класс под ред. А.И. Кравченко, инструктивные таблицы
Цель урока: подвести учащихся к пониманию многообразия отношений между людьми.
Задачи урока.
Понять «чувства» как основу межличностных отношений и подвести к пониманию из чего складываются симпатия и антипатия.
Расширить представления учащихся об особенностях межличностных отношений.
Продолжить формирование умений работать с текстом учебника, с иллюстрациями, дополнительным материалом.
Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между поступками и взаимоотношениями между людьми.
Продолжительность урока: 45 минут
Ход урока.
Организационный момент: Здравствуйте! На протяжении уже нескольких уроков мы с вами изучаем тему «Подросток в социальной среде». Сегодня мы исследуем этот вопрос с другой стороны.
1 этап. Формулирование темы урока, постановка цели.
Ученикам предлагается высказать свои ассоциации со словом «отношение» (слайд 1)
Доказано, что многое в личных отношениях зависит от того, как человек начинает беседу, показывает свое расположение жестами, мимикой. У всех народов есть свои ритуалы приветствия, прощания. Предлагаю выйти желающих, 2 человека и продемонстрировать следующие жесты. На листочках написано: встреча лучших друзей, встреча деловых партнеров, встреча неприятелей, знакомство с новым учеником (ребята показывают остальные ученики отгадывают)
Обсудим вместе: Почему мы одним людям симпатизируем, а других сторонимся? (Слайд 2)
На доске написаны чувства, которые дети должны разделить на две группы: положительные (назовите чувства, которые на ваш взгляд, сближают людей) и отрицательные (назовите чувства, которые людей разъединяют). ( Слайд 3, задание 1)
После выступлений учитель подводит итог на схеме.
(Слайд 4)
На прошлом уроке мы выяснили, что формирование и развитие личности, а также деятельность отдельного человека существенно зависят от социальной среды т.е людей. Она представляет собой сложно организованное общество, в котором люди вступают друг с другом в различные отношения. Итак, тема урока: «Межличностные отношения» (запись в тетрадях) (Слайд 5)
2 этап. Изучение новой темы
Что называют отношениями?
Отношения делятся на две большие группы: социальные и межличностные. Сегодня на уроке мы будем рассматривать только одну группу - межличностные отношения. На с.86 найдите понятие «межличностные отношения» и выпишите определение в тетрадях. Что же является основой межличностных отношений?вопросы к классу.
Попробуем вместе определить виды межличностных отношений. (Слайд 6)
Вы только что познакомились с человеком. Он вам стал привлекателен, вы здороваетесь при последующих встречах … ( знакомство)
Вы не только здороваетесь, но при встрече с удовольствием вступаете в не продолжительный разговор. Теперь вы…? Приятели. (приятельство)
В классе вы все…? Товарищи. ( товарищество)
А самая великая ценность в жизни, как и самый высокий уровень межличностных отношений… догадались? (дружба)
Дружба объединяет людей надолго, иногда на всю жизнь. Проверяется не только временем, но и различными испытаниями.
Какие вам известны литературные герои, кого можно назвать друзьями? (Кай и Герда, Буратино и Пьеро, Пушкин и Пущин и др.)
Межличностные отношения – особенная связь человека с окружающими, отношения бывают деловые, личные, приятельские, товарищеские, семейные. (Слайд 7)
Межличностные отношенияносят обоюдный характер (тоесть взаимный).
Здесь уместно употреблять слово «взаимо». Например, взаимовыручка. Попробуйте продолжить… взаимопомощь, взаимопонимание, взаимодействие и т.д. (Слайд 8, задание 2)
Важное условие межличностных отношений – понять другого человека. (Слайд 9) Нормальные отношения между людьми возможны, если они способны сочувствовать, сопереживать, ставить себя в положение другого человека. Понимание людьми друг друга зависит от характера взаимоотношений между ними. В процессе межличностных отношений люди не просто общаются. Они учитывают определенные правила и формируют тот или иной стиль отношений. По стилю межличностные отношения делятся на официальные и личные. (Слайд 10)
Задание: Вы должны, используя эти слова, сформулировать закон, который по-другому мы называем «золотым правилом нравственности». Золотое правило нравственности: «Относись к другим людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе». Как вы понимаете это правило, считаете ли его справедливым? (Слайд 11, задание 3)
Задание: Теперь следующее задание, Найдите не менее трех различий в отношениях между хорошо знакомыми и малознакомыми людьми. (заполняют в рабочей тетради, выборочно спрашиваю, кто что написал) (Слайд 12, задание 4)
3 этап. Обобщение. В основе межличностных отношений лежат взаимодействие и взаимопонимание. Эти положения мы с вами сейчас и исследуем. Разбейтесь на команды (командам раздаются задания).
Инструкция. Сейчас вам предстоит выполнить задание без слов. Необходимо точно соблюдать инструкцию. Нужно как можно быстрее собрать прямоугольник из частей. Нельзя отбирать детали у другого, разговаривать, мешать другому. Выполнив задание, поднимите руку. После его выполнения необходимо прокомментировать деятельность группы.По моему сигналу вы приступаете к работе. (Слайд 13)
Анализ тренинга. Слово предоставляется группам для анализа своих действий в том порядке, в котором они выполнили задание.
Вывод: Как вы и заметили, наиболее успешными были те группы, в которых участники не мешали, а по возможности кооперировали свои действия.
Взаимопонимание начинается с познания самого себя. Хотите узнать, как к вам относятся окружающие? Для этого вам необходимо ответить на 9 вопросов теста «Познай себя». (Задание 5) Давайте подведем итоги.
- С какими видами и особенностями межличностных отношений мы познакомились?
- Можно ли утверждать, что межличностные отношения дают нам информацию о человеке? Ответ аргументируйте.
Вывод:«Твой успех в мире межличностных отношений зависит от тебя, от умения находить взаимопонимание и устанавливать взаимодействие». (Слайд 14)
Оценки за урок…
Домашнее задание: Составьте памятку «Как ты должен вести себя, чтобы избежать конфликтов с родителями, друзьями».(Слайд 15)