Разработка урока по основам политологии и социологии: "Международные отношения:субъекты и виды отношений"
Разработка урока по основам политологии и социологии: "Международные отношения:субъекты и виды отношений"
№1
Политический процесс - одна из центральных категорий политологии.
Правда, некоторые ученые отождествляют её с понятием политики в целом (Р.Доуз). Другие же видят специфику политических процессов либо в результатах функционирования политической системы (Т.Парсонс), или в динамике борьбы групп за статусы и ресурсы власти (Р.Дарендорф), либо в поведении субъектов при реализации своих интересов (Ч.Мэрриам). В определении понятия "политический процесс" распространены три основные точки зрения. Одни исследователи понимают под политическим процессом все, что происходит в политике, другие вообще отождествляют эту категорию с категорией "политика", а третий подход трактует понятие "политический процесс" как смену состояний политической системы общества. Но считается общепризнанным, что он отображает реальное взаимодействие субъектов политики, сложившейся не в соответствии с намерениями лидеров или программами партий, а в результате действия разнообразных внешних и внутренних факторов.
По мнению политологов В.П.Пугачева и А.Н.Соловьева, политический процесс представляет собой совокупность действий политических субъектов по осуществлению своих специфических функций (дисфункций) в сфере власти, в итоге ведущих к развитию или упадку политической системы общества. Политический процесс - это совокупная деятельность социальных общностей, общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели.
Можно предложить и такое определение: политический процесс - это развитие и взаимодействие политических сил ради использования власти для решения задач и реализации интересов, идей и концепций при решении политических проблем.
№2
Понятие “политика” известно с давних времен. В современные языки оно вошло как заимствование с древнегреческого (politikа) и традиционно означает государственные и общественные дела, сферу деятельности, связанную с властными отношениями между людьми, социальными группами, народами, нациями и государствами. По существу, политика – это многообразный мир человеческой истории и современности, опосредованный властными факторами, политическое бытие человечества, формирование и развитие “политического человека”, одна из основополагающих и интегральных сфер человеческого существования и жизнедеятельности. Она во многом зависит от своего времени, от конкретно-исторических и цивилизационных условий, от господствующей в обществе системы идейно-политических взглядов, от уровня развития самого человека, его миропонимания, политической культуры, политической активности и творчества. Становление и развитие политики выступает как всемирно-исторический процесс, связанный с формированием, функционированием, хранением и трансляцией политических ценностей, с критическим преодолением и становлением новых форм политических отношений, управления и опыта.
В эпоху научно-технической революции резко возрастает уровень и значимость участия людей в политике. По мнению польского философа А.Боднара, “политика – это необходимость и одновременно потребность современного человека, поскольку она является указателем и одновременно ограничителем его многообразных действий во всех сферах жизни общества. А поэтому приобретение знаний о политике отвечает интересам каждого человека, желающего понять свое место и роль в обществе, лучше удовлетворять свои потребности совместно с другими людьми, оказывать воздействие на выбор целей и средств их реализации в масштабах государства. Непонимание же политики и сознательное ее игнорирование влечет негативные последствия, ведет к отчуждению, а в крайнем случае и к угрозе самим основам существования человека”.Хорошо известно, что политическая жизнь древнего мира и эпохи средних веков была целиком подчинена государству. Сфера политики особо не выделялась из общей суммы всех общественных явлений. В этой связи характерно, что категория “политика” основывается на древнегреческих понятиях, связанных с государственностью: “полис” – город-государство, “политес” – гражданин, “политикос” – государственный деятель, “политейя” – конституция. В силу данной традиции в большинстве устоявшихся определений политики выделяется прежде всего регулирующая роль государства в жизни общества.
На неразрывной связи политики и государственного управления основывалась и марксистско-ленинская обществоведческая традиция, акцентировавшая свое внимание на социально-классовой сущности государственности. Так, по определению В.И.Ленина, “политика есть участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства”. Однако, на наш взгляд, подобная трактовка раскрывает только лишь один, хоть и очень важный, аспект политики, который, можно было бы охарактеризовать как “институционально-властно-классовый”. В современной политической науке, наряду с традиционными определениями через государство или участие людей в осуществлении властных функций, политика также понимается как “способ уяснения и упорядочения общественных дел, особенно относящихся к распределению дефицитных ресурсов, к принципам, согласно которым оно осуществляется, и к средствам, благодаря которым отдельные люди или группы получают и сохраняют больший контроль над ситуацией, чем другие. Это означает, что политика есть прежде всего общественная деятельность, обращенная на социальные и материальные взаимоотношения людей, получающая различные выражения в разных сферах и постоянно меняющаяся с течением времени”.
По мнению большинства современных российских и зарубежных исследователей, главными действующими факторами, или субъектами политики следует признать большие социальные группы – классы, социальные слои, народы, нации и т. д., а также их организации; существенными – все остальные социальные субъекты, если они в своих действиях ссылаются на интересы и ценности больших социальных групп. Поэтому политику можно рассматривать как сферу деятельности, связанную с отношениями между социальными и социально-этническими образованиями, ядром которой выступает проблема завоевания, удержания и использования власти. Однако было бы неправомерно сводить ее только лишь к вопросам государственного или партийного руководства людьми. Ареал политики включает в себя все, что связано с властными отношениями, с проведением той или иной общественной линии поведения. Как отмечал классик немецкой социологии Макс Вебер, “понятие политики имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Можно говорить о валютной политике банков, о политике профсоюза во время забастовки, о школьной политике городской или сельской общины, о политике правления руководящего корпорацией и даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем”.
№3
Международные отношения – система межгосударственных взаимодействий, субъектами которых являются государства и некоторые организации, а также частные лица. В сферу международных отношений входят военно-политические, экономические, экологические, гуманитарные и другие проблемы мирового сообщества.
Международное право – это система юридических принципов и норм, возникающие в результате согласования между государством и другими субъектами международного сообщества и регулирующие отношения в целях мирного сосуществования.
Мирное сосуществование – отношения между странами, которые основаны на соблюдении сторонами основных принципов международного права. Их также можно называть принципами мирного сосуществования. Содержание принципов изложено в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества в соответствии с Уставом ООН, принятой Генеральной Ассамблеей в 1970 г., и в заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1975 г., а также в их толкованиях, предложенных в отдельных решениях Международного Суда ООН.
После второй мировой войны были сформированы две концепции или два подхода к пониманию содержания и направленности международных отношений. Первый получил название «традиционалистского» и наиболее полное воплощение нашел в трудах американского политолога Ханса Дж. Моргентау (например, «Политика наций»). Ученый определял международные отношения как «политические взаимоотношения между нациями», в основе которых лежит борьба за власть – единственный «национальный интерес» для всех участников или актеров международной жизни. Это, по его мнению, обусловлено их естественной склонностью к насилию и жаждой власти. Сторонники второго подхода – «модернистского» – пытались сформулировать более широкие и разносторонние представления о сущности международных отношений. Но на практике они часто игнорировали общие социальные закономерности и ограничивали исследования международных отношений поисками путей оперативного вмешательства в их развитие.
О глобализации
На развитие международных отношений влияет глобализация. Это жизнь по единым принципам, приверженность единым ценностям, соблюдение единых обычаев и норм поведения, стремление сделать все универсальным. Это фактические «слияние» стран, взаимопроникновение их культур, ценностей, обычаев и образа жизни. Вот почему важным вопросом является выработка языка, общего для коммуникантов разных стран. Иначе единства никак не достичь, связи между странами будут невозможны.
Глобализация — это процесс, в ходе которого мир преобразуется в единую глобальную систему. Вопрос о глобализации стал весьма актуальным в 1990-е годы, хотя различные аспекты этого процесса серьезно обсуждались учеными, уже начиная с 1960-1970-х годов.
Глобализация мировой экономики - это преобразование мирового пространства в единую зону, где свободно перемещаются информация, товары и услуги, капитал, где непринужденно распространяются идеи и беспрепятственно передвигаются их носители, стимулируя развитие современных институтов и отлаживая механизмы их взаимодействия.
Глобализация подразумевает образование единого (всеобщего) международного экономического, правового и культурно-информационного пространства. Иными словами, феномен глобализации выходит за чисто экономические рамки и оказывает заметное влияние на все основные сферы общественной деятельности — политику, идеологию, культуру. Он, несомненно, будет играть определяющую роль в мировой экономике XXI в., придавая мощный импульс формированию новой системы международных экономических и политических отношений.
Глобализация сказывается на экономике всех стран. Она затрагивает производство товаров и услуг, использование рабочей силы, инвестиции, технологии и их распространение из одних стран в другие. Все это в конечном итоге отражается на эффективности производства, производительности труда и конкурентоспособности. Именно глобализация вызвала обострение международной конкуренции.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по основам политологии и социологии: "Международные отношения:субъекты и виды отношений" »
Қазақстан Республикасы білім және ғылым министрлігі
Министерство образования и науки Республики Казахстан
«Щучье қаласы, педагогикалық колледжі»МКҚК
ГККП«Педагогический колледж, г.Щучинск»
Открытый урок по основам политологии и социологии
«Международные отношения: субъекты и виды отношений»
Разработала и провела преподаватель
гуманитарных и социально-экономических
дисциплин: Бабаева А.Т
2014-2015 учебный год
Сабақ жоспары № 12
План урока №_12
Сабақтың тақырыбы:
Тема урока: Международные отношения: субъекты и виды отношений.
Сабақтың әдісі:
Тип урока: комбинированный
Сабақтың мақсаты:
Цель урока:
-познакомить студентов с основными теоретическими положениями темы; охарактеризовать определение и сущность понятий: национальная безопасность, международные отношения, международное право;
Задачи:
1.Образовательная:
- сформировать цели и принципы, направления деятельности международных организаций, которые играют ведущую роль в мировом сообществе;
- усовершенствовать полученные знания с помощью видеоматериалов;
3.Воспитательная:
- Воспитание профессионально важных качеств: творческой активности, дисциплинированности, потребности в постоянном совершенствование своих профессиональных знаний и умений; толерантности;
- воспитывать умение работать командой;
-расширять и обогащать понятийно-категориальный аппарат;
Методы обучения: игровой, проблемный;
Форма работы: индивидуальная, групповая;
Сабаққа корнекті құралдары:
Наглядные пособия к уроку: ПК, раздаточный материал (информационный лист), интерактивная доска, бумага, фломастеры.
Литература:
С.Раздыков «Основы политологии» Астана -2011 г
дополнительная литература:
Кравченко Л.И. Политология. М.,2001г.
Нысанбаев А. Политология. А.,1998 г.
Митрохина Т.Н. Сравнительная политология. Саратов, 2000 г.
Структура урока:
План:
1.Организационный момент.
2.Постановка цели и задач урока.
3.Повторение ранее изученного материала.
4.Изучение нового материала.
5. Закрепление нового материала.
6. Итог урока . Выставление оценок.
Домашнее задание: Изучить материал темы по учебнику
Сделать короткий конспект (тезисно) в тетрадях
Сделать презентацию по любому вопросу пройденной на сегодняшнем уроке темы.
Дополнительное задание: С помощью интернета и учебника исследовать тему «Международные конфликты 21 столетия» и оформить выводы в виде презентации.
Ход урока:
I. Сабақтың ұйымы:
Организация урока:
1) Проверка готовности учащихся и аудитории к уроку
2) перекличка студентов по журналу
3) сообщение темы и цели урока
«2-3» мин.
II. Оқушылардың білімі тексеруі тақырыбы:
Проверка знаний учащихся по теме: Политическое лидерство. Политическая идеология.
Тексеру әдістері:
Методы проверки: аналитические задания, презентации студентов.
Задание №1: Тест по пройденным темам «Политическая элита», «Человек и политика».
Задания №2: (раскрыть значения слов) в учебники С.Раздыков «Основы политологии»:
расизм компромисс
типология политических консенсус
конфликтов
социал-дарвинизм
политический конфликт
субъекты политики господство
классы элита
политическая деятельность
Задание №3:
Презентации студентов на тему: «Человек и политика».
«15-20» мин.
III. Жаңа тақырыпты баяндауы:
Изложение нового материала:
Баяндау әдістері:
Основные термины
Международные отношения:
Политический процесс
Понятие “политика”
Международные отношения
Международное право
Глобализация
Терроризм
Интеграция
Методы изложения: словесный, практический.
Жоспар:
Слайд№3 План:
Всемирный политический процесс: понятие и его сущность.
Категория политической науки- политика и отношение.
Процесс глобализации мировой политики.
