Урок : Тема:Коллективизация в Казахстане. Трагедия казахского народа
Урок : Тема:Коллективизация в Казахстане. Трагедия казахского народа
Представлен поурочный план по истории Казахстана по теме: Коллективизация в Казахстане.Цель: ознакомить учащихся с процессом проведения коллективизации в Казахстане; научить правильно оценивать события, происходящие в данный период на территории Казахстана. Планируемые результаты изучения материала: учащиеся углубляют свои знания о сущности политики коллективизации в процессе модернизации страны, ознакомятся с ходом, результатами и последствиями коллективизации для казахского народа; убеждаются в ее негативных последствиях; осуждаются формы и методы проведения коллективизации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок : Тема:Коллективизация в Казахстане. Трагедия казахского народа»
Учитель истории КГУ «Средняя школа № 36» Бублик Галина Александровна. г. Усть-Каменогорск.
Урок № история Казахстана 11 класс
Дата:
Тема: Коллективизация в Казахстане. Трагедия казахского народа
Цель: ознакомить учащихся с процессом проведения коллективизации в Казахстане; научить правильно оценивать события, происходящие в данный период на территории Казахстана.
Задачи:
образовательная – выявить среди учащихся степень компетентности по предложенной теме; раскрыть трагическую роль И. Сталина в формировании казахской политической системы, роль Ф. Голощекина в период проведения политики коллективизации (программа «Малый Октябрь»); продолжить изучение тоталитаризма и его кровавых последствий.
развивающая – научить учащихся давать критическую оценку тоталитарной системы советского руководства в отношении Казахстана, уметь делать соответствующие выводы; развить способность работать самостоятельно;
воспитательная- воспитание чувства патриотизма и гражданской позиции по отношению к указанным событиям.
Планируемые результаты изучения материала: учащиеся углубляют свои знания о сущности политики коллективизации в процессе модернизации страны, ознакомятся с ходом, результатами и последствиями коллективизации для казахского народа; убеждаются в ее негативных последствиях; осуждаются формы и методы проведения коллективизации.
Методы обучения и формы организации учебной деятельности: комбинированный урок с использованием мультимедийной презентации..
Оборудование: интерактивная доска, карта Казахстана, видеоматериал по темам «АЛЖИР», «КАРЛАГ», Презентация «Политические деятели 30гг. ХХ века в СССР и КазССР»
План урока:
Обучающая деятельность учителя
Познавательная деятельность учеников
Замечания, предложения, выводы
1. Организация урока
Контроль готовности к уроку.
2. Проверка выполнения домашнего задания:
Параграф 17-18 «Индустриализация в Казахстане»
Проверка знаний по теме:
Что такое индустриализация?
Раскройте программу плановой индустриализации в Казахстане?
Назовите самый важный объект строительства в Казахстане в годы индустриализации?
Расскажите о отношении казахской интеллигенции к проведению индустриализации.
Подведение итогов по пройденной теме
3. Новый материал
А)Запись плана учебного материала.
1) Большевистский режим в действии: построение закрытого общества.
2) Этнодемографическая ситуация в 20-30 гг.
3) Депортация репрессированных народов.
Б) Вступительный рассказ учителя.
Запись новых терминов, дат, имён в ходе объяснения.
Трагедия – большое несчастье, тяжелое событие с гибельными последствиями.
Коллективизация – политика, проводимая в СССР 1920-1940-х гг., объединение отдельных крестьянских хозяйств в крупные коллективные социалистические хозяйства-колхозы. В большинстве случаев проводилась насильно и сопровождалась массовыми репрессиями.
Геноцид – уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным и религиозным мотивам.
Товарищество по совместной обработке земли (ТОЗ) – сельскохозяйственная кооперация в первые годы Советского власти с объединением земельных участков (наделов) и совместным трудом.
Депортация - насильственное выселение их место постоянного проживания (patria - лат. отечество).
4. Закрепление
А) Фронтальный опрос
Б) Тестирование
5. Домашнее задание: составить письмо от имени казахского крестьянина Сталину с изложением сложившейся ситуации в Казахстане.
6. Подведение итогов урока.
Комментирование и выставление оценок в журнал и дневники учащихся.
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Опрос домашнего задания
А) фронтальный опрос
Б) заполнить таблицу
Состояние народного хозяйства накануне индустриализации
Задачи, поставленные перед Казахстаном в период индустриализации
Развитие индустриализации
Последствия индустриализации для развития Казахстана
положительные
негативные
III. Изложение нового материала
Учитель: Сегодня мы с Вами поговорим о одной из самых трагичных страниц истории нашего государства, рассмотрим темы посвященные трагедии казахского народа в годы коллективизации в Казахстане. Коллективизация вошла в историю Казахстана под названием «геноцид Голощекина». Эта политика обрекла казахский народ на голод, сделала его беженцами из родной земли в мирное время, уничтожила треть народа… Сегодняшним уроком мне бы хотелось вызвать у вас заинтересованность к данной теме, чтобы такие исторические личности как Турар Рыскулов, Сакен Сейфулин, Магжан Жумабаев, люди которые пережили период проведения коллективизации стали для Вас настоящим примером патриотизма. Потому что именно в этот период шел рост самосознания казахской нации.
Учитель: Становление тоталитарной системы. Первая Мировая война, а затем революционные перемены и гражданская война, охватившие всю территорию страны Советов, принесли огромные трудности в казахскую степь. После Октябрской революции1917 года на всей территории бывшей Российской империи складывался такой политический режим, при котором наблюдалась абсолютная власть государства над человеком. В Казахстане, как и во всей стране, произошло совмещение высших органов партии и высших органов государственной власти. Характерной чертой тоталитарного режима является монополия государственно-партийной власти в экономике. Государственная форма собственности позволяла коммунистической партии определять экономическое развитие республики в интересах государства. Таким образом, у Казахстана отсутствовала свобода экономического выбора. Для формирования необходимой для тоталитарного государства системы ценностей духовной сферы с первых дней советской власти решаются задачи культурной революции. Происходит трансформация создания населения в соответствии с идеологическими установками Коммунистической партии. Тоталитарная система охватывала все сферы общественной, экономической и политической жизни населения.
- Каковы были итоги Октябрской революции для Казахстана?
Учитель: В этот период существовали все возможности бороться с баями мирным путем, с помощью переговоров. Но не понимая местных условий Ярославский и Вайнштейн давали оценку деятельности казахской интеллигенции как обвинение в «национал-уклонизме». Группа государственных и политических деятелей в лице Мендешева, Асылбекова, Сейфуллина и других – всего 14 человек – написали письмо, в котором выражали свое недовольство в адрес Ярославского. Однако эта борьба национальных деятелей против унижения казахов, деления их на классы и натравливания друг против друга не отвечала национальной политике большевиков. В сентябре 1927 г. XV съезд Коммунистической партии провозгласил курс на коллективизацию сельского хозяйства. В развитии кооперативного движения провозглашались принципы добровольности, самостоятельности, материальной заинтересованности, поэтапного перехода крестьян к высшим формам крестьянского кооперирования. ЦК партии намечал закончить коллективизацию в Казахстане к весне 1932 г.
- Кто стал руководителем проведения коллективизации в Казахстане и как называлась его программа?
- Какие последствия проведения коллективизации в Казахстане стали реально ощутимы в начале 30-х гг?
Учитель: Говоря о коллективизации нельзя не вспомнить о репрессиях применяемых по отношению к казахской интеллегенции и системе лагерей, которая формируется в Казахстане в этот период.
- Как формировалась система лагерей в этот период?.
Учитель: В 30-х годах XX в. Стали создаваться специальные лагеря для содержания «изменников родины». Одним из них был Акмолинский лагерь жен «изменников родины» АЛЖИР, где отбывали наказания жены и родственницы С.Сейфуллина, Б. Майлина, Ж. Шанина, С. Сармолдаева, С. Ескараева и других выдающихся общественных и государственных деятелей (просмотр видеоролика «АЛЖИР»).
В сентябре 1987 года была создана комиссия ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями 30-х годов.16 января 1989 г. указ Президиума Верховного Совета СССР «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв уголовных дел о 4210 чел. С ноября 1988 по 1 июля 1990 г. реабилитировано 2352 человека». В 1997 году в Актюбинской области издана «Книга памяти», в которую занесены фамилии, имена невинно осужденных. Книга не закончена списки пополняются новыми данными.
Закрепление:
1. Назовите наиболее ярких представителей на политической арене Казахстана в 20-30гг. ХХ века?
2. Назовите автора программы «Малый Октябрь».
3. К каким последствиям привела коллективизация, проводимая в Казахстане?
4. Чем были вызваны восстания начала 30-х гг. в Казахстане?
5. Назовите итоги коллективизации в Казахстане?
6. В каких годах в Казахстане разворачивается сеть лагерей?
7. Кем было написано «Письмо пяти»?
8. О чем писал Турар Рыскулов в своем письме Сталину?
Вывод: В советском обществе конца 20-начала 30хх годов складывается такой политический режим, при котором наблюдается абсолютная власть государства над человеком. В Казахстане как и во всей стране происходит совмещение партии и высших органов государственной власти. Устанавливается тоталитарный режим. В годы первых пятилеток в Казахстане происходит унификация и стандартизация управления по нормам, составленным в Центре. Происходит трансформация сознания населения, тоталитарная система охватывает все сферы общественной жизни. По всей стране устанавливается политика репрессий против населения. Появляется система лагерей. В 30х годах XX века возникает крупный лагерь Карлаг, в котором побывало более 1 млн. заключенных. Заключенные лагерей используются как дешевая рабочая сила, страна использовала их для поднятия экономики в стране. В лагерях действовал полный хозрасчет, содержание заключенных обеспечивалось за счет их собственного труда.