При проведении урока учащиеся узнают об особенностях социального и политического развития монгольской военной державы; приходят к пониманию, что политическая раздробленность, слабость центральной власти привели к поражению русских княжеств от монголо-татар. У учащихся формируется образное представление о роли личности Александра Невского в истории Руси.
Развивается познавательная активность, логическое мышление, умение анализировать и обобщать данные, сопоставлять факты, делать выводы; работать с картой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Нашествие с Востока" »
Конспект урока по истории России
(6-й класс)
по учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной
Тема:
«Нашествие с Востока»
Выполнила учитель истории
Морозова Елена Анатольевна
МБОУ Верхнеобливская ООШ
Ростовская область
Тацинский район
хутор Верхнеобливский
Тип занятия: урок изучения нового материала
Средства обучения: наглядные – карта «Русские земли в 12-13 вв.» и печатно-словесные - учебник.
Вид контроля: тематический.
Методы контроля: устный опрос, эвристическая беседа.
Межпредметные связи: обществознание, география.
Внутрипредметные связи: темы “Образование государства Русь”, “Феодальная раздробленность на Руси”, “Культура и быт Руси”.
Цель урока: раскрыть причины иноземного вторжения на Русь в XIII веке; познакомить учащихся с возникновением монгольского государства; раскрыть причины успехов завоевательных походов монголо-татар; показать героический характер обороны русских княжеств;
Задачи:
Образовательные: сформировать у учащихся образное представление о монголо-татарах и особенностях их завоевательной политики, о походах Батыя на Русь; определить роль личности Александра Невского в истории Руси; способствовать пониманию роли ига в истории нашей страны.
Развивающие: развитие познавательной активности учащихся, активизация логического мышления, развитие умения анализировать и обобщать данные, сопоставлять факты, делать выводы; работать с картой.
Воспитательная: воспитание гражданственности, патриотизма; развитие у учащихся интереса к истории своей страны.
Планируемые результаты изучения материала: учащиеся узнают об особенностях социального и политического развития монгольской военной державы; приходят к пониманию, что политическая раздробленность, слабость центральной власти привели к поражению русских княжеств от монголо-татар.
Ход урока
Организационный момент .
Проверка домашнего задания.
Изучение нового материала.
Создание Монгольской империи.
Битва на реке Калка.
Первый поход Батыя на Русь, 1237 г.
Второй поход Батыя на Русь, 1239-1240 гг.
4.Итог урока.
1. Проверка домашнего задания.
-Вопрос учащимся: Какие последствия имела государственная раздробленность Руси?
(Упадок военного могущества Древней Руси - именно это последствие наиболее болезненно сказалось в XIII веке. В связи с этим нам предстоит раскрыть причины и последствия иноземного вторжения на Русь в XIII веке.)
Вступительное слово учителя: Тема нашего урока – “Нашествие с Востока”. По-другому нельзя назвать ту опасность, которая исходила со стороны Востока и Запада. С Востока на Русь обрушились силы монголо – татар. На протяжении занятия нам предстоит выяснить, почему Русь не смогла выстоять перед монголо-татарами? Определить в какой зависимости оказалась Русь.
2. Изучение нового материала.
Рассказ учителя: В начале 13 века в Центральной Азии происходили процессы, которым было суждено сыграть определенную роль в судьбах Средней Азии, Кавказа, Ирана и Восточной Европы. Они оказали заметное влияние и на ход мировой истории. Речь идет о возникновении государства у многочисленного народа, известного в источниках под именем монгол или татар.
На рубеже 12-13 в монголы занимали большую территорию в Забайкалье. Жили родоплеменным строем. Во главе племен стояли ханы – правители или вожди, нойоны – племенные старейшины, нукеры – дружинники. Это кочевые народы, главное богатство – земля и скот. Появление монгольское государство связано с Темучэном ( выходцем из знатного нойонского рода Есугея).: рано потерял отца (отравлен), несколько лет жил в рабстве. В 1206г., вследствие соперничества за первенство между главами крупнейших родов, на курултае (съезде) великим ханом - Чингисханом, был избран один из энергичных и удачливых военачальников монгольских племен –Темучэн. Войско Чингисхана было хорошо организовано, оно делилось на десятки, сотни, тысячи, тьмы (10.000). Действовал закон яса – если с поля боя бежал один из десятка, казнили весь десяток (истребление рода). Покорив Китай (1211, воспользовавшись соперничеством между империями Цзинь и Сун), Корею (1218)Среднюю Азию ( с1219). Они были хорошими наездниками и были вооружены арканами, стрелами, кривая сабля, копье и два лука, два колчана по 30 стрел. Войско состояло их легкой и тяжелой конницы. Воины тяжелой конницы имели копье, меч, шлем, кольчугу. У каждого война по три лошади.
В 1222 г. пройдя через перевал «железные ворота» возле Дербента экспедиционный корпус под командованием военачальников Субэдэя и Джубэя вышел в причерноморские степи.
Вопросы учащимся:
На какой территории проживали монголо-татары?
На какой стадии общественных отношений находились?
Назовите основные занятия монголо - татар.
Какова военная организация?
Кто возглавил борьбу монголо - татар за объединение?
Вывод: Мы выяснили, что монголо-татары проживали на территории Центральной Азии. К концу ХII века они находились на стадии разложения первобытно-общинного строя, возникновение и развитие государственности носило военизированный характер. В начале ХII века главной задачей Чингисхан провозгласил завоевание мирового господства.
2. Битва На реке Калка.
Рассказ учителя: Объединенная рать (Мстислав Романович Киевский, Мстислав Черниговский, Мстислав Мстиславич Удалой, Даниил Романович и др.) перешла Днепр и вступила в сражение на р. Калке. Монголы попытались расколоть противника. Лаврентьевская летопись с восторгом описывает первую встречу русских с врагом: « И встретили татары полки русские, и стрельцы русские победили их и гнали в поле далече, рубя их, и захватили стада их… и так все войны обогатились скотом» После восьмидневной погони 31 мая 1223 г. русские встретились с главными монгольскими силами. Однако, в этот решающий момент, между русскими князьями не было единства, каждый князь действовал самостоятельно. Киевский князь Мстислав Романович и черниговский Мстислав Святославович не поддержали натиск Мстислава Удалого и спокойно наблюдали за их истреблением. Кроме этого, монголо-татары использовали тактику отступления, заманили наши войска, сделав вид, что отступают. А в решающий момент резко повернули назад, застав русские и половецкие войска врасплох. Князья начали сдаваться взамен на сохранение жизни. Однако монголо-татары не сдержали слово, перебили рядовых воинов, а князей связали, и сели на них пировать. Весть о страшном поражении русских войск облетела Русь. С грустью Галицкий летописец отметил: « И победили монголы всех русских князей, такого не бывало никогда».
При каких обстоятельствах произошла первая встреча русских войск с монголо-татарами?
Кто возглавлял татарские и русские войска?
Почему русские войска в сражении на реке Калке потерпели поражение?
Вывод: Мы видим, чем закончилось сражение на реке Калке для наших воинов. Это сражение было на чужой территории. Но прошло не так много времени и русские люди испытали весь ужас нападения на свои земли.
3,4. Походы Батыя и начало монголо-татарского ига.
Рассказ учителя: В 1236г., после смерти Чингисхана, великим князем стал Батый (Бату – хан) – внук Темучина. Захватив Волжскую Булгарию, Батый обрушил свои полчища на Русь. (Работа с картой). Первым княжеством подвергшееся нападению было Рязанское княжество (1237). Рязань, хорошо укрепленный громадным 10 м. валом город с могучими стенами из толстых дубовых древен. Князь Юрий Игоревич обратился за помощью к Юрию Всеволодовичу – Великому князю Владимирскому, однако тот отказал. Батый потребовал от Юрия десятину « во князех, и в людех, и в конех, и в доспесех», но князья не согласились на эти условия. Как повествует Никоновская летопись «князья рязанские,и муромские, и пронские вышли против безбожных и сотворили с ними брань, и была сеча злая, и одолели безбожные…бежали князья, каждый в град свой» . Рязань была сожжена. Князь погиб. Вернувшийся Евпатий Коловрат, посланный князем собирать людей на борьбу с врагами, увидел разоренный город. Он бросился вдогонку за Батыем и вступил с ним в сражение. В «Повести о разорении Рязани Батыем» говорится, что собрал он дружину в 1700 человек и сразился с войском монголов. «И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские, и сек ими. Почудилось татарам, что мертвые восстали…» Но силы были неравны. В сражении Коловрат погиб, а его голову отдали Батыю, и тот, удивленный «храбрости, и крепости, и мужеству воинства рязанского», велел отпустить пленную часть дружины.
Батый двинулся на Владимир. Юрий Всеволодович пытался остановить его под Коломной, но этого сделать не удалось. Монголы взяли город сначала осадой, а потом штурмом, применяя для этого осадные башни и стенобитные орудия (3 – 7 февраля 1238). Лаврентьевская летопись свидетельствует как на город полетел град из громадных глыб, в плотную к стенам придвинуты осадные башни, тараны разрушали укрепления. Сын Юрия Всеволод вышел из города с дарами , надеясь, что Батый помилует его, но монголы их зарезал. Позже на реке Сить (4 марта 1238) было разбито войско Юрия Всеволодовича, великий князь погиб.
Одержав победу, Батый двинул свои войска (Бурундая) на Торжок. Две недели оборонялся этот маленький город, мужественно защищали его жители, однако отстоять его не удалось (взят 5 марта 1238). Взяв город, татары двинулись на Новгород, но, не дойдя до него 100 верст, повернули назад. Причиной такого решения могли служить: 1. приближающаяся распутица, болот, 2. необходимость пополнения отрядов, 3. междоусобицы в Каракуруме.
На пути татары решили овладеть Козельском. Семь недель оборонялся город. Когда стены его были разрушены пороками и враги поднялись на вал, жители вновь атаковали татар, сами погибли, но убили многих военачальников. Галицко-Волынская летопись: «Оттого же татары не смеют его наречь градом Козельском, но градом злым, понеже билися семь недель, убили среди татар сына темников…». Батый назвал его Злым городом. Позже Батый ушел в степь.
Весной следующего года нашествие возобновилось. В 1239г. Батый пошел на Юго-западную Русь. Захватив Переяславль и Чернигов (октябрь 1239), он двинулся на Киев. Увидев красивый город, хан Мунке предложил киевлянам сдаться и обещал не разрушать города. Несколько раз штурмовали Киев татары, множество стенобитных орудий пустили в ход татары. Но киевляне ночью восстанавливали стены. Однако, несмотря на мужество горожан. 6 декабря 1240г. Киев был взят. А последние защитники города, собравшиеся в Десятинной церкви, погибли под ее сводами. Победители были восхищены героизмом киевлян.
Батый продолжил поход на Запад, захватил Польшу. Венгрию, Чехию, но начавшаяся в 1242г. междоусобица после смерти Великого хана Угедея в Каракуруме, заставила его повернуть назад.
Вопросы учащимся:
1. Опишите героическую оборону Рязани, проанализировав весь текст. Какое впечатление произвел на вас рассказ о жителях города?
2. Что стало с Рязанью после пятидневной героической осады? (Жители погибли. Город был сожжен и разграблен. Разрушенную Рязань не удалось восстановить.)
3. Куда двинулись войска Батыя после взятия Рязани? Восстановите путь их продвижения, используя документ и карту. Покажите на карте продвижение войск монголо-татар.
4. Как вели себя завоеватели в русских городах по отношению к мирному населению?
5. Опишите героическую оборону Козельска.
6. Как вели себя жители города?
7. Почему русские войска терпели поражение?
Проблемный вопрос: Чем можно объяснить победы и высокий уровень военного искусства монголо - татар при условии, что по характеру общественного строя они стояли ниже многих завоеванных ими стран.
Вывод: Таким образом, главными причинами поражения Руси в борьбе с монголами являются:
Раздробленность и отсутствие единства в русских землях.
Высокое воинское мастерство монгольского войска.
Рассказ учителя: На территории Руси было установлено иго.
- Так что же такое иго?
- Иго – это политическая и экономическая зависимость Руси от Орды. Татаро-монгольское иго представляло собой сложную систему, главной целью которой было использование экономического и военного потенциала Руси в интересах Золотой Орды. В экономическом отношении оно проявлялось в ежегодной выплате Русью огромной дани татарам или, как называли ее на Руси, “ордынский выход”. Сборщиками дани были баскаки, которые после специальной переписи собирали дань с дома-хозяйства. Политическая зависимость выражалось в изменении положения князей. Князья должны были ездить в Орду и получать там ханские ярлыки на свои княжества. Хан, таким образом, становился источником княжеской власти.
Запись в тетрадях: Особенности ига:-
Монголо-татары не поселились на русских землях .
Веротерпимость татар-язычников: Русь сохранила свою религиозную независимость. Единственное требование к русской православной церкви – молитвы за здоровье великого хана.
Русские князья не лишились власти над населением своих земель. Они стали вассалами хана Золотой Орды, признав его верховную власть (автономия Руси).
5.Итог урока:
Таким образом, монголо-татарское иго наложило неизгладимый отпечаток на историю Руси, поделив ее на две эпохи – до “Батыева нашествия” и после него.
Домашнее задание :
П.12,14 .Ответить на вопрос: Определите основные экономические, политические, социальные и культурные последствия ига для Руси.
Литература:
История России с древнейших времен до конца 16 века. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.
Поурочные разработки по истории России К.А.Соловьев, Б.Н. Серов.