kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок на тему "Культура кочевников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока урока. Урок № 14 Дата: 14.12.2012г. Тема: Культура кочевников. Оборудование: Физическая карта Казахстана; памятки по составлению проектов учащихся; учебник. Цель: Добиться понимания того, что цивилизация кочевников – это особая форма развития культуры, требующая детального изучения и осмысления в современно науке. Задачи: _- Продолжить развивать умения и навыки учащихся по проектированию своей деятельности; - Развивать коммуникативные качества, умение работать в группе и т.д.; - Воспитывать уважение к общечеловеческим ценностям, культуре разных народов, чувство толерантности и интернационализма. Тип урока: Урок – проектной деятельности учащихся. Форма: работа в группах. Этапы урока. 1. Орг. момент. Приветствие класса. 2. Вступительное слово учителя. Тема нашего урока: «Культура кочевников», сегодня мы будем с вами работать в группах, которые были сформированы нами несколько уроков назад. Мы будем продолжать учиться проектировать свою деятельность. Эпиграфом нашего урока я предлагаю взять следующее высказывание: Знать мало – надо применять. Хотеть мало – надо делать. И.-В. Гетте. Совершенно очевидно, что метод проектов открывает перед каждым, школьником возможности проявить себя, выявить свои способности, наметить будущую профессиональную деятельность. Проще говоря, школьнику представляются возможности самому попробовать и испытать себя в разных сферах, выявить что-то близкое и интересное и сконцентрировать на этом свои желания, силы, способности. Это позволяет включить в учебный процесс самое важное: активность, интерес и сознательную самореализацию главного участника – обучаемого. И, самое важное: вся деятельность школьника ориентируется на формирование его мышления, в основе которого лежит личный опыт. Он сам разделяет ответственность за собственное развитие, уровень подготовки к самостоятельной деятельности в будущем. Результат деятельности представляется учащимся аудитории и в процессе презентации он самостоятельно может оценить (отрефлексировать): смог ли он выполнить эту деятельность, полностью ли он выполнил эту деятельность и качество выполнения этой деятельности по сравнению с другими. 3. Актуализация знаний: Вопросы к классу: 1.Что такое культура? Культура—в переводе с латинского означает «возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание». Она характеризует исторически определенный уровень развития общества, творческих силе способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности, а также создаваемых ими материальных и духовных ценностях. 2.Что такое материальная культура? Материальная культура состоит из предметов и изделий, удовлетворяющих материальные потребности народа. К ней относятся жилища, одежда, продукты питания, посуда, оружие, различные инструменты, орудия труда и т.д. 3.Что такое духовная культура? К духовной культуре относятся мировосприятие, духовный мир, религиозные верования. Язык, обычаи и традиции, передающиеся из поколения в поколение. 4.Дайте определение понятию цивилизация? Цивилизация /Происходит от латинского civil – гражданский./ Понятие стало употребляться с XVIII века. Значения: 1) Синоним «культурный» 2) «Ступень исторического развития человечества, следующая за варварством» 3) Определенная стадия в развитии локальных культур. По Вальтеру: Цивилизованным называется общество, основанное на началах разума и справедливости (цивилизация = культура). В XIX веке понятие «цивилизация» употреблялось для характеристики капиталистического общества. А с конца века появляются новые теории цивилизационного развития. Автором одной из них был Данилевский, обосновавший теорию, согласно которой не существует Всемирной Истории, есть лишь теория локальных цивилизаций, имеющих индивидуальный замкнутый характер. Он выделил 10 цивилизаций и сформулировал основные законы их развития, по которым каждая цивилизация имеет циклический характер: 1) Стадия зарождения 2) Период оформления культурной и политической независимости 3) Стадия расцвета 4) Период упадка. 5.Кто такие кочевники? Кочевники — люди, временно или постоянно ведущие кочевой образ жизни, люди без определенного места жительства. Средства к существованию кочевники могут получать из самых разных источников — кочевое скотоводство, торговля, различные ремесла, рыболовство, охота, различные виды искусства (музыка, театр), наемный труд или даже грабеж или военные завоевания. Если рассматривать большие промежутки времени, то каждая семья и народ так или иначе переезжает с места на место, ведут кочевой образ жизни, то есть могут классифицироваться как кочевники. Далеко не все скотоводы являются кочевниками. Целесообразно связывать кочевничество с тремя главными признаками: экстенсивное скотоводство (Пасторализм) как главный вид хозяйственной деятельности; периодические перекочевки большей части населения и скота; особая материальная культура и мировоззрение степных обществ. Кочевники обитали в засушливых степях и полупустынях или высокогорных районах, где скотоводство является наиболее оптимальным видом хозяйственной деятельности (в Монголии, например, земли пригодные для земледелия составляют 2 %, в Туркменистане — 3 %, в Казахстане — 13 % и т. д.). Главной пищей номадов были различные виды молочных продуктов, реже мясо животных, охотничья добыча, продукты земледельческого хозяйства и собирательства. Засуха, снежный буран (джут), эпидемии (эпизоотии) могли за одну ночь лишить номада всех средств существования. Для противодействия природным напастям скотоводы разработали эффективную систему взаимопомощи — каждый из соплеменников снабжал пострадавшего несколькими головами скота. Кочевники и культура Данный вид культуры и хозяйства зародился в конце II — начале I тысячелетия до н.э. в среде горно-степных племен Евразии в связи с переходом от оседлого и полуоседлого пастушеского к подвижному скотоводству. Подобный вид хозяйства продолжает иметь место и поныне в ряде стран Центральной и Западной Азии, Северной Африки. 6. В чем состоит проблема в науке изучения цивилизации кочевников? 4. Основная часть: Этапы работы над проектом (работа в группах): 1.Поиск социально-значимой проблемы – одна из наиболее трудных задач, которую приходится решать учителю-руководителю проекта вместе с учащимися – проектировщиками. 2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков, ответственных. 3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками (участником) проектной группы. Этот аспект идентифицирует деятельность по разработке проекта с профессиональной деятельностью любого специалиста. 4. Результатом работы над проектом, выходом проекта, является продукт. 5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, т.е. проект, требует на завершающем этапе презентации своего продукта. По мнению И.С. Сергеева проект – это «пять П»: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации - Продукт – Презентация. Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др. Портфолио (папка) проекта – подборка всех рабочих материалов проекта. Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт [10]. Любой проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру, которая может быть представлена в виде укрупненной циклограммы проведения проекта. Структура проекта включает в себя: - Аргументацию актуальности принятого исследования (необходимо дать обоснование значимости выбранной темы); -Проектная проблема (следует определить противоречие). Противоречие может быть между знанием и незнанием, новыми фактами и существующими научными теориями и т.д. Из противоречия вырастает проектная проблема. Термин «проблема», от греческого задача, знание, понимается в науке как теоретический или практический вопрос, как нечто неизвестное в известном. Проблема формулируется, как правило, в виде вопроса, и выступает как констатация имеющихся на данный момент знаний по интересующему вопросу. Например, какие условия необходимо создать, какой комплекс мер нужно применить, чтобы снять противоречия. В стратегии научного исследования гораздо сложнее найти проблему, чем ее решить. Так как для поиска требуется творческое мышление, а для решения только умение; - Цель (образ будущего). Фактически проблема перерастает в цель ее научного изучения. Так как в ходе творческого поиска исследователь, разработчик пытается создать ту систему мер, или те опытные условия, которые позволят разрешить выявленную проблему. Пытаясь определить цель разработчик должен ответить себе на вопрос: Что я предполагаю получить по итогам проектирования (исследования). Цель формулируется в одном предложении с помощью следующих глаголов: выявить, выяснить, сформулировать, создать, обосновать, определить разработать. - Определение предмета и объекта. Объект – это содержание, которое будет проектироваться. Объектом исследования в педагогике является та область педагогической действительности, в рамках которой находиться и предмет исследования. Значит предмет – это сторона, компонент, аспект объекта. Как правило, объект больше предмета или может быть равен ему, но ни как не меньше. - Определение темы. Формулировка темы должна содержать в себе предмет исследования. Продумывая тему, исследователь опирается, а накопленные им в результате собственной педагогической деятельности, размышлений по материалам научных источников, касающихся исследования; - Формулирование гипотезы (проектной идеи). Гипотеза – это предположительный ответ, на вопрос, сформулированный в проблеме. Это описание продвижения к цели. Это развернутое предположение. Это своеобразное исследование в уме, одна из форм теоретического мышления. Это описание условий, за счет которых достигается цель. В гипотезе органично сливаются два момента. Выдвижение некоторых положений и последовательное их логическое доказательство. Как правило, гипотеза имеет вид сложноподчиненного предложения. Первая часть содержит «Если» содержит формулировку условий, которые предполагается создавать для разрешения заявленной проблемы. Вторая часть «ТО» - показывает предположительный результат. Третья часть «Так как, или потому что» - теоретическое обоснование причины того, почему условия, заявленные в первой части дадут данный результат. Например, «Если содержание занятий направить на удовлетворение запросов и образовательных потребностей, то это будет способствовать развитию познавательной активности учащихся, что в свою очередь может сформировать потребность к обучению самим добывать знания, так как, познавательная активность возникает лишь при условии соответствия содержания процесса обучения запросам образовательных потребностей учащихся». - Формулирование задач (это последовательное доказательство выдвинутой гипотезы. Задачи – это цель, раздробленная на шаги). Задачи следует различать на: 1. Теоретические (раскрывает сущность изучаемого явления (изучить, прочитать, ознакомиться)); 2. Теоретико–прикладные; 3. Прикладные (раскрывая которую исследователь разрабатывает формы и методы руководства изучаемым явлениям). Разрешая задачи, исследователь подтверждает заявленную гипотезу. 5. Рефлексия: Вопросы к классу: 1. Понравилось ли вам работать в группах? 2. Нужно ли ученику уметь работать по методу проектов? 3. Какие преимущества дает проектирование деятельности? 6. Заключительный этап: Выставление оценок. Домашнее задание: Подготовить презентацию к проекту. Подготовиться к тестированию по теме культура кочевников. Составила учитель истории и права Чернова Т.В.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Культура кочевников" »

Министерство образования и науки Республики Казахстан.

KГУ «Средняя школа № 3 села Пионерское»

акимата Осакаровского района Карагандинской области.


«Рассмотрено» «Проверено» «Утверждаю»

Рук. ШМО Зам по УВР директор

Боровских О.Г. Супрунова И.Н. Савушкин В.Б.




Разработка открытого урока урока.

Урок № 14 Дата: 14.12.2012г.

Тема: Культура кочевников.

Оборудование: Физическая карта Казахстана; памятки по составлению проектов учащихся; учебник.

Цель: Добиться понимания того, что цивилизация кочевников – это особая форма развития культуры, требующая детального изучения и осмысления в современно науке.

Задачи:

_- Продолжить развивать умения и навыки учащихся по проектированию своей деятельности;

- Развивать коммуникативные качества, умение работать в группе и т.д.;

- Воспитывать уважение к общечеловеческим ценностям, культуре разных народов, чувство толерантности и интернационализма.


Тип урока: Урок – проектной деятельности учащихся.

Форма: работа в группах.


Этапы урока.

  1. Орг. момент. Приветствие класса.

  2. Вступительное слово учителя. Тема нашего урока: «Культура кочевников», сегодня мы будем с вами работать в группах, которые были сформированы нами несколько уроков назад. Мы будем продолжать учиться проектировать свою деятельность. Эпиграфом нашего урока я предлагаю взять следующее высказывание:

Знать мало – надо применять.

Хотеть мало – надо делать.

И.-В. Гетте.

Совершенно очевидно, что метод проектов открывает перед каждым, школьником возможности проявить себя, выявить свои способности, наметить будущую профессиональную деятельность. Проще говоря, школьнику представляются возможности самому попробовать и испытать себя в разных сферах, выявить что-то близкое и интересное и сконцентрировать на этом свои желания, силы, способности. Это позволяет включить в учебный процесс самое важное: активность, интерес и сознательную самореализацию главного участника – обучаемого. И, самое важное: вся деятельность школьника ориентируется на формирование его мышления, в основе которого лежит личный опыт. Он сам разделяет ответственность за собственное развитие, уровень подготовки к самостоятельной деятельности в будущем. Результат деятельности представляется учащимся аудитории и в процессе презентации он самостоятельно может оценить (отрефлексировать): смог ли он выполнить эту деятельность, полностью ли он выполнил эту деятельность и качество выполнения этой деятельности по сравнению с другими.

  1. Актуализация знаний:

Вопросы к классу:

1.Что такое культура?

Культура—в переводе с латинского означает «возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание». Она характеризует исторически определенный уровень развития общества, творческих силе способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности, а также создаваемых ими материальных и духовных ценностях.


2.Что такое материальная культура?

Материальная культура состоит из предметов и изделий, удовлетворяющих материальные потребности народа. К ней относятся жилища, одежда, продукты питания, посуда, оружие, различные инструменты, орудия труда и т.д.


3.Что такое духовная культура?

К духовной культуре относятся мировосприятие, духовный мир, религиозные верования. Язык, обычаи и традиции, передающиеся из поколения в поколение.

4.Дайте определение понятию цивилизация?

Цивилизация /Происходит от латинского civil – гражданский./

Понятие стало употребляться с XVIII века.

Значения:

1) Синоним «культурный»

2) «Ступень исторического развития человечества, следующая за варварством»

3) Определенная стадия в развитии локальных культур.

По Вальтеру:

Цивилизованным называется общество, основанное на началах разума и справедливости (цивилизация = культура).

В XIX веке понятие «цивилизация» употреблялось для характеристики капиталистического общества. А с конца века появляются новые теории цивилизационного развития. Автором одной из них был Данилевский, обосновавший теорию, согласно которой не существует Всемирной Истории, есть лишь теория локальных цивилизаций, имеющих индивидуальный замкнутый характер. Он выделил 10 цивилизаций и сформулировал основные законы их развития, по которым каждая цивилизация имеет циклический характер:

1) Стадия зарождения

2) Период оформления культурной и политической независимости

3) Стадия расцвета

4) Период упадка.


5.Кто такие кочевники?

Кочевники — люди, временно или постоянно ведущие кочевой образ жизни, люди без определенного места жительства. Средства к существованию кочевники могут получать из самых разных источников — кочевое скотоводство, торговля, различные ремесла, рыболовство, охота, различные виды искусства (музыка, театр), наемный труд или даже грабеж или военные завоевания. Если рассматривать большие промежутки времени, то каждая семья и народ так или иначе переезжает с места на место, ведут кочевой образ жизни, то есть могут классифицироваться как кочевники.

Далеко не все скотоводы являются кочевниками. Целесообразно связывать кочевничество с тремя главными признаками:

экстенсивное скотоводство (Пасторализм) как главный вид хозяйственной деятельности;

периодические перекочевки большей части населения и скота;

особая материальная культура и мировоззрение степных обществ.


Кочевники обитали в засушливых степях и полупустынях или высокогорных районах, где скотоводство является наиболее оптимальным видом хозяйственной деятельности (в Монголии, например, земли пригодные для земледелия составляют 2 %, в Туркменистане — 3 %, в Казахстане — 13 % и т. д.). Главной пищей номадов были различные виды молочных продуктов, реже мясо животных, охотничья добыча, продукты земледельческого хозяйства и собирательства. Засуха, снежный буран (джут), эпидемии (эпизоотии) могли за одну ночь лишить номада всех средств существования. Для противодействия природным напастям скотоводы разработали эффективную систему взаимопомощи — каждый из соплеменников снабжал пострадавшего несколькими головами скота.

Кочевники и культура

Данный вид культуры и хозяйства зародился в конце II — начале I тысячелетия до н.э. в среде горно-степных племен Евразии в связи с переходом от оседлого и полуоседлого пастушеского к подвижному скотоводству. Подобный вид хозяйства продолжает иметь место и поныне в ряде стран Центральной и Западной Азии, Северной Африки.

6. В чем состоит проблема в науке изучения цивилизации кочевников?




  1. Основная часть:

Этапы работы над проектом (работа в группах):


1.Поиск социально-значимой проблемы – одна из наиболее трудных задач, которую приходится решать учителю-руководителю проекта вместе с учащимися – проектировщиками.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы.

Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков, ответственных.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками (участником) проектной группы.

Этот аспект идентифицирует деятельность по разработке проекта с профессиональной деятельностью любого специалиста.

4. Результатом работы над проектом, выходом проекта, является продукт.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, т.е. проект, требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

По мнению И.С. Сергеева проект – это «пять П»:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации - Продукт – Презентация.

Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Портфолио (папка) проекта – подборка всех рабочих материалов проекта.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт [10].

Любой проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру, которая может быть представлена в виде укрупненной циклограммы проведения проекта.


Структура проекта включает в себя:

- Аргументацию актуальности принятого исследования (необходимо дать обоснование значимости выбранной темы);

-Проектная проблема (следует определить противоречие). Противоречие может быть между знанием и незнанием, новыми фактами и существующими научными теориями и т.д. Из противоречия вырастает проектная проблема. Термин «проблема», от греческого задача, знание, понимается в науке как теоретический или практический вопрос, как нечто неизвестное в известном. Проблема формулируется, как правило, в виде вопроса, и выступает как констатация имеющихся на данный момент знаний по интересующему вопросу. Например, какие условия необходимо создать, какой комплекс мер нужно применить, чтобы снять противоречия. В стратегии научного исследования гораздо сложнее найти проблему, чем ее решить. Так как для поиска требуется творческое мышление, а для решения только умение;

- Цель (образ будущего). Фактически проблема перерастает в цель ее научного изучения. Так как в ходе творческого поиска исследователь, разработчик пытается создать ту систему мер, или те опытные условия, которые позволят разрешить выявленную проблему. Пытаясь определить цель разработчик должен ответить себе на вопрос: Что я предполагаю получить по итогам проектирования (исследования). Цель формулируется в одном предложении с помощью следующих глаголов: выявить, выяснить, сформулировать, создать, обосновать, определить разработать.

- Определение предмета и объекта. Объект – это содержание, которое будет проектироваться. Объектом исследования в педагогике является та область педагогической действительности, в рамках которой находиться и предмет исследования. Значит предмет – это сторона, компонент, аспект объекта. Как правило, объект больше предмета или может быть равен ему, но ни как не меньше.

- Определение темы. Формулировка темы должна содержать в себе предмет исследования. Продумывая тему, исследователь опирается, а накопленные им в результате собственной педагогической деятельности, размышлений по материалам научных источников, касающихся исследования;

- Формулирование гипотезы (проектной идеи). Гипотеза – это предположительный ответ, на вопрос, сформулированный в проблеме. Это описание продвижения к цели. Это развернутое предположение. Это своеобразное исследование в уме, одна из форм теоретического мышления. Это описание условий, за счет которых достигается цель. В гипотезе органично сливаются два момента. Выдвижение некоторых положений и последовательное их логическое доказательство. Как правило, гипотеза имеет вид сложноподчиненного предложения. Первая часть содержит «Если» содержит формулировку условий, которые предполагается создавать для разрешения заявленной проблемы. Вторая часть «ТО» - показывает предположительный результат. Третья часть «Так как, или потому что» - теоретическое обоснование причины того, почему условия, заявленные в первой части дадут данный результат. Например, «Если содержание занятий направить на удовлетворение запросов и образовательных потребностей, то это будет способствовать развитию познавательной активности учащихся, что в свою очередь может сформировать потребность к обучению самим добывать знания, так как, познавательная активность возникает лишь при условии соответствия содержания процесса обучения запросам образовательных потребностей учащихся».

- Формулирование задач (это последовательное доказательство выдвинутой гипотезы. Задачи – это цель, раздробленная на шаги). Задачи следует различать на: 1. Теоретические (раскрывает сущность изучаемого явления (изучить, прочитать, ознакомиться)); 2. Теоретико–прикладные; 3. Прикладные (раскрывая которую исследователь разрабатывает формы и методы руководства изучаемым явлениям). Разрешая задачи, исследователь подтверждает заявленную гипотезу.


  1. Рефлексия:

Вопросы к классу:

  1. Понравилось ли вам работать в группах?

  2. Нужно ли ученику уметь работать по методу проектов?

  3. Какие преимущества дает проектирование деятельности?


  1. Заключительный этап: Выставление оценок. Домашнее задание: Подготовить презентацию к проекту. Подготовиться к тестированию по теме культура кочевников.



Составила учитель истории и права Чернова Т.В.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Урок на тему "Культура кочевников"

Автор: Чернова Татьяна Валерьевна

Дата: 06.01.2015

Номер свидетельства: 150854

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Урок " Культура кочевников" "
    ["seo_title"] => string(26) "urok-kul-tura-kochievnikov"
    ["file_id"] => string(6) "191410"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427301158"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Материальная культура "
    ["seo_title"] => string(23) "matierial-naia-kul-tura"
    ["file_id"] => string(6) "161999"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422292499"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Методическая разработка урока "Арабы" "
    ["seo_title"] => string(39) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-araby"
    ["file_id"] => string(6) "196645"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428079661"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Повторительно-обобщающий урок по теме "Духовная культура кочевников" "
    ["seo_title"] => string(80) "povtoritiel-no-obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-dukhovnaia-kul-tura-kochievnikov"
    ["file_id"] => string(6) "179140"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424953645"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Открытый урок по Истории Казахстана в 5 «Б» классе на тему «Основы жизнеобеспечения кочевого скотоводства»"
    ["seo_title"] => string(80) "otkrytyi_urok_po_istorii_kazakhstana_v_5_b_klassie_na_tiemu_osnovy_zhiznieobiesp"
    ["file_id"] => string(6) "426971"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1504196888"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства