Та?ырып:
Тема:
Материальная культура.
О?ыту мен т?рбиелеуді? міндеттері:
Учебно-воспитательные задачи:
- формировать знания учащихся об особенностях развития материальной культуры
кочевников.
- развивать навыки умения обобщать и делать выводы;
делать устное сообщение по теме; анализировать письменные источники;
выполнять проблемные задания.
продолжить работу по формированию у учащихся критического,
логического и ассоциативного мышления, умения работать с таблицей.
- воспитывать чувства патриотизма, гражданственности, интереса к истории
народа, на примере воспитывать лучшие качества выдающихся ученых
Ма?сат:
Цель:
- Создать условия для усвоения материала.
?дис-т?сілдер:
Методы: вопрос-ответ, беседа, изложение, тестирование, самостоятельная
работа, работа в парах.
??рал?жабды?тар, к?рнекті ??ралдар:
Оборудование, наглядные пособия: карта Казахстана, таблица, схемы,
иллюстрации.
Саба? т?рі:
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: изучение новой темы
Саба? барысы:
Ход урока:
1. ?йымдастыру кезе?і:
Организационный момент:
2. ?й тапсырмасын тексеру:
Проверка домашнего задания:
- устный опрос
3. Жа?а саба?ты ме?геру:
Изучение нового материала:
Тірек білімдерін пысы?тау:
Актуализация знаний:
Саба? жоспары:
План урока:
1. Материальная культура.
2. Национальная одежда.
3. Юрта.
4. Блюда национальной кухни.
Материальная культура каждого народа тесно связано с его хозяйством. В хозяйстве преобладало скотоводство. Поэтому материальные блага создавались преимущественно с использованием животноводческого сырья. Одежда в основном изгототавливались из щерсти, кожи и шкур домашних животных. Преобладающая роль кочевого скотоводства вызвала необходимость создания переносных жилищ-юрт. Приспособленных к кочевой жизни. Одним из основных показателей матеральной культуры является пища /мясо,молоко,масло,кумыс,шубат/. Любре сктоводческое и земледельческое хозяйство немыслимы без изделий ремесленного производства/конские сбруи,куруки,арканы,арба/. Оружия-лук со стрелами, копье, сабля, шокпар. Орудия труда-плуг,серп, коса, кетмень, лопаты
Заполнение таблицы «культура»
Культура
Материальная Духовная
1.Культура труда 1.язык, обычаи, традиции
2.Орудия труда 2.музыка и танцы
3.Жилища 3.религия
4. Одежда 4.устное народное творчество
5. Домашняя утварь 5.исскуство
6. Транспорт 6.развитие науки
Работа над новыми понятиями
Культура- от латинского «возделывание» уровень развития общества, выраженный в создавемых им материальных и духовных ценностях. Включает в себя предметные результаты деятельности людей, а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности/знания,умения,наыки,уровень интелекта/.
Материальная культура- предметы деятельности человека в хозяйсвенной сфере. Это орудия труда, юрты, музыкальные инструменты, предметы быта, кошмы, ковры, национальные блюда. Духовная культура- предметы деятельности человека в сфере сознания. Это язык, письменность, устное народное творчество литература, наука, искусство, религия.
Беседа по вопросам
–назовите древние музыкальные инструменты? /кобыз,домбра,адырна/ -что такое айтыс?/в одном лице поэт,композитор,певец,исполнитель,импровизатор/
-какой веры придерживались люди в то время? /языческой веры,поклонялись богу неба Тенгри,солнцу,луне,огню/
-Когда на территорию Казахстана проник ислам? /в конце 9-начпле 10 века/ Картинный опрос.
Учитель показывает учащимся портреты выдающихся представителей культуры 6-12 веков и предлагает каждому из них дать краткую характеристику.
Аль-Фараби/870-941г./-философ, ученый-энциклопедист.
Юсуф Баласагуни/11век/- автор «Кутатгу билиг» /книга счастья/
Махмуд Кашгари/11век/-«Дивани Лугат-ат тюрк» -энциклопедия жизни тюркских народов.
Ходжа Ахмет Яссави-проповедник ислама, написал «Диван-и-Хикмет» / Книга о премудрости /
Бируни/973-1078г./-создал более 150 трудов в разных направлениях.
Вывод
Культура народов, живших на территории Казахстана в 14-15 веках, была естественным продолжением культуры сако-хунского периода и в свою очередь послужила фундаментом для формирования культуры казахского народа, развиваясь в контексте общемировой цивилизации.
4. Закрепление урока:
- устный опрос учащихся по вопросам материала параграфа .
4. Рефлексия саба?ты? мазмуны:
Встаньте те, кому понравился урок…
Если вам урок понравился, похлопайте…
Улыбнитесь друг другу и садитесь…
6. Саба?ты ?орытындылау:
Итоги урока:
- оценивание учащихся
критерии для оценивания работ
1.Последовательность и цельность ответа (следование плану, отсутствие недосказанного)
2.Употребление необходимых исторических требований и понятий.
3.Грамотность речи с помощью предоставленной информации, учащимися выявляется проблема, вырабатывается собственная точка зрения на решение проблемы.
7. ?йге тапсырма беру:
Задание на дом:
- домашнее задание: подготовить устный пересказ параграфа .