kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок : Тема:Коллективизация в Казахстане. Трагедия казахского народа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен поурочный план по истории Казахстана по теме: Коллективизация в Казахстане.Цель: ознакомить учащихся с процессом проведения коллективизации в Казахстане; научить правильно оценивать события, происходящие в данный период на территории Казахстана. Планируемые результаты изучения материала: учащиеся углубляют свои знания о сущности политики коллективизации в процессе модернизации страны, ознакомятся с ходом, результатами и последствиями коллективизации для казахского народа; убеждаются в ее негативных последствиях; осуждаются формы и методы проведения коллективизации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок : Тема:Коллективизация в Казахстане. Трагедия казахского народа»



Учитель истории КГУ «Средняя школа № 36» Бублик Галина Александровна. г. Усть-Каменогорск.

Урок № история Казахстана 11 класс

Дата:

Тема: Коллективизация в Казахстане. Трагедия казахского народа

Цель: ознакомить учащихся с процессом проведения коллективизации в Казахстане; научить правильно оценивать события, происходящие в данный период на территории Казахстана.

Задачи:

образовательная – выявить среди учащихся степень компетентности по предложенной теме; раскрыть трагическую роль И. Сталина в формировании казахской политической системы, роль Ф. Голощекина в период проведения политики коллективизации (программа «Малый Октябрь»); продолжить изучение тоталитаризма и его кровавых последствий.

развивающая – научить учащихся давать критическую оценку тоталитарной системы советского руководства в отношении Казахстана, уметь делать соответствующие выводы; развить способность работать самостоятельно;

воспитательная - воспитание чувства патриотизма и гражданской позиции по отношению к указанным событиям.

Планируемые результаты изучения материала: учащиеся углубляют свои знания о сущности политики коллективизации в процессе модернизации страны, ознакомятся с ходом, результатами и последствиями коллективизации для казахского народа; убеждаются в ее негативных последствиях; осуждаются формы и методы проведения коллективизации.

Методы обучения и формы организации учебной деятельности: комбинированный урок с использованием мультимедийной презентации..

Оборудование: интерактивная доска, карта Казахстана, видеоматериал по темам «АЛЖИР», «КАРЛАГ», Презентация «Политические деятели 30гг. ХХ века в СССР и КазССР»

План урока:

Обучающая деятельность учителя

Познавательная деятельность учеников

Замечания, предложения, выводы

1. Организация урока

Контроль готовности к уроку.

 

 

2. Проверка выполнения домашнего задания:

 

Параграф 17-18 «Индустриализация в Казахстане»

Проверка знаний по теме:

Что такое индустриализация?

Раскройте программу плановой индустриализации в Казахстане?

Назовите самый важный объект строительства в Казахстане в годы индустриализации?

Расскажите о отношении казахской интеллигенции к проведению индустриализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов по пройденной теме

3. Новый материал

А)Запись плана учебного материала.

1) Большевистский режим в действии: построение закрытого общества.

2) Этнодемографическая ситуация в 20-30 гг.

3) Депортация репрессированных народов.

 

Б) Вступительный рассказ учителя.

 

Запись новых терминов, дат, имён в ходе объяснения.

Трагедия – большое несчастье, тяжелое событие с гибельными последствиями.

Коллективизация – политика, проводимая в СССР 1920-1940-х гг., объединение отдельных крестьянских хозяйств в крупные коллективные социалистические хозяйства-колхозы. В большинстве случаев проводилась насильно и сопровождалась массовыми репрессиями.

Геноцид – уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным и религиозным мотивам.

Репрессии - ( позднелат. repressio - подавление) - карательная мера, наказание, применяемые гос. органами.

ГУЛАГ – главное управление лагерей.

Конфискация – изъятие чего-нибудь безвозмездно в собственность государства.

Крестьянство – сельскохозяйственные производители, занимающиеся семейно-индивидуальным трудом.

Товарищество по совместной обработке земли (ТОЗ) – сельскохозяйственная кооперация в первые годы Советского власти с объединением земельных участков (наделов) и совместным трудом.

Депортация - насильственное выселение их место постоянного проживания (patria - лат. отечество).

 

 

4. Закрепление

А) Фронтальный опрос

Б) Тестирование

5. Домашнее задание: составить письмо от имени казахского крестьянина Сталину с изложением сложившейся ситуации в Казахстане.

 

6. Подведение итогов урока.

 

Комментирование и выставление оценок в журнал и дневники учащихся.

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Опрос домашнего задания

А) фронтальный опрос

Б) заполнить таблицу

Состояние народного хозяйства накануне индустриализации


Задачи, поставленные перед Казахстаном в период индустриализации


Развитие индустриализации


Последствия индустриализации для развития Казахстана

положительные

негативные






III. Изложение нового материала

Учитель: Сегодня мы с Вами поговорим о одной из самых трагичных страниц истории нашего государства, рассмотрим темы посвященные трагедии казахского народа в годы коллективизации в Казахстане. Коллективизация вошла в историю Казахстана под названием «геноцид Голощекина». Эта политика обрекла казахский народ на голод, сделала его беженцами из родной земли в мирное время, уничтожила треть народа… Сегодняшним уроком мне бы хотелось вызвать у вас заинтересованность к данной теме, чтобы такие исторические личности как Турар Рыскулов, Сакен Сейфулин, Магжан Жумабаев, люди которые пережили период проведения коллективизации стали для Вас настоящим примером патриотизма. Потому что именно в этот период шел рост самосознания казахской нации.

Учитель: Становление тоталитарной системы. Первая Мировая война, а затем революционные перемены и гражданская война, охватившие всю территорию страны Советов, принесли огромные трудности в казахскую степь. После Октябрской революции1917 года на всей территории бывшей Российской империи складывался такой политический режим, при котором наблюдалась абсолютная власть государства над человеком. В Казахстане, как и во всей стране, произошло совмещение высших органов партии и высших органов государственной власти. Характерной чертой тоталитарного режима является монополия государственно-партийной власти в экономике. Государственная форма собственности позволяла коммунистической партии определять экономическое развитие республики в интересах государства. Таким образом, у Казахстана отсутствовала свобода экономического выбора. Для формирования необходимой для тоталитарного государства системы ценностей духовной сферы с первых дней советской власти решаются задачи культурной революции. Происходит трансформация создания населения в соответствии с идеологическими установками Коммунистической партии. Тоталитарная система охватывала все сферы общественной, экономической и политической жизни населения.

- Каковы были итоги Октябрской революции для Казахстана?

Учитель: В этот период существовали все возможности бороться с баями мирным путем, с помощью переговоров. Но не понимая местных условий Ярославский и Вайнштейн давали оценку деятельности казахской интеллигенции как обвинение в «национал-уклонизме». Группа государственных и политических деятелей в лице Мендешева, Асылбекова, Сейфуллина и других – всего 14 человек – написали письмо, в котором выражали свое недовольство в адрес Ярославского. Однако эта борьба национальных деятелей против унижения казахов, деления их на классы и натравливания друг против друга не отвечала национальной политике большевиков. В сентябре 1927 г. XV съезд Коммунистической партии провозгласил курс на коллективизацию сельского хозяйства. В развитии кооперативного движения провозглашались принципы добровольности, самостоятельности, материальной заинтересованности, поэтапного перехода крестьян к высшим формам крестьянского кооперирования. ЦК партии намечал закончить коллективизацию в Казахстане к весне 1932 г.

- Кто стал руководителем проведения коллективизации в Казахстане и как называлась его программа?

- Какие последствия проведения коллективизации в Казахстане стали реально ощутимы в начале 30-х гг?

Учитель: Говоря о коллективизации нельзя не вспомнить о репрессиях применяемых по отношению к казахской интеллегенции и системе лагерей, которая формируется в Казахстане в этот период.





- Как формировалась система лагерей в этот период?.

Учитель: В 30-х годах  XX в. Стали создаваться специальные лагеря для содержания «изменников родины». Одним из них был Акмолинский лагерь жен «изменников родины» АЛЖИР, где отбывали наказания жены и родственницы С.Сейфуллина, Б. Майлина, Ж. Шанина, С. Сармолдаева, С. Ескараева и других выдающихся общественных и государственных деятелей (просмотр видеоролика «АЛЖИР»).

В сентябре 1987 года была создана комиссия ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями 30-х годов.16 января 1989 г. указ Президиума Верховного  Совета СССР «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв уголовных дел о 4210 чел. С ноября 1988 по 1 июля 1990 г. реабилитировано 2352 человека». В 1997 году в Актюбинской области издана «Книга памяти», в которую занесены фамилии, имена невинно осужденных. Книга не закончена списки пополняются новыми данными.

Закрепление:

1. Назовите наиболее ярких представителей  на политической арене Казахстана в 20-30гг. ХХ века?

2. Назовите автора программы «Малый Октябрь».

3. К каким последствиям привела коллективизация, проводимая в Казахстане?

4. Чем были вызваны восстания начала 30-х гг. в Казахстане?

5. Назовите итоги коллективизации в Казахстане?

6. В каких годах в Казахстане разворачивается сеть лагерей?

7. Кем было написано «Письмо пяти»?

8. О чем писал Турар Рыскулов в своем письме Сталину?

Вывод: В советском обществе конца 20-начала 30хх годов складывается такой политический режим, при котором наблюдается абсолютная власть государства над человеком. В Казахстане как и во всей стране происходит совмещение партии и высших органов государственной власти. Устанавливается тоталитарный режим. В годы первых пятилеток в Казахстане происходит унификация и стандартизация управления по нормам, составленным в Центре. Происходит трансформация сознания населения, тоталитарная система охватывает все сферы общественной жизни. По всей стране устанавливается политика репрессий против населения. Появляется система лагерей. В 30х годах XX века возникает крупный лагерь Карлаг, в котором побывало более 1 млн. заключенных. Заключенные лагерей используются как дешевая рабочая сила, страна использовала их для поднятия экономики в стране. В лагерях действовал полный хозрасчет, содержание заключенных обеспечивалось за счет их собственного труда.

Итоги:

Рефлексия:

Д/З: параграф 15. Характеристика Ф.И Голощекина.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Урок : Тема:Коллективизация в Казахстане. Трагедия казахского народа

Автор: Бублик Галина Александровна

Дата: 11.01.2017

Номер свидетельства: 377935


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства