Тип урока: опережающий
Цель: ученики узнают как развивалась, материальная и духовная культура древних кочевников, первые религиозные культы и верования, а также проникновение буддизма, христианства, ислама.
Развивающая цель: памяти, логики, речи, интеллекта
Воспитательная цель: ученики научатся самостоятельности, будут совершенствовать культуру речи
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Психологический настрой
3.Повторение домашнего задания:
- 
	1. Какие виды скотоводства развивались в последний период бронзы? 
- 
	2. О чем свидетельствует находка «Золотого человека»? 
- 
	3.Что такое «кочевая цивилизация» ? 
- 
	4. О чем говорят «царские курганы»? 
- 
	5. Кто находился во главе власти у саков? 
- 
	6. Из кого состоял общественный стройу усуней? 
- 
	7. Что писал Геродот о скифском войске? 
- 
	8. Какие прежде непобедимые войска разгромили саки? 
- 
	9. Какова была структура войска у гуннов? 4. Объяснение новой темы: 
- 
	1. Материальная культура 
- 
	2. Духовная культура 
- 
	3. Религия полукочевников Культура Духовная Материальная 
- < >< >Оружие< >< >< >
	Музыка 5. Работа сучебником А) построение графика: Ответы 
- 
	1. Геродот 
- 
	2. Ритуальные сосуды 
- 
	3. Диадема 
- 
	4. Звериный стиль 
- 
	5. Солнце 
- 
	6. Солярные божества 
- 
	7. «кам» 
- 
	8. Буддизм 
- 
	9. Ислам Вопросы: 
- 
	1. Государственная религия династии Караханидов. 
- 
	2. Уникальное по своему исполнению украшение 
- 
	3. Он писал, что саки жили в деревянных домах 
- 
	4. Согласно древним рукописям арабов и персов, тюрки называли так шаманов 
- 
	5. Среди тюрков в Семиречье и Южном Казахстане распространялся… 
- 
	6. деревянные и глиняные кувшины, серебряные чаши, ложки, бронзовая чаша… 
- < >
	8. По форме реалистический, по содержанию религиозный 
- 
	9. Над головами танцующихимеются изображения Б) Оцените утверждение: 
- 
	1.Кочевники не верили в загробную жизнь, культ мертвых и духов предков… 
- 
	-Верно ; -Неверно 
- 
	2. В связи с тем, что на территории Казахстана проходили маршруты Великого Шелкового пути сюда проникали другие религии… 
- 
	-Верно ;-Неверно 
- 
	3. Посол Византии Земарх писал, что тюрки не позволили ему совершить обряд очищения огнем… 
- 
	-Верно ;-Неверно 
- 
	4. Основой религии древних тюрков было поклонение небу-Тенгри, Земле-воде, Умай… 
- 
	-Верно ;-Неверно 
- 
	5. Головной убор «Золотого человека» был расшит золотыми пластинами с изображениями коней, барсов, архаров, горных козлов… 
- 
	-Верно ;-Неверно 
- 
	6. У саков головные уборы отсутствовали, кафтаны длинные с поясным ремнем, штаны длинные широкие… -Верно ;-Неверно В) Допишите пропущенные слова: 
- 
	1. Неподалеку от развалин средневекового города _________ при раскопках был найден подземный буддийский храм 
- 
	2. В Сибирской коллекции _______ имелось немало золотых украшений саков 
- 
	3. В Таразе _______________ были превращены в мусульманские мечети 
- 
	4. Культ огня как священной всеочищающей стихии ведет свое происхождение от культа _____ 
- 
	5. Усуни возводили строение из _____________, то канлы строили из _______________. 
- 
	6. Существует два научных предположения о происхождении _______________ 6. Закрепление материала Для закрепления материала тестовые задания Тесты: 
- 
	1.«Звериный стиль» в искусстве племен населявших территорию Казахстана и Сибири возник в 
- 
	А)VIII в. до н. э.;Б) III в. до н. э.; В) V в. до н. э. 
- 
	2. Украшения и изделия, найденные в сакских курганах относятся к 
- 
	А) «Геометрическому стилю» ; Б)«Звериному стилю»;В) «Зооморфный стиль» 
- 
	3. Города Чирик-Рабат и Бабиш-Молда являются памятниками 
- < >
- 
	4. Сакское городище Чирик-рабат находится в 300 км от города 
- 
	А) Павлодар;Б) Алматы;В)Кызылорда. 
- 
	5. В 300 км от города Кызылорда находится крупное сакское городище 
- 
	А)Чирик-рабат ;Б) Аркаим;В) Бабиш-Молда 
- < >
	6. У саков роль талисманов и амулетов играли изделия с изображением 
- 
	А) небесные светила;Б) силы природы;В)зверей. 
- 
	7. Одежда «Золотого человека» из сакского кургана украшена золотыми изделиями, которых более 
- 
	А) двух тысяч;Б)пяти тысяч;В)четырех тысяч. 
- 
	
	8. «Золотой человек» найден в знаменитом сакском памятнике – 
- 
	А) Иссыкском кургане;Б) Бесшатырском кургане;В) Каргалинский курган 
- 
	9. Доказательством того, что сакам была известна письменность, является найденная в Иссыкском кургане надпись, нанесенная на 
- 
	А)серебряную чашу;Б) кинжал;В) плоский поднос 
- 
	10. О том, что сакам была известна письменность, свидетельствует надпись на серебряной чаше найденная в 
- 
	А)Иссыкском кургане;Б) Бесшатырском кургане;В) Каргалинский курган 
- 
	11. В сакском обществе вождь племен 
- 
	А) отсутствовал;Б) переходило по наследству;В) Избирался 
- 
	12. Вид погребального сооружения у саков 
- 
	А) Пирамида ;Б) Склеп;В) Курган 
- 
	13. «По одежде и образу жизни они похожи на скифов»,- описывал греческий историк Геродот: 
- 
	А) саков;Б) гуннов;В) усуней 
- < >
	А) весенних пастбищ;Б) летних пастбищ;В) зимних пастбищ 
- 
	15. Главную роль в хозяйстве саков играло: 
- 
	А) рыболовство ;Б) земледелие;В)скотоводство 7. Итог урока: Подведение итогов, выставление оценок, Д/з §14 читать 









 
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
         
	 
     
                                     
                                     
                                     
                                    