Терроризм и его влияние на политический процесс.
Проблемы внешней политики в РК.
6. Казахстан и мировая интеграция.
1. Всемирный политический процесс: понятие и его сущность.
Слайд №4
Понятие "процесс" используется во всех общественных науках: в экономической теории, истории, философии, психологии, праве и т.д. Разнообразные процессы постоянно протекают во всех сферах общественной жизни, и политическая сфера не исключение.
Политические процессы свидетельствуют о том, что политическая система существует, функционирует и развивается. Другими словами, они служат формой функционирования политической сферы (системы) общества. В широком смысле политические процессы есть формы политической активности общества. Многообразие этой активности и тот факт, что каждый её случай имеет свою причину и цель, разную степень предсказуемости результата и другие различия, затрудняют научные исследования политических процессов, порождают многообразие точек зрения по одним и тем же вопросам. Эта тема является одной из самых дискуссионных в политологии. И, тем не менее, степень научной разработанности политических процессов позволяет достаточно четко их классифицировать.
Политический процесс - одна из центральных категорий политологии.
Правда, некоторые ученые отождествляют её с понятием политики в целом (Р.Доуз). Другие же видят специфику политических процессов либо в результатах функционирования политической системы (Т.Парсонс), или в динамике борьбы групп за статусы и ресурсы власти (Р.Дарендорф), либо в поведении субъектов при реализации своих интересов (Ч.Мэрриам). В определении понятия "политический процесс" распространены три основные точки зрения. Одни исследователи понимают под политическим процессом все, что происходит в политике, другие вообще отождествляют эту категорию с категорией "политика", а третий подход трактует понятие "политический процесс" как смену состояний политической системы общества. Но считается общепризнанным, что он отображает реальное взаимодействие субъектов политики, сложившейся не в соответствии с намерениями лидеров или программами партий, а в результате действия разнообразных внешних и внутренних факторов. По мнению политологов В.П.Пугачева и А.Н.Соловьева, политический процесс представляет собой совокупность действий политических субъектов по осуществлению своих специфических функций (дисфункций) в сфере власти, в итоге ведущих к развитию или упадку политической системы общества. Политический процесс - это совокупная деятельность социальных общностей, общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели.
Можно предложить и такое определение: политический процесс - это развитие и взаимодействие политических сил ради использования власти для решения задач и реализации интересов, идей и концепций при решении политических проблем.
Слайд№5
Категория политической науки- политика и отношение.
Задание: какие ассоциации у вас вызывает слово «политика».
Понятие “политика” известно с давних времен. В современные языки оно вошло как заимствование с древнегреческого (politikа) и традиционно означает государственные и общественные дела, сферу деятельности, связанную с властными отношениями между людьми, социальными группами, народами, нациями и государствами. По существу, политика – это многообразный мир человеческой истории и современности, опосредованный властными факторами, политическое бытие человечества, формирование и развитие “политического человека”, одна из основополагающих и интегральных сфер человеческого существования и жизнедеятельности. Она во многом зависит от своего времени, от конкретно-исторических и цивилизационных условий, от господствующей в обществе системы идейно-политических взглядов, от уровня развития самого человека, его миропонимания, политической культуры, политической активности и творчества.
Становление и развитие политики (в истории) выступает как всемирно-исторический процесс, связанный с формированием, функционированием, хранением и трансляцией политических ценностей, с критическим преодолением и становлением новых форм политических отношений, управления и опыта.
В эпоху научно-технической революции резко возрастает уровень и значимость участия людей в политике. По мнению польского философа А.Боднара, “политика – это необходимость и одновременно потребность современного человека, поскольку она является указателем и одновременно ограничителем его многообразных действий во всех сферах жизни общества. А поэтому приобретение знаний о политике отвечает интересам каждого человека, желающего понять свое место и роль в обществе, лучше удовлетворять свои потребности совместно с другими людьми, оказывать воздействие на выбор целей и средств их реализации в масштабах государства. Непонимание же политики и сознательное ее игнорирование влечет негативные последствия, ведет к отчуждению, а в крайнем случае и к угрозе самим основам существования человека”.
Слайд№6
Хорошо известно, что политическая жизнь древнего мира и эпохи средних веков была целиком подчинена государству. Сфера политики особо не выделялась из общей суммы всех общественных явлений. В этой связи характерно, что категория “политика” основывается на древнегреческих понятиях, связанных с государственностью: “полис” – город-государство, “политес” – гражданин, “политикос” – государственный деятель, “политейя” – конституция. В силу данной традиции в большинстве устоявшихся определений политики выделяется прежде всего регулирующая роль государства в жизни общества.
На неразрывной связи политики и государственного управления основывалась и марксистско-ленинская обществоведческая традиция, акцентировавшая свое внимание на социально-классовой сущности государственности. Так, по определению В.И.Ленина, “политика есть участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства”. Однако, на наш взгляд, подобная трактовка раскрывает только лишь один, хоть и очень важный, аспект политики, который, можно было бы охарактеризовать как “институционально-властно-классовый”. В современной политической науке, наряду с традиционными определениями через государство или участие людей в осуществлении властных функций, политика также понимается как “способ уяснения и упорядочения общественных дел, особенно относящихся к распределению дефицитных ресурсов, к принципам, согласно которым оно осуществляется, и к средствам, благодаря которым отдельные люди или группы получают и сохраняют больший контроль над ситуацией, чем другие. Это означает, что политика есть прежде всего общественная деятельность, обращенная на социальные и материальные взаимоотношения людей, получающая различные выражения в разных сферах и постоянно меняющаяся с течением времени”.
По мнению большинства современных российских и зарубежных исследователей, главными действующими факторами, или субъектами политики следует признать большие социальные группы – классы, социальные слои, народы, нации и т. д., а также их организации; существенными – все остальные социальные субъекты, если они в своих действиях ссылаются на интересы и ценности больших социальных групп. Поэтому политику можно рассматривать как сферу деятельности, связанную с отношениями между социальными и социально-этническими образованиями, ядром которой выступает проблема завоевания, удержания и использования власти. Однако было бы неправомерно сводить ее только лишь к вопросам государственного или партийного руководства людьми. Ареал политики включает в себя все, что связано с властными отношениями, с проведением той или иной общественной линии поведения. Как отмечал классик немецкой социологии Макс Вебер, “понятие политики имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Можно говорить о валютной политике банков, о политике профсоюза во время забастовки, о школьной политике городской или сельской общины, о политике правления руководящего корпорацией и даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем”.
Процесс глобализации мировой политики.
Слайд№7
Международные отношения – система межгосударственных взаимодействий, субъектами которых являются государства и некоторые организации, а также частные лица. В сферу международных отношений входят военно-политические, экономические, экологические, гуманитарные и другие проблемы мирового сообщества.
Как вы думаете, что относится к военно-политическим проблемам?
Понятия
Слайд№8
Международное право – это система юридических принципов и норм, возникающие в результате согласования между государством и другими субъектами международного сообщества и регулирующие отношения в целях мирного сосуществования.
Мирное сосуществование – отношения между странами, которые основаны на соблюдении сторонами основных принципов международного права. Их также можно называть принципами мирного сосуществования. Содержание принципов изложено в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества в соответствии с Уставом ООН, принятой Генеральной Ассамблеей в 1970 г., и в заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1975 г., а также в их толкованиях, предложенных в отдельных решениях Международного Суда ООН.
После второй мировой войны были сформированы две концепции или два подхода к пониманию содержания и направленности международных отношений. Первый получил название «традиционалистского» и наиболее полное воплощение нашел в трудах американского политолога Ханса Дж. Моргентау (например, «Политика наций»). Ученый определял международные отношения как «политические взаимоотношения между нациями», в основе которых лежит борьба за власть – единственный «национальный интерес» для всех участников или актеров международной жизни. Это, по его мнению, обусловлено их естественной склонностью к насилию и жаждой власти. Сторонники второго подхода – «модернистского» – пытались сформулировать более широкие и разносторонние представления о сущности международных отношений. Но на практике они часто игнорировали общие социальные закономерности и ограничивали исследования международных отношений поисками путей оперативного вмешательства в их развитие.
Слайд№9 №10
О глобализации
На развитие международных отношений влияет глобализация. Это жизнь по единым принципам, приверженность единым ценностям, соблюдение единых обычаев и норм поведения, стремление сделать все универсальным. Это фактические «слияние» стран, взаимопроникновение их культур, ценностей, обычаев и образа жизни. Вот почему важным вопросом является выработка языка, общего для коммуникантов разных стран. Иначе единства никак не достичь, связи между странами будут невозможны.
Глобализация — это процесс, в ходе которого мир преобразуется в единую глобальную систему. Вопрос о глобализации стал весьма актуальным в 1990-е годы, хотя различные аспекты этого процесса серьезно обсуждались учеными, уже начиная с 1960-1970-х годов.
Глобализация мировой экономики - это преобразование мирового пространства в единую зону, где свободно перемещаются информация, товары и услуги, капитал, где непринужденно распространяются идеи и беспрепятственно передвигаются их носители, стимулируя развитие современных институтов и отлаживая механизмы их взаимодействия.
Глобализация подразумевает образование единого (всеобщего) международного экономического, правового и культурно-информационного пространства. Иными словами, феномен глобализации выходит за чисто экономические рамки и оказывает заметное влияние на все основные сферы общественной деятельности — политику, идеологию, культуру. Он, несомненно, будет играть определяющую роль в мировой экономике XXI в., придавая мощный импульс формированию новой системы международных экономических и политических отношений.
Глобализация сказывается на экономике всех стран. Она затрагивает производство товаров и услуг, использование рабочей силы, инвестиции, технологии и их распространение из одних стран в другие. Все это в конечном итоге отражается на эффективности производства, производительности труда и конкурентоспособности. Именно глобализация вызвала обострение международной конкуренции.
Слайд№11 №12 №13 №14
4.Терроризм и его влияние на политический процесс.
Терроризм - один из вариантов тактики политической борьбы, связанный с применением идеологически мотивированного насилия. Суть терроризма - насилие с целью устрашения.
Субъект террористического насилия - отдельные лица или неправительственные организации.
Объект насилия - власть в лице отдельных государственных служащих или общество в лице отдельных граждан (в том числе иностранцев, или госслужащих иных государств). Кроме того - частное и государственное имущество, инфраструктуры, системы жизнеобеспечения. Цель насилия - добиться желательного для террористов развития событий - революции, дестабилизации общества, развязывания войны с иностранным государством, обретения независимости некоторой территорией, падения престижа власти, политических уступок со стороны власти и т.д..
Виды терроризма делятся:
По целям:
Политический терроризм - (в основном проявляется Европе) - этот вид в определенное время был наиболее громким, но современная государственная машина научилась с ним бороться. Этот вид терроризма имеет двустороннее направление. С одной стороны, это борьба различных группировок против существующего строя ("Красные бригады" в Италии, "Объединенная красная армия" в Японии, "Аксьон директ"во Франции, немецкие - "Группа Биадера-Майнкоф", "Движение второго июня", "Революционные ячейки"). С другой стороны, - это государственный терроризм, совершаемый спецслужбами ради государств. Подобные методы спецслужбы использовали и используют для уничтожения государственных врагов (КГБ в СССР, ЦРУ в США, Массад в Израиле).
Национальный терроризм - это метод борьбы народов за создание собственного государства. Когда народы, не имеющие собственного государства, требуют независимости и берутся за оружие. Сюда относится борьба курдов за создание Курдистана. К национальному терроризму можно отнести и борьбу басков, проживающих в Южной Франции и Северной Испании (исторически баски стремились к полной самостоятельности, а власти отказывали им даже в автономии). Сюда же можно отнести борьбу ИРА (Ирландской республиканской армии),которая с помощью терактов в Великобритании пытается добиться независимости Северной Ирландии.
Религиозный терроризм - это самый опасный вид терроризма, основанный на религиозном фанатизме. И что наиболее печально в последнее время все более "популярный". Здесь можно отметить борьбу палестинцев против Израиля. В этой борьбе на стороне палестинцев выступают страны арабского мира, и эту борьбу Осама Бен Ладен хочет превратить в борьбу исламского мира против Израиля и его покровителя США со всеми его союзниками. Война в Афганистане превратили его в очень религиозного человека, он превратился в исламского радикала и призвал мусульман всего мира уничтожить неверных. Главная цель Бен Ладена - создание всемирного исламского государства, поэтому он помогает всем единомышленникам по всему миру. Христиане воспринимаются как колонизаторы, а мусульмане - жертвы.
По характеру субъекта террористической деятельности:
Неорганизованный или индивидуальный (терроризм одиночек) - в этом случае теракт (реже, ряд терактов)совершает один-два человека, за которыми не стоит какая-либо организация (Дмитрий Каракозов, Вера Засулич и др.);
Организованный, коллективный - террористическая деятельность планируется и реализуется некой организацией (народовольцы, эсеры,Аль-Каида, ИРА, ЭТА, государственный терроризм). Организованный терроризм - наиболее распространённый в современном мире.
Практическая работа: Сделать плакат (карикатуру) «Мы против терроризма».
5.Проблемы внешней политики в РК.
С обретением суверенитета республика столкнулась с необходимостью выработки и проведения собственной внешней политики.
Концепции внешней политики Казахстана были определены Президентом республики Н.А. Назарбаевым в его работе «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства», вышедшей из печати в мае 1992 года. «Основная цель внешней политики, - указано в ней, - формирование благоприятной внешней среды и поддержки для стабильного развития страны на основе политических и экономических реформ».
Создавая систему национальной безопасности, т.е. внешнюю политику, Казахстан должен был исходить из особенностей своего геополитического и экономического положения.
Казахстан расположен в самом центре Евро-Азиатского континента. Страна занимает 9-е место в мире по территории, имеет сухопутную границу протяженностью 15 тыс. км, 8 тыс. из которых проходят по границе с Россией, 5 тыс. км с Китаем. Протяженность морских границ Казахстана -1,5 тыс. км. Общая протяженность границ – 16,5 тыс. км.
Казахстан расположен на стыке Европы и Азии, где скрещиваются транспортные и коммуникационные линии, соединяющие Запад и Восток. Основную часть экспорта страны составляет сырье (металлы, нефть, хлеб, шерсть). Учитывая свое положение, Казахстан на международной арене проводит многовекторную политику. Суть ее заключается в установлении и развитии взаимовыгодного сотрудничества со всеми странами ближнего и дальнего зарубежья. Стратегические задачи внешней политики - это руководство принципиальными положениями о незыблемости, принципов независимости, территориальной целостности и неприкосновенности границ страны.
Место и роль Казахстана в международных отношениях определяются его географическим, геополитическим и геоэкономическим положением и возможностями. Самое главное – это расположение Казахстана в районе стыковки путей, связывающих Европы и Азию. Ближайшие соседи нашей страны – Россия, Китай и исламские государства Средней Азии. Через территорию Казахстана в древности проходил легендарный Великий Шелковый путь. В связи с этим многие страны мира проявляют заинтересованность в установлении и развитии разносторонних связей с Казахстаном. Главный интерес – это природные богатства, огромные запасы полезных ископаемых. В целом по Казахстану ежегодно осваивается свыше 1,5 млрд. т. полезных ископаемых.
6. Казахстан и мировая интеграция
Внешняя политика Республики Казахстан определяется Президентом страны и осуществляется работой Министерства иностранных дел Республики Казахстан. Казахстан на данный момент стал крупным игроком в международной политике, что обуславливается его хорошим географическим положением на границе двух континентов, Европы и Азии, между ключевыми участниками международных отношений, Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. Наличие обширных территорий (9 место по площади в мире), огромных запасов полезных ископаемых и других природных ресурсов позволяет стране повысить свой международный политический рейтинг.
ИНТЕГРАЦИЯ-высшая форма интернационализации хозяйственной жизни.Она возникает в результате международного разделения труда высокого уровня и корпоративных связей
Международная экономическая интеграция- объединение на уровне стран, связанных узами экономического сотрудничества.
В ходе экономической интеграции происходит сращивание процессов воспроизводства, научное сотрудничество, образование тесных хозяйственных, научно-производственных и торговых связей.
Эти процессы начали особенно быстро развиваться во второй половине ХХ века.
Казахстан и международные организации
Казахстан является активным членом многих международных организаций. Cреди них: ООН, ОБСЕ, ШОС, ОИК, ОДКБ, СНГ и другие.
Казахстан и ООН
2 марта 1992 года по итогам 46-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций резолюцией 46/224 Республика Казахстан была единогласно принята в члены ООН. На сегодняшний день в Казахстане работают 15 представительств ООН:
ПРООН (Программа развития ООН)
ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН)
ЮНФПА (Фонд ООН по народонаселению)
ЮНЕСКО (Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры)
УВКБ (Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев)
ЮНИФЕМ (Фонд развития женщин ООН)
ООН/СПИД (Совместная Программа ООН по ВИЧ/СПИДу)
УКГВ ООН (Управления ООН по координации гуманитарных вопросов)
ДОИ (Представительство Департамента общественной информации)
Всемирная организация здравоохранения
УНП (Управление ООН по наркотикам и преступности)
ДООН (Волонтеры ООН)
Международная организация труда
ЮНИДО (Организация промышленного развития ООН)
Международный валютный фонд
Казахстан и ОБСЕ
В январе 1992 года Республика Казахстан вступила в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе. Эта организация, прежде всего, видит в Казахстане партнера по решению афганского вопроса. Главным достижением страны в этой организации является ее председательствование в 2010 году. В течение этого года Казахстан добился высоких результатов, главным из которых является проведение Саммита ОБСЕ в Астане после 11-летнего перерыва. По итогам Саммита была принята Астанинская декларация "Навстречу сообществу безопасности".
Казахстан и ШОС
Казахстан уделяет особое внимание на отношения с близлежащими государствами. Казахстан - одна из пяти стран, стоявших у истоков появления этой организации. С начала основания Шанхайской Организации Сотрудничества Казахстан активно участвует в работе организации и на 2010-2011 годы стал ее председателем.
В организации занимает ключевое место из-за своего географического расположения в центре территории ШОС.
Казахстан и ОИК
В 1995 году Казахстан стал членом Организации Исламская Конференция. Организация преимущественно состоит из арабских стран, отношения с которыми названы стратегическими. Особым достижением в этой организации является избрание председателем с июля 2011 года.
Казахстан и ОДКБ
Казахстан был в числе первых 6 стран, подписавших договор о коллективной безопасности. После сессии Договора о коллективной безопасности в Москве в 2002 году страны-участницы решили создать организацию на базе договора. В феврале 2009 года были организованы Коллективные силы оперативного реагирования, чьи первые совместные учения прошли в Казахстана на военном полигоне Матыбулак.
Казахстан и СНГ Казахстан изначально активно участвовал в работе и создании основы этой СНГ. По инициативе казахстанской стороны 21 декабря1991 года был организован саммит в Алматы и подписана Алматинская декларация. На сегодняшний день, Содружество Независимых Государств играет огромную роль во внешней политике Казахстане ввиду глубокой взаимной интегрированности стран-участниц во всех сферах международных отношений. Труд высокого уровня или международное разделение трудаЭто когда одна страна должна иметь подавляющее преимущество в качестве выпуска продукции,по сравнению с другими странами ,или обладать богатыми запасами одного из видов природных ресурсов; Например: Япония,специализирующееся на автомобилестроении или Канада-занимает второе место в мире по экспорту зерновых культур и т.д. Вопросы:
Есть ли такие возможности у Казахстана?
Каковы наши переспективы?
И что мы имеем сегодня для осуществления своих планов?
(Казахстан распологает огромными запасами стратегического сырья,имеющего к себе большой интерес со стороны многих международных и финансовых организаций, которые непосредственно влияют на мировую политику и экономический климат.
В начале 90-х годов прошлого века Казахстан занимал первое место по производству хромовой руды,урана,фосфорита и ведущие места по производству нефти,меди,боксита,олова,железа,золота,угля и др.)
«40- 50» мин.
4.Тақырыпты бекітуі:
Закрепление материала:
Түрлер және бекіту әдістері
Формы и методы закрепления:
Задание №1
Тест по теме: Международные отношения: субъекты и виды отношений.
Задание №2
Ответы на вопросы в учебнике С. Раздыков «Основы политологии» по теме Международные отношения.
«10-15» мин.
5.Итог урока. Үйге тапсырма:
Домашнее задание: Изучить материал темы по учебнику
Сделать короткий конспект (тезисно) в тетрадях
Сделать презентацию по любому вопросу пройденной на сегодняшнем уроке темы.
Дополнительное задание: С помощью интернета и учебника исследовать тему «Международные конфликты 21 столетия» и оформить выводы в виде презентации.