ВИД УРОКА: традиционный с использованием элементов технологии развития критического мышления и проблемного обучения
ЦЕЛЬ УРОКА: познакомить учащихся с ходом монгольского нашествия, с причинами и последствиями завоевания Руси монголами; показать героизм русского народа в борьбе с монгольскими завоевателями.
ЗАДАЧИ УРОКА:
I Образовательные:
1) научиться оценивать влияние феодальной раздробленности на состояние обороноспособности Руси;
2) познакомиться с этапами монгольского нашествия на Русь, направлением ударов монголов и решающими битвами с использованием карты;
3) познакомиться с историческими и легендарными личностями, дать оценку их деятельности: Чингисханом (Тимучином), Батыем, Юрием Всеволодовичем – Владимирским князем, рязанским боярином Евпатием Коловратом.
4) определить и зафиксировать причины поражения русских княжеств в столкновении монгольскими завоевателями и историческое значение этого события для дальнейшего развития русского государства.
II. Развивающие:
1) Развивать навыки работы с текстом исторических документов, исторической картой;
2) учиться анализировать проблемную ситуацию;
2) развивать умения отображать информацию в знаковых сигналах;
3) развить навыки работы с контурной картой;
4)способствовать развитию критического мышления обучающихся, развитию навыков работать самостоятельно, в парах, в группах; делать выводы, вычленять причинно-следственные связи.
III. Воспитательные:
Воспитание чувства патриотизма и любви к родине на примере героизма русского народа в борьбе с монгольскими завоевателями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«урок Нашествие с Востока »
ТЕМА УРОКА:Нашествие с Востока.
ТИП УРОКА:урок усвоения новых знаний.
ВИД УРОКА: традиционный с использованием элементов технологии развития критического мышления и проблемного обучения
ЦЕЛЬ УРОКА: познакомить учащихся с ходом монгольского нашествия, с причинами и последствиями завоевания Руси монголами; показать героизм русского народа в борьбе с монгольскими завоевателями..
ЗАДАЧИ УРОКА:
I Образовательные:
1) научиться оценивать влияние феодальной раздробленности на состояние обороноспособности Руси;
2) познакомиться с этапами монгольского нашествия на Русь, направлением ударов монголов и решающими битвами с использованием карты;
3) познакомиться с историческими и легендарными личностями, дать оценку их деятельности: Чингисханом (Тимучином), Батыем, Юрием Всеволодовичем – Владимирским князем, рязанским боярином Евпатием Коловратом.
4) определить и зафиксировать причины поражения русских княжеств в столкновении монгольскими завоевателями и историческое значение этого события для дальнейшего развития русского государства .
II. Развивающие:
1) Развивать навыки работы с текстом исторических документов, исторической картой;
2) учиться анализировать проблемную ситуацию;
2) развивать умения отображать информацию в знаковых сигналах;
3) развить навыки работы с контурной картой;
4)способствовать развитию критического мышления обучающихся, развитию навыков работать самостоятельно, в парах, в группах; делать выводы, вычленять причинно-следственные связи.
III. Воспитательные:
Воспитание чувства патриотизма и любви к родине на примере героизма русского народа в борьбе с монгольскими завоевателями.
Формы организации познавательной деятельности:
1. фронтальная
2. групповая
3. индивидуальная
Планируемые результаты:
Предметные: знакомство с жизнью монгольских кочевых племен, тактикой и устройством войска монголо-татар, выявление последовательности захвата русских земель монголами , знание хронологических рамок походов монголо-татар на Русь и даты битвы на р.Калка, знакомство с историческими персоналиями данного периода , умение работать с картойи историческими источниками , выявление основных причин поражения Руси и последствий монгольского нашествия.
Метапредметные:
Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, давать описание событий, устанавливать между ними взаимосвязь, приводить доказательства, делать выводы, представлять результаты своей работы.
Личностные: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях,потребность в справедливом оценивании своей работы. Регулятивные: умение определять тему урока, ставить задачи, необходимые для решения проблемы урока, умение организовывать выполнениезаданий учителя, анализировать результаты своей работы и делать выводы, развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения, овладение навыками выступления перед аудиторией, умение отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками в группах, эффективное взаимодействие в них, умение воспринимать информацию на слух и отображать ее в знаковых сигналах и при работе с картой.
Оборудование:
мультимедийный проектор
компьтер
Дидактическое оснащение:
настенная карта «Нашествие иностранных завоевателей в 13 веке»
учебник «История России с древнейших времен до 16 в.» (Данилов А.А., Косулина Л.Г. 6 класс)
распечатки документов с заданиями
контурные карты
презентация
видеозарисовки
анимационная карта
музыкальные заставки
пластиковая игрушка-саранча
смайлики для рефлексии
Урок сопровождается показом слайдов и видеозаставками.
- О, светло-светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты… Всем ты преисполнена, земля Русская!… Эти строки, проникнуты глубокой любовью к своей земле… Они составляют начало древнего литературного памятника “Слово о погибели Русской земли”. Неизвестный нам автор из глубины веков с сокровенной любовью и гордостью описывает Русь …
Как вы думаете, что имел в виду автор литературного произведения, когда с такой любовью описывал красоты земли русской? О чем с гордостью хотел поведать читателям ?
Давайте вспомним из прошлых уроков, что произошло с Русской землей в 12 веке?
Почему ученые назвали установившийся порядок на Руси раздробленностью? (дать определение понятию)
Дайте характеристику периода раздробленности Руси (положительные и негативные последствия). Главным отрицательным последствием обязательно должно быть названо ослабление обороноспособности Русского государства.
Раздробленная на множество самостоятельных княжеств, страна жила в обстановке бесконечных усобиц. Князья ссорились из-за власти, совершали походы на соперников, разоряли их, мирились и сновa враждовали.
Как красиво сказано:... «прекрасно украшенная земля Русская… Всем ты преисполнена, земля Русская!…» Но, вот парадокс: так – с гимна в честь родины неизвестный автор XIII века начинает разговор…О ВЕЛИКОМ НЕСЧАСТИИ, обрушившимся на Русь вначале 13 века– нашествии монгольских племен.
Казалось бы первые годы XIII в. не предвещали Руси каких-либо серьѐзных потрясений. А тем временем с восточной стороны стали приходить известия о появлении какого-то незнакомого воинственного народа. Из глубин Азии, с востока, двинулись новые завоеватели-кочевники. Новое испытание предстоит русским людям.
И вдруг раскинулась пред ними
Сама беда, гроза сама,
Не видно солнца в сизом дыме —
На девять вёрст ордынцев тьма.
В неравный бой они вступили,
Своим сородичам верны,
И в сече головы сложили,
Со всех сторон окружены…
Как вы думаете, чему сегодня будет посвящена тема нашего урока?
Записываем в тетрадь «Нашествие с Востока».
Вспомним слова :« Многими красотами прославлена ты… Всем ты преисполнена, земля Русская!… Но вот еще одно высказывание : "Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел..."
Эти два высказывания характеризуют Русь в ХIII веке.
Что случилось с Русью? В чем вы видите противоречие? Какую проблему нам предстоит решить на уроке?
Почему, несмотря на раздробленность, находящиеся на пике своего подъема русские княжества были побеждены монголами, ведь они имели опыт достойного сопротивления иноплеменникам?
В русской истории немало переломных моментов. И один из главных рубежей - это монголо-татарское нашествие, о последствиях которого спорят до сих пор.
О грозных событиях того времени, о самоотверженной героической борьбе русского народа с монгольскими полчищами сегодня поговорим и мы.
На уроке вы выступите в роли исследователей. Каждая группа получает свое задание и материал, который вам потребуется для решения той или иной поставленной проблемы.
Весть о появлении нового врага вблизи русских границ весной 1223 года была встречена с крайним недоумением. Принесли её в Киев половцы, спокойная жизнь которых была прервана внезапным нападением неведомых врагов, невероятно жестоких и очень опасных.
- Что же о них, о монголо-татарах, знали русичи? Свидетельствует летописец- наш сегодняшний помощник на уроке.
В монастырской келье узкой,
В четырёх глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озарённый тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
Летописец: „Явились народы, которых как следует никто не знает, кто они, откуда пришли, каков язык их, какого они племени, какой веры, и зовут их – татары, а иные говорят – таумены …“
Да, сведения о новых врагах были весьма скудны. Кто же это были за неведомые русским людям племена воинов?
Что на этот счёт можете сказать вы, ребята? Перед вами лежат документы
Познакомимся с племенами монголов, областью их расселения, занятиями, образом жизни. Поговорим о человеке, который стал первым правителем Монгольского государства. А самое главное узнаем-в чем же сила этого воинственного народа?
МЕТОД тонких и толстых вопросов - ( 1 группа)
(ответы детей =под анимацию без звука)
Думаю, мы убедились, что у границ Руси в 1223 году появился опасный и грозный враг. Но русские князья ещё не знали изощрённой военной тактики монголо – татар, не было между ними, как вы помните и единства, необходимого в тяжёлой борьбе.
ЛЕТОПИСЕЦ Первое столкновение передовых монгольских армий с русскими произошло 31 мая 1223 года на реке Калке.
Подробнее об этом нам расскажет…
( ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ с использованием анимационной карты)
(В это время – идет работа 2 группы по созданию кластера Битва на Калке)
ЛЕТОПИСЕЦ Хотелось бы отметить тот факт, что на поле брани сражались и славные куряне- во главе с князем Олегом. По оценке летописца, он «сильно бился», «мужественно сражался»», и даже сумел вывести курян из страшной сечи…но, увы, на исход битвы это никак не повлияло….
КЛАСТЕР-БИТВА НА КАЛКЕ итог (2 группа) – запись в тетради
Прошло 14 лет. Стали забывать на Руси, как изрубили татаро-монголы русских на Калке, как безжалостно убивали, следуя правилам, что побежденные не могут быть друзьями победителей, народ уже успокоился. Минувшее зло казалось последним, т.к. после битвы на Калке монголы ушли в степи.
Но глубокой осенью 1237 года вдруг у границ русской земли появились первые вражеские разведчики. Разведка боем показала монголам, что нести захватнические войны с Русью можно лишь путем организации общемонгольского похода. И как только мороз схватил реки и озёра и дороги стали проезжими, в пределы русских владений вторглось огромное войско во главе с новым верховным правителем монголо – татар, которого звали Батый.
ЛЕТОПИСЕЦ В 1237 г. начинается поход Батыя на Северо-Восточную Русь. Батый – внук Чингисхана и выдающийся полководец. Его имя в переводе с монгольского означает «несокрушимый»,“хороший государь” .Но на Руси Батыя прозвали «злочестивый», «окаянный», «кровожадный».
Был страшный год, когда все страны
Боялись больше, чем огня,
Батыя — внука Чингис-хана,
Своё соседство с ним кляня.
«Баты-ы-ый!» — пронзающие стрелы,
«Бату!» —как палицы удар.
Его ослушаться не смела
Орда монголов и татар.
Был страшный век, когда монголы
На Русь лавиною пошли,
Жестоких воинов раскосых
Батый собрал со всей земли…
Так шла чудовищным потоком
На Русь монгольская орда
В одном стремлении жестоком –
Сжигать и грабить города.
Да, именно с такой целью жечь и грабить города, шёл Батый к границам земли русской. Пришла сила татарская и нельзя было слышать голоса от скрипа телег, от рева верблюдов, от ржания коней. Стенобитные орудия били день и ночь, был стук ломающихся копей, треск щитов, стрелы затмили свет для побежденных .
Обратимся к историческим источникам, над которыми работала 3 группа, проследим трагический путь следования монгольских захватчиков в родные просторы матушки Руси.
ИТОГ работы 3 группы (последовательность захвата русских земель по карте
- класс отмечает в своих рабочих листах захват городов.
ПРИВЕСТИ ПРИМЕРЫ ГЕРОИЗМА русского народа в битве с врагом.
( просмотр видеоматериалов по взятию Рязани, Владимира, Козельска).
Уничтожая всё на своём пути, истребляя русских людей от мала до велика, захватчики продвигались в глубь страны. А сопротивление становилось всё ожесточённее.
Пройдя огнём и мечом русские земли, монголы двинулись в страны Западной Европы. Однако дойдя до Адриатического моря, завоеватели повернули назад… силы их были подорваны. Они побоялись оставить у себя в тылу хоть и разорённую, но не покорившуюся Русь. Ценой опустошения страны и гибели сотен тысяч людей спас русский народ страны Западной Европы от такой же страшной участи.
А теперь немного разомнемся (ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА)
– как бы вы стояли при виде монголо-татар, видя их приближение
– как бы вы приветствовали русских воевод, отразивших натиск монголов
-как бы вас вели в плен, будь вы искусным ремесленником
– как бы вы радовались за победу над монголо-татарами.
Давайте вернемся к нашей проблеме, обозначенной в начале урока; почему монголо-татары смогли покорить Русь. Почему русские князья , имевшие успешный опыт отражения натиска иноплеменников , не устояли перед монгольским нашествием? В чем причины их побед и каковы последствия нашествия монголов на Русь ?
РЕЗУЛЬТАТЫ работы 4 группы (фишбоун - причины и последствия нашествия с Востока) – класс фиксирует
Страшное зрелище представляла собой Русь. Словно моровая язва, землетрясение и лютые пожары – все вместе свирепствовало здесь
Посмотрите внимательно, что я держу в руке ? (саранча) Какие ассоциации у вас возникают, глядя на это насекомое? Как это может быть связано с темой нашего урока?
А ведь это полно ассоциируется с последствиями монголо-татарское нашествия
А. Герцен (русский публицист): « Татары пронеслись над Россией подобно туче саранчи, подобно урагану, сокрушавшему все, что встречалось на его пути. Они разоряли города, жгли деревни, грабили, нанесли стране ужасный удар….» . Но Русь оказала достойное сопротивление захватчикам, разрушенная и истерзанная, она продолжала жить.
Я попрошу вас дома помимо обязательного дом.задания $12, по желанию подготовить творческое задание – придумать свою ассоциацию, связанную с нашествием монгольских племен и его последствиях для Руси.
Оценки
Рефлексия(смайлики) – прикрепить к рабочим контурным картам и сдать вместе с ними.