kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Нашествие с Востока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по истории России в 6 классе

по теме: "Нашествие с Востока"

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с ходом монгольского нашествия; подвести учащихся к пониманию того, каковы причины поражения русских княжеств от войск Батыя.
  2. Совершенствовать навыки работы с картой, продолжить формирование умений анализировать исторические документы, исследовать причины событий.
  3. Формирование чувства сопереживания, гордости и уважения к подвигам предков.

Задачи урока:

  1. Образовательная:  сформировать представление у учащихся о татаро-монгольском нашествии; усвоить основные понятия : монголо-татары, нашествие, тьма (тумен)
  2. Развивающая:  продолжить работу по формированию общеучебных интеллектуальных умений: сравнивать однотипные исторические процессы и делать  выводы, работать  с  историческими источниками, картой. 
  3. Воспитательная:  воспитывать  чувства патриотизма на примере героизма русского народа в борьбе с монголо-татарами; воспитание негативного отношения к войнам, к завоеваниям, сочувствие к борьбе народов.
  4. Тип урока:  Комбинированный урок

Оборудование:

  1. Учебник  «История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс» под редакцией А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, издательство «Просвещение» 2013 г.;
  2. Компьютер с установленным программным обеспечением Microsoft Office PowerPoint 2010, проектор, презентация.
  3. Пустые листы
  4. Документы для работы
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Нашествие с Востока »

Методическая разработка урока по истории России в 6 классе

по теме: "Нашествие с Востока"

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с ходом монгольского нашествия; подвести учащихся к пониманию того, каковы причины поражения русских княжеств от войск Батыя.

  2. Совершенствовать навыки работы с картой, продолжить формирование умений анализировать исторические документы, исследовать причины событий.

  3. Формирование чувства сопереживания, гордости и уважения к подвигам предков.

Задачи урока:

  1. Образовательная:  сформировать представление у учащихся о татаро-монгольском нашествии; усвоить основные понятия : монголо-татары, нашествие, тьма (тумен)

  2. Развивающая:  продолжить работу по формированию общеучебных интеллектуальных умений: сравнивать однотипные исторические процессы и делать  выводы, работать  с  историческими источниками, картой. 

  3. Воспитательная:  воспитывать  чувства патриотизма на примере героизма русского народа в борьбе с монголо-татарами; воспитание негативного отношения к войнам, к завоеваниям, сочувствие к борьбе народов.

  4. Тип урока:  Комбинированный урок

Оборудование:

  1. Учебник  «История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс» под редакцией А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, издательство «Просвещение» 2013 г.;

  2. Компьютер с установленным программным обеспечением Microsoft Office PowerPoint 2010, проектор, презентация..

  3. Пустые листы

  4. Документы для работы

Предварительная подготовка.

  • На доске написать число

  • Подготовить тексты для работы на уроке

  • Учащиеся делятся на команды по картинкам богатырей, которые они выбирают на перемене



I.Орг. момент

Приветствие

Ребята, вы хотели бы найти клад? А что это такое?

-  Клад - это богатство, деньги, золото.

-  Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Это знания. Именно за таким кладом мы сегодня отправимся.

II. Мотивация 

Урок мы начнём со знакомства с двумя высказываниями, которые относятся к разным периодам истории Руси

Славно описывают Русь летописцы до сер 12 века:

"О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты... озерами славишься, реками, горами, чистыми полями, бесчисленными городами великими, храмами Божьими и князьями грозными.… Всем ты преисполнена, земля Русская!.."

А вот описание летописцев событии Киевской Руси 13 в. (карта)

"В результате иноземного нашествия с Востока погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел..."

- Что необычного вы отметите по сравнению с предыдущим описанием?

- Но почему же произошло превращение Руси из славной и прекрасной в разрушенную и порабощенную? Что же случилось на Руси?»

Мы познакомимся с нашествием монголо-татар на Русь и попробуем ответить на вопрос:

почему монголо-татары победили Русь?

Учащиеся называют варианты.

Об этом и пойдет речь на нашем уроке, тема которого «Нашествие монголо-татар на Русь»».

В русских былинах иноземные захватчики, настоящие враги Руси, изображаются в образах змеев, драконов и других чудовищ!, - Посмотрите внимательно на изображения этого Змея и скажите, что вы знаете про Змея Горыныча? (учащиеся называют характеристики Змея Горыныча – злой, извергает огонь, уносит девушек в плен, налетает внезапно, сильный, три головы, похож на дракона, живет в горах или в замке и т.д.) Давайте узнаем, а какие земли и города покорили монголы-татары в образе змея!



Примерный план (учащиеся сами предлагают пункты плана, ставя вопросы к теме урока) на доске записываются вопросы по теме.

1. Кто такие монголы-татары?

2. Почему удалось захватить Русь?

3. Знаменитое сражение

4. Героическое сопротивление городов.



III.Формирование новых знаний

В класс под монгольскую музыку входит ученик в костюме монгола и рассказывает о монголо-татарах

1. Итак, первые годы XIII века не предвещали Руси каких либо серьезных потрясений. Разделенная на множество самостоятельных княжеств, страна жила в обстановке бесконечных усобиц. Князья ссорились из-за власти, совершали  походы на соперников, мирились и снова враждовали. Все это привело к снижению обороноспособности Руси.

Казалось, что ничто не предвещало беды. А тем временем, однако, из восточных стран стали приходить тревожные пугающие известия о появлении какого -то незнакомого воинственного народа. Из глубин Азии двинулись на Русь кочевники монголы. Наиболее крупным и воинственным из них было племя татар, поэтому и закрепилось наименование монголо-татары. В 12 веке монгольские племена кочевали в степях Забайкалья и северной части современной Монголии. Их главным занятием было скотоводство и охота. Земледелием они не занимались. . Они не строили городов и не знали ремесла.

Монголы жили в шатрах-юртах. У них также были межплеменные конфликты из-за пастбищ. В одном из таких столкновений победил выходец из знатного рода Тимучин. Он сумел объединить большие силы и беспощадно расправился с врагом.

Монгольская империя была создана величайшим военачальником – Чингисханом.(Великий хан). Он умер в 1227 году, но к этому времени, в результате завоевательных походов, он покорил много стран.

Поэтому к началу 13 века под ударами Чингизхана пал Китай, Средняя Азия, Иран, Кавказ. И во всех этих походах монголо-татары заимствовали у противника тактические приемы, стратегию ведения боя, вооружение.

2. А теперь выясним, почему монголо-татарам удалось захватить русские земли)

Сравним русского и монгольского воина, (работа с документом в парах)

Прием Беспорядок (на доске характеристика войск, нужно разобрать, что относится к монгольскому, а что к русскому воину)

Перед вами два воина – русский дружинник и монгольский всадник. На чьей стороне преимущество?


Русское войско Монгольское войско

1.Многочисленность


  1. Несогласованность в действиях 2. Железная дисциплина в

  2. Отсутствие единой армии войске; наступательная тактика,

  3. Техническая отсталость

русских дружин 3. Военно – тактическое

превосходство монголо-татар

(использование осадных

орудий, ложное отступление,

«живой щит» из пленников).



3.Нападение на Русь.

Работа с картой стр. 101

В 1223 году монголо-татары вторглись в половецкие степи. Половецкий хан обратился за помощью к русским князьям. 31 мая  1223 года на берегу Калки началось сражение.(сообщения учащегося, дается ранее) В учебнике на стр. 97 прочитайте и ответьте на вопрос: «Почему русские князья потерпели поражение»?


Весть о битве на Калке вызвала в русских землях великую печаль, породила недобрые предчувствия. Но татары, нежданно появившись, столь же внезапно исчезли в восточных степях.

Страшное поражение на Калке вызвало глубокую печаль на Руси. Но князей этот урок ни чему не научил.

"... Был страшный век, когда монголы на Русь лавиною пошли.

В осенний день по степи голой, топча сухие ковыли...

Так шла чудовищным потоком, на Русь монгольская орда.

В одном стремление жестоком - сжигать и грабить города..."


  1. После смерти Чингизхана монголов возглавил его внук Батый и в 1236 году покорил Волжскую Булгарию, а 1237 году подошел к границам Руси.


О героическом сопротивлении русских городов вы узнаете, выполнив следующие задания


Оформление змеи, работа в группах, ребята выполнив задания и заполнив таблицу, прикрепляют ее на змея (*см. приложение)

  • 1 группа: 1237 г-нашествие монголо-татар на Русь. Вторжение в Рязань.

С.98 последний абзац с.99 — 1 мин. Прочитать, ответы по тексту, заполнить таблицу

1) Какие условия выдвинул хан, чего потребовал?

2) Как жители Рязани встретили неприятеля?

3) Что сделали завоеватели с рязанцами?

  • 2 группа: 3 февраля 1238 г - войско Батыя подошло к Владимиру.

- Прочитать 2 абзац с.100. заполнить таблицу

1) Что использовали монголы при штурме? Какую технику?

2) почему не было князя Юрия?

3) Кто остался воеводой?

4) Как погиб город Владимир, участь его жителей?

После опустошения Владимира воины Батыя разделились на отдельные отряды и захватили почти всё Владимиро-Суздальское княжество. Они разоряли, жгли и грабили русские города и сёла, убивали и уводили в плен людей. После, монгольские войска устремились к Новгороду. Их путь лежал через Торжок. Этот город был перевалочным пунктом для новгородских купцов и торговцев из Владимира и Рязани, снабжавших Новгород хлебом. В Торжке всегда имелись запасы зерна. Здесь монголы рассчитывали пополнить оскудевший за зиму запас кормов.

Но жители Торжка заранее подготовились к схватке с противником. Они наморозили на городских стенах и воротах ледяной панцирь, чтобы татары не смогли закрепить штурмовые лестницы и поджечь город. Горожане в течение 2-х недель отбивали атаки врага. Но, даже овладев Торжком, монголы так и не смогли пополнить хлебные запасы, жители подожгли склады с зерном.

  • Группа 3: Прочитать страницу 102 (последний абзац) и ответить на вопрос « Почему хан Батый назвал Козельск “злым городом?”» заполнить таблицу

Юго-западную и центральную Русь разберать дома самостоятельно.

В итоге:

6 дней – продержалась под натиском татар Рязань

10 – дней – Владимир

А маленький Козельск держал Орду под своими стенами 50 дней.

Русь была покорена. Монголо-татарское нашествие (подобно бурелому) уничтожило многие русские города, некогда славившиеся своей красотой и богатством. Вместо Рязани, Владимира, Торжка, Козельска, Киева остались руины и пепелища.

Помимо русских земель войско Батыя разорило Польшу, Венгрию, Чехию.

Однако в 1242 г. дойдя до Адриатического моря, завоеватели повернули назад.

А. С. Пушкин писал, что Западная Европа была спасена «растерзанной и издыхающей Россией». Объясните слова поэта.


 IV. Закрепление изученного материала.


Причины победы монголо-татар (называют обучающиеся):

  • Воспитание с самого детства как воинов

  • Большая численность войска

  • Жесткая дисциплина

  • Прекрасная разведка

  • Брали на вооружение изобретения других народов

После походов Батыя на Русь установилось иго монголо-татар.

Но главное – Русь была раздроблена и не смогла объединиться для борьбы с новым врагом. Вот в этом и сила Змея Горыныча. А чтобы его победить надо – объединить усилия, как наши три знаменитых русских богатыря (показать иллюстрацию и прикрепить ее к доске). Ведь не зря их именно три.



Рефлексия

Для меня сегодняшний урок…»

Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.


Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3.помогал другим

3.не понял





Приложение



Дата

Город /княжество

Примеры героизма

Результат

1237

Рязанское княжество

«Когда всех нас не будет – то все ваше будет». Оборонялись 6 дней. Евпатий Коловрат.


Рязань пала


1238

Г. Владимир

5 дней обороняли свой город


Рязань пала


1238

Р. Сить

Войско князя Юрия против монголов


поражение


1238

Г. Козельск

7 недель упорное сопротивление «Злой город»


сожжен






Дата

Город /княжество

Примеры героизма

Результат

1238

Г. Владимир

5 дней обороняли свой город


Рязань пала




Дата

Город /княжество

Примеры героизма

Результат

1238

Г. Козельск

7 недель упорное сопротивление «Злой город»


сожжен




Дата

Город /княжество

Примеры героизма

Результат

1237

Рязанское княжество

«Когда всех нас не будет – то все ваше будет». Оборонялись 6 дней. Евпатий Коловрат.


Рязань пала




Битва на реке Калке.

Решающая битва произошла 31 мая 1223 года на реке Калке. Численность русско-половецкого войска составляла примерно 80 тысяч человек, монгольского всего 30 тысяч человек, т.е почти в три раза меньше. Дружины Мстислава Удалого и Даниила Романовича вместе с половцами поспешно переправились через Калку и атаковали монголов. После короткой схватки те повернули коней. Преследуя их русские и половцы, не заметили, как оказались охвачены полукольцом главных сил монголов, о существовании которых и не подозревали. Отразить удар тяжелой монгольской конницы они не смогли. Первыми обратились в бегство половецкие отряды. Дружина Даниила почти вся погибла. Раненого князя едва успели увезти. Бежал с остатками дружины и Мстислав Мстиславич.

На ходе сражения крайне отрицательно сказались несогласованность действий князей, отсутствие единого командования. Так, киевские дружины под командованием Мстислава Старого и двух его князей-подручников не только не перешли Калку, но и не пришли на помощь остальным русским войскам, когда те обратились в бегство. Они простояли в стороне.

Три дня русские дружины отбивали атаки. Но положение было безвыходным. Поэтому, когда монголы предложили князьям сдаться, обещая сохранить им жизнь, те согласились. Обещание, конечно, и на сей раз было нарушено. Победители связали сдавшихся князей, положили на них доски, а сами, сев сверху, принялись пировать победу, радуясь предсмертным стонам умирающих. Оставшиеся без предводителей русские воины были почти все перебиты.

Одержав победу на Калке, монголы повернули на северо-восток и вернулись обратно в Монголию. Поход 1223 г. был предпринят с целью разведки.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Нашествие с Востока

Автор: Терешина Анжела Александровна

Дата: 08.09.2015

Номер свидетельства: 229356

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Нашествие с Востока. Методическая разработка урока с мультимедийной презентацией "
    ["seo_title"] => string(91) "nashiestviie-s-vostoka-mietodichieskaia-razrabotka-uroka-s-mul-timiediinoi-priezientatsiiei"
    ["file_id"] => string(6) "104475"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402715562"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Разработка урока истории в 6 классе на тему: "Нашествие с Востока" "
    ["seo_title"] => string(68) "razrabotka-uroka-istorii-v-6-klassie-na-tiemu-nashiestviie-s-vostoka"
    ["file_id"] => string(6) "221218"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435125379"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урок по истории 6 класс по теме "Нашествие с Востока" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-urok-po-istorii-6-klass-po-tiemie-nashiestviie-s-vostoka"
    ["file_id"] => string(6) "149606"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420260997"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "урок Нашествие с Востока "
    ["seo_title"] => string(27) "urok-nashiestviie-s-vostoka"
    ["file_id"] => string(6) "236379"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444053312"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Нашествие с Востока 6класс ФГОС "
    ["seo_title"] => string(34) "nashiestviie-s-vostoka-6klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "184549"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426066658"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства