kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Нации и межнациональные отношения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание конкурсных материалов Автор (ФИО, ОУ, должность) Кузина Елена Николаевна учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №7 р.п. Приютово Белебеевского района р. Башкортостан Название Урок обществознания по теме «Нации и межнациональные отношения» Форма Урок обобщения пройденного учебного материала Учебный предмет, класс Обществознание. 11 класс Название темы или раздела учебного курса Раздел: Социальное развитие. Тема: Нации и межнациональные отношения Программные средства, с помощью которых создан дидактический материал Microsoft Power Point, ИИП «КМ-Школа». Цели и задачи дидактического материала Обобщение полученных знаний Развитие коммуникативных способностей через обсуждение, проблемных вопросов, развитие творческих способностей через исследовательскую деятельность на уроке. ?Воспитание толерантности Содержание дидактического материала 1.Презентация к уроку: Слайд2: мотивация к включению в учебную деятельность. Слайд3: подготовка к раскрытию понятия «национальность», «национальное самосознание» к обсуждению дискуссионного вопроса об отметке национальности в паспортах граждан РФ. Слайд 4 – 8: выяснение причин национальных конфликтов и их последствий. Слайд 9: усиление эмоционального состояния учащихся, чувства сострадания. Слайд 10: Видеорепортаж о Грузино – Осетинском конфликте 2008г. Подготовка к обсуждению дискуссионного вопроса о роли СМИ в освещении межнациональных конфликтов. Слайд 11: подготовка к обмену мнениями и выдвижения группой экспертов основных правил, которых следует придерживаться в отношениях между людьми разных наций. Слайд 12: нацеливание на обсуждение проблемного вопроса о целесообразности подписания указа. Слайд 13: акцент на воспитание чувства толерантности у обучающихся. 2. ИИП «КМ – ШКОЛА» Раздел «История России», урок «Восточные славяне», урок «Великая Отечественная война 1941 – 1945 г.г.»: установление межпредметных связей. Ресурсы дидактического материала (видео-фото, графические изображения, звуковые файлы, ссылки, анимационные и другие эффекты и т.п.) 1.Фотосюжеты о Грузино – Осетинской войне2008 года. 2. Фотографии государственных деятелей. 3. Видеофильм. Используемые источники информации (литература, Интернет, ЦОР и др.) 1. Л. Н. Боголюбов.А Ю Лазебникова Человек и общество Часть 2 Учебник для 11 -го кл. – М: «Просвещение»2004. 2. А. В. Клименко В В Румынина Обществознание Пособие для школьников и поступающих в вузы М»Дрофа»2007 3 М. Т. Салимова З Ш Тимербаева География Башкортостана Учебно-справочное пособие для учителя Уфа:БИРО.2007 4 М. Н. Зуев История России сдревнейших времен до начала 21 века Пособие для школьников и поступающих в вузы М»Дрофа 20085 ГЛ Левина Использование личного социального опыта учащихся на уроках обществознания Преподавание истории и обществознания в школе 2010 №10 6 С. В. Сологуб Как работать с понятиями и терминами на уроках обществознания Преподавание истории и обществознания в школе 2008№6 7 Г. И. Старобинская Уроки толерантности: московский опы преподавание истории и обществознания в школе 2008№7 8 Н. Ф. Бабурина Организация самостоятельной работы учащихся по обществознанию Преподавание истории и обществознания в школе 2010№9 9 В. В. Шаповалов Задания, мотивирующие познавательную деятельность Преподавание истории и обществознания в школе 2006№3 10 С.В. Козин Информационные технологии в преподавании обществознания Преподавание истории и обществознания в школе 2003№3 11. Интернет – ресурс: www.edu.ru 12. Официальный сайт Республики Башкортостан Возможности использования дидактического материала: - педагогом на уроке; - учащимися -при изучении нового материала; -при обобщении изученного материала; -при создании творческих проектов; Описание конкурсных материалов Автор (ФИО, ОУ, должность) Кузина Елена Николаевна учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №7 р.п. Приютово Белебеевского района р. Башкортостан Название Урок обществознания по теме «Нации и межнациональные отношения» Форма Урок обобщения пройденного учебного материала Учебный предмет, класс Обществознание. 11 класс Название темы или раздела учебного курса Раздел: Социальное развитие. Тема: Нации и межнациональные отношения Программные средства, с помощью которых создан дидактический материал Microsoft Power Point, ИИП «КМ-Школа». Цели и задачи дидактического материала Обобщение полученных знаний Развитие коммуникативных способностей через обсуждение, проблемных вопросов, развитие творческих способностей через исследовательскую деятельность на уроке. ?Воспитание толерантности Содержание дидактического материала 1.Презентация к уроку: Слайд2: мотивация к включению в учебную деятельность. Слайд3: подготовка к раскрытию понятия «национальность», «национальное самосознание» к обсуждению дискуссионного вопроса об отметке национальности в паспортах граждан РФ. Слайд 4 – 8: выяснение причин национальных конфликтов и их последствий. Слайд 9: усиление эмоционального состояния учащихся, чувства сострадания. Слайд 10: Видеорепортаж о Грузино – Осетинском конфликте 2008г. Подготовка к обсуждению дискуссионного вопроса о роли СМИ в освещении межнациональных конфликтов. Слайд 11: подготовка к обмену мнениями и выдвижения группой экспертов основных правил, которых следует придерживаться в отношениях между людьми разных наций. Слайд 12: нацеливание на обсуждение проблемного вопроса о целесообразности подписания указа. Слайд 13: акцент на воспитание чувства толерантности у обучающихся. 2. ИИП «КМ – ШКОЛА» Раздел «История России», урок «Восточные славяне», урок «Великая Отечественная война 1941 – 1945 г.г.»: установление межпредметных связей. Ресурсы дидактического материала (видео-фото, графические изображения, звуковые файлы, ссылки, анимационные и другие эффекты и т.п.) 1.Фотосюжеты о Грузино – Осетинской войне2008 года. 2. Фотографии государственных деятелей. 3. Видеофильм. Используемые источники информации (литература, Интернет, ЦОР и др.) 1. Л. Н. Боголюбов.А Ю Лазебникова Человек и общество Часть 2 Учебник для 11 -го кл. – М: «Просвещение»2004. 2. А. В. Клименко В В Румынина Обществознание Пособие для школьников и поступающих в вузы М»Дрофа»2007 3 М. Т. Салимова З Ш Тимербаева География Башкортостана Учебно-справочное пособие для учителя Уфа:БИРО.2007 4 М. Н. Зуев История России сдревнейших времен до начала 21 века Пособие для школьников и поступающих в вузы М»Дрофа 20085 ГЛ Левина Использование личного социального опыта учащихся на уроках обществознания Преподавание истории и обществознания в школе 2010 №10 6 С. В. Сологуб Как работать с понятиями и терминами на уроках обществознания Преподавание истории и обществознания в школе 2008№6 7 Г. И. Старобинская Уроки толерантности: московский опы преподавание истории и обществознания в школе 2008№7 8 Н. Ф. Бабурина Организация самостоятельной работы учащихся по обществознанию Преподавание истории и обществознания в школе 2010№9 9 В. В. Шаповалов Задания, мотивирующие познавательную деятельность Преподавание истории и обществознания в школе 2006№3 10 С.В. Козин Информационные технологии в преподавании обществознания Преподавание истории и обществознания в школе 2003№3 11. Интернет – ресурс: www.edu.ru 12. Официальный сайт Республики Башкортостан Возможности использования дидактического материала: - педагогом на уроке; - учащимися -при изучении нового материала; -при обобщении изученного материала; -при создании творческих проектов;

Просмотр содержимого документа
««Нации и межнациональные отношения»»

Автор урока: Кузина Елена Николаевна, учитель истории и обществознания первой категории МБОУ СОШ №7 р.п. Приютово Белебеевского района р. Башкортостан

Аннотация урока


Урок обществознания

Тема: «Нации и межнациональные отношения»

Класс: 11


Цели урока:

образовательные - обобщить учебный материал по теме;

развивающие - создать обучающимся условия для совершенствования навыков деятельности в составе группы и индивидуально, развивать навыки работы с различными источниками информации, высказывать свою точку зрения по предложенным проблемным вопросам.

воспитательные - способствовать формированию у обучающихся чувства толерантности, взаимной помощи в условиях учебной деятельности.

Тип урока: обобщающий.

Форма урока: круглый стол

Методы обучения: проблемный, исследовательский, практический, деятельностный

Формы организации деятельности: индивидуальная, групповая формы работы, самостоятельный поиск информации из различных источников; анализ и обобщение; подготовка презентации к своему выступлению.

Образовательные технологии: проектная технология ,технология проблемного обучения, деятельностная, ИКТ.

Цели урока обуславливают выбор методов (проблемный, исследовательский, практический, деятельностный) и форм обучения (индивидуальная, групповая формы работы, самостоятельный поиск информации из различных источников).

Применение вышеперечисленных образовательных технологий на данном уроке дает мне возможность:

-активизировать мышление обучающихся и помогает формировать интерес к предмету(технология проблемного обучения);

- развивать у обучающихся исследовательсие и творческие способности, умение работать с различными источниками информации;

-помочь обучающимся создать образ цельного знания, получить дополнительные знания;

-воспитывать чувства толерантности, партнерства

-развивать умение конструировать свои знания и представить свой результат(проектная технология)

-усилить наглядность повысить мотивацию обучения и интереса к изучению обществознания(ИКТ).

Методической целью является развитие коммуникативных способностей обучающихся, создание на уроке условий для проявления познавательной активности учащихся через:

- создание проблемных ситуаций;

- использование выше перечисленных разнообразных форм и методов организации учебной деятельности;

- использование ИКТ

Особенности моего урока:

Это урок предусматривает трансформацию стандартных способов организации

по аналогии с известными формами и методами деятельности

Межпредметные связи:

. История России

Всеобщая история

История и культура Башкортостана

География Башкортостана (раздел «Население»)

Тема данного урока входит в раздел «Социальное развитие»

Это 6- ый урок из девяти уроков по разделу. Учитывая актуальность и важность данной темы в тематическом планировании я отвела ее изучению 3 часа(2 часа- на изучение нового материала и 1 час на обобщение в форме круглого стола)

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, словарь обществоведческих терминов., компьютерная программа с презентацией.




Конспект урока

Ι Организационный этап

Учитель объявляет тему, обосновывает ее актуальность, цели урока и методы их достижения.

Примерное содержание вступительного слова учителя: «Тема нашего урока «Нации и межнациональные отношения».Учитывая важность и актуальность этой темы мы вместе с вами выбрали такую форму урока как круглый стол Мы очертили с вами круг проблемных вопросов, которые будут подлежать обсуждению (Слайд №2).

Для обсуждения данных вопросов мы предварительно разделились на следующие группы: обществоведы(они раскрывают теоретические вопросы и содержание понятий ) историки(приводят исторические факты и доказательства), статисты(их задача предоставить убедительные цифры) и эксперты, задачей которых будет аккумулировать идеи и формулировать выводы


.ΙΙ. Основной(информативно - деятельностный) этап

1 Для того чтобы приступить к обсуждению 1 вопроса (Чем обусловлено существование наций).мы обратимся к группе обществоведов с просьбой раскрыть содержание понятий «этносы», «нации»

Этносы - большие группы людей. Обладающих общностью культуры языка, сознанием нерасторжимости исторической судьбы.

Нации - исторически высшая форма этносоциальной общности людей, характеризующаяся единством территории, экономической жизни, исторического пути, языка, культуры, этнического самосознания


2 Задание для историков: Приведите примеры из истории формирования наций (На основании пройденного материала по истории России, Всеобщей истории обучающиеся приводят примеры складывания наций)


3 Слово статистам: Нас интересует вопрос о численности наций на нашей планете

(Слайд№3)


4. Слово предоставляется экспертам для небольшого вывода

Таким образом. Мы раскрыли содержание понятий «этносы».»нации». провели краткий экскурс в историю формирования наций. А также познакомились со статистическими данными о численности наций на планете

5. Учитель: Говоря о «нациях», «этносах», мы не можем не остановиться на таком понятии, как «национальность».

Слово предоставляется обществоведам.

Обучающиеся дают определения.


6. Учитель: Я предлагаю обсудить вам дискуссионный вопрос :до недавнего времени в паспортах граждан нашей страны была строка-отметка о национальности При проведении последней кампании по обмену паспортов. эту отметку убрали Выскажите свое мнение о правомерности данного шага

(Обмен мнениями)


7. Учитель: Конечно, этот вопрос спорный, но вы согласитесь со мной, что и без отметки в паспорте каждый гражданин должен обладать национальным самосознанием.


8. Вопрос к обществоведам – теоретикам: Так что же такое «национальное самосознание»

Возможные варианты ответов

Национальное самосознание-фактор, характеризующий нацию как общность и человека, как члена этой общности. Национальное самосознание основывается на исторической памяти, на знании истории нации, ее традициях.


9. Учитель: Я обращаюсь к историкам. Приведите примеры единства вековых традиций и современной деятельности

Обучающиеся приводят примеры из отечественной истории, касающихся Смутного времени, Отечественной войны 1812 года, Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.


10. Вывод экспертов: благодаря приведенным примерам мы видим, что в самые трудные времена российскому народу удавалось выстоять и победить.

11. Учитель: Обращаясь к истории, мы видим, что за время существования наций и народностей отношения между ними складывались по-разному, и не всегда развивались в мирном русле.


Вопрос статистам: Сколько войн произошло на планете со времени существования человечества?


Учитель: Причиной национальных конфликтов является нерешенный национальный вопрос.


Вопрос для обществоведов: Что такое национальный вопрос. В чем состоят корни национального вопроса?

Обучающиеся дают определение (Под национальным вопросом понимается вопрос об освобождении угнетенных народов, их самоопределение и преодоление этнического неравенства).

Корни национального вопроса кроются в неравномерности социально-экономического и политического развития различных народов.


Задание для историков: Приведите примеры из истории национальных конфликтов.

Презентация фрагмента исследовательской работы «Грузино-осетинский конфликт 2008г»

(Слайды №4-8)

Вопрос ко всем участникам круглого стола: как можно избежать такого рода конфликты.

Обмен мнениями.(Слайд№9)

Слово экспертам о путях решения международных конфликтах на основе высказанных предложений.

Обсуждение дискуссионного вопроса о роли СМИ в освещении межнациональных конфликтов.(Слайд №10)

12. Учитель: Любое современное государство проводит свою национальную политику. Она является неотъемлемой частью внутренней политики каждого государства.

Вопросы обществоведам: Что из себя представляет национальная политика? Какие документы определяют национальную политику в нашей стране?

Возможные варианты ответов (Это часть политической деятельности государства, призванная регулировать межнациональные отношения в различных сферах в жизни общества. Документами, определяющими национальную политику в нашей стране являются Конституция РФ и «Концепция национальной политики РФ»


13. Учитель: Мы живем с вами в республике, которая на сегодняшний день является моделью межнационального согласия и этнической стабильности. В доказательство того я приведу вам высказывание В.Путина: «В Башкортостане как в капле воды отразилась вся Россия».

Слайд №11


Учитель: Проживая в многонациональной республике, у нас есть исторически сложившийся опыт мирного сосуществования, сотрудничество с представителями различных наций.

Обращение учителя к участникам круглого стола: Давайте попробуем сформулировать правила, которых следует придерживаться в отношениях между людьми разных национальностей.

Участники по цепочке называют свои по их мнению важные правила.


Эксперты на основе высказанных идей выдают основные правила, которых следует придерживаться в отношениях между людьми разных национальностей

Где бы мы ни жили, чем бы мы ни занимались, мы всегда общаемся друг с другом. Так устроена жизнь.

Существуют правила, которые точно говорят, как нужно от­носиться к людям другой национальности. С некоторыми из них мы тебя познакомим.

Запомни первое, главное правило, которое люди называют золотым: относись к другим так, как ты хочешь, чтобы другие относились к тебе.

Второе правило: гордись своей национальностью, но всегда уважай национальность другого. Никогда не говори о ней плохих слов. Это глупо и несправедливо: ведь плохих наций нет, есть плохие и хорошие люди в любой нации, в том числе и в твоей.

Третье правило: старайся дружить и сотрудничать с людьми другой национальности, которые живут, учатся или работают рядом с тобой, — обретешь новых друзей, интересней станет жизнь.

Четвертое правило: изучай культуру других народов — этим ты обогатишь свою собственную.


III. Заключение.

Учитель: 2011 год в Башкортостане объявлен годом укрепления межнационального согласия .

Обсуждение проблемного вопроса о целесообразности подписания указа.

Слайд №12

Я бы хотела завершить наш урок словами французского писателя В.Гюго: «На свете нет малых народов. Величие народа вовсе не измеряется его численностью, подобно тому, как величие человека не измеряется его ростом».

Слайд 13

IV Итог урока .Таким образом, сегодня мы на уроке обсудили следующие проблемные вопросы:

Чем обусловлено существование нации?

Какую роль в становлении личности и нации играет национальное самосознание?

В чем причина межнациональных конфликтов и каковы пути их преодоления?

Какой должна быть национальная политика?


V. Оценивание обучающихся


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
«Нации и межнациональные отношения»

Автор: Кузина Елена Николаевна

Дата: 28.01.2016

Номер свидетельства: 284553

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "План -конспект урока "Нации и межнациональные отношения" "
    ["seo_title"] => string(62) "plan-konspiekt-uroka-natsii-i-miezhnatsional-nyie-otnoshieniia"
    ["file_id"] => string(6) "141307"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418102574"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "«Нации и межнациональные отношения».Урок в 8 классе"
    ["seo_title"] => string(58) "natsii_i_miezhnatsional_nyie_otnoshieniia_urok_v_8_klassie"
    ["file_id"] => string(6) "428431"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1505584635"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Толерантность - как форма межнационального общения в РК "
    ["seo_title"] => string(62) "tolierantnost-kak-forma-miezhnatsional-nogho-obshchieniia-v-rk"
    ["file_id"] => string(6) "158229"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1421696366"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Конспект урока по  обществознанию тема "Взаимодействие людей в многонациональном обществе" "
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-uroka-po-obshchiestvoznaniiu-tiema-vzaimodieistviie-liudiei-v-mnoghonatsional-nom-obshchiestvie"
    ["file_id"] => string(6) "163144"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422448884"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "20 лет Ассамблее народа Казахстана. Уникальная модель единства и согласия"
    ["seo_title"] => string(80) "20-liet-assamblieie-naroda-kazakhstana-unikal-naia-modiel-iedinstva-i-soghlasiia"
    ["file_id"] => string(6) "270122"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451016820"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства