Нашествие с Востока
Методическая разработка урока истории 6 класс.
Программа, учебник А.А. Данилова (СФЕРЫ).
Учитель Синяева Лариса Алексеевна.
1. Место урока в системе уроков по данной теме.
Данная тема урока изучается в главе II: "Русь удельная в 30-е гг. XII – XIII вв." Это период раздробленности в истории Руси, когда Русь распалась на самостоятельные княжества. Удельная система способствовала экономическому и культурному развитию Руси, но в то же время привела к постоянным княжеским усобицам и ослабила её обороноспособность. В это же время, в начале XIII века, образовалось Монгольское государство, главной целью которого стали завоевательные войны.
Цели: формирование представлений о причинах нашествия монголов, слабости Руси, об основных этапах нашествия монголов, героизме русских по отражению нашествия, причинах поражения Руси от монголов
Планируемые результаты
Личностные результаты:
Учащиеся должны:
- осмыслить социально-нравственный опыт предшествующих поколений;
- осознать свою идентичность как гражданина страны.
Метапредметные результаты:
Учащиеся должны:
- использовать различные источники исторической информации;
- составлять хронологические таблицы;
- составлять логические схемы;
- анализировать и обобщать факты;
- обосновывать выводы.
Предметные результаты:
Учащиеся должны:
- объяснять причины нашествия монголов;
- использовать историческую карту в рассказе о нашествии монголов;
- объяснять причины поражения Руси от монголов.
Основные термины и понятия: курултай, Чингисхан, татары, держава.
Основное содержание
Создание державы Чингисхана, Сражение на Калке, Первый поход Батыя на Русь, Нашествие на Юго-западную Русь и Центральную Европу, Причины поражения Руси от монголов.
Интеграционное пространство: история стран мира XII – XIII вв.: история народов и государств Азии, Венгрии, Польши, Чехии.
Работа с исторической картой: карта «Борьба Руси с монголо-татарами, немецкими и шведскими феодалами».
Работа с историческими источниками: Н.М. Карамзин История государства Российского. Том IV: "Онашествии монголо-татар на Русь".
Имена в истории: Темучин, Чингисхан, князь Юрий Всеволодович.
Ресурсы:
Основные:
Учебник: § 11; Сборник мультимедийных презентаций: Нашествие с Востока.
Интернет-ресурсы:
http/www.hist.msu.ru/ER/ - библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ.
Оборудование урока.
1 Компьютер, 1 проектор, 2 колонки, экран, мультимедийная презентация к уроку «Нашествие с Востока», видеофрагменты: «Монгольские завоевания», «Походы на Русь», учебник А.А. Данилова История России с древнейших времен до конца XVI века.
Рекомендации учителю.
Специфика новых информационных технологий заключается в том, что они представляют пользователям - громадные возможности. Использование компьютеров усиливает интерес к предмету. Позволяет учителю сэкономить массу времени, которое он раньше затрачивал на меловые записи и рисунки на доске. Для работы заранее подготавливается презентация, содержащая план изучаемой темы, необходимые даты, термины, схемы, таблицы, вопросы. Изображение проецируется через проектор на экран (возможно так же использование интерактивной доски, тогда ученик непосредственно работает с доской, это желательно в части проверки домашнего задания при выполнении тестов).
В данном уроке с помощью презентации, куда включены видеофрагменты, учитель не только зрительно воссоздает исторические события, но главным образом, организует познавательную деятельность учащихся. Еще раз подчеркну, учитель не рассказывает о событиях, а организует деятельность учащихся по изучению событий с помощью презентации, презентация помогает учителю организовать контроль над усвоением исторического материала, а учащимся проверить правильность своих УУД и осуществить самопроверку, взаимопроверку усвоения новых знаний.