Раскрывая жизнь кочевников, дать учащимся сведения о расселении древних жителей на территории Казахстана, их жизни и быте.
Развить способности самостоятельно формулировать свои мысли, познавательные способности.
Воспитывать у учащихся трудолюбие, патриотизм, чувства человечности, духовности, высокой культуры, уважение к предкам.
Тип урока: смешанный урок
Методы урока: устный рассказ вопросы-ответы поисковые задания.
Наглядность: карта Казахстана, схемы и таблицы, символы РК, портрет Н.А.Назарбаева, интерактивная доска.
Цитата урока: Посмотри-озарён, осиян. Встал одетый в круге Казахстан от Тянь-Шаня его простор до Уральских яшмовых гор. У казахов своя страна , свои земли на все времена. (Ж.Жабаев)
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Опрос д/з: на доске висит карта Казахстана, записана цитата, легенда.
Учитель: Учитель познакомил учащихся с содержанием легенды. Текст записан на интерактивной доске.
Вопрос: На каком материке расположена наша республика?
Учитель: Так как наша республика расположена в центре огромного материка Евразия, климат отличается резкой континентальностью. Поскольку страна расположена на значительном удалении от океанов и морей, то их смягчающее влияние на климат незначительно. Казахстан расположен в южной части умеренного климатического пояса. В республике чётко выражены четыре времени года (лето, осень, весна,зима). Зимой властвуют сильные сибирские морозы. Летом господствуют топические воздушные массы, формирующиеся над Казахстаном и Средней Азией. Почти во всех частях республики дуют сильные ветры.
Ответы на вопросы:
Когда возникло кочевое скотоводство.
Расскажите, как развивалось кочевое скотоводство.
Какие виды скота были отобраны древними жителями для кочевого скотоводства?
Подумайте, в чём отличие кочевого скотоводства от оседлого?
Назовите причины возникновения кочевого скотоводства.
Потепление и осушение климата, учащение засух, что мешало земледелию.
Появление конской сбруи позволило использовать лошадь для верховой езды и в качестве тягловой силы.
Резкое увеличение поголовья скота привело к сокращению пастбищ вокруг стоянок.
8. Родовое кладбище железного периода располагалось:
А) в течение озёр В) в течение рек С) в близи рудников Д) чуть вдали от поселения Е) возле гор
9. Древнейшим праздником, дошедшим до нас является Наурыз, этот праздник отмечали ещё более:
А) 4.000 лет назад В) 2.000 лет назад С) 3.000 лет назад Д) 1.000 лет назад Е) 5.000 лет назад
-Хорошо ли вы усвоили материал?
Попробуйте ответить на поставленные вопросы.
В чём причина возникновения кочевого скотоводства?
Когда возникло кочевое скотоводство?
Чем кочевой образ жизни отличается от оседлого?
Перечислите виды кочевого скотоводства?
Д/з: §13 прочитать и ответить на вопросы в учебнике.
А сейчас мы с вами проведем интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?» Необычность нашей игры заключается в том, что она-происходит в преддверии замечательного события – 21 летия независимого Казахстана. Это дата – судьбоносна для нашей Республики. Мы народ Казахстана , обрели независимость! Казахстан знает весь мир. Казахстан-страна мира, созидания и согласия.
Вопрос 1 … О мой народ! О моя страна!
Я твой цветок, взращенный тобой
Я песня, звенящая на твоих устах.
Родина моя мой Казахстан…
(Откуда эти строки? Кто написал?)
Вопрос 2 У казахского народа есть высказывание
Пусть будет высоким твой шанырак, широкими твои стены и прочной основы твоего дома. (В основу создания чего положено это мирное пожелание?)
Вопрос 3 Символы нашего государства уникальны.
В них выражены образы духовности, исторической вечности исамобытности национальных традиций народа. (Какой день Указом Президента утверждён Днём государственных?)
Вопрос 4 Это жилище появилось в середине 1 тысячелетия н.э. Оно состоит из складных решёток, купольных жердей, купольного круга, который служит дымовым отверстием и одновременно окном в небо. Вместе с дверным проёмом все эти части составной деревянный остов этого жилища.
(О каком жилище идёт речь? Назовите составные части этого жилища?)
Вопрос 5 Щедра и богата природа Казахстана. Этот уникальный уголок назывной жемчужиной природы нашей Родины. (Где расположено это место? Как оно называется?)
Вопрос 6 Расскажите, какой смыл вложили авторы флага и герба Казахстана в их символику.В государственных символах нашей страны флаге и гербе-замифрована очень полезная информация. Тот кто понимает язык символов, может многое рассказать о республике Казахстан. В каком году после обретения республикой Казахстан независимости были новые флаг, герб, и гимн нашей страны?
Еще раз прочитать цитату урока.
Все земли хороши, а своя так лучше всех! А для того чтобы побывать во всех уголках нашей страны, совсем необязательно покупать билет на поезд или самолёт. Вам достаточно прочитать эти книги они помогут вам изучить много интересного, познавательного о нашей Независимости, о Родине Казахстан.
Заключение:
Рассмотрев различные подходы к познавательному интересу, я пришла к следующим выводам:
- познавательный интерес очень важен для развития ученика.
- учителю необходимо не потерять его, управлять им, развивать и совершенствовать
- познание может начинаться и идти разными путями: «от учителя» и «от учеников».
- на познавательный интерес может оказывать влияние объем, сложность, скорость изучения, содержание, проблемность, иллюстративность учебного материала. Причем, трудность материала, как фактор формирования познавательного интереса, неоднозначно оценивается исследователями.
- большое значение для развития познавательного интереса имеют следующие моменты в работе учителя: создание проблемных ситуаций, разнообразие форм и методов работы, создание благоприятной атмосферы для каждого ученика на уроке, стимулирование самостоятельности и рациональности работы ученика.