностных отношений, личных и деловых отношений. 2)Подвести к пониманию из чего складываются симпатия и антипатия. 3) Продолжить формирование умений работать с текстом учебника, с иллюстрациями, дополнительным материалом. 4) Продолжить формирование умений устанавливать причинно - следственные связи между поступками и взаимоотношениями между людьми.
Определение темы урока.
Я к вам хорошо отношусь. Вы ко мне хорошо относитесь? Какие отношения у вас в классе? Есть ли у тебя друзья? Много ли у тебя приятелей, знакомых?
А как складываются твои отношения с классным руководителем?
Какие отношения у ребёнка в семье?
Определите тему урока. О чём речь пойдёт на уроке?( ОТВЕТЫ)
Тема: Отношения между людьми.
Какие ассоциации вызывает у вас слово «отношения»?
Составление кластера (Мама. Папа, друзья, учитель, директор, народы, государства, природа и др.)
Все отношения можно разделить на две большие группы
Отношения
Социальные Межличностные
Сегодня на уроке мы будем рассматривать только одну группу - межличностные отношения.
Определим проблему ( слайд ) Какой вопрос может возникнуть на основе
этого противоречия?
Почему отношения между людьми складываются по-разному?
Определим план нашей работы. Какие вопросы нам надо изучить? Что надо знать, что решить проблему?( ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ)
План урока
1.Какие отношения называются межличностными
2. Что лежит в основе межличностных отношений
3. Виды межличностных отношений
1.Какие отношения называются межличностными
На с. 8 найдите термин межличностные отношения, найдите этот термин в словаре и выпишите.
Что же входит в понятие межличностные отношения? На с. 8 найдите и назовите признаки межличностных отношений.
ЗАПИСИ В ТЕТРАДИ: 1.Наличие непосредственного контакта 2. Носят обоюдный характер, т.е. являются взаимодействиями людей в процессе чего - либо
3. Присутствует взаимовосприятие.
Само название предполагает одного человека? Для межличностных отношений достаточно одного человека? Эти отношения носят обоюдный характер. Эта главная особенность межличностных отношений подчеркивается частью слова «взаимо». Какие слова с этой частью вы знаете?
взаимодействие
взаимовосприятие
взаимопонимание
Задания на закрепление1) Попытайся восстановить логику развития межличностных отношений.
взаимо….. взаимо… взаимо…
взаимодействие взаимовосприятие взаимопонимание
2) В какой ситуации необходимо взаимодействие?
3) Когда невозможно обойтись без взаимопонимания?
2. Что лежит в основе межличностных отношений
От чего зависят, как складываются межличностные отношения?(От взаимности, от взаимных чувств)
Межличностные отношения во многом зависят от эмоций, взаимных чувств. Люди могут испытывать десятки различных эмоций и чувств по отношению друг к другу. Что такое Эмоции и Чувства? Какие эмоции и чувства тебе известны?
( ответы учащихся) слайд Составьте список и свой ответ поясните.
Чувства
сближают ЛЮДЕЙ разъединяют
симпатия антипатия
складывается из позитивных чувств следствие отрицательных чувств и
стереотипов.
Иногда человек может оказаться в плену стереотипов. ( Все учителя строгие. Все девчонки – плаксы)
Какие вы знаете стереотипы? Можно ли им доверять? Нельзя торопиться.
Сделайте вывод, что является основой межличностных отношений? ( ЧУВСТВА)
РАБОЧИЕ ЛИСТЫ
ЗАДАНИЕ ОПРЕДЕЛИТЕ одно важное условие межличностных отношений.
Работа с текстом. Давайте рассмотрим один текст и ответим на вопрос, что же это за условие:
Герой сказки Антуана де Сент - Экзюпери, Маленький принц, так охарактеризовал взрослых: «Я вам рассказал так подробно об астероиде Б-612 и даже сообщил его номер только из-за взрослых. Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном… Они спрашивают: «Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?» И после этого воображают, что узнали человека. Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби», - они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: «Я видел дом за сто тысяч франков», - и тогда они восклицают: «Какая красота!»… Уж такой народ взрослые. Дети должны быть очень снисходительны к взрослым».
1) Опираясь на текст учебника, определи, о каком психологическом явлении говорит Маленький принц. ( возможные ответы- непонимание ,разные ценности)
2) Предположи, как влияет это явление на развитие межличностных отношений. 3) Какие вопросы взрослых о новом друге ты считаешь действительно важными? Почему?
Проблема «отцы и дети», непонимание взрослыми детей. Сложность отношений.
Так какое ещё есть одно важное условие межличностных отношений?
ПОНИМАТЬ ДРУГОГО. Что значит понять другого? ( ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ) Может это значит - поставить себя на его место?
Как вы понимаете высказывания писателя Рощина: « Секрет интеллигентности прост: внимание. Если вы будете внимательны к любому человеку, вступая во взаимоотношения,- будь то случайный попутчик в трамвае или родная мать, - то это и будет ключ поведения. Попробуйте. Если исходить из того, что любой человек также сложен, интересен, глубок, раним, как вы сами, то вы не сможете на за что ни про что причинить ему неудобство, неприятность, а тем более горе, жестокую обиду, рану.
Попробуйте не наступать, а уступать. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить». (ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ)
3. Виды межличностных отношений
ЗАДАНИЕ: Прочитать текст с. 11 составить схему «Виды межличностных отношений»
Какой вид самый распространенный ?
А какой самый близкий? Можно это отразить в схеме? Попробуйте изменить схему, чтобы это было понятно.
Вернемся к проблеме урока:Почему отношения между людьми складываются по-разному? Всегда ли отношения между людьми складываются так, как они хотят?
А надо ли учиться культуре человеческих взаимоотношений?
А) Звучит песня Булата Окуджавы «Комплименты» Определите первый совет
1.Почаще говори комплименты человеку, с которым взаимодействуешь.( запись в тетради)
Б) Диалог двух молодых людей :
ОН: Она ничего не стоит, но много даёт.
ОНА: Она обогащает тех, кто её получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает.
ОН: Она длится мгновения, а в памяти остаётся порой навсегда.
ОНА: Никто не богат настолько, чтобы обойтись без неё, и нет такого бедняка, который не стал бы от неё богаче.
ОН: Она создаёт счастье в доме и служит паролем для друзей.
О чём речь? Какой второй совет дадите людям для установления дружеских отношений.
2. Почаще улыбайся.( запись в тетради ) Кодекс психологов всего мира «ЕСЛИ увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам»
Любое знание должно быть пережито и закреплено практикой. Мало знать, надо применить. Давайте попробуем. Улыбнитесь, скажите пару приятных слов. Что вы почувствовали, когда улыбались ВАМ. Запомните и сохраните эти ощущения. Вам было несомненно приятно, ведь улыбка – лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей.
Продолжите работу самостоятельно( вспомнить золотое правило нравственности)
Итог урока.Проверка усвоенного:
Прочитать текст на С. 17 (различают отношения по стилю - официальные и личные) и выполнить задания на рабочем листе.
1.Наиболее распространенный вид межличностных отношений
1.Определите важное условие межличностных отношений
Герой сказки Антуана де Сент - Экзюпери, Маленький принц, так охарактеризовал взрослых: «Я вам рассказал так подробно об астероиде Б-612 и даже сообщил его номер только из-за взрослых. Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном… Они спрашивают: «Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?» И после этого воображают, что узнали человека. Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби», - они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: «Я видел дом за сто тысяч франков», - и тогда они восклицают: «Какая красота!»… Уж такой народ взрослые. Дети должны быть очень снисходительны к взрослым».
1) Опираясь на текст учебника, определи, о каком психологическом явлении говорит Маленький принц.
2) Предположи, как влияет это явление на развитие межличностных отношений. 3) Какие вопросы взрослых о новом друге ты считаешь действительно важными? Почему?
2. Как вы понимаете высказывания писателя Рощина: « Секрет интеллигентности прост: внимание. Если вы будете внимательны к любому человеку, вступая во взаимоотношения,- будь то случайный попутчик в трамвае или родная мать, - то это и будет ключ поведения. Попробуйте. Если исходить из того, что любой человек также сложен, интересен, глубок, раним, как вы сами, то вы не сможете на за что ни про что причинить ему неудобство, неприятность, а тем более горе, жестокую обиду, рану.
Попробуйте не наступать, а уступать. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить».
3. Выполните тест
1.Наиболее распространенный вид межличностных отношений