kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по истории на тему: "Борьба Руси с западными завоевателями"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Борьба Руси с западными завоевателями».

Цель данного урока:

  • обучающая: познакомить учащихся внешнеполитической обстановкой в Северо – Западной Руси, борьбой новгородцев с западными завоевателями и личностью князя Александра Ярославича;
  • развивающая: развивать навыки работы с исторической картой, умение работать с историческими документами, тестами; строить развернутый ответ на вопрос, анализировать происходящие события;
  • воспитательная: показать героическую борьбу русского народа с немецким и шведскими феодалами; раскрыть сущность полководческого таланта Александра Невского.

Ход урока:

I. Организационный момент

Вступительное слово учителя:

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с событиями, произошедшими на северо-западных границах Руси,- вторжением на Русскую землю немецких и шведских рыцарей. Давайте представим Русь в образе пахаре. Он стоит, отняв руки от сохи, взгляд его тревожен. Два всадника с востока и запада устремились на него. Один на лошади со щитом натянутым луком, другой в железных латах с пикой в руках. Первый – это монгола - татары, а второй – рыцари-крестоносцы. Вам предстоит узнать об одном из величайших полководцев Руси – Александре Невском и победах русского воинства, одержанных под его командованием. «Как разворачивались события, как Русь противостояла врагу и почему удалось одержать победу в этой нелегкой борьбе?» - вот те вопросы, которые стоят перед нами на сегодняшнем уроке, но прежде повторим материал, изученный на предыдущем уроке.

II. Опрос домашнего задания.

А)

    – когда и где впервые столкнулись русские дружины с монгола - татарами? 

    - с какой целью Чингисхан, а затем Батый двинул свои войска на территорию русского государства?

    - как вы думаете, стали ли русские княжества «легкой добычей» монгольские войска? Почему?

    - каковы были причины поражения русских земель в борьбе с монгола – татарами?

Б) Самостоятельная работа:1. Расставьте события в хронологической последовательности:

    а. Разорение Рязани;

    б. Захват Киева;

    в. Осада Козельска;

    г. Разорение Галицко – Волынского княжества;

    д. Разорение Москвы.

(а д в г б)

    2. «Злым» городом Батый назвал:

    а. Муром

    б. Козельск

    в. Москву

    3. Что является лишним в ряду:

Упорное сопротивление войску Батыя в Северо – Восточной Руси оказали города: Владимир, Торжок, Псков, Козельск.

       4. Соотнесите название города и имя человека, прославившегося при его обороне:

  1. Евпатий Коловрат                                   а. Москва

  2. Филипп Нянька                                      б. Киев

  3. Петр Ослядюкович                                   в. Рязань

  4. Воевода Дмитрий                                    г. Владимир

(1в, 2а, 3г, 4б)


В) Кроссворд

По горизонтали:

1. Князь у монголов (нойон). 2. Имя сына рязанского князя, возглавившего посольство монгола – татар (Федор). 3. Город, который был взят монгола – татарами штурмом 7 февраля 1238 г. (Владимир). 4. Имя, которое принял правитель монгольского государства Тимучин (Чингисхан) 5. Народ, на чьи территории вторглись монгола – татары в 1223 г. (Половцы). 6. Съезд монгольской знати (курултай). 7. Прозвище рязанского воеводы Евпатия (Коловрат). 8. Церковный налог, названный так по своему размеру (Десятина).

По вертикали: 9. Город, где правил князь, сумевший отразить нашествие с Запада (Новгород). Узнаем слово, непосредственно, связанное с темой нашего урока.

III. Изучение нового материала:

- Итак, мы узнали город, где правил князь, сумевший отразить нашествие с Запада. Это Новгород. - В 13 веке врагом, ослабившим внутреннее и внешнее положение Руси, были монгола – татары. Но они были не единственными. На Западе существовал еще один опасный и коварный враг. Русь оказалась в труднейших обстоятельствах. В них решалось – быть России или не быть? Какой же враг наступал с Запада? Итак, тема сегодняшнего урока: «Борьба Руси с западным нашествием» - Проблемное задание: «Согласны ли вы с позицией английского историка Джона Фенела, считавшего, что победы русских над шведами на Неве в 1240 г. и над немецкими рыцарями на льду Чудского озера в 1242 г. – это «две относительно легкие победы?» (Для Руси это были не «легкие победы», т.к. в результате их оказались неприступными для противников рубежи на северо – западе; потерпела неудачу попытка подчинить Русь папскому престолу. Не менее важно моральное значение победы, одержанной тогда, когда города Руси подверглись нападению войск Батыя.)

- Этапы урока:

  • Прибалтика в 12 – 13 вв. Походы шведов и немецких рыцарей – крестоносцев.
  • Личность Александра Невского.
  • Невская битва.
  • Ледовое побоище.

- В конце 12 – первой половине 13 веков Северо – западной Руси пришлось столкнуться с опасностью с Запада. Ареной борьбы стала Прибалтика. Эти земли издавна привлекали внимание потомков варягов. Здесь издавна жили балтийские и финно – угорские племена. Итак, на основе моего рассказа и текста учебника составим хронику продвижения немцев, шведов и датчан на Восток. - В 1201 г. немцы заложили крепость Ригу, где в 1202 г. был основан Орден меченосцев, который стал опорным пунктом экспансии рыцарей на Восток. В 1237 г. орден меченосцев объединился с Тевтонским орденом и таким образом возник Ливонский орден – главная опора Ватикана в Восточной Европе. В первой половине 13 века датчане основали замок Ревель (современный Таллин). В 1219г. – Дания захватила Северную Эстонию, но временно, в 1224 г. – она была покорена крестоносцами.

Вопросы и задания учащимся:

  1. С какой целью началось вторжение в Прибалтику?
  2. Каковы основные итоги и результаты вторжения в данные земли.

- В конце 30-х гг. 13 века стало известно, что к походу на Русь готовятся шведские рыцари во главе с зятем короля Эрика Эриксона ярлом Биргером. В Новгороде тогда княжил 19- летний князь Александр, сын Ярослава Всеволодовича. И, прежде чем перейти к рассмотрению сражений между русскими и шведами, мы познакомимся с личностью Александра Невского. Его образ и деятельность привлекали и привлекают историков, писателей, поэтов, художников. Мы знакомимся с ним, когда ему было 19 лет. - Сообщение ученика о ходе битвы. - Александр Ярославич был талантливым полководцем. Об этом свидетельствуют его военные походы, а главное два важнейших для Руси сражения: Невская битва и Ледовое побоище. - В июле 1240 г. новгородцы узнали от ижорского старосты Пелгусия, в обязанности которого входило наблюдение за всеми проплывающими судами и оповещение новгородцев о нагане шведского вторжения. Цель этого похода – захват пути по Неве. Условия: 2/3 земель шведскому королю, треть Тевтонскому Ордену, десятина с населения церкви. Готовились к походу основательно – 2 года. Время рассчитали точно. Почему именно в 1240 г. рыцари напали на русские земли? Русские княжества были разорены монгола – татарским нашествием. Новгород не имел постоянного войска, князь Александр Ярославич был молод и неопытен. - Битва на реке Неве состоялась 15 июля 1240 г. Шведы ушли, но в том же году уехал из Новгорода и Александр, рассорившись с его жителями по причине достоверно неизвестной. Однако его отъезд совпал с усилением немецкого наступления на Псков. В 1240 г. крестоносцы штурмом взяли Изборск, который был расположен всего в 40 км от Пскова. Вскоре наступила очередь Пскова. Хорошо укрепленный город, способный выдержать длительную осаду, был без боя сдан изменниками из числа местной знати. Следующий удар был нанесен крестоносцами в район р. Нарвы, где они овладели многими селениями. На погосте Копорье немцы выстроили крепость Копорье и двинулись к Новгороду. Вскоре от столицы северных русских земель их отделяли 30-40 верст.

Перед лицом непосредственной угрозы Новгороду, бояре обратились за помощью к Александру Невскому. - Снова на Руси тревожно зазвонили колокола. Они возвещали о надвигающей опасности, призывая народ встать на защиту земли русской. И как точно передается настроение народа, его тревога за судьбу своей Родины музыкой композитора Сергея Прокофьева в кантате, Александр Невский. В субботу 5 апреля Серой рассветною порой Передовые рассмотрели Идущих немцев темный строй. На шапках – перья птиц веселых, На шлемах – конские хвосты, Над ними на древках тяжелых Качались черные кресты… Под нами лед, над нами небо. За нами наши горда, Ни леса, ни земли, ни хлеба Не взять им больше никогда.

- Ледовое побоище.

Собрав все силы воедино, Александр и его брат Андрей привели новгородские полки и суздальскую дружину, которую дал в помощь и отец, к южной оконечности Чудского озера. Наступала весна, но лед еще не сдвинулся. Сюда по древней земле эстов, шло рыцарское войско, уверенное в себе. Княжеская разведка следила за неприятелем. Рыцари приближались. - Сообщение ученика о ходе сражения. - Фрагмент к/ф «Александр Невский» - Закончилась битва. Свыше 500 рыцарей нашли погибель, 50 было взято в плен. Вскоре из ордена явился посол с отказом от притязаний на русские земли и просьбой отпустить пленных рыцарей. Слова Александра Невского: « Кто к нам с мечем придет, тот от меча и погибнет» стали крылатыми. - Новгородская и Псковская земли сохранили свою независимость, когда Русь стонала под игом монголо – татар. Имя Александра Невского навсегда осталось в памяти людской. Петр I приказал прах его перенести в Петербург и похоронить в Александро – Невской Лавре – монастыре, построенном на месте, где когда – то Александр разбил шведов. Через 700 лет, в 1942 г. в разгар ВОВ был учрежден орден Александра Невского, которым награждались офицеры, прославившиеся в боях с фашистами. В нашем районе этим орденом награжден житель п. Советское Ханыкин Михаил Федорович (умер). За несколько лет до войны была написана К. Симоновым поэма «Ледовое побоище». Во время войны С. Эйзенштейном поставлен фильм «Александр Невский». Александр Невский причислен к лику святых.

IV Закрепление. Провести соединительные линии: Невская битва 1.Хорошо изучил боевые приемы противника

                  2.Умело использовал особенности местности

                  3.Заранее разведал расположение войск противника

                  4.Внезапно напал на лагерь противника

                  5.Преградил противнику отход к кораблям

                  6.Правильно выбрал время нападения

                  7.Скоординировал действия княжеской дружины и новгородского ополчения

                 8.Скоординировал действия княжеской дружины и новгородского ополчения

                  9.Использовал прием обманного отступления                       

                  10. Использовал тактику засады Ледовое побоище

V Подведение итогов.

VI Домашнее задание:

- § 13, нарисовать схему Невской битвы, Ледового побоища;

- Изобразить участников сражения в их полном вооружении в любой момент битвы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по истории на тему: "Борьба Руси с западными завоевателями" »

Тема урока: «Борьба Руси с западными завоевателями».

Цель данного урока:

  • обучающая: познакомить учащихся внешнеполитической обстановкой в Северо – Западной Руси, борьбой новгородцев с западными завоевателями и личностью князя Александра Ярославича;

  • развивающая: развивать навыки работы с исторической картой, умение работать с историческими документами, тестами; строить развернутый ответ на вопрос, анализировать происходящие события;

  • воспитательная: показать героическую борьбу русского народа с немецким и шведскими феодалами; раскрыть сущность полководческого таланта Александра Невского.

Ход урока:

I. Организационный момент

Вступительное слово учителя:

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с событиями, произошедшими на северо-западных границах Руси,- вторжением на Русскую землю немецких и шведских рыцарей. Давайте представим Русь в образе пахаре. Он стоит, отняв руки от сохи, взгляд его тревожен. Два всадника с востока и запада устремились на него. Один на лошади со щитом натянутым луком, другой в железных латах с пикой в руках. Первый – это монгола - татары, а второй – рыцари-крестоносцы. Вам предстоит узнать об одном из величайших полководцев Руси – Александре Невском и победах русского воинства, одержанных под его командованием. «Как разворачивались события, как Русь противостояла врагу и почему удалось одержать победу в этой нелегкой борьбе?» - вот те вопросы, которые стоят перед нами на сегодняшнем уроке, но прежде повторим материал, изученный на предыдущем уроке.

II. Опрос домашнего задания.

А)

– когда и где впервые столкнулись русские дружины с монгола - татарами?

- с какой целью Чингисхан, а затем Батый двинул свои войска на территорию русского государства?

- как вы думаете, стали ли русские княжества «легкой добычей» монгольские войска? Почему?

- каковы были причины поражения русских земель в борьбе с монгола – татарами?

Б) Самостоятельная работа:1. Расставьте события в хронологической последовательности:

а. Разорение Рязани;

б. Захват Киева;

в. Осада Козельска;

г. Разорение Галицко – Волынского княжества;

д. Разорение Москвы.

(а д в г б)

2. «Злым» городом Батый назвал:

а. Муром

б. Козельск

в. Москву

3. Что является лишним в ряду:

Упорное сопротивление войску Батыя в Северо – Восточной Руси оказали города: Владимир, Торжок, Псков, Козельск.

4. Соотнесите название города и имя человека, прославившегося при его обороне:

1. Евпатий Коловрат а. Москва

2. Филипп Нянька б. Киев

3. Петр Ослядюкович в. Рязань

4. Воевода Дмитрий г. Владимир

(1в, 2а, 3г, 4б)


В) Кроссворд

По горизонтали:

1. Князь у монголов (нойон). 2. Имя сына рязанского князя, возглавившего посольство монгола – татар (Федор). 3. Город, который был взят монгола – татарами штурмом 7 февраля 1238 г. (Владимир). 4. Имя, которое принял правитель монгольского государства Тимучин (Чингисхан) 5. Народ, на чьи территории вторглись монгола – татары в 1223 г. (Половцы). 6. Съезд монгольской знати (курултай). 7. Прозвище рязанского воеводы Евпатия (Коловрат). 8. Церковный налог, названный так по своему размеру (Десятина).

По вертикали: 9. Город, где правил князь, сумевший отразить нашествие с Запада (Новгород). Узнаем слово, непосредственно, связанное с темой нашего урока.

III. Изучение нового материала:

- Итак, мы узнали город, где правил князь, сумевший отразить нашествие с Запада. Это Новгород. - В 13 веке врагом, ослабившим внутреннее и внешнее положение Руси, были монгола – татары. Но они были не единственными. На Западе существовал еще один опасный и коварный враг. Русь оказалась в труднейших обстоятельствах. В них решалось – быть России или не быть? Какой же враг наступал с Запада? Итак, тема сегодняшнего урока: «Борьба Руси с западным нашествием» - Проблемное задание: «Согласны ли вы с позицией английского историка Джона Фенела, считавшего, что победы русских над шведами на Неве в 1240 г. и над немецкими рыцарями на льду Чудского озера в 1242 г. – это «две относительно легкие победы?» (Для Руси это были не «легкие победы», т.к. в результате их оказались неприступными для противников рубежи на северо – западе; потерпела неудачу попытка подчинить Русь папскому престолу. Не менее важно моральное значение победы, одержанной тогда, когда города Руси подверглись нападению войск Батыя.)

- Этапы урока:

  • Прибалтика в 12 – 13 вв. Походы шведов и немецких рыцарей – крестоносцев.

  • Личность Александра Невского.

  • Невская битва.

  • Ледовое побоище.

- В конце 12 – первой половине 13 веков Северо – западной Руси пришлось столкнуться с опасностью с Запада. Ареной борьбы стала Прибалтика. Эти земли издавна привлекали внимание потомков варягов. Здесь издавна жили балтийские и финно – угорские племена. Итак, на основе моего рассказа и текста учебника составим хронику продвижения немцев, шведов и датчан на Восток. - В 1201 г. немцы заложили крепость Ригу, где в 1202 г. был основан Орден меченосцев, который стал опорным пунктом экспансии рыцарей на Восток. В 1237 г. орден меченосцев объединился с Тевтонским орденом и таким образом возник Ливонский орден – главная опора Ватикана в Восточной Европе. В первой половине 13 века датчане основали замок Ревель (современный Таллин). В 1219г. – Дания захватила Северную Эстонию, но временно, в 1224 г. – она была покорена крестоносцами.

Вопросы и задания учащимся:

  1. С какой целью началось вторжение в Прибалтику?

  2. Каковы основные итоги и результаты вторжения в данные земли.

- В конце 30-х гг. 13 века стало известно, что к походу на Русь готовятся шведские рыцари во главе с зятем короля Эрика Эриксона ярлом Биргером. В Новгороде тогда княжил 19- летний князь Александр, сын Ярослава Всеволодовича. И, прежде чем перейти к рассмотрению сражений между русскими и шведами, мы познакомимся с личностью Александра Невского. Его образ и деятельность привлекали и привлекают историков, писателей, поэтов, художников. Мы знакомимся с ним, когда ему было 19 лет. - Сообщение ученика о ходе битвы. - Александр Ярославич был талантливым полководцем. Об этом свидетельствуют его военные походы, а главное два важнейших для Руси сражения: Невская битва и Ледовое побоище. - В июле 1240 г. новгородцы узнали от ижорского старосты Пелгусия, в обязанности которого входило наблюдение за всеми проплывающими судами и оповещение новгородцев о нагане шведского вторжения. Цель этого похода – захват пути по Неве. Условия: 2/3 земель шведскому королю, треть Тевтонскому Ордену, десятина с населения церкви. Готовились к походу основательно – 2 года. Время рассчитали точно. Почему именно в 1240 г. рыцари напали на русские земли? Русские княжества были разорены монгола – татарским нашествием. Новгород не имел постоянного войска, князь Александр Ярославич был молод и неопытен. - Битва на реке Неве состоялась 15 июля 1240 г. Шведы ушли, но в том же году уехал из Новгорода и Александр, рассорившись с его жителями по причине достоверно неизвестной. Однако его отъезд совпал с усилением немецкого наступления на Псков. В 1240 г. крестоносцы штурмом взяли Изборск, который был расположен всего в 40 км от Пскова. Вскоре наступила очередь Пскова. Хорошо укрепленный город, способный выдержать длительную осаду, был без боя сдан изменниками из числа местной знати. Следующий удар был нанесен крестоносцами в район р. Нарвы, где они овладели многими селениями. На погосте Копорье немцы выстроили крепость Копорье и двинулись к Новгороду. Вскоре от столицы северных русских земель их отделяли 30-40 верст.

Перед лицом непосредственной угрозы Новгороду, бояре обратились за помощью к Александру Невскому. - Снова на Руси тревожно зазвонили колокола. Они возвещали о надвигающей опасности, призывая народ встать на защиту земли русской. И как точно передается настроение народа, его тревога за судьбу своей Родины музыкой композитора Сергея Прокофьева в кантате, Александр Невский. В субботу 5 апреля Серой рассветною порой Передовые рассмотрели Идущих немцев темный строй. На шапках – перья птиц веселых, На шлемах – конские хвосты, Над ними на древках тяжелых Качались черные кресты… Под нами лед, над нами небо. За нами наши горда, Ни леса, ни земли, ни хлеба Не взять им больше никогда.

- Ледовое побоище.

Собрав все силы воедино, Александр и его брат Андрей привели новгородские полки и суздальскую дружину, которую дал в помощь и отец, к южной оконечности Чудского озера. Наступала весна, но лед еще не сдвинулся. Сюда по древней земле эстов, шло рыцарское войско, уверенное в себе. Княжеская разведка следила за неприятелем. Рыцари приближались. - Сообщение ученика о ходе сражения. - Фрагмент к/ф «Александр Невский» - Закончилась битва. Свыше 500 рыцарей нашли погибель, 50 было взято в плен. Вскоре из ордена явился посол с отказом от притязаний на русские земли и просьбой отпустить пленных рыцарей. Слова Александра Невского: « Кто к нам с мечем придет, тот от меча и погибнет» стали крылатыми. - Новгородская и Псковская земли сохранили свою независимость, когда Русь стонала под игом монголо – татар. Имя Александра Невского навсегда осталось в памяти людской. Петр I приказал прах его перенести в Петербург и похоронить в Александро – Невской Лавре – монастыре, построенном на месте, где когда – то Александр разбил шведов. Через 700 лет, в 1942 г. в разгар ВОВ был учрежден орден Александра Невского, которым награждались офицеры, прославившиеся в боях с фашистами. В нашем районе этим орденом награжден житель п. Советское Ханыкин Михаил Федорович (умер). За несколько лет до войны была написана К. Симоновым поэма «Ледовое побоище». Во время войны С. Эйзенштейном поставлен фильм «Александр Невский». Александр Невский причислен к лику святых.

IV Закрепление. Провести соединительные линии: Невская битва 1.Хорошо изучил боевые приемы противника

2.Умело использовал особенности местности

3.Заранее разведал расположение войск противника

4.Внезапно напал на лагерь противника

5.Преградил противнику отход к кораблям

6.Правильно выбрал время нападения

7.Скоординировал действия княжеской дружины и новгородского ополчения

8.Скоординировал действия княжеской дружины и новгородского ополчения

9.Использовал прием обманного отступления

10. Использовал тактику засады Ледовое побоище

V Подведение итогов.

VI Домашнее задание:

- § 13, нарисовать схему Невской битвы, Ледового побоища;

- Изобразить участников сражения в их полном вооружении в любой момент битвы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
конспект урока по истории на тему: "Борьба Руси с западными завоевателями"

Автор: Вицен Людмила Петровна

Дата: 05.12.2014

Номер свидетельства: 139562

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Конспект урока на тему: Русь и Золотая Орда "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-na-tiemu-rus-i-zolotaia-orda"
    ["file_id"] => string(6) "113786"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411048102"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства