Урок на тему: Коллективизация в Казахстане. Трагедия казахского народа.
Урок на тему: Коллективизация в Казахстане. Трагедия казахского народа.
Цель: 1. Выявить степень компетентности учащихся по изученному материалу; 2. Развивать способность у учащихся самостоятельно добывать знания; 3. Научить давать критическую оценку и делать соответствующие выводы; 4. Прививать детям любовь, уважение и отдать дань тем, кто вынес на своих плечах трудности коллективизации и репрессий в Казахстане.
Задачи: Познакомить учащихся с процессом коллективизации в Казахстане. Помочь разобраться в сложившейся ситуации в текущий период жизни Казахстана.
Методы: Интерактивный, словесный (словарная работа), фронтальный и тестовый опросы, работа в группах, проблемный.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: Коллективизация в Казахстане. Трагедия казахского народа. »
Класс: 9 «В» дата: 20.11.2014 г.
Урок на тему: Коллективизация в Казахстане. Трагедия казахского народа.
Эпиграф:
За каждый стог, что в поле лежал, За каждый рог, что в хлеву держал, За каждый воз, что с поля привёз, За собачий хвост, за кошачий хвост, За тень от избы, за дым от трубы, За свет и за мрак, и за просто, так...
А.Твардовский. Страна Муравия.
Цель: 1. Выявить степень компетентности учащихся по изученному материалу; 2. Развивать способность у учащихся самостоятельно добывать знания; 3. Научить давать критическую оценку и делать соответствующие выводы; 4. Прививать детям любовь, уважение и отдать дань тем, кто вынес на своих плечах трудности коллективизации и репрессий в Казахстане.
Задачи: Познакомить учащихся с процессом коллективизации в Казахстане. Помочь разобраться в сложившейся ситуации в текущий период жизни Казахстана.
Методы: Интерактивный, словесный (словарная работа), фронтальный и тестовый опросы, работа в группах, проблемный.
Ход урока
Организационный момент;
Сообщение темы, цель, задачи урока (слово учителя);
II урок
Сообщение новой темы «Коллективизация в Казахстане. Трагедия казахского народа» (сообщение делают учащиеся);
Самостоятельная работа по группам, чтение и составление вопросов-тестов по 15, 18 параграфам;
Перекрестный опрос. Закрепление. (между группами)
Итог урока: заключение к главе (проводит экспертная группа из учащихся класса)
Сегодня мы с Вами, посвятим души прекрасные порывы, своей Отчизне. Рассмотрим темы посвященные трагедии казахского народа в годы коллективизации в Казахстане. Мне очень бы хотелось, чтобы вы показали свою компетентность и заинтересованность по данному вопросу, чтобы всегда помнили и ценили то поколение, которое вынесло на своих плечах тяготы периода коллективизации репрессий.
Годы трагедии.
Становление тоталитарной системы. В советском обществе в 30-х начале 50-х годов XX века. Складывается такой политический режим, при котором наблюдается абсолютная власть государства над человеком. В Казахстане, как и во всей стране, произошло совмещение высших органов партии и высших органов государственной власти. Характерной чертой тоталитарного режима является монополия государственно-партийной власти в экономике. Государственная форма собственности позволяла коммунистической партии определять экономическое развитие республики в интересах государства. В годы первых пятилеток в Казахстане происходила стандартизация системы управления по нормам составленным в Центре. Таким образом, у Казахстана отсутствовала свобода экономическ4ого выбора. Для формирования необходимой для тоталитарного государства системы ценностей духовной сферы с первых дней советской власти решаются задачи культурной революции. Происходит трансформация создания населения в соответствии с идеологическими установками Коммунистической партии. Тоталитарная система охватывала все сферы общественной, экономической и политической жизни населения.
Система лагерей Казахстана. 25 апреля 1930 г. Было организованно Управление лагарей ОГПУ. В Казахстане с начала 30-х годов XX в. Раз0ворачивается сеть лагерей. В мае 1930 г. было принято постановление СНК СССР «Об организации Казахстанского исправительно-трудового лагеря». 19 декабря 1931 г. было принято решение:первое отделение КазИТЛАГа перевести в совхоз «Гигант», реорганизовать в Карагандинский отдельный исправительно-трудовой лагерь ОГПУ, именуемый сокращенно «Карлаг ОГПУ». За весь период существования Карглага в нем побывали более 1 млн. заключенных.
Первоначально Карлаг был организован как совхоз-гигант ОГПУ, основной экономической задачей которого являлось освоение этого громадного сельскохозяйственного региона Казахстана.
В 30-х годах XX в. Стали создаваться специальные лагеря для содержания «изменников родины». Одним из них был Акмолинский лагерь жен «изменников родины» (Алжир, где отбывали наказания жены и родственницы С.Сейфуллина, Б. Майлина, Ж. Шанина, С. Сармолдаева, С. Ескараева и других выдающихся общественных и государственных деятелей). В послевоенное время появляются новые категории заключенных: бывшие военнопленные, пособники оккупантов, депортированные народы, военнопленные из Германии, Японии и др. для государственных преступников были образованы особые лагеря МВД и МГБ СССР. К числу таких лагерей на территории Казахстана относится Степлаг, заключенные которого работали на объектах треста «Казмедьстрой» и Жезказганского рудоуправления.
Особую известность получило 3-е отделение Степлага в Кенгире. Здесь в мае 1954 г. началось восстание заключенных. Как и другие особые лагеря, Степлаг находился в ожидании перемен после смерти И. Сталина. Однако Указ об амнистии фактически не затронул системы особых лагерей. 25 мая 1954 г. 3-е отделение Степлага в составе 4 тыс. человек отказалось выйти на работу. Сам бунт длился в течение месяца, сопротивление заключенных было сломлено путем ввода войск и танков в зону лагеря 26 июня 1954г.
Страна в полной мере использовала труд заключенных исправительно-трудовых лагерей для поднятия экономики. В лагерях действовал полный хозрасчет, содержание заключенных обеспечивалось за счет их собственного труда.
Сведения о жертвах политических репрессий по Актюбинской области.
Количество незаконно репрессированных в 30-х -начале 50-х гг. по имеющимся данным, уголовным наказаниям на этот период подвергалось 6445 чел., в их числе приговорено к высшей мере наказания — 1615 чел.
Проведены мероприятия по восстановлению некоторых документов и реабилитации 6432 чел. В связи с отсутствием в их действиях состава преступления. В числе приговоренных к высшей мере наказания были руководящие работники колхозов, 49 служащих правоохранительных органов, судов, банков, учреждений связи, торговли, культуры- представители более 50 национальностей, населявшие область или направленные на работу в Актюбинск.
Сентябрь 1987 год. Создана комиссия ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями 30 х - 40 х- 50 х годов.
16 января 1989 г. указ Президиума Верховного Совета СССР «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв уголовных дел о 4210 чел. С ноября 1988 по 1 июля 1990 г. реабилитировано 2352 человека».
В 1997 году в Актюбинской области издана «Книга памяти», в которую занесены фамилии, имена невинно осужденных. Книга не закончена списки пополняются новыми данными.
За период с конца 20-х начала 50-х годов XX в. в советской стране сформировалась тоталитарная система.
Домашнее задание тесты:
Назовите наиболее ярких представителей на политической арене Казахстана в начале XX века?
А.Байтурсынов, М.Дулатов, М. Жумабаев, Ж.Аймаутов, С.Торайгыров;
В какие годы казахская интеллигенция сделала первые шаги к созданию партии?
В годы Первой русской революции (1905-1907 гг.)
Какую цель ставила партия «Алаш»?
Поддерживать идеи справедливости, выступать против насилия, используя всю свою силу, направлять народ на путь развития.
В каком году в Казахстане проявляется активное развитие политических организаций и партий? В 1917 году.
Назовите несколько политических партий и организаций и их цели.
«Алаш»- развитие казахского народа;
«Уш жуз»- противники партии «Алаш» поддерживали большевиков и соц. Взгляды;
«Бірлік»- просветительская работа.
Фронтальный опрос. Тесты:
Какой политический режим складывался в советском обществе в 30х-50х годов XX века?
Что является характерной чертой тоталитарного режима в Казахстане?
Что происходило в годы первых пятилеток в Казахстане? И на что это влияло?
Какие сферы общественности охватывает тоталитарная система?
Что такое ГУЛАГ?
В каких годах в Казахстане разворачивается сеть лагерей?
Какое постановление СНК СССР было принято в мае 19 декабря 1930 года?
Что такое «Карлаг»? И его особенности?
С чем было связанно увеличение числа арестантов?
Для чего первоначально был создан Карлаг? И его основные задачи?
Какой женский лагерь был открыт в начале 30х годов XX века?
Какие категории заключенных появились в послевоенное время?
Для кого были организованны особые лагеря МВД и МГД СССР?
В каком лагере произошло восстание заключенных в мае 1954 года?
Для чего страна использовала труд заключенных? И что означает полный хозрасчет в лагерях?
Вывод: В советском обществе 30х начале 50х годов складывается такой политический режим, при котором наблюдается абсолютная власть государства над человеком. В Казахстане как и во всей стране происходит совмещение партии и высших органов государственной власти. Устанавливается тоталитарный режим. В годы первых пятилеток в Казахстане происходит унификация и стандартизация управления по нормам, составленным в Центре. Происходит трансформация сознания населения, тоталитарная система охватывает все сферы общественной жизни. По всей стране устанавливается политика репрессий против населения. Появляется система лагерей. В 30х годах XX века возникает крупный лагерь Карлаг. В котором побывало более 1 млн. заключенных. Заключенные лагерей используются как дешевая рабочая сила, страна использовала их для поднятия экономики в стране. В лагерях действовал полный хозрасчет, содержание заключенных обеспечивалось за счет их собственного труда